Доклад «о деятельности уполномоченного по правам человека в новгородской области в 2009 году»

Острой проблемой остается внеочередное получение жилья в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации для граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат и для граждан, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанными в соответствующем перечне. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь, это его субъективное право и оно осуществляется независимо от каких-либо дополнительных условий. Но при отсутствии финансирования практически органы местного самоуправления не могут реализовать это положение и формируют очередность среди таких граждан, и даже по решению судов не могут предоставить благоустроенного жилья. Подобные жалобы к Уполномоченному поступали из Новгородского муниципального района и города Старая Русса. Третья категория граждан согласно данной статье Жилищного кодекса Российской Федерации, - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые, благодаря решениям органов власти Новгородской области, за последние три года активно реализуют свои права на жилище, об этом более подробно рассмотрено в разделе «Права детей».

Ещё одна серьёзная проблема - переселение граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда. Согласно Положению о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, органам муниципальных образований предоставлены полномочия создавать межведомственные комиссии по оценке жилищного фонда и признании его ветхим и аварийным. К сожалению, они затягивают процессы оценки, не разъясняют гражданам их права на обращение в межведомственную комиссию, тем самым затягивают включение аварийных и ветхих домов в региональную адресную программу.

Так, например, к Уполномоченному обратились жильцы дома №1 по улице 1 Мая города Чудово. Год постройки дома – 1896, последний капитальный ремонт был в 1976 году. Из жалобы граждан: «…фундамент лопнул в пяти местах, дом покосился на одну сторону, рамы прогнили, штукатурка сыпется, в стенах трещины – можно видеть улицу, сырость, на стенках плесень, температура в зимнее время +13–+15 градусов, помойка в ужасном состоянии, грязь около дома….Нам отказали в акте об изношенности дома…». Из ответа Администрации города Чудово: «…был проведен ремонт кровли, строительство нового туалета, ремонт стояка печного отопления в кв. 7, электромонтажные работы. Заявлений в межведомственную комиссию…от жильцов не поступало». Поэтому Уполномоченный разъяснил жителям этого дома, как действовать в дальнейшем и обращение оставил на контроле. Подобные жалобы на длительные технические исследования домов поступали из Маловишерского, Новгородского, Окуловского, Чудовского муниципальных районов, городов Боровичи и Великий Новгород.

В течение двух лет проводилась работа Уполномоченного по жалобе гражданки А. о невозможности проживания в доме № 53 по улице Береговой в Великом Новгороде, в котором помимо взрослых проживают и дети. Уполномоченный несколько раз обращался в межведомственную комиссию Администрации Великого Новгорода по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания с инициативой о проведении обследования дома и комиссии о признании его ветхим и неподлежащим капитальному ремонту. И только 15 декабря 2009 года решением Думы Великого Новгорода утверждена муниципальная адресная программа, куда вошёл под расселение в 2012 году данный дом. Такое длительное решение вопроса вызывает явное неуважение населения к местным органам власти.

На рассмотрении у Уполномоченного находятся жалобы 11 граждан, проживающих в микрорайоне Усть-Брынкино города Боровичи. В ходе работы над ними в соответствии со ст. 17 областного закона от 03.11.2005 № 552-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Новгородской области» были направлены запросы в прокуратуру Новгородской области, в межрайонную прокуратуру города Боровичи, Администрацию Боровичского муниципального района, Администрацию города Боровичи, Арбитражный суд Новгородской области. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы содержания муниципального жилищного фонда, а также владения, пользования и распоряжения имуществом отнесены к полномочиям поселений. Поэтому Администрация Новгородской области принимает распоряжение от 24.12.2008 № 318-рз «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и Боровичским муниципальным районом, в границах которого они образованы», по которому дома микрорайона Усть-Брынкино должны быть приняты в муниципальную собственность городского поселения, которые ранее были признаны ветхими и подлежащими сносу и вошли в план переселения граждан на 2007–2010 годы, утвержденный Администрацией Боровичского муниципального района 6 декабря 2007 года. Однако распоряжением администрации Боровичского городского поселения от 20.05.2009 № 230-рг квартиры, расположенные в домах ветхого и аварийного жилищного фонда, исключены из перечня передаваемого имущества.

В настоящее время идёт разбирательство между двумя органами власти в арбитражном суде о принятии в собственность указанных жилых помещений, а переселение граждан оттягивается во времени. Уполномоченным установлен факт нарушения прав граждан местными органами власти, которых избирает население и перед которым несёт полную ответственность за организацию достойного и комфортного проживания на данной территории.

В соответствии со статьями 86–89 Жилищного кодекса Российской Федерации определен особый порядок переселения граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания. Следует отметить, что предоставления жилья по данному основанию не имеет целью улучшение жилищных условий, а направлено, прежде всего, на реализацию нормы статьи 40 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что каждый имеет право на жилище. Реальное переселение из ветхого жилья вызвало непонимание и протест граждан. Особенно это имело место в городе Старая Русса, по причине того, что администрация городского поселения предоставляла жильё, неудобное для проживания, и при этом не считала нужным давать людям разъяснения. Так, семья гражданки М., состоящая из четырех человек - мать, отец и она с сыном - имели в ветхой квартире две маленькие комнаты, а им давали одну благоустроенную однокомнатную квартиру. Уполномоченный обратился по данной ситуации в Администрацию города Старая Русса, к компетенции которой относится рассмотрение жалобы по существу. Администрацией города Старая Русса было предложено гражданам на этапе строительства осуществить перепланировку квартиры с целью выделения двух комнат.

Несомненно, что действие программы по переселению из ветхого жилья – это положительный фактор для населения, но органам власти крайне необходимо своевременно и уважительно проводить эту работу с гражданами, тем самым не дискредитируя государственную жилищную политику.

Реализация жилищных прав граждан во многом зависит от хода реформирования жилищно-коммунального хозяйства, которое продолжается уже почти десять лет. Главная цель реформирования заключается в том, чтобы коммунальные предприятия «не сидели на бюджете», а смогли продавать свои услуги потребителям по реальным, «бездотационным» тарифам, многоквартирные дома управлялись собственниками или выбранными ими частными управляющими компаниями, а граждане сами вкладывали свою долю в реальный ремонт. Кроме этого, необходимо перевести население на стопроцентную оплату жилья и коммунальных услуг, а льготы заменить денежными компенсациями из бюджета. Конечно, такой жесткий подход в реформе вызывает у населения явное непонимание и нежелание менять что-либо. Однако без целенаправленного взаимодействия, общих ориентиров, серьезного понимания, что без воспитания самосознания собственников жилья и широкого привлечения их к процессу реформирования, реформы в системе жилищно-коммунального хозяйства невозможны. Поэтому крайне необходима широкая информационная политика и разъяснительная работа с гражданами по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства, чего в практической деятельности органов власти явно не хватает.

Об этом говорят многочисленные обращения и жалобы населения к Уполномоченному. Исходя из статьи 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения, т. е. товариществам собственников жилья должны передаваться многоквартирные дома в управление после проведения в них необходимых ремонтов, но этого не происходит. Управляющие компании тоже не смогут сразу сделать ремонты и навести порядок. Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагается бремя содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на самих собственников. Таким образом, идут бесконечные разбирательства в судах. По обращениям граждан Уполномоченным был сделан запрос в Управление Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области, исходя из ответа которого установлено, что на исполнении в отделе судебных приставов только Великого Новгорода находится 41 исполнительное производство, возбужденное на основании решений суда о произведении ремонтных работ в жилых домах. Неисполнение вызвано отсутствием бюджетных средств на проведение работ. Поэтому органам власти необходимо четко организовать работу по реализации Федерального закона «О фонде содействия реформированию ЖКХ», по которому можно получить средства из федерального источника и тем самым решать многолетние проблемы с жилищным фондом. Обращения граждан к Уполномоченному будут иметь разрешение в планах проведения капитальных ремонтов домов на 2010 год.

Острыми проблемами у населения были и остаются коммунальные услуги: обеспечение водой, электроэнергией, газификация, теплоснабжение – об этом их обращения. В течение трёх лет не снимается вопрос водоснабжения в районном центре – посёлке Крестцы и посёлке Котово Окуловского муниципального района.

К Уполномоченному обратились жители девяти домов по улице Гагарина и трёх домов по переулку Железнодорожному в посёлке Крестцы о необходимости прокладки водопроводов в 650 и 800 метров, соответственно 445 тыс. руб. и 800 тыс. руб. требуется на реализацию этого вопроса. В течение 2009 года велась и ведётся до настоящего времени «бурная» переписка Уполномоченного, районной Администрации, Администрации поселка и комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области о решении этой проблемы. В то же время в области работает целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Новгородской области на 2008-2012 годы». По мнению Уполномоченного, органам местного самоуправления необходимо разрешить данный вопрос.

