2. Общество и природа


ВНИМАНИЕ!

Текст – результат оптического распознавания после сканирования. НЕ вычитан на ошибки, НЕ отформатирован. Будьте внимательны при копировании

УДК 373:3 ББК 60я72 Б24

Баранов, П.А.

П24 Обществознание : полный справочник для подго­товки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, СВ. Шев­ченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009. — 478, [2] с. — (Единый государственный экза­мен).

ISBN 978-5-17-057401-8 (ООО «Издательство ACT»)

ISBN 978-5-271-22704-2 (ООО «Издательство Астрель»)

В справочнике, адресованном выпускникам и абитуриентам, в полном объеме дан материал курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене.

Структура книги соответствует кодификатору элементов содер­жания по предмету, на основе которого составлены экзаменацион-ммо аадания — контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.

В справочнике представлены следующие разделы курса: ♦ Об­щество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».

Краткая и наглядная — в виде схем и таблиц — форма из­ложения обеспечивает максимальную эффективность подготовки к ж шмону Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каж дую тему, помогут объективно оценить уровень знаний.

Содержание

Предисловие.....................-................ 7

Раздел 1. ОБЩЕСТВО

Тема 1. Социум как особенная часть мира.

Системное строение общества................. 9

Тема 2. Общество и природа........................ 13

Тема 3. Общество и культура....................... 15

Тема 4. Взаимосвязь экономической, социальной,

политической и духовной сфер общества........ 16

Тема 5. Социальные институты..................... 18

Тема 6. Многовариантность общественного развития.

Типология обществ........................ 20

Тема 7. Понятие общественного прогресса............. 30

Тема 8. Процессы глобализации

и становление единого человечества........... 32

Тема 9. Глобальные проблемы человечества............ 34

Раздел 2. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Тема 1. Культура и духовная жизнь.................. 38

Тема 2. Формы и разновидности культуры:

народная, массовая и элитарная;

молодежная субкультура.................... 42

Тема 3. Средства массовой информации............... 46

Тема 4. Искусство, его формы, основные направления ... 48

Тема 5. Наука................................... 52

Тема 6. Социальная и личностная

значимость образования..................... 55

Тема 7. Религия. Роль религии в жизни общества.

Мировые религии.......................... 57

Тема 8. Мораль. Нравственная культура.............. 64

Тема 9. Тенденции духовной жизни

современной России........................ 71

Раздел 3. ЧЕЛОВЕК

Тема 1. Человек как результат биологической

и социальной эволюции..................... 74

Тема 2. Бытие человека........................... 77

Тема 3. Потребности и интересы человека............. 78

3

Тема 4. Деятельность человека, ее основные формы..... 80

Тема 5. Мышление и деятельность.................. 88

Тема 6. Цель и смысл жизни человека............... 91

Тема 7. Самореализация.......................... 93

Тема 8. Индивид, индивидуальность, личность.

Социализация индивида.................... 94

Тема 9. Внутренний мир человека .................. 97

Тема 10. Сознательное и бессознательное.............. 99

Тема 11. Самопознание............................ 102

Тема 12. Поведение............................... 104

Тема 13. Свобода и ответственность личности........... 106

Раздел 4. ПОЗНАНИЕ

Тема 1. Познание мира........................... 109

Тема 2. Формы познания: чувственное

и рациональное, истинное и ложное........... 110

Тема 3. Истина, ее критерии.

Относительность истины.................... 113

Тема 4. Виды человеческих знаний ................. 115

Тема 5. Научное познание......................... 117

Тема 6. Социальные науки, их классификация......... 123

Тема 7. Социальное и гуманитарное знание........... 125

Раздел 5. ПОЛИТИКА

Тема 1. Власть, ее происхождение и виды............. 131

Тема 2. Политическая система,

ее структура и функции.................... 137

Тема 3. Признаки, функции, формы государства....... 140

Тема 4. Государственный аппарат................... 149

Тема 5. Избирательные системы.................... 151

Тема 6. Политические партии и движения.

Становление многопартийности в России....... 156

Тема 7. Политическая идеология.................... 165

Тема 8. Политический режим.

Типы политических режимов................ 168

Тема 9. Местное самоуправление.................... 172

Тема 10. Политическая культура.................... 174

Тема 11. Гражданское общество..................... 178

Тема 12. Правовое государство...................... 183

Тема 13. Человек в политической жизни.

Политическое участие...................... 186

Раздел 6. ЭКОНОМИКА

Тема 1. Экономика: наука и хозяйство...............195

Тема 2. Экономическая культура....................203

Тема 3. Экономическое содержание собственности......205

Тема 4. Экономические системы....................208

Тема 5. Многообразие рынков......................211

Тема 6. Измерители экономической деятельности ......220

Тема 7. Экономический цикл и экономический рост.....223

Тема 8. Разделение труда и специализация.........., . 227

Тема 9. Обмен, торговля...........................229

Тема 10. Государственный бюджет...................230

Тема 11. Государственный долг......................233

Тема 12. Денежно-кредитная политика................235

Тема 13. Налоговая политика.......................249

Тема 14. Мировая экономика: внешняя торговля,

международная финансовая система...........253

Тема 15. Экономика потребителя ....................260

Тема 16. Экономика производителя ..................263

Тема 17. Рынок труда .............................269

Тема 18. Безработица..............................273

Раздел 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 1. Социальное взаимодействие

и общественные отношения..................276

Тема 2. Социальные группы, их классификация........280

Тема 3. Социальный статус.........................285

Тема 4, Социальная роль..........................288

Тема 5. Неравенство и социальная стратификация......291

Тема 6. Социальная мобильность....................298

Тема 7. Социальные нормы.........................301

Тема 8. Отклоняющееся поведение,

его формы и проявления....................303

Тема 9. Социальный контроль......................306

Тема 10. Семья и брак как социальные институты.......309

Тема 11. Демографическая и семейная политика

в Российской Федерации....................314

Тема 12. Молодежь как социальная группа............, 317

Тема 13. Этнические общности.......................319

Тема 14. Межнациональные отношения................323

Тема 15. Социальный конфликт и пути его разрешения . .. 333 Тема 16. Конституционные основы национальной политики

в Российской Федерации....................339

Тема 17. Социальные процессы в современной России.....342

5

Раздел 8. ПРАВО

Тема 1. Право в системе социальных норм............ 350

Тема 2. Система права: основные отрасли,

институты, отношения..................... 360

Тема 3. Источники права.......................... 363

Тема 4. Правовые акты........................... 364

Тема 5. Правоотношения.......................... 368

Тема 6. Правонарушения.......................... 371

Тема 7. Конституция Российской Федерации.......... 374

Тема 8. Публичное и частное право.................. 383

Тема 9. Юридическая ответственность и ее виды....... 384

Тема 10. Основные понятия и нормы государственного,

административного, гражданского, трудового

и уголовного права в Российской Федерации .... 389

Тема 11. Правовые основы брака и семьи.............. 422

Тема 12. Международные документы

по правам человека........................ 430

Тема 13. Система судебной защиты прав человека....... 433

Тема 14. Основы конституционного строя

Российской Федерации..................... 435

Тема 15. Федерация, ее субъекты.................... 439

Тема 16. Законодательная, исполнительная

и судебная власти в Российской Федерации..... 444

Тема 17. Институт президентства.................... 454

Тема 18. Правоохранительные органы................ 458

Тема 19. Международная защита прав человека

в условиях мирного и военного времени ....... 463

Тема 20. Правовая культура........................ 468

Литература ...................................^ . 475

Предисловие

Справочник включает материал школьного курса «06-ществознание», который проверяется на едином государс­твенном экзамене. Структура книги соответствует Стан­дарту среднего (полного) образования по предмету, на ос­нове которого составлены экзаменационные задания — контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ.

В справочнике представлены следующие разделы кур­са: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальныеот­ношения» , «Право», которые составляют ядро содержания общественного образования, проверяемого в рамках ЕГЭ. Это усиливает практическую найравленность книги.

Компактная и наглядная форма изложения, большое количество схем и таблиц способствует лучшему понима­нию и запоминанию теоретического материала.

