Учебно-методический комплекс дисциплины «психологическое консультирование» для студентов психологического факультета Специальность 031900, квалификация специалиста

Профессионально - значимые качества личности психолога – консультанта.

2.1 Роль и место консультанта в консультировании.

Определение роли консультанта, основные задачи, ролевые функции консультанта. Структурирование процесса терапии (первичное и вторичное).

2.2 Психологический портрет эффективного консультанта

Модель личности эффективного консультанта: аутентичность, открытость собственному опыту, развитие самопознания, сила личности и идентичность, толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, глубина отношений с другими людьми, постановка реалистичных целей, эмпатия, зрелость (личная, социальная).

2.3 Система ценностей консультанта

Степень «участия» ценностей консультанта в процессе консультирования: позиция C.Paterson и позиция E.Williamson. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта.

2.4 Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта

Негативные последствия влияния профессиональной деятельности на личность консультанта. Определение «синдрома сгорания», его причины. Способы, преграждающие путь «синдрому сгорания».

2.5 Профессиональная подготовка консультанта

Профессионально-этические требования к консультанту. Личная терапия. Причины прохождения личной терапии.

2.6 Этапы профессионального становления консультанта

Этапы прохождения профессионального совершенствования консультанта: стремление самоутвердиться в практической психологии, «разочарование» в общепринятых формах и методах психологической работы.

3. Консультативный контакт.

3.1 Определение консультативного контакта.

Условия, способствующие позитивному изменению личности. Определение консультативного контакта. Основные параметры консультативного контакта. Зависимость консультативного контакта от теоретической ориентации консультанта. Рассмотрение контакта «консультант-клиент» с различных теоретических точек зрения.

3.2 Создание терапевтического климата (Физические компоненты).

Факторы, влияющие на качество консультативного контакта. Обстановка консультирования. Структурирование консультативного пространства (встреча клиента, расположение консультанта и клиента, физические прикосновения к клиенту). Структурирование времени консультирования (продолжительность беседы, частота встреч).

3.3 Создание терапевтического климата (Эмоциональные компоненты).

Успешность создания терапевтического климата. Формула К. Роджерса «если – то». Вопросы, объясняющие условия взаимного доверия и самоуверенности консультанта. Искренность консультативного контакта [конгруэнтность] (определение искренности, искренность консультанта по отношению с клиентами, конгруэнтное взаимодействие). Эмпатия в консультировании (определение эмпатии, ступени эмпатии в психологическом консультировании). Безусловное уважение клиента (определение «безусловного уважения», уровень отношения с клиентами).

3.5 Перенос и контрперенос в консультировании.

Определение переноса. Основные черты переноса. Ситуации, в которых не рекомендуется углубляться в реакции переноса. Трансформация переноса. Положительный перенос. Определение контрпереноса. Причины контрпереноса.

4. Навыки поддержания консультативного контакта.

Четыре основные типа невербального общения: невербальное поведение и структурирование времени, невербальное общение с использованием тела, невербальное общение посредством голоса, невербальное общение и структурирование окружения.

Параречевые элементы, условия физического пребывания вместе. Вербальное общение. Слушание клиента.

5. Основные составляющие процесса психологического консультирования

    1. Первая встреча с клиентом

Знакомство с клиентом. Право первого вопроса. Страдание, как важная сила изменения личности в консультировании.

5.2 О причинах отказа от консультирования

Причины направления клиента к коллегам. Правила направления клиента к другим специалистам.

5.3 Оценка проблем клиентов

Определение понятия психологической оценки. Аспекты возможной оценки клиентов (нозологический, психодинамический, экзистенциальный). Правила вербализации проблем клиента. Постановка психологического диагноза. Психологический анамнез (схеме сбора психологического анамнеза, очередность рождения, как важный фактор в возникновении жизненных проблем, субъективная сторона в сборе анамнеза). Использование тестов (участие клиента в выборе тестов).

6. Процедуры и техники консультирования

6.1 Постановка вопросов (закрытые и открытые вопросы, основные моменты консультирования при использовании открытых вопросов, основные правила при задавании вопросов).

6.2 Применение техник (ободрение и успокаивание). Отражение содержания: перефразирование и обобщение.

6.3 Отражение чувств (познание и отражение чувств клиента, принципы отражения чувств клиента и выражение чувств консультантом).

