Учебно-методический комплекс дисциплины «психологическое консультирование» для студентов психологического факультета Специальность 031900, квалификация специалиста

Упражнение на исследование темы предоставления советов

Ваша задача заключается в том, чтобы завершить незаконченные предложения. Постарайтесь отводить как можно меньше времени на каждое предложение.

  1. Я часто даю советы…

  2. Я получил совет от…

  3. Сложнее всего мне давать советы в отношении…

  4. Я бы никогда не дал совет в отношении…

  5. Когда речь заходит о советах, я обычно…

  6. Человеком, который всегда давал мне хорошие советы, был…

  7. На советы я реагирую…

  8. Когда другие люди дают мне советы, я…

  9. Я никогда не сомневаюсь, давая советы в отношении…

  10. Я бы описал себя как…

  11. Тип людей, которых я стремлюсь избегать, - это…

Упражнение на исследование ситуации, когда дается слишком много советов

Сначала все участники разбиваются на пары, и выступающие в роли «клиентов» начинают разыгрывать одну из нижеописанных ролей. Они рассказывают своим «консультантам» о вызывающей затруднения ситуации, те, в свою очередь, поддерживают беседу, используя только советы.

Ситуации могут быть, например, такие:

  • Вы студент (студентка), и не можете решить, продолжать или прервать отношения со своей девушкой (или молодым человеком).

  • Вы менеджер, размышляющий о целесообразности продолжения карьеры.

  • Вы коллега, желающий получить информацию о том, как можно развить навыки планирования времени.

  • Вы студент (студентка), у которого (которой) возникли проблемы с учебой.

  • Вы работник системы здравоохранения, и вас беспокоит угроза возникновения эпидемии СПИДа.

Упражнение «Сообщение негативной информации»

В данном упражнении ваша задача состоит в том, чтобы отработать использование «метода сэндвича» в ситуациях, когда необходимо сообщить «плохие» новости. Этот метод состоит из трех элементов:

  • Предупреждение об имеющихся плохих новостях;

  • Сообщение негативной информации;

  • Оказание поддержки.

В отношении данного подхода можно сделать несколько замечаний. Во-первых, элемент «предупреждения» позволяет подготовить слушателя. Во-вторых, само сообщение о неприятностях должно быть понятным и недвусмысленным. И, наконец, третий «слой» позволяет поддержать человека и помочь ему оправиться от шока.

Используйте одну или несколько из описанных ниже ситуаций для того, чтобы отработать «метод сэндвич». Выполняя данное упражнение, отслеживайте как свои реакции, так и реакции партнера.

  • Вы менеджер, отстраняющий от работы своего коллегу.

  • Вы преподаватель, сообщающий студенту об отчислении.

  • Вы работник системы здравоохранения, который вынужден сообщить матери или отцу о том, что с их ребенком произошел несчастный случай.

  • Вы менеджер, наказывающий за провинность своего коллегу.

  • Вы преподаватель, уведомляющий аспиранта о провале его диссертации.

Упражнение «Сложные ситуации»

Ваши действия, если в ходе терапевтических отношений вам будут сделаны следующие признания.

  • Молодая женщина сообщает вам о том, что беременна и не может больше никому об этом сказать.

  • Молодой мужчина сообщает вам о том, что он «голубой».

  • Ваш(а) коллега противоположного пола сообщает вам о том, что он(а) в вас влюблен(а).

  • Молодой коллега сообщает вам о том, что один из ваших коллег, занимающий по сравнению с вами более высокие положения, пристает к нему с домогательствами.

  • Один из ваших коллег, занимающий достаточно высокое положение, сообщает вам о том, что он совершил преступление.

  • Один из ваших коллег, занимающий достаточно высокое положение, во время разговора с вами начинает плакать.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТАМ

7 семестр

  1. Определения психологического консультирования

  2. Классификация помощи человеку.

  3. Цели и задачи психологического консультирования.

  4. Принципы психологического консультирования.

  5. Различные типы и уровни консультирования.

  6. Основные стили консультативной работы.

  7. Объективные и субъективные показатели эффективности консультативного воздействия.

  8. Роль и место консультанта в консультировании.

  9. Модель личности эффективного консультанта.

  10. Определение «синдрома сгорания», его причины и способы, преграждающие ему путь.

  11. Этапы профессионального становления консультанта.

