«Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований»

Для выпуска новой продукции необходимо приобретение оборудования: рассматривается возможность приобретения пресса листогибочного гидравлического стоимостью 790000 тыс.руб. Для выпуска разработанного нового типа торгового оборудования требуется дополнительные вложения на изготовления оснастки – штампов, 300 тыс.руб.

Потоки платежей и ЧДД представлены в таблице 1.

Таблица 1 –ЧДД и потоки платежей

Период

0

2007 год

2008 год

2009 год

Инвестиции тыс.руб.

-813,50

 

 

 

Чистый денежный поток, тыс.руб.

 

361,11

376,60

409,12

ЧДД

-141,19

 

 

 

Текущая цена актива составит - 813,50 тыс. руб., а цена исполнения – 672,3 тыс. руб. Риск в отрасли (стандартное отклонение) равен 34,5%, безрисковая ставка –8%.

Согласно схеме стандартного инвестиционного анализа, проект следует отклонить, поскольку его ЧДД – отрицательный. Однако такой подход не учитывает перспектив бизнеса, т.е. реальный опцион, позволяющий выпускать более современную и технологичную продукцию и опередить конкурентов. Таким образом, схема принятия решений в данном случае должна быть иной:

Привлекательность проекта = NPV + стоимость опциона на расширение

Для расчета стоимости реального опциона нужно воспользоваться формулой Блэка-Шоулса, преобразованной для оценки проектов [6].

где N(d1), N(d2) – кумулятивная нормальная вероятность функции распределения (дельта опциона);

Рt– дисконтированная стоимость ожидаемых от проекта поступлений (цена исполнения опциона);

Х – дисконтированная стоимость затрат на осуществление проекта (цена базисного актива);

r – процентная ставка;

 - стандартное отклонение;

Т – общий срок исполнения опциона;

t – период до исполнения опциона.

Таблица 2 – Параметры для расчета по модели Блэка-Шоулса с использованием специализированных программных средств

Дата покупки опциона

01.01.07

Дата исполнения опциона

31.12.09

Текущая цена базового актива руб.

813 500,00

Цена исполнения опциона руб.

672 311,38

Процентная ставка (в долях ед.)

0,08

Стандартное отклонение (в долях ед.)

0,345

Базис (дней)

365

Срок исполнения опциона (лет)

3

Таблица 3 – Расчет стоимости опциона по модели Блэка-Шоулса с использованием специализированных программных средств

d1

1,01941955

d2

0,421862022

Параметр N(d1)-дельта опциона

0,845998072

Параметр N(d2)

0,663437099

Стоимость опциона, руб.

   337 354,84  

Привлекательность проекта = -141 188,62 + 337 354,84 = 196 166,22>0.

С учетом полученных результатов привлекательность проекта можно оценить в 196 тыс. руб. Таким образом, с учетом стоимости реального опциона проект следует принять к реализации.

Теория реальных опционов достаточно полно описывает области возможного увеличения стоимости проекта. Но все же главная ее практическая ценность состоит в том, что реальные опционы позволяют количественно оценить преимущества проекта, ранее оцениваемые лишь качественно. Математический аппарат отличается для каждого вида опционов, и хотя он достаточно сложный, но вполне реализуем на практике. При этом теория реальных опционов особенно интересна для России. Проекты, осуществляемые в российских условиях, содержат в себе относительно больший риск, но одновременно они содержат и больше возможностей, которые не оценивает классическая теория оценки инвестиций. И оценив эти возможности количественно, компания получает возможность инвестировать в те проекты, от которых неоправданно отказались конкуренты, использующие классический подход [7].

Список источников

1. Липсиц, И.В., Коссов, В.В. Экономический анализ реальных инвестиций: Учебное пособие / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004. – 347 с.

2. Бекетов, Н.В. Инновационная деятельность и инновационный процесс: сущность и основные этапы исследования в экономической литературы / Экономический анализ: теория и практика – 2008. - №3. – С. 11-14.

3. Гольдштейн, Г.Я. Инновационный менеджмент / Г.Я. Гольдштейн. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. – 154 с.

4. Брусланова, Н. Оценка инвестиционных проектов методом реальных опционов / Финансовый директор – 2004. – №7. – С. 10-12.

5. Баев, И.А., Алябушев, Д.Б. Экономическая оценка инновационных проектов по методу реальных опционов / Вестник ЮУрГУ – 2010. - №39. – С. 25-31.

6. Кочетков, А.В. Аспекты использования NPV как модели доходного подхода к оценке. Альтернативный метод / Экономические стратегии – 2006. - №07. – С. 152-157.

7. Охрименко, А. Концепция использования реальных опционов в практике принятия инвестиционных решений / Индекс – 2000. - №07-08.

Особенности социально-экономического развития стран постсоветского пространства

Выдрин С.А., студент ФЭУП ЮУрГУ

(научный руководитель - Н.В. Яковлева, д.э.н., доцент кафедры ЭиИС ФЭУП ЮУрГУ)

В современном мире все более четко проявляется тенденция к усилению социально-экономических взаимосвязей между странами и регионами.

Создание на территории бывшего СССР новых самостоятельных государств привело к своеобразному сочетанию интеграционных и дезинтеграционных процессов. Поэтому можно говорить одновременно о разделении прежнего экономического пространства и о создании новых форм его интеграции, однако интеграционные процессы оказались ослабленными.

Мировая практика показывает, что интеграция осуществляется интенсивно лишь между странами, имеющими развитую обрабатывающую промышленность, особенно ее высокотехнологичные отрасли. Что касается менее развитых стран, производящих и экспортирующих преимущественно базовые товары, то они выступают по отношению друг к другу не как взаимодополняющие, а как конкурирующие экономики. Им почти нечего предложить друг другу: в сырье они почти не нуждаются из-за отсутствия собственной обрабатывающей промышