Учебно-методический комплекс дисциплины «психологическое консультирование» для студентов психологического факультета Специальность 031900, квалификация специалиста

11.3 Консультирование при алкоголизме

Определение алкоголизма как заболевания и личностного нарушения. Причины алкоголизации (социальный, биологический и психологический). Выбор направления работы консультанта в зависимости от причин алкоголизма: слабость характера, жизненные проблемы, внутренние конфликты и страхи. Степень ответственности консультанта за результат работы с алкоголиками. Защита от манипуляции алкоголизированными клиентами. Работа с деструктивными и самодеструктивными клиентами. Знакомство с двенадцати шаговой программой «Анонимные алкоголики».

12. Специальные проблемы в психологическом консультировании

12.1 Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами

Происхождение психосоматических нарушений. Психоаналитический подход в понимании психосоматических проблем. Выявление скрытых конфликтов клиентов. Работа с озлобленностью. Помощь вербализации внутренних переживаний. Направленность консультативной работы на поддержку клиента.

12.2 Консультирование клиентов с депрессией и суицидными намерениями

Определение депрессии и формы ее проявления (изменение настроения, преобладание негативных эмоций, замедление двигательной активности и мыслительных процессов). Эмоциональные изменения при депрессии (безразличие, писсемистический взгляд на мир, самоуничтожение).

12.3 Консультирование при переживании утраты

Консультирование в случае смерти близкого человека. Понятие траура и связанные с ним ритуалы. Типы патологической скорби.

Переживание утраты при разводе. Стадии отношений при разводе (отрицание – озлобленность – переговоры – депрессия – адаптация).

12.4 Особенности беседы с умирающим человеком

Последовательность реакций неизлечимо больных людей (отрицание – злоба – компромисс – депрессия – адаптация). Основные принципы при работе с умирающим человеком. Работа с медицинским персоналом и близкими людьми умирающего человека.

13. Основы семейного консультирования

13.1 Содержание и организация консультирования по поводу супружеских проблем.

Классификация проблем, связанных с супружескими отношениями. Роль родительской семьи в формировании паттернов поведения супругов.

Особенности консультирования при работе с супружеской парой и с одним из супругов. Использование домашних заданий при работе с супругами. Особенности работы с проблемами распределения семейных ролей и обязанностей между супругами. Консультирование супругов по поводу сексуальных ролей. Проблемы дефицита доверия и близости в отношениях между супругами. Чрезмерная зависимость супругов от родителей.

Проблемы, связанные с ревностью, изменой и разводами.

13.2 Консультирование родителей по поводу проблем детей.

Классификация жалоб родителей на детей: отсутствие контакта с детьми; тревога за детей, вызванная их обучением; проблемы, связанные с нестандартным, отклоняющимся поведением детей; постоянные ссоры и конфликты с детьми.

Коррекция позиции родителя по отношению к ребенку.

Коррекция отношения родителя к ребенку.

Комплексный подход при работе с трудными детьми и подростками.

14. Частные проблемы консультирования.

14.1 Консультирование малых групп.

Определение малых групп в консультировании. Виды малых групп, обращающихся за консультативной помощью (семья, сослуживцы, соседи, любовники и т.п.)

Определение субъектного локуса при формулировании жалоб клиента.

Этапы работы с группой: совместное формулирование запроса; «психологическое посредничество» консультанта в решении проблемы.

14.2 Дистантное консультирование.

Телефонное консультирование. Консультативная переписка.

14.3 Супервизия.

Процедуры оценки (контроля): устные доклады, представления случаев, записи сессий, ролевые игры, котерапия, непосредственное наблюдение, аудио и видеозаписи.

Техники супервизии: поддержка (ободрение), открытые и закрытые вопросы, передача информации, советы, интерпретация, отражение содержания (рефлексия), отражение чувств, самораскрытие, моделирование.

ЛИТЕРАТУРА.

Основная

  1. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., Класс, 1999

  2. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть первая. М., Генезис, 2004.

  3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть вторая. М., Генезис, 2001.

  4. Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология. М., Речь, 2001.

  5. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 2004.

  6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., Класс, 2000

  7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. Питер, 2001.

  8. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. М.,2003.

  9. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии (под редакцией док. психол. наук., проф., ак. Тутушкиной М.К.). М., 2001.

  10. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. М., «Ось-89», 2003.

Дополнительная

  1. Батаршев А. В. Темперамент и характер: психологическая диагностика. М.,2001.

  2. Бондаренко А. Психологическая помощь: теория и практика. М., Класс, 2001.

  3. Бондаренко А.Ф. психологическая помощь: теория и практика. М., Издательство института психотерапии, 2004.

  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. М.,1999.

  5. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи. М., «Ось-89», 2004.

  6. Елисеев Е.Н. Конструктивная типология личности. Л., 1994.

