Отчет о научно-исследовательской работе, проведенной по заказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Тема

Отчет о научно-исследовательской работе, проведенной по заказу Министерства экономического развития и торговли
Российской Федерации

Тема:

№21.3.22. «Разработка рекомендаций по созданию и использованию единой системы объединеных государственных и муниципальных информационных ресурсов»

(Заключительный)

Москва 2003

Реферат

Отчет 463 с., 10 рис., 22 табл., 50 источников, 10 приложений.

Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, АРХИТЕКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА, АБСТРАКТНАЯ АРХИТЕКТУРА, АГЕНТ, СЕРВИС, РЕПОЗИТОРИЙ, ЭЛЕКТРОННЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ, РЕГЛАМЕНТ.

Данная работа посвящена вопросам создания объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР), а также вопросам, связанным с архитектурой электронного правительства. В работе рассматриваются организационные, технологические, административные и правовые аспекты создания ОГИР, анализируется зарубежный опыт и текущая ситуация, сложившаяся в Российской Федерации.

Цель данной работы состоит в разработке концепции создания ОГИР, которая включает в себя: анализ текущего состояния ОГИР в РФ; анализ международного опыта; определение целей, принципов и задач создания ОГИР, разработку методологической и регламентной баз ОГИР, определение состава мероприятия по созданию ОГИР в РФ; разработку комплекса критериев для отбора информационных ресурсов; планирование мероприятий по созданию ОГИР и разработку предложений по совершенствованию федерального законодательства в области совместного использования информационных ресурсов.

При проведении данной работы использовались методы системного анализа, методы проектирования информационно-технологических архитектур, включая компонентные и объектно-ориентированные технологии, а методические разработки по анализу, регламентации и информационной интеграции.

В результате проведения НИР были предложены концепция, включающая абстрактную архитектуру и организационная структура ОГИР, а также определены основные подходы к правовым аспектам, связанным с созданием и функционированием ОГИР. Кроме этого в данной работе сформулированы также основополагающие принципы объединения государственных информационных ресурсов, разработаны технологическая и организационная основы такого объединения.

Результаты данной работы в настоящий момент не внедрены.

Полученные в процессе работы результаты предполагается использовать для создания ОГИР РФ, при проведении пилотных проектов по созданию ОГИР, а также при управлении действующими ГИР.

Значимось работы заключается в создании концепции, которая с единых позиций позволяет объединить технологически разнородные информационные ресурсы, и направлена на эффективное управление процессом создания ОГИР.

Содержание

Список иллюстраций

Список таблиц

Определения

Термин

Определение

GRID (ГРИД)

распределенная система, обеспечивающая прямой доступ к компьютерам, программному обеспечению, данным и другим ресурсам, в соответствии с требованиями ряда совместно решаемых задач и связанных с распределением ресурсов стратегий, появляющихся в государственном секторе, промышленности, науке. ГРИД жестко контролируется поставщиками ресурса и потребителями, определяющими ясно и четко, что распределяется, кому разрешено распределять, и условия, в соответствии с которыми осуществляется распределение. Ряд лиц и/ или организаций, определенных такими правилами распределения, формируют «виртуальную организацию».

IT-архитектура

интегрированная среда для эволюции или поддержки существующих ИТ и приобретения новых ИТ, позволяющая достигнуть стратегических и бизнес-целей предприятия. Полная ИТ-архитектура должна состоять из логической и технической архитектуры. Логическая архитектура обеспечивает высокоуровневое описание миссии предприятия, функциональные и информационные требования, системные компоненты, а также информационные потоки между компонентами. Техническая архитектура определяет конкретные стандарты ИТ и правила, которые будут использоваться для реализации логической архитектуры.

peer-to-peer

соединение равноправных узлов ЛВС (отличающееся отсутствием выделенного центрального узла).

XML (eXtended Markup Language)

расширяемый язык гипертекстовой разметки, используемый для создания и размещения документов в Интернете. Язык XML использует структуру тегов и определяет содержание гипертекстового документа. XML позволяет автоматизировать обмен данными, не прибегая к существенному объему программирования. Стандарт на представление данных, ориентированный, в частности, на обмен информацией между независимыми участниками. В отличие от HTML, применяемого при создании web-страниц, предназначен для представления информации в рафинированном виде, более пригодном для потребления программами, а не восприятия человеком. Формат XML предполагает структурную, а не оформительскую разметку информации. Поэтому XML-файл легко обрабатывать, загружать в базы данных, а так же "накладывать" на него любой дизайн, необходимый для представления данных в удобной потребителю форме. Именно это делает XML форматом, удобным для трансляций. XML – это мета-язык для представления данных, поскольку XML-документ не только содержит в себе данные, но также несет информацию, описывающую эти данные.

Абстракция

[ISO-14258] Сокращение продолжительности или области рассмотрения без потери смысла, используемое для того, чтобы различать систему реального мира и модель реального мира.

Автоматизированная система (АС)

[РД 50-680-88] Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную поддержку выполнения установленных функций.

Автоматизированная система управления (АСУ)

совокупность математических методов, технических средств (компьютеров, средств связи, устройств отображения информации и т.д.) и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью. АСУ состоит из основы и функциональной части. В основу входят информационное, техническое и математическое обеспечение. К функциональной части относят набор взаимосвязанных программ, автоматизирующих конкретные функции управления (планирование, финансово-бухгалтерскую деятельность и др.). Различают АСУ объектами (технологическими процессами - АСУТП, предприятием - АСУП, отраслью - ОАСУ) и функциональными автоматизированными системами, например, проектирования, расчетов, материально-технического и другого обеспечения.

Агент

работающая в фоновом режиме компьютерная программа, которая выполняется автономно соответственно поведению, заложенному в нее конкретным лицом или организацией.

Агент-агентская инфраструктура

информационно-технологическая среда, в рамках которой могут создаваться, интерпретироваться, запускаться, перемещаться и уничтожаться агенты.

Административный регламент

формализованное описание исключительных прерогатив органа власти, его юрисдикции, а также описание организационных форм взаимодействия с другими органами власти в процессе подготовки, прохождения, согласования и утверждения решений, включая сферы компетенции и ответственности, требования, предъявляемые существующим законодательством, инструкциями и положениями относительно сроков, качества, характера исполнения установленных функций и отдельных видов работ в рамках этих функций.

Административный регламент

нормативный акт, который определяет последовательность взаимодействия людей, полномочных принимать решения в ходе административной (связанной с государственным управлением) работы. Административные регламенты определяют действия людей-принципалов (принимающих самостоятельные решения) и уполномоченных ими агентов (людей или электронных агентов), принимающих решения от имени и по поручению принципалов.

Архитектура

ISO-15704] Описание (модель) базовой компоновки и взаимосвязей частей системы (физического либо концептуального объекта или сущности). Замечание: Существует два и только два типа архитектур, имеющих дело с интеграцией предприятий: а) Системные архитектуры (иногда называемые архитектурами "типа 1"), которые имеют дело с конструкцией системы, т.е. с частью компьютерной системы управления общей системы интеграции предприятия; б) Проекты эталона предприятия (иногда называемые архитектурами "типа 2"), которые имеют дело с организацией разработки и реализации такого проекта, как интеграция предприятия или или других программ развития предприятий.

[D2] Конструкция или структура, которая отображает взаимосвязи между всеми элементами внутреннего подчинения, системами или действиями.

[D2] Совокупность артефактов конструкции или описательных представлений, которые являются подходящими для описания объекта таким образом, чтобы он мог продуцироваться по требованиям, а также поддерживаться на протяжении периода его полезной жизни.

Архитектура данных

[D1] Один из компонентов технической архитектуры проекта. Архитектура данных состоит, наряду с другими категориями, из объектов данных, которые имеют атрибуты и связи с другими объектами данных. Все объекты, отражаемые в архитектуре данных, связаны с бизнес-функциями предприятия.

Атрибут

[ISO-15704] Порция информации, определяющая некоторое свойство сущности.

Аудит

[ГОСТ-12207] Проверка, выполняемая компетентным органом (лицом) с целью обеспечения независимой оценки степени соответствия программных продуктов или процессов установленным требованиям.

Аутентификация

способность определить то, что объект, обладающий доверенностью – тот, за кого он себя выдает.

База данных

совокупность взаимосвязанных данных, организованная по определенным правилам.

База знаний

организованная совокупность знаний, относящихся к какой-нибудь предметной области.

Банк данных

комплекс информационных, технических, программных, языковых и организационных средств, обеспечивающих сбор, хранение, поиск и обработку данных.

Безопасность системы

1) Защищенность системы от несанкционированного использования ее функциональных возможностей, а также от возможных нарушений ее функционирования, вызванных различными предсказуемыми и непредсказуемыми обстоятельствами.