6.4 Паузы молчания (терапевтическая ценность молчания, важнейшие смыслы молчания в консультировании).

6.5 Интерпретация (типы интерпретации, суть интерпретации, соответствие интерпретации действительности).

6.6 Конфронтация (основные случаи конфронтации в консультировании, использование техники конфронтации и понимания ее ограничения, защитные механизмы клиента, правила использования конфронтации, прерывание повествования клиента, как отдельный вариант конфронтации).

6.7 Чувства консультанта и самораскрытие (эмоциональная вовлеченность консультанта в процесс консультирования, раскрытие консультанта перед клиентом и причины его отрицательного действия, позитивная и негативная откровенность консультанта, фактор времени в самораскрытии консультанта перед клиентом).

6.8 Структурирование консультирования

7. Типы проблемных ситуаций и пути их решений.

7.1 Окружение.

Проблемы, связанные с семьей, местом проживания человека, местом учебы и работы, отношениями с людьми из ближайшего окружения, конфликтами с окружающими на бытовой и профессиональной почве.

7.2 Жизнь в целом

Проблемы, связанные со смыслом жизни, самореализацией. Финансово – бытовые проблемы. Депрессии и суицидальная активность.

7.3 Человек

Психофизиологические проблемы, сексуальные проблемы, болезни, различные виды зависимостей (наркотическая, алкогольная, компьютерная и т.п.).

8. Специальные проблемы в психологическом консультировании

8.1 Консультирование тревожных клиентов.

Определение тревожности как состояния. Уровни проявления тревожности (нейроэндокринный, психический и соматический). Поиск проблем скрывающихся за состоянием тревожности. Основная маскировка тревожности (переименование, соматические симптомы, ритуальные действия, другие эмоции, многоречивость). Парадоксальные защиты от тревожности (демонстративность, открытость, враждебность, сопротивление процессу консультирования).

Способы избавления от неприятного воздействия тревожности (психологические защиты). Основные механизмы психологических защит (вытеснение, регрессия, проекция, интроекция, рационализация, интеллектуализация, компенсация, реактивное формирование, отрицание, смещение). Пути преодоления тревожности.

8.2 Консультирование при реакциях страха и фобиях

Определение страха. Классификация страха: естественный и патологический (фобия).

Виды эмоциональных реакций на страх (сильные, умеренные, слабые). Умеренные страхи – гарантия адекватной поведенческой адаптации в сложных ситуациях.

Механизм формирования фобий. Трансформация страхов. Символический язык фобий. Сокрытие за «фобическим фасадом» внутренних конфликтов клиента.

8.3 Особенности консультировании плачущих клиентов

Слезы как помощь и помеха общению. Причины плача во время консультирования (бремя проблем, злость, фрустрация, радость). Адекватное сопереживание плачу.

8.4 Консультирование истерических личностей

Определение истерии. Маски и роли истерической личности. Сопротивление консультанта эротической и сексуальной окраски общения с истерическим клиентом. Проявление клиентом бессилия и зависимости. Соперничество с консультантом своего пола. Специфика проблем, с которыми обращаются истеричные клиенты (семейные отношения, сексуальная жизнь, в том числе фригидность и гомосексуализм). Формы психологической защиты истерических клиентов (вытеснение, фантазирование). Вторичная выгода истерических симптомов.

9. Специальные проблемы в психологическом консультировании

9.1 Особенное консультирование «немотивированных» клиентов

Классификация мотивов обращения к психологу консультанту. Способы выражения. Отсутствие мотивации (сопротивление клиента). Проблема принятия «немотивированного» клиента.

9.2 Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования

Классификация нереалистических требований клиентов. Природа завышенных требований клиентов Определение границ собственных возможностей консультанта. Защита от манипуляции со стороны клиента.

9.3 Консультирование при переживании вины

Определение чувства вины. Ситуации порождающие чувство вины. Типы вины (истинная, невротическая, экзистенциальная). Источники экзистенциальной вины и ее осознание. Освобождение от чувства вины.

10. Специальные проблемы в психологическом консультировании

10.1 Консультирование обсессивных личностей

Определение обсессии и компульсии. Основные проявления обсессивных, компульсивных синдромов. Характерные свойства обсессивной личности: положительные (старательность, надежность, самоконтроль, честность) и отрицательные (педантичность, скупость, упрямство). Стили поведения обсессивно-компульсивной личности (когнитивная ригидность, высокая напряженность, неуверенность в принятии решений, искажение действительности). Внутренние конфликты обсессивной личности. Особенности общения обсессивной личности. Задачи консультанта при работе с обсессивными клиентами (помощь в выражении потребностей и завязывание свободных от субординации отношений).

10.2 Консультирование при параноидальных расстройствах

Определение паранойяльности. Основные параноидальные черты (подозрительность и эгоцентричность). Суть симптомов мании преследования и мании величия. Преодоление недоверия и враждебности паранойяльных клиентов. Использование метафор в работе с параноиками.

10.3 Консультирование шизоидных личностей

Определение шизоидных личностей. Симптомы шизоидного нарушения психики (аффективность, ассоциативность, аутизм, амбивалентность). Причины обращения шизоидных клиентов (трудности общения с окружающими, чувство зависимости). Особенности установления контакта с шизоидным клиентом, предпочтение интеллектуализированного подхода. Защита от шизоидной психологической манипуляции.

10.4 Консультирование при сексуальных проблемах

Определение секса и сексуальности и их различия. Понятие нормы, патологии и девиации сексуальной жизни. Основные причины сексуальных проблем (биологические, социальные, личностные).

Сексуальные нарушения у мужчин (импотенция, слишком ранняя эякуляция или ее отсутствие, гиперсексуальность).

Сексуальные нарушения у женщин (фригидность, вагинизм, гиперсексуальность).

Типы сексуальных отклонений: по выбору объекта (фетишизм, педофилия, зоофилия и др.) и по цели сексуального влечения (трансвестизм, эксгибиционизм, вуайеризм, садизм, мазохизм и др.). Мифы и стереотипы о половой жизни. Основные принципы сексотерапии.

11. Специальные проблемы в психологическом консультировании

11.1 Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов

Определение агрессии. Типы реакций консультанта на враждебность клиента (раздражительность, любезность, игнорирование). Обсуждение с клиентом его состояния с помощью открытых вопросов.

Основные составляющие черты враждебности. Механизмы происхождения озлобленности. Комуфлирование злобой состояния тревожности. Отличие общей озлобленности от прямых оскорблений в адрес консультанта. Установление границ. Преодоление скрытой враждебности путем вербализации.

11.2 Консультирование асоциальных личностей

Определение асоциальности (различение девиантности и делинквентности). Основные признаки асоциального поведения (агрессивность, беспорядочное сексуальное поведение, склонность к алкоголизации и наркотизации). Основные черты асоциальной личности: нетерпеливость и импульсивность, расторможенность желаний, неспособность завязывать тесные межличностные отношения. Защита от манипуляции асоциального клиента.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины психология лиц с нарушениями речи специальность 031900 специальная психология, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031900 – «Специальная психология», утвержденного Министерством образования и науки
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины сурдопсихология для студентов психологического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Программа курса «Сурдопсихология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Специальная психология», утвержденного в 2 г.
  3. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (2)

    Программа
    Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по дисциплине «Методика преподавания психологии», в котором охватываются все основные темы курса.
  4. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,
  5. Библиографическое описание (2)

    Документ
    10 лет информатизации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры / Российская Федерация, Администрация Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Комитет по информационным ресурсам.
  6. Хрестоматия (1)

    Документ
    Настоящая хрестоматия адресована студентам и преподавателям для работы по курсу «Специальная психология». Информационный материал, помещенный в хрестоматии, поможет в теоретической и методической подготовке спецалистов к психолого-педагогической,
  7. Хрестоматия (3)

    Документ
    Настоящая хрестоматия адресована студентам и преподавателям для работы по курсу «Специальная психология». Информационный материал, помещенный в хрестоматии, поможет в теоретической и методической подготовке спецалистов к психолого-педагогической,
  8. Отчет о результатах самообследования шадринского государственного педагогического института (2)

    Содержательный отчет
    Естественно, что все это в свое время обсуждалось, планировалось, утверждалось на заседаниях Ученого совета института, совещаниях при ректоре, Советах факультетов, заседаниях кафедр.
  9. Положение о психологической службе в системе народного образования. 69 Овведении должности психолога в учреждениях образования 74

    Документ
    ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙ 133

Другие похожие документы..