  7. Коттлер Д. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. Питер, 2002.

  8. Крюкова М.А., Никитина Т.И., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь. М., НЦ ЭНАС, 2004.

  9. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск, 1992.

  10. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. М., Смысл, 2002.

  11. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., Смысл, 2001.

  12. Никишина В.Б.Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. М., «Владос», 2004

  13. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. М., 1997Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. М., ПЕР СЭ, 2003.

  14. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998

  15. Практика телефонного консультирования: Хрестоматия (под редакцией Моховиков А.Н.). серия: Теория и практика психологической помощи. М., 2001.

  16. Руководство практического психолога. М., Академия, 2004.

  17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. система работы психолога с детьми разного возраста. Владос-Пресс, 2003.

  18. Романова Е.С. Графические методы в практической диагностике. С-Пб., 2001.

  19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. Владос, 2003.

  20. Степанов С. Законы психологии. Советы психолога-консультанта. Питер, 2004.

  21. Степанов С. Спросите у психолога. Профессиональные ответы на насущные жизненные вопросы. Психологические консультации по наиболее популярным проблемам. ЭКСМО-Пресс, 2004.

  22. . Словарь практического психолога. АСТ; Харвест, 2001.

  23. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста. М., Класс, 2003

  24. Тащева А.И. энциклопедия психологической помощи. Феникс, 2000.

  25. Уоллес В.А., Холл Д.Л. Психологическая консультация (пер с англ. Можаева А.). М., 2003.

  26. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998

  27. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. Ижица, 2002.

  28. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб, «Речь», 2005.

  29. Ялом И. Лжец на кушетке. ЭКСМО, 2003.

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Форма обучения – очная

Лекции – 28 часов

Семинары – 14 часов

Зачет – 7 семестр

Всего – 42 часа

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

ДЛЯ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 7 семестр

Название темы

Кол.

час

Форма работы

1

Психологическое консультирование и его место в психологической практике.

1.1 Определение понятия психологического консультирования

1.2 Консультирование как составляющая реальной психологической помощи человеку

1.3 Цели и задачи психологического консультирования

1.4 Принципы психологического консультирования

1.5 Различные типы и уровни консультирования

1.6 Эффективность психологического консультирования.

6

Лекция

2

Профессионально - значимые качества личности психолога – консультанта.

2.1 Роль и место консультанта в консультировании.

2.2 Психологический портрет эффективного консультанта

2.3 Система ценностей консультанта

2.4 Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта

2.5 Профессиональная подготовка консультанта

2.6 Этапы профессионального становления консультанта

4

2

Лекция

Семинар

3

Консультативный контакт.

  1. Определение консультативного контакта.

  2. Терапевтический климат. Физические компоненты терапевтического климата.

  3. Эмоциональные компоненты терапевтического климата. Создание обоюдного доверия.

  4. Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии

6

Лекция

4

Навыки поддержания консультативного контакта.

6

Семинар

5

Основные составляющие процесса психологического консультирования

  1. Первая встреча с клиентом

  2. О причинах отказа от консультирования.

  3. Оценка проблем клиентов

6

Лекция

6

Процедуры и техники консультирования

6

Семинар

7

Типы проблемных ситуаций и пути их решений.

7.1 Окружение

7.2 Жизнь в целом

7.3 Человек

6

Лекция

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины психология лиц с нарушениями речи специальность 031900 специальная психология, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031900 – «Специальная психология», утвержденного Министерством образования и науки
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины сурдопсихология для студентов психологического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Программа курса «Сурдопсихология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Специальная психология», утвержденного в 2 г.
  3. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (2)

    Программа
    Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по дисциплине «Методика преподавания психологии», в котором охватываются все основные темы курса.
  4. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,
  5. Библиографическое описание (2)

    Документ
    10 лет информатизации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры / Российская Федерация, Администрация Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Комитет по информационным ресурсам.
  6. Хрестоматия (1)

    Документ
    Настоящая хрестоматия адресована студентам и преподавателям для работы по курсу «Специальная психология». Информационный материал, помещенный в хрестоматии, поможет в теоретической и методической подготовке спецалистов к психолого-педагогической,
  7. Хрестоматия (3)

    Документ
    Настоящая хрестоматия адресована студентам и преподавателям для работы по курсу «Специальная психология». Информационный материал, помещенный в хрестоматии, поможет в теоретической и методической подготовке спецалистов к психолого-педагогической,
  8. Отчет о результатах самообследования шадринского государственного педагогического института (2)

    Содержательный отчет
    Естественно, что все это в свое время обсуждалось, планировалось, утверждалось на заседаниях Ученого совета института, совещаниях при ректоре, Советах факультетов, заседаниях кафедр.
  9. Положение о психологической службе в системе народного образования. 69 Овведении должности психолога в учреждениях образования 74

    Документ
    ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙ 133

Другие похожие документы..