2) [D6] Безопасность системы - это не только ее характеристика, но и набор механизмов, охватывающих систему как логически, так и физически.

Бизнес-модель

[D1] Компонент моделей архитектуры, представляющий существующую и целевую архитектуры бизнеса. Бизнес-модели характеризуют бизнес-данные, которые используются для определения деловых потребностей, процессов и информации.

Бизнес-процесс

1) [ISO-15704] Частично упорядоченное множество деятельностей предприятия, которые могут выполняться для того, чтобы достигнуть данной цели предприятия или части предприятия, обеспечивающей получение желаемого конечного результата.

2) [D4] Совокупность взаимосвязанных структурированных деятельностей - цепочка событий, которая продуцирует некоторую конкретную услугу или продукт для конкретного потребителя или потребителей.

Верификация

подтверждение экспертизой и представлением объективных доказательств того, что конкретные требования полностью реализованы.

Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения

субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения указанными объектами.

Внешняя среда

[ISO-14258] Неконтролируемая часть системы, которая распространяется в такой степени, что процедура принятия решений для управления такой системой не может быть постигнута.

Гипертекст

документ, содержащий ссылки на блоки текста внутри самого документа или на другие документы.

Государственный инфокоммуникационный ресурс (ГИР)

инфокоммуникационный ресурс, созданный за счёт бюджета государства и обеспеченные:

а) нормативными актами, регламентирующими его использование,

б) организационной структурой,

в) технологической и методической базой.

Государственная тайна

защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Государственная услуга

нормативно закрепленная услуга, оказываемая государственными органами гражданам, бизнесу или другим государственным органам

Данные

информация, представленная в формализованном виде, пригодном для автоматизированной обработки.

Декларирование информации (filing)

в порядке ведомственного надзора подразумевает, что о деятельности лица-декларанта будут осведомлены как минимум чиновники, которые смогут провести предупредительные мероприятия или назначить санкции в случае, если деятельность лица-декларанта может принести или приносит вред окружающим. В этом случае информация предоставляется не широкой публике, а специально уполномоченному государственному органу.

Доверенность

Параметр или набор параметров, предложенные для доказательства того, что объект является именно тем, за кого он себя выдает. Примеры: X.509 сертификат, имя пользователя и его пароль, PGP ключ, отпечаток пальца, фотография.

Удостоверяющий центр (Credential Authority)-

Функциональная система, определяющая, действительна ли предлагаемая доверенность, и точность идентификации агента, предлагающего эту доверенность. Примеры: X.509 сертификат может быть утвержден удостоверяющим центром.

Документ

материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения.

Жизненный цикл информации (life cycle)

Жизненный цикл управления информацией заключается в планировании, сборе, создании, получении и записи информации; а также ее организации, распространении, поддержании, защите, сохранении, размещении и оценивании.

Жизненный цикл системы

конечное множество фаз и шагов определенных видов, которые система может проходить на протяжении полной истории своего существования (использования), включая определение требований, проектирование, реализацию, проведение испытаний, развертывание, функционирование, техническое обслуживание и, в конечном итоге, избавление от неё, вызванное инициацией проекта другой системой.

Записи (records)

все виды книг, документов, писем, карт, изображений, фотографий, пленок, микрофильмов, машиночитаемых материалов и других документарных материалов, независимо от их физических форм или характеристик, производимых или получаемых правительственными учреждениями в связи с осуществлением ими публичных функций и хранимых правительственными учреждениями для подтверждения организации, функций, стратегией, процедур, операций и другой их деятельности, а также просто ввиду информационной ценности этих данных. Записи не включают в себя библиотечные или музейные материалы, сделанные или сохраненные исключительно для справочных или выставочных целей; дополнительные копии документов, сохраненные исключительно для удобства пользования, а также документы, находящиеся в процессе обработки.

Запрос

см. Информационный запрос.

Защита информации

[ГОСТ-12207] сохранение информации и данных так, чтобы не допущенные к ним лица или системы не могли их читать или изменять, а допущенные лица или системы не ограничивались в доступе к ним.

Защита информационной инфраструктуры

функция организации, направленная на обеспечение: а) гарантий эффективного и безопасного функционирования систем, с адекватным уровнем конфиденциальности, целостности и доступности, б) информационной безопасности с адекватным уровнем риска и затрат. Защите подлежат такие элементы информационной инфраструктуры, как информация, конкретные системы (главные приложения, обеспечивающие системы, жизненно важные системы), группы систем для поддержки конкретных операционных программ или сами такие программы.

Индексирование документа

выражение адреса документа в терминах языка информационно-поисковой системы.

Интерактивный сервис

услуга, оказываемая запрашивающему ее лицу (организации) в режиме реального времени через сеть Интернет. Интерактивные сервисы являются неотъемлемой компонентой портала.

Интероперабельность (interoperability)

возможность (межведомственного) взаимодействия. В контексте "электронного правительства" под интероперабельностью понимается возможность нескольких государственных ведомств или систем эффективно взаимодействовать в процессе осуществления своей текущей деятельности, в том числе совместно использовать информацию и информационные ресурсы.

Информатизация

организационный социально - экономический и научно - технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационная безопасность

функция используемых информационных технологий, направленная на обеспечение целостности информационных ресурсов, их доступности, конфиденциальности, подотчетности и достоверности.

Информационная инфраструктура общества

совокупность организационных структур, которые обеспечивают функционирование и развитие информационного пространства страны, а также средств информационного взаимодействия, обеспечивающих доступ граждан и организаций к информационным ресурсам.

Информационная культура общества

способность общества эффективно использовать имеющиеся в его распоряжении информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

Информационная потребность

потребность, возникающая, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной деятельности, либо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации.

Информационная система (information system)

1) Система, предназначенная для сбора, передачи, обработки, хранения и выдачи информации потребителям и состоящая из следующих основных компонентов: Программное обеспечение; Информационное обеспечение; Технические средства; Обслуживающий персонал.

2) Организованный сбор, обработка и распространение информации, в соответствии с определенными процедурами, автоматизированными или выполняемыми вручную.

3) Комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Информационная система общего пользования

информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано.

Информационная сфера (среда)

сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации

Информационное пространство

форма существования информационных систем, характеризующаяся структурностью, протяженностью и дифференцированностью.

Информационное регулирование

это обязательные требования по обеспечению одновременно с предоставлением продуктов или услуг определенных типов информации, часто в стандартизованном формате и с заданной периодичностью.

Информационно-инфраструктурный комплекс

условно интегрированное социально-экономическое образование, построенное на базе отдельного реального элемента инфраструктуры производственного объекта с использованием современных сетевых информационных технологий. Практически представляет собой совокупность электронных, прочих инфраструктурных и производственных бизнес-решений, взаимодействующих и развивающихся в едином виртуальном пространстве данного элемента инфраструктуры.

Информационно-коммуникационный ресурс

Совокупность программно-технологических средств и информационных ресурсов, обеспечивающих поддержку возложенных на него функциональных требований (сервисов) и имеющий административное единоначалие по обеспечению своего функционирования.

Информационно-поисковая система

система, предназначенная для поиска информации в базе данных, знаний, совокупности информационных ресурсов.

Информационно–тематический комплекс

условно интегрированное социально- экономическое образование, построенное на базе отдельного, имеющего особое значение, реального элемента непроизводственной инфраструктуры с использованием современных сетевых информационных технологий. Практически представляет собой совокупность электронных, прочих инфраструктурных и производственных бизнес-решений взаимодействующих и развивающихся в едином виртуальном пространстве данного элемента непроизводственной инфраструктуры.

Информационные продукты (продукция)

документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей.

Информационные процессы

процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.

Информационные ресурсы

отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других видах информационных систем.

Информационные технологии (information technologies)

1) [ГОСТ 34.003-90] Приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных.

2) Компьютеры, вспомогательное оборудование, программное обеспечение, микропрограммы, процедуры, сервисы и связанные с ними ресурсы, используемые организацией для выполнения некоторой функции.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

ИТ-архитектура

Интегрированная среда для эволюции или поддержки существующих ИТ и приобретения новых ИТ, позволяющая достигнуть стратегических и бизнес-целей предприятия. Полная ИТ-архитектура должна состоять из логической и технической архитектуры. Логическая архитектура обеспечивает высокоуровневое описание миссии предприятия, функциональные и информационные требования, системные компоненты, а также информационные потоки между компонентами. Техническая архитектура определяет конкретные стандарты ИТ и правила, которые будут использоваться для реализации логической архитектуры.

Информационные услуги

действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

Информационный запрос

входное сообщение в автоматизированную систему, содержащее требование на выдачу информации. В поисковых системах запрос представляет собой набор слов и служебных символов, характеризующий искомую информацию.