  12. Определение консультативного контакта и его основные параметры.

  13. Физические компоненты терапевтического климата.

  14. Эмоциональные компоненты терапевтического климата.

  15. Основные черты переноса и контрпереноса в консультировании.

  16. Четыре основные типа вербального общения.

  17. Активное слушание клиентов.

  18. Правила постановки вопросов в консультировании.

  19. Подготовка и проведение первой встречи с клиентом.

  20. Основные причины отказа от консультирования.

  21. Определение понятия психологической оценки.

  22. Принципы сбора психологического анамнеза.

  23. Основные техники консультирования.

  24. Типы и суть интерпретации.

  25. Основные случаи конфронтации в консультировании.

  26. Структурирование консультирования.

  27. Типы проблемных ситуаций и пути их решений.

8 семестр

  1. Консультирование тревожных клиентов.

  2. Консультирование при реакциях страха и фобиях.

  3. Особенности консультирования плачущих клиентов.

  4. Консультирование истерических личностей.

  5. Особенное консультирование «немотивированных» клиентов.

  6. Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования.

  7. Консультирование при переживании вины.

  8. Консультирование обсессивных личностей.

  9. Консультирование при параноидальных расстройствах.

  10. Консультирование шизоидных личностей.

  11. Консультирование при сексуальных проблемах.

  12. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.

  13. Консультирование асоциальных личностей.

  14. Консультирование при алкоголизме.

  15. Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами.

  16. Консультирование клиентов с депрессией и суицидными намерениями.

  17. Консультирование при переживании утраты.

  18. Особенности беседы с умирающим человеком.

  19. Классификация проблем, связанных с супружескими отношениями.

  20. Особенности консультирования при работе с супружеской парой и с одним из супругов.

  21. Организация и принципы дистантного консультирования

  22. Роль и место супервизии в подготовке психолога консультанта.

ПРИЛОЖЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ».

Психологические подходы к консультированию

  • Клиент-центрированный подход. Это популярное направление было разработано Карлом Роджерсом. В рамках этого подхода акцент делается на необходимости признания консультантом того факта, что клиент и есть тот человек, который «знает лучше», а также на том, что консультант должен избегать давать советы или предлагать какие-либо действия.

  • Психодинамический подход. Основывается на работе, проделанной Зигмунтом Фрейдом и другими учеными. Основной принцип здесь заключается в допущении, что всеми нами, в большей или меньшей степени, управляет наше бессознательное. Психодинамическое консультирование дает клиенту возможность сделать часть неосознаваемого осознаваемым.

  • Гештальт-подход. Гештальт-консультант обращает внимание на то, каким образом мы «общаемся» со своим телом, а также на то, каким образом мы общаемся вербально. Этот подход был впервые разработан Фрицем Перлзом.

  • Гуманистический подход. Термин «гуманистический» имеет отношение к ряду подчас весьма отличающихся друг от друга типов консультирования, одним из которых является клиент-центрированное. К гуманистической психологии нередко обращаются как к некоторой «третьей силе» в психологии из-за того, что ею отвергается как поведенческий, так и Психодинамический подход к изучению человека.

  • Подход, определяющий созданием личностных конструктов. Джордж Келли разработал идиосинкразический подход к анализу психологии личности. Его теория личностных конструктов и понятие «человека как ученого» были разработаны в качестве терапевтических инструментов.

  • Поведенческий (бихевиоральный) подход. Бихевиоризм как попытка введения «научности» в психологию оказал влияние на появление такого подхода к консультированию, который делает акцент на важности изучения поведения, поскольку поведение – это единственный параметр, который может видеть другой человек во время общения. Однако термин «поведение» может иметь различные трактовки, и некоторые психологи относят к нему как вербальные, так и невербальные проявления, а также мыслительные процессы («когнитивное поведение»).

  • Транзактный анализ, относящийся к неофрейдистской терапии, был разработан Эриком Берном. Он утверждал, что мы вступаем во взаимодействие с окружающим миром, находясь в одном из трех возможных «эго-состояний»: ребенка, родителя или взрослого. Цель транзактного анализа состоит в помощи клиенту научиться жить в эго-состоянии «взрослого» чаще, чем в двух других.