Большое количество обращений к Уполномоченному затрагивало вопросы деятельности ТСЖ и управляющих компаний. Уполномоченный в пределах своей компетенции проводил с гражданами разъяснительную работу по этим проблемам. Жилищное законодательство возлагает на собственников помещений в многоквартирном доме обязанность и одновременно предоставляет право самостоятельного выбора наиболее удобного для них способа управления многоквартирным домом, кроме этого не ограничивает в принятии решения о смене управляющей организации, если это вызвано неудовлетворительной ее работой. Таким образом, созданы условия для свободной конкуренции и для улучшения содержания жилищного хозяйства. К сожалению, граждане проявили свой правовой нигилизм, а органы местного самоуправления - формальный и плохо организованный подход к разъяснению и созданию новых форм управления в системе ЖКХ, поскольку в условиях реформирования очень важно сформировать позитивное отношение общества к частным управляющим компаниям с учетом их открытости и социальной значимости своей деятельности. Таким образом, крайне важно для решения проблем населения организовать несколько направлений деятельности:

- системность со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в информировании и разъяснении населению проводимой реформы ЖКХ;

- подготовка и переподготовка кадров по работе управляющих организаций;

- организация регламентирующих правоотношений с ресурсоснабжающими предприятиями;

- отработка регламента и порядок передачи технической документации по многоквартирному дому и документации по земельному участку управляющим организациям;

- разъяснение условий и включение в целевые федеральные, областные целевые программы по капитальным ремонтам и установки энергосберегающих приборов;

- контроль за нецелевым использованием денежных средств граждан по оплаченным коммунальным услугам управляющими компаниями и ТСЖ;

- разработка критериев оценки деятельности управляющих организаций.

Именно этот перечень вопросов звучал в обращениях населения к Уполномоченному.

Ещё в 2008 году к Уполномоченному обратились граждане, проживающие в приватизированных квартирах в Великом Новгороде по улице Федоровский ручей, дом 23/1, и желающие создать ТСЖ. Однако, сделать это не могут, т.к. подвал с инженерными коммуникациями, который должен быть отнесен к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома, принадлежит Новгородскому областному потребительскому обществу «Облпотребсоюз» (далее НОПО «Облпротребсоюз»). Данное обстоятельство нарушает права жильцов, так как согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе и подвалы.

При передаче в 1998 году части указанного ранее бывшего общежития в муниципальную собственность в соответствии с распоряжением Администрации Великого Новгорода от 18.02.1998 № 525, при фактическом разделении дома на квартиры и общежитие не было произведено в натуре разделение имущества дома.

С 1999 по 2006 годы квартиры были приватизированы жильцами. А на встроенные помещения (общежития общей площадью 1406 кв. м, и подвала общей площадью 510,4 кв. м) решением Арбитражного суда Новгородской области от 20.01.2003 был установлен факт владения НОПО «Облпотребсоюз», при этом интересы собственников приватизированных квартир не были учтены. В дальнейшем, 10 июня 2005 года, Управлением Федеральной регистрационной службы по Новгородской области было зарегистрировано и право собственности НОПО «Облпотребсоюз» на эти помещения.

По рекомендации и при поддержке Уполномоченного собственники квартир указанного дома обратились в Арбитражный суд Новгородской области, а затем и в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа с тем, что решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.01.2003 было вынесено не законно, без ведома заинтересованных лиц.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.07.2009 решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.01.2003 было отменено, и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новгородской области.

Определением Арбитражного суда Новгородской области от 08.09.2009 по данному делу заявление НОПО «Облпотребсоюз» об установлении юридического факта владения строением (нежилым помещением) на праве собственности от 15.12.2002 оставлено без рассмотрения.

  1. Доклад «о деятельности уполномоченного по правам человека в новгородской области в 2009 году» (1)

    Доклад
    Кризисная ситуация не обошла стороной наших граждан: потеря работы, уменьшение заработной платы, невозможность выплаты кредитов и строительства жилья.
  2. Д оклад о соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2009 году

    Реферат
    В соответствии со ст.28 Закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные вопросы реализации конституционных
  3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2006 году

    Доклад
    В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий главные
  4. «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Новгородской области в Новгородской области в 2008 году»

    Доклад
    Статья 19 Конституции Российской Федерации определяет: все граждане страны равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного
  5. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (2)

    Доклад
    Построение правового государства и гражданского общества во многом зависит от уровня организации системы образования и просвещения в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
  6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (7)

    Доклад
    Образование и просвещение в области прав человека представляет собой важное условие создания эффективной системы предупреждения правонаруше-ний, формирования культуры прав человека.
  7. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (4)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  8. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  9. «О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области за первые полгода работы и о ситуации с защитой прав детей в регионе в 2010 году»

    Реферат
    «О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области за первые полгода работы и о ситуации с защитой прав детей в регионе в 2010 году».

Другие похожие документы..