Информационный менеджмент (information management)

дисциплина, поддерживающая эффективное и результативное управление информацией в организации, начиная от планирования и развития информационных систем, и заканчивая распоряжением информацией и/или ее долгосрочным сохранением.

Информационный посредник

юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющий услуги, связанные с обменом электронными документами между отправителем и получателем электронных документов.

Информация

сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Источник информации

объект, идентифицирующий происхождение информации; единичный элемент подмножества того или иного класса информационных ресурсов, доступного пользователю и обладающего, как правило, некоторой проблемной определенностью.

Клонирование информационных комплексов

построение на базе программ-репликантов новых отраслевых информационных комплексов, отвечающих единым стандартам представления информации, имеющих пересекающиеся базы данных, общую поисковую систему, идентичные интерфейсы

Коммерческая тайна

информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, закрытая для свободного доступа на законном основании и обеспеченная мерами по охране ее конфиденциальности.

Компьютерные преступления

противоправные действия, связанные с использованием новых возможностей по доступу к информации через информационно - телекоммуникационные сети, а также с нарушением функционирования компьютерных систем.

Конструкция системы

описание технического устройства системы. На высоком уровне абстракции это может быть некоторая структурная диаграмма. На уровнях более подробной детализации конструкция системы представляется схемами в стиле диаграмм действий, которые впоследствии будут составлять реализацию логических систем или архитектуру приложений. В объектно-ориентированной нотации это было бы методы ии их реализация.

Контроль

совокупность политики, практики, процедур и организационных структур, предоставляющих разумную гарантию, что цели бизнеса будут достигнуты и что нежелательные события будут предупреждены либо обнаружены и исправлены

Конфиденциальная информация

информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством и уровнем доступа к информационному ресурсу. Конфиденциальная информация доступна только санкционированным лицам, объектам или процессам.

Конфиденциальность

один из аспектов информационной безопасности, заключающийся в обеспечении защиты уязвимой информации от неавторизованного раскрытия. Эта защита должна охватывать хранение, обработку и передачу информации.

Концептуальная модель данных

Модель данных, используемая для моделирования предметной области информационной системы независимо от технологии, которая будет использоваться для ее реализации.

Концепция ОГИР

документ АЭГ, содержащий описание требований к технологической архитектуре инфокоммуникационного взаимодействия отдельных информационных систем и институтов, поддерживающих технологическую инфраструктуру этого взаимодействия и обеспечивающие его юридическую достоверность.

Концепция технологической совместимости

документ АЭГ, содержащий описание обязательных к применению стандартов, гарантирующих технологическую совместимость отдельных инфокоммуникационных ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления.

Концепция ЭАР

документ АЭГ, содержащий описание требований к регламентам опосредованного компьютерами взаимодействия органов власти и местного самоуправления между собой, а также с гражданами и бизнесами.

Концепция электронного государства

документ АЭГ, содержащий политические требования со стороны архитекторов государства (принципов государственного строительства и задач текущей Административной реформы) к заданиям на инфокоммуникационное обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления.

Корпоративная информационная система

информационная система, участниками которой может быть ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы.

Лингвистическое обеспечение автоматизированной системы

[РД 50-680-88] совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц, используемых в автоматизированной системе при функционировании системы для общения с комплексом средств автоматизации.

Логическая модель данных

1) Логическая модель данных определяет представления объектов, о которых предприятие хранит информацию автоматизированным или неавтоматизированным образом. Логическая модель данных могла бы быть представлена как снабженная атрибутами и ключами нормализованная модель сущностей-связей, которая следует из семантической модели предприятия.

2) В современных технологиях баз данных модель данных, определяющая представления полной базы данных или ее части в среде выбранной СУБД с точки зрения пользователя.

Массовая информация

информация, предназначенная для неограниченного круга лиц (например, печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы).

Математическое обеспечение автоматизированной системы

совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при функционировании системы.

Международный информационный обмен

передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через границы государств.

Метаданные

данные о данных: каталоги, справочники, реестры, содержащие сведения о составе данных, их содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа, приобретения и использования, авторских, имущественных и смежных с ними правах на данные и др.

Миссия

1) [ISO-15704] Деятельность, осуществляемая предприятием для того, чтобы выполнить функцию, для которой оно было учреждено, - предоставления заказчикам продукта или услуги. 2) [ISO-15704] Механизм, с помощью которого предприятие реализует свои цели и задачи.

Модель

[ISO-15704] Абстрактное представление реальности в какой-либо форме (в том числе, в математической, физической, символической, графической или дескриптивной), предназначенное для представления определенных аспектов этой реальности и позволяющее отвечать на изучаемые вопросы.

Модель доверенностей

механизм, используемый для обеспечения и подтверждения подлинности доверенностей.

Мониторинг

Один из доменов, представляющих группу процессов в классификации верхнего уровня в стандарте CobiT. Этот домен введен в связи с тем, что все процессы ИТ должны регулярно оцениваться с точки зрения их качества и соответствия требованиям контроля.

Надзор и контроль

Термин государственного строительства. Указывает на функцию выявления потенциальных несоответствий деятельности обязательным нормам, правилам, стандартам и проверку на действительное несоответствие

Нормативные документы электронного государства

те документы, которые определяют его строительство и функционирование (кроме собственно электронных административных регламентов):

Архитектура электронного государства

Метарегламенты, обеспечивающие реализацию архитектуры электронного государства

План создания инфраструктуры электронного государства (в рамках ФЦП «Электронная Россия»)

Концепция информатизации органов государственной власти и местного самоуправления (собственно концепции разворачивания электронного государства – порядка разработки и внедрения основных электронных административных регламентов)

Обобщение информации

преобразование информации о наличии множества простых частных событий в информацию о наличии некоего события более высокого уровня, в которое эти частные события входят как отдельные его элементы.

Объединённые государственные инфокоммуникационные ресурсы (ОГИР)

совокупность всех государственных инфокоммуникационных ресурсов (ГИР), способных работать совместно для обеспечения функционирования государственных органов.

Он-лайн услуги (интерактивные услуги) (on-line services)

услуги, оказываемые запрашивающему ее лицу (организации) в режиме реального времени с использованием ИКТ-средств передачи и представления информации.

Онтология

словарь для представления и коммуникации знаний по определенному предмету и набор отношений и свойств, которые присущи объектам, определенным в словаре.

Отправитель электронного документа

участник обмена электронными документами, который формирует электронный документ, подписывает его электронной цифровой подписью или иным электронным аналогом подписи и направляет его в адрес получателя непосредственно или через информационного посредника.

Параметры информации

характеристики, с помощью которых оцениваются информационные ресурсы. К основным параметрам относятся: содержание, охват, время, источник, качество, соответствие потребностям, способ фиксации, язык, стоимость.

Подпись кода

вариант цифровой подписи, в котором доверенности некоторого объекта используются для подписи кода. Цель подписи кода заключается в идентификации источника кода и проверки целостности кода. Примеры: подпись кода Java, подпись объекта DCOM, проверка контрольной суммы.

Политика

набор действий, которые должны быть выполнены при определенном наборе заданных условий.

Пользователь информации (потребитель)

субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Правительственная информация (государственная информация) (government information)

информация создаваемая, хранимая, обрабатываемая и распространяемая правительством государства вне зависимости от формы ее физического представления и являющаяся предметом правого регулирования.

Правоприменяющие функции

термин, используемый в государственном строительстве. Указывает на функции по планированию и координации применения обязательных норм, правил, стандартов в текущей деятельности государства («исполнительная власть»).

Правоустанавливающие функции

термин, использующийся в государственном строительстве. Указывает на функции по разработке и утверждению обязательных норм, правил, стандартов («законодательная власть»).

Принцип "одного окна" (универсальное правительство) (One-stop government)

полная интеграция в едином пункте доступа всей номенклатуры предоставляемых правительственных услуг потребителям, к которым относятся как граждане, так и организации. Универсальное правительство требует от всех органов власти и общественных организаций объединения друг с другом таким образом, что клиент (потребитель услуг) получал все необходимые ему правительственные услуги из единого пункта доступа вне зависимости от того, реализуется ли эта услуга в одном или нескольких правительственных организациях. При этом потребителю не требуется знать структуру органов власти и распределение функций между ними.

Принципал

управомоченный субъект, способный принимать решения, и от имени которого могут осуществляться определенные действия. Примерами принципала служат: индивидуальный пользователь, группа индивидуумов, корпорация, или другое юридическое лицо.

Проект ОГИР (ПОГИР)

группа объединённых для реализации конкретного электронного административного регламента (ЭАР) государственных инфокоммуникационных ресурсов (ГИР).