Правила проведения тренингов по развитию навыков консультирования

  • Теоретическая информация. Все тренинги по консультированию поддерживаются адекватными ссылками на соответствующую теорию и данные проведенных исследований.

  • Самоисследование. Психологи, проходящие тренинг по консультированию, должны быть готовы к изучению, по крайней мере, на минимальном уровне, собственных убеждений, ценностных установок, мыслей и чувств.

  • Отработка навыков. Тренировка навыков в поддерживающей компании других участников поможет в развитии ряда приемов консультирования.

  • Размышления над проделанной работой. В ходе тренинга отводится время на то, чтобы участники могли анализировать собственные навыки консультирования, стиль работы и собственные цели.

  • Соотнесение практики с теорией. Во время тренинга проводятся четкие параллели между практикуемыми навыками консультирования и описываемыми в литературе теориями. Практика без теории бесцельна, а теория без практики мертва.

  • Использование в реальной жизни. Важно, чтобы приемы, отрабатываемые в ходе тренинга по развитию навыков консультирования, как можно быстрее переносились в реальную жизнь.

  • Продолжение развития и обучения. Обучение консультированию, как и любой другой вид обучения, - это процесс, протекающий на протяжении всей жизни. Невозможно научиться всем навыкам за один раз. Кроме того, консультанты, по мере своего личностного развития, должны стремиться модифицировать свой подход к работе.

Анализ шести категорий вмешательств

Этот эвристический подход к классификации используемых в терапии и консультировании вмешательств был разработан Джоном Хироном, гуманистически ориентированным фасилитатором. Он утверждал, что все используемые в консультировании вмешательства могут быть распределены в соответствии со следующими шестью категориями:

  • Предписывание

  • Информативные

  • Конфронтационные

  • Катартические

  • Каталитические

  • Поддерживающие

Навыки консультирования

  • Навыки слушания.

  • Навыки рефлексии («отзеркаливания») чувств.

  • Навыки рефлексии («отзеркаливания») содержания.

  • Навыки провоцирования.

  • Навыки работы с чувствами.

  • Навыки начала и завершения отношений.

  • Навыки контролирования времени.

  • Навыки предоставления информации.

  • Навыки оказания поддержки.

Стадии процесса консультирования
  • Начало работы.

  • Вводная беседа.

  • Определение имеющихся проблем.

  • Работа с чувствами.

  • Поиск возможных решений.

  • Согласование плана действий.

  • Реализация плана.

Чего нельзя делать в консультировании

  • Нельзя читать нравоучения.

  • Нельзя давать советы по личным вопросам и вопросам, связанным с эмоциональной сферой.

  • Нельзя постоянно сравнивать опыт клиента с собственным.

  • Нельзя говорить клиенту, что он чего-то не чувствует (например, «Ну, конечно же, вы не правы»).

Что делать, если что-то пошло не по плану

  • Не паниковать.

  • Продолжать слушать клиента.

  • Предложить, чтобы кто-нибудь еще принял участие в развивающихся терапевтических отношениях.

  • Удостовериться в том, что вы знаете, куда пойдет клиент после завершения сессии.

  • Если вы очень встревожены, то можно позвонить и обратиться за помощью.

  • Всегда держать под рукой список телефонов других учреждений, также занимающихся оказанием помощи.

В каких случаях необходимо обращаться за помощью к другим специалистам

  • Когда клиент заводит речь о суициде.

  • Когда у клиента явно имеется психического заболевание.

  • Когда вы знаете слишком мало об обсуждаемых с клиентом вопросах (например, о правовых).

  • Когда ваших знаний и умений недостаточно, и вы не можете более помочь клиенту.

Предоставление негативной информации

«Метод сэндвича» состоит из трех элементов:

  1. Сначала человека необходимо предупредить о том, что есть «плохие» новости («Пожалуйста, сядьте, есть кое-что, о чем я должен вам сказать…»).

  2. Затем ему сообщают негативную информацию («Я вынужден сообщить вам о том, что…»).

  3. После чего ему оказывается поддержка («Давайте посидим и обсудим возникшую ситуацию»).