В процессе подготовки к экзамену по обществозна-нию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе кото­рых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждой темы представ­лены варианты заданий с ответами и комментариями. Данные задания призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обще-ствознанию, уровне их сложности, особенностях их вы­полнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:

— распознавать признаки понятий, характерные чер­ты социального объекта, элементы его описания;

— сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

— соотносить обществоведческие знания с социальны­ми реалиями, их отражающими;

— оценивать различные суждения о социальных объ­ектах с точки зрения общественных наук;

— анализировать и классифицировать социальную ин­формацию, представленную в различных знаковых систе­мах (схема, таблица, диаграмма);

— распознавать понятия и их составляющие: соотно­сить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;

— устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и общество­ведческими терминами, понятиями;

—применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из пред­ложенного списка;

— различать в социальной информации факты и мне­ния, аргументы и выводы;

— называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

— перечислять признаки какого-либо явления, объек­ты одного класса и т. п.;

— раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явле­ний, действий, ситуаций;

— применять социально-гуманитарные знания в про­цессе ^шения познавательных и практических задач, от­ражающих актуальные проблемы жизни человека и обще­ства;

— осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определен­ной теме из оригинальных неадаптированных текстов (фи­лософских, научных, правовых, политических, публицис­тических);

— формулировать на основе приобретенных социаль­но-гуманитарных знаний собственные суждения и аргу­менты по определенным проблемам.

Это позволит преодолеть определенный психологичес­кий барьер перед экзаменом, связанный с незнанием боль­шинства экзаменуемых, как им следует оформить резуль­тат выполненного задания.

Раздел 1. Общество

Тема 1. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества

Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме то­го, с огромной многозначительностью. Это обусловило нали­чие множества определений данного понятия.

Понятие ^общество* в широком смысле слова можно оп­ределить как обособившуюся от природы, но тесно с ней свя­занную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединениия людей.

Общество в узком смысле слова — это:

— круг людей, объединенных общностью цели, интере­сов, происхождения (например, общество нумизматов, дво­рянское собрание);

— отдельное конкретное общество, страна, государст­во, регион (например, современное российское общество, французское общество);

  1. 2. Общество и природа (1)

    Документ
    П24 Обществознание : полный справочник для подго­товки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, СВ. Шев­ченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009.
  2. Тема История взаимоотношений общества и природы

    План-конспект
    1. Взаимоотношения с окружающей природной средой являются одной из самых важных сторон истории человечества. В них природная среда выступала исключительно как источник получения человеком всех необходимых ресурсов и благ для собственного
  3. 205 лет московскому обществу испытателей природы

    Документ
    Московское общество испытателей природы организовано в 1805 году при Московском университете, и его неразрывная связь с ним никогда не прерывалась. МОИП является старейшей научной организаций России и одной из старейших - в мире.
  4. 1. Анализ современной концепции природопользования. Закономерности взаимодействия общества и природы. 4.

    Реферат
    На рубеже II и III тысячелетий н. э. в мышлении человека и его практической деятельности происходит смена парадигмы. Экономические приоритеты, господствовавшие всю историю развития цивилизации вплоть до середины XX века, постепенно
  5. Карельский республиканский Совет Всероссийского общества охраны природы

    Документ
    Карельский республиканский Совет Всероссийского общества охраны природы в 2008 г сосредоточил свою деятельность на территориальных аспектах охраны окружающей среды в Республике Карелия.
  6. Авторская программа научно исследовательского общества «Исследователи природы»

    Программа
    Теоретические знания по особенностям строения, размножения, распространения комнатных растений обеспечивают формирование более глубоких знаний о мире растительных организмов, их многообразии, значении в жизни человека и в природе.
  7. С Козловым В. И. Научная конференция "xxvii съезд кпсс и проблемы взаимодействия общества и природы на различных исторических этапах" // Советская этнография, 1987, №5, с. 142-147 /0,6 п л

    Документ
    (с Алексеевым Б.А., Посыпкиным А.К.) Ландшафтный подход к исследованиям процессов опустынивания Борьба с опустыниванием путем комплексного развития.
  8. Природно-заповедные территории имеют важное значение в решении проблем взаимоотношений между обществом и природой. Только на неэкс-плуатируемых участках можно и

    Документ
    Природно-заповедные территории имеют важное значение в решении проблем взаимоотношений между обществом и природой. Только на неэкс-плуатируемых участках можно изучать развитие природных процессов, динамику биогеоценозов и ряд других
  9. Доклад сделан 12. 03. 10 в Московском обществе испытателей природы

    Доклад
    Максимальная продолжительность жизни (МПЖ) организмов разных видов обычно ограничивается видовым пределом, который определяется старением организма, способностью его к самообновлению и внешними условиями.

Другие похожие документы..