Процесс

1) [ГОСТ-12207] Набор взаимосвязанных работ, которые преобразуют исходные данные в выходные результаты.

2) [ISO-15288] Набор взаимосвязанных или взаимодействующих работ, которые преобразуют входы в выходы.

Публикация

размножение информации типографским способом с предоставлением так называемого «обязательного экземпляра» и распределением тиража заранее неизвестному кругу лиц.

Разработчик

[ГОСТ-12207] организация, выполняющая разработку (включая анализ требований, проектирование, приемочные испытания) в процессе жизненного цикла программных средств.

Разрешение на доступ

основанная на модели доверенностей (credential model) способность позволять объекту (агенту, сервису) выполнять определенные действия. Например: объект, обладающий определенными доверенностями, может читать определенные файлы, в то время как объект, обладающий другими доверенностями может осуществлять запись в файл. Примеры: OS file system permissions, Java Security Profiles (проверка имени), Database access controls.

Раскрытиеинформации (information disclosure, public access to information)

обеспечение дешевого доступа к информации по глобальной сети и возможность дешевого получения собственной копии найденной информации при условии инфраструктурных гарантий повторения подобного поиска/получения неизменившейся копии в будущем.

Регламент

обязательный для исполнения нормативный акт или гражданско-правовой договор, определяющий взаимодействие людей в ходе какой-либо деятельности. Регламенты определяют действия людей-принципалов (принимающих самостоятельные решения) и уполномоченных ими агентов (людей или электронных агентов), принимающих решения от имени и по поручению принципалов.

Реквизит электронного документа

обязательные сведения, которые должны содержаться в электронном документе для признания его действительным.

Репозиторий

база (хранилище) метаданных, содержащая сведения о составе данных, содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа к данным и др.

Репозиторий архитектуры

информационная система, используемая для того, чтобы хранить и обеспечивать доступ к архитектурной информации, а также к информации о взаимоотношениях между информационными элементами и об архитектурных продуктах.

Ресурс

1) Персонал, сырье и материалы, финансы и др., необходимые для получения требуемых результатов.

2) [ISO-15704] Сущности предприятия, которые обеспечивают некоторые или все возможности, требуемые для функционирования предприятия и/или выполнения бизнес-процессов.

3) [ISO-15288] Средства, которые потребляются во время исполнения процесса.

Система

1) Совокупность компонентов, организованных для выполнения определенной функции или набора функций.

2) [ГОСТ-12207] Комплекс, состоящий из процессов, технических и программных средств, устройств и персонала, обладающий возможностью удовлетворять установленным потребностям или целям.

3) [ISO-15288] Комбинация взаимодействующих элементов, организованная для достижения одной или более объявленных целей.

4) [ISO-15704] Совокупность объектов реального мира, организованная для заданной цели.

Служебная тайна

см. коммерческая тайна.

Собственник информационных ресурсов

субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами.

Совместное использование информации (information sharing)

использование одних и тех же массивов данных различными организациями, в соответствии с разграниченными правами доступа.

Состав документов АЭГ

документ АЭГ, в котором приводится краткое описание состава и основных идей, положенных в основу АЭГ.

Техническое обеспечение автоматизированной системы

совокупность средств реализации управляющих воздействий, средств получения, ввода, подготовки, преобразования, обработки, хранения, регистрации, вывода, отображения, использования и передачи данных с конструкторской и эксплуатационной документацией.

Технологическая структура АЭГ

информационные средства, обеспечивающие совместную работу государственных инфокоммуникационных ресурсов (Репозиторий и Удостоверяющий центр).

Управление записями (record management)

планирование, контроль, организация, обучение, развитие и другая управленческая деятельность, связанная с созданием, поддержанием и использованием записей, а также их размещением с целью достижения адекватного и грамотного документирования стратегий (политики) и транзакций правительства, а также экономичного управления деятельностью правительственных учреждений.

Участники обмена электронными документами

физические и юридические лица, а также органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные органы, участвующие в обмене электронными документами.

Федеральная архитектура предприятия

стратегически базис информационных ресурсов, который определяет: структуру бизнеса; информацию, которая необходима для осуществления бизнеса; технологии, которые необходимы для поддержки деловых операций, а также переходные процессы, необходимые для реализации новых технологий, обеспечивающих удовлетворение изменяющихся потребностей бизнеса. Федеральная архитектура предприятия должна рассматриваться либо как способ задания архитектуры конкретных предприятий, либо как некоторое рамочное решение. Основное внимание в федеральной архитектуре предприятий направлено на общие вопросы федеральной архитектуры, решение которых именно на федеральном уровне имеет важное значение для всех федеральных предприятий и общества в целом.

