Доклад «о деятельности уполномоченного по правам человека в новгородской области в 2009 году»

- от родителей учащихся и педагогов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28» Великого Новгорода о защите прав детей в процессе реорганизации образовательного учреждения.

Уполномоченный считает, что подобных массовых обращений можно было бы избежать, заранее проведя разъяснительную работу, обсудив проекты с заинтересованными лицами, в первую очередь, – родителями и педагогами, реализуя таким образом гарантированное статьёй 29 Конституции Российской Федерации право на свободное получение информации.

Главным же итогом работы Уполномоченного над одним из этих обращений стали слова благодарности от родителей: «Благодаря Вашей помощи наши дети имеют возможность играть и развиваться в привычных условиях со знакомыми специалистами, что способствует их здоровому развитию. Большое Вам материнское спасибо за оказанную помощь, за участие в судьбах наших детей».

Ежегодно к Уполномоченному обращаются граждане, проживающие в областном центре и районах области, получившие отказ в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении для своего ребёнка. В 2009 году таких обращений было всего 5, большинство - из Великого Новгорода. По данным обращениям в адрес органов управления образованием Уполномоченным были направлены письма с указанием на обязанность обеспечения государственных гарантий бесплатного и доступного дошкольного образования. Все обращения разрешены положительно.

В адрес Уполномоченного в течение 2009 года поступали обращения, рассмотрение которых не входит в его компетенцию, определённую областным законом от 03.11.2005 № 552-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Новгородской области». К Уполномоченному на личном приёме обратилась гражданка П. в интересах своего несовершеннолетнего сына. Данное обращение не могло быть рассмотрено Уполномоченным по существу, т.к. не содержало претензий к органам государственной власти Новгородской области и органам местного самоуправления, но с подобной ситуацией Уполномоченный столкнулся впервые, поэтому для выяснения обстоятельств по обращению были направлены запросы в соответствующие организации. Обращение связано с защитой жилищных прав несовершеннолетнего, брак родителей которого был расторгнут, но после расторжения брака все члены бывшей семьи были зарегистрированы по одному адресу – в служебном жилье, предоставленном как семье военнослужащего. Отец несовершеннолетнего подлежит увольнению и планирует стать участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675, но не включает в число членов семьи и соответственно в заявление, предоставляемое для включения в подпрограмму, своего сына, в отношении которого он не лишен родительских прав. В соответствии с установленными нормами только военнослужащий решает, оформляя заявление, включать ему в состав семьи ребёнка либо нет. В данном случае отец не учитывает интересы ребёнка. Уполномоченный по итогам рассмотрения обращения оценил сложившуюся ситуацию как нарушение права ребёнка и разъяснил заявительнице средства, которые она может использовать для защиты имущественных интересов своего сына.

С положительным итогом разрешилось обращение гражданки П. из г. Малая Вишера, являющейся опекуном двух несовершеннолетних внуков, родители которых погибли в автомобильной катастрофе. В обращении содержалась просьба о решении вопроса финансового обеспечения исполнения кредитных обязательств по ипотечному договору, заключенному погибшим отцом несовершеннолетних. В целях координации деятельности всех служб, от которых зависело решение этого вопроса, по инициативе Уполномоченного было проведено экстренное совещание, в ходе которого был выработан механизм, обеспечивающий возможность оплаты ипотеки, в том числе был заключен договор об осуществлении опеки и попечительства на возмездных условиях (опекун получила право на вознаграждение за каждого ребёнка), и было разрешено средства, предусмотренные областным законодательством на содержание детей, использовать на погашение кредита, кроме того, была выделена небольшая сумма из средств, собранных в ходе Рождественского марафона 2009 года. И хотя решить проблему полностью гражданка П. смогла только с помощью благотворительных взносов, следует отметить активность и оперативность всех органов власти, в первую очередь, – органов опеки и попечительства Маловишерского муниципального района в оказании помощи детям по защите их имущественных прав.

Семейные конфликты, затрагивающие, несомненно, положение детей, их имущественные и неимущественные права, были в 2009 году рассмотрены Уполномоченным в части предоставления разъяснений и консультирования граждан. Эти обращения касались выселения несовершеннолетних детей из жилых помещений, принадлежащих бывшим родственникам (отцу, матери, бабушке); недовольства методами воспитания детей; проблем общения детей с родителями после расторжения брака; ограничения прав родителей в отношении воспитания детей; определения места жительства ребёнка.

Наряду с рассмотрением обращений в интересах детей Уполномоченный с целью мониторинга соблюдения прав детей в государственных и муниципальных учреждениях посетил:

- 19 учреждений образования;

- 3 учреждения системы социальной защиты населения;

- 5 учреждений здравоохранения.

Информация о проблемах, существующих в учреждениях, и в основном касающихся состояния материальной базы, оперативно доводилась до органов власти и находилась на контроле до полного разрешения.

Из года в год, из доклада в доклад переходит проблема, которую решать, по мнению Уполномоченного, необходимо в срочном порядке – создание безопасных условий пребывания детей в государственном учреждении здравоохранения «Детский противотуберкулёзный санаторий «Хвойное». Несмотря на то, что строительство лечебного корпуса было запланировано ещё Концепцией социально-экономического развития области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, принятой областным законом от 16.11.2007 № 192-ОЗ, а спального - Комплексной программой развития здравоохранения Новгородской области на 2007–2011 годы, утверждённой постановлением Администрации Новгородской области от 26.03.2007 № 71, строительство не начато, а условия пребывания детей остаются опасными и некомфортными – отсутствует качественное ограждение территории, учебная и игровая базы скудные, бытовые условия проживания детей неудовлетворительные, всё это далеко от реализации одного из основных конституционных принципов – государственной защиты детства.

В противоречие с указанным выше принципом входит и ситуация, сложившаяся с детьми, направляемыми в государственное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Юрьево» (далее Центр). В ходе посещения этого учреждения до Уполномоченного была доведена информация о том, что в кафе, принадлежащем обществу с ограниченной ответственностью «Исток», расстояние от входа в которое до входа в столовую Центра составляет всего 6 м, продаются спиртные напитки, а в летнее время на территории, прилегающей к входу в кафе, посетители распивают их прямо на глазах у детей, что, несомненно, оказывает негативное влияние на воспитание подрастающего поколения. И если до мая 2009 года в соответствии с нормами, установленными органами местного самоуправления городского округа Великий Новгород, в указанном кафе была запрещена продажа крепкой алкогольной продукции, то после изменения нормативной базы по вопросам оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции данное кафе, являясь предприятием общественного питания, закрепило право осуществления розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции. Самым удивительным в этой ситуации является то, что основной мотив, который позволил кардинальным способом изменить отношение власти к этой проблеме, заключается в учёте расстояния от кафе не до входа в столовую Центра, а до центрального входа в Центр, что составляет более 50 метров. По мнению Уполномоченного данная ситуация недопустима и необходимо сделать всё, чтобы разрешить её.

Несомненно, для реализации государственной политики в сфере защиты прав ребёнка сегодня делается очень многое, но Уполномоченный вынужден констатировать, что всё же явно не хватает внимания к правам и законным интересам детей.

Во Всемирный день ребёнка, который отмечается в большинстве стран 20 ноября, т.к. именно в этот день была принята Конвенция о правах ребёнка, по инициативе Уполномоченного был подготовлен специальный выпуск программы «Вече» на Новгородском областном телевидении. В ходе эфира были подняты многие проблемы детства и сделан вывод о том, что права детей на особую заботу и помощь, провозглашенные Конвенцией о правах ребёнка, пока остаются декларативными, а для многих детей детство остаётся безрадостным.

2.2.2. Право граждан на жилище и жилищно-коммунальное обслуживание

Право граждан на жилище закреплено в основном законе Российской Федерации – Конституции (статья 40). Несомненно, оно относится к числу основных прав. А на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена задача поощрения жилищного строительства, создания условий для осуществления права каждого распоряжаться своим жилищем и его приобретать, и только малоимущим и другим категориям граждан согласно законам Российской Федерации предоставляется бесплатное или за доступную плату жильё.

В настоящее время действует обширная законодательная база в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ), которую гражданам необходимо знать, чтобы решать наболевшие вопросы и чувствовать себя комфортно при их решении.

Ежегодно в адрес Уполномоченного по правам человека обращается все большее количество граждан по вопросам соблюдения их прав в жилищно-коммунальной сфере, и эта тема в общем количестве обращений всегда лидирует - если в 2008 году их было 175, то в 2009 году уже 322 (30,6%).

В числе наиболее важных проблем заявители называют:

- медленное решение вопроса получения жилья для отдельных категорий граждан согласно Жилищному кодексу Российской Федерации;

- ветхое и аварийное состояние жилищного фонда и вопросы расселения;

- неудовлетворительная работа управляющих компаний по ремонту и услугам;

- невозможность приватизации жилища;

- содержание закрепленного жилья за детьми-сиротами;

- нарушение прав участников долевого строительства жилья;

- высокие тарифы и плата за содержание;

- нарушение правил постановки на учет в качестве нуждающихся в муниципальных образованиях и поселениях;

- слабая информированность населения в жилищно-коммунальных вопросах;

- создание товариществ собственников жилья (далее ТСЖ);

- получение жилья для военнослужащих и их семей;

- получение жилья для вынужденных переселенцев и их семей, и другие.

Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», несомненно, сыграла важную роль в исполнении государственных обязательств перед отдельными категориями граждан: сам процесс стал более понятен и реален. В 2009 году за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями обеспечены: 118 ветеранов Великой Отечественной войны, 30 инвалидов по общему заболеванию, 1 ветеран боевых действий, улучшили свои жилищные условия 44 семьи и подали заявление на получение государственного жилищного сертификата 335 человек. По сравнению с нуждающимися гражданами, стоящими на очереди, эти цифры пока скромные, но есть надежда, что после преодоления экономического кризиса данный процесс ускорится.

В соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» началось переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. В течение 2003–2009 годов улучшили свои условия 1069 человек и ликвидировано 22396,8 кв. м. аварийного и ветхого жилья. Постановлением Администрации области от 10.12.2009 №451 утверждена новая областная целевая программа «Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в 2010–2015 годах», по которой планируется переселение порядка 2000 граждан, общей площадью аварийного фонда 44 тыс. кв. м.

По программе «Социальное развитие села до 2012 года» для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в 2009 году выплачено более 133 миллионов рублей из федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников, по программе 2010 года планируется более 137 миллионов рублей, что позволит улучшить жилищные условия 140 семьям сельских жителей.

Построено и введено в эксплуатацию 245,6 тыс. кв. м жилья (95% к уровню 2008 года). По итогам реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» создано 134 управляющих организаций или 80,7% от всего количества многоквартирных домов определили способ управления и выделено на капитальные ремонты около 303 млн. руб. из федерального фонда содействия реформированию ЖКХ.

Исходя из этого короткого перечисления положительных фактов решения вопросов прав граждан в сфере ЖКХ, следует отметить, что органы власти области целенаправленно выстраивают политику на территории в соответствии с федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Однако, как сказано выше, количество обращений граждан к Уполномоченному растёт. Что же беспокоит жителей нашей области?

Обеспечение жильем отдельных категорий граждан по государственным обязательствам согласно федеральным законам - объективно длительный процесс. На учёте по льготным категориям в Новгородской области на 1 января 2010 года состоит около 2900 человек. Исходя из результатов 2009 года, эта проблема решается слишком медленно.

К Уполномоченному неоднократно поступали обращения от ветеранов Великой Отечественной войны, не успевших встать на очередь до 1 марта 2005 года по улучшению жилищных условий. Указом Президента Российской Федерации Медведева Д.А. от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» проблема постановки на учёт и получения жилья всеми нуждающимися ветеранами войны решена, независимо от времени постановки на учёт. Другой вопрос, который звучит от граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, это маленький размер социальных выплат, на который невозможно приобрести необходимое жильё и невключение всех членов семьи лиц указанных категорий, а только непосредственно самого льготника в расчёты.

Государство берет на себя обязательства за тех граждан, относящихся к льготным категориям, которые встали на очередь до 1 января 2005 года. А как же быть инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставшим на учет позднее, ведь их число не уменьшается? Согласно жилищному законодательству – в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учёт. Таким образом реализовать свое право на жилище они смогут не скоро!

Так, например, к Уполномоченному обратился житель города Великий Новгород К. с просьбой разъяснить, в какой срок его семья сможет получить жильё, а проживают они в комнате 12 кв.м вчетвером (двое членов семьи – инвалиды с детства) и состоят на очереди с 1990 года, в сводном областном списке они 104. Надеемся, что 2010 год станет для них годом решения проблемы. К сожалению, такой пример носит массовый характер нарушения права на жилище.

  1. Доклад «о деятельности уполномоченного по правам человека в новгородской области в 2009 году» (1)

    Доклад
    Кризисная ситуация не обошла стороной наших граждан: потеря работы, уменьшение заработной платы, невозможность выплаты кредитов и строительства жилья.
  2. Д оклад о соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2009 году

    Реферат
    В соответствии со ст.28 Закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные вопросы реализации конституционных
  3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2006 году

    Доклад
    В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий главные
  4. «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Новгородской области в Новгородской области в 2008 году»

    Доклад
    Статья 19 Конституции Российской Федерации определяет: все граждане страны равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного
  5. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (2)

    Доклад
    Построение правового государства и гражданского общества во многом зависит от уровня организации системы образования и просвещения в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
  6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (7)

    Доклад
    Образование и просвещение в области прав человека представляет собой важное условие создания эффективной системы предупреждения правонаруше-ний, формирования культуры прав человека.
  7. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (4)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  8. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  9. «О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области за первые полгода работы и о ситуации с защитой прав детей в регионе в 2010 году»

    Реферат
    «О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области за первые полгода работы и о ситуации с защитой прав детей в регионе в 2010 году».

Другие похожие документы..