Последовательность действий при решении проблем

I этап

Прояснение проблемы. Консультант и клиент обсуждают проблему до тех пор, пока ее суть не станет ясной для обоих

II этап

Придумывание возможных решений. Консультант и клиент проводят «мозговой штурм», определяя все возможные решения

III этап

Выбор решения. Клиент определяет, какое из решений является для него наиболее предпочтительным

IV этап

Практика. Клиент пытается решить проблему с помощью выбранной стратегии

V этап

Оценка. Клиент и консультант оценивают эффективность использованной стратегии. Если выбранная стратегия не была эффективной, они возвращаются к I и II этапам, переформулируют проблему и придумывают новые решения

Акт о защите информации личного характера

  • Информацию личного характера следует собирать и использовать честным образом, без обмана тех, к кому она имеет отношение.

  • Если вы собираетесь передавать информацию личного характера другим людям, то вы должны сообщить об этом.

  • Вы не должны хранить информацию личного характера в объеме большем, нежели вам требуется.

  • Вы должны убедиться в том, что полученная информация личного характера точна и не является устаревшей.

  • Вы не должны хранить информацию личного характера, в которой более не нуждаетесь.

  • Если вы хотите использовать информацию личного характера о ком-либо в супервизии или в учебных целях, то этот человек имеет право знать содержание этой информации и проверить ее достоверность.

  • Вы должны убедиться в том, что без соответствующего на то разрешения информация личного характера не будет искажена, уничтожена или обнародована.

Профилактика «сгорания»

Чтобы предотвратить «сгорание», необходимо:

  • Обсуждать с коллегами возникающие в процессе работы трудности;

  • Организовывать перерывы в работе;

  • Сочетать работу и полноценный отдых;

  • Работать с одним клиентом в течение одной сессии;

  • Использовать методы релаксации;

  • Использовать медитативные техники;

  • В свободное от работы время заниматься чем-то далеким от консультирования;

  • Слушать музыку;

  • Планировать жизнь и управлять ею;

  • Управлять временем;

  • Выражать чувства, возникающие по отношению к другому человеку;

  • Заниматься спортом.

Постановка вопросов

Закрытие вопросы используются для получения конкретной информации и клиенте и обычно предполагают ответ в одном – двух словах, подтверждение или отрицание («да», «нет»).

Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства.

Цели

Способы

Примеры

Получение информации

Конкретизация.

Вербализация переживания

«Когда это началось?»

«В чем конкретно выражается?»

«Приведите последний случай»

«Что этому предшествовало?»

Проверка и уточнение гипотезы

Интерпретация. Установление закономерности. Причинный и целевой анализ.

«Так ли я Вас понял?»

«Можно ли сказать, что…?»

«Это всегда приводило к ?»

«Были ли исключения?»

Ввод информации

Проблематизация. Информирование о возрастных, профессиональных и иных нормах.

«Считаете ли Вы, что это исключительная ситуация, не встречающаяся у других?»

«Видели ли Вы такие же проявления у других?»

«Считаете ли Вы это типичным, нормальным…?»

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины психология лиц с нарушениями речи специальность 031900 специальная психология, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031900 – «Специальная психология», утвержденного Министерством образования и науки
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины сурдопсихология для студентов психологического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Программа курса «Сурдопсихология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Специальная психология», утвержденного в 2 г.
  3. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (2)

    Программа
    Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по дисциплине «Методика преподавания психологии», в котором охватываются все основные темы курса.
  4. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,
  5. Библиографическое описание (2)

    Документ
    10 лет информатизации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры / Российская Федерация, Администрация Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Комитет по информационным ресурсам.
  6. Хрестоматия (1)

    Документ
    Настоящая хрестоматия адресована студентам и преподавателям для работы по курсу «Специальная психология». Информационный материал, помещенный в хрестоматии, поможет в теоретической и методической подготовке спецалистов к психолого-педагогической,
  7. Хрестоматия (3)

    Документ
    Настоящая хрестоматия адресована студентам и преподавателям для работы по курсу «Специальная психология». Информационный материал, помещенный в хрестоматии, поможет в теоретической и методической подготовке спецалистов к психолого-педагогической,
  8. Отчет о результатах самообследования шадринского государственного педагогического института (2)

    Содержательный отчет
    Естественно, что все это в свое время обсуждалось, планировалось, утверждалось на заседаниях Ученого совета института, совещаниях при ректоре, Советах факультетов, заседаниях кафедр.
  9. Положение о психологической службе в системе народного образования. 69 Овведении должности психолога в учреждениях образования 74

    Документ
    ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙ 133

Другие похожие документы..