Федеральное предприятие

государственная некоммерческая организация федерального подчинения – орган контроля, планирования, регулирования, соцобеспечения, безопасности и т.п., на которую возложена миссия служения гражданам и экономике страны путем служения отдельным лицам, частным и другим коммерческим компаниям, стране и обществу в целом. Специфика выполнения его функций, в возможности или необходимости участия в общенациональных программах, в соответствии с его миссией.

Шифрование информации

взаимно однозначное математическое (криптографическое) преобразование, зависящее от ключа (секретный параметр преобразования), которое ставит в соответствие блоку открытой информации, представленной в некоторой цифровой кодировке, блок шифрованной информации, также представленной в цифровой кодировке. Объединяет в себе два процесса: зашифровывание и расшифровывание.

Шлюз

программа, предназначенная для соединения двух сетей, использующих различные протоколы, благодаря чему становится возможен обмен данными между ними. Перед передачей данных из одной сети в другую программа их преобразует, обеспечивая совместимость протоколов.

Экземпляр документа

образец тиражированного документа, идентичный оригиналу.

Электронная цифровая подпись

реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Электронное государство

Аспекты государственной власти и местного самоуправления, реализующиеся через применение инфокоммуникационных технологий.

Электронное правительство

1) Метафора, обозначающая информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно-коммуникационных технологий.

2) Формы и методы государственного управления и оказания услуг (гражданам, предприятиям и другим органам власти) правительством, обеспеченные ИКТ.

3) [Gartner Group] трансформирование внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов.

Электронный административный регламент (ЭАР)

нормативный акт, который определяет последовательность взаимодействия людей и их электронных агентов в ходе административной (связанной с государственным управлением) работы. Электронный административный регламент подразумевает действия людей-принципалов (представляющих ведомства) и их электронных агентов в технологической электронной среде с агент-агентской архитектурой.

Электронный документ

документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Электронный документооборот

процесс формирования, обработки, хранения и обмена электронными документами.

  1. Отчет о научно-исследовательской работе (42)

    Содержательный отчет
    «Разработка механизма аутсорсинга административно-управленческих процессов органов государственной власти, включая процессы управления информационными технологиями,
  2. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Развитие России в условиях глобализации»

    Содержательный отчет
    Объектом исследования является: процесс нового мирового развития, который будет доминировать в обществах грядущего, анализ места России в период глобализации.
  3. Отчет о научно-исследовательской работе информационно-аналитическая поддержка фцп «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (Программа)» (1)

    Содержательный отчет
    Ректор Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации
  4. Отчет о научно-исследовательской работе информационно-аналитическая поддержка фцп «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (Программа)» (2)

    Содержательный отчет
    Цель работы — совершенствование и повышение эффективности государственного управления за счет внедрения ИКТ в механизмы функционирования органов власти и процессы государственного управления.
  5. Отчет о научно-исследовательской работе по теме (2)

    Содержательный отчет
    Разработка и согласование модели угроз, модели нарушителя для подсистемы информационной безопасности официального сайта, технических требований по информационной безопасности официального сайта и технических решений по обеспечению
  6. Отчет о научно-исследовательской работе (33)

    Содержательный отчет
    АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ПРИНЦИПЫ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ, МЕТОДИКА АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПО КОНТРОЛЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ РАСХОДОВ, АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ И РАСХОДОВ НА НАУКУ,
  7. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: Разработка документов, регламентирующих деятельность уполномоченного органа по защите информации

    Содержательный отчет
    Отчет содержит Регламенты, разработанные согласно п. 12 Положения, утвержденного постановлением о сайтах, регламентирующего деятельность уполномоченного органа по защите информации:
  8. Отчет о научно-исследовательской работЕ (41)

    Содержательный отчет
    ПРОЕКТ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА И МОНИТОРИНГА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  9. План работы 244 1 Организация работы по проведению административной реформы. 246 1 Организация работы экспертных групп. 249

    Содержательный отчет
    6.3. Оценка затрат должна быть сопоставлена с оценкой преимуществ, в том числе, финансовых, от системного использования ЕФА. Представляется, что затраты многократно перекрываются предполагаемыми преимуществами.

Другие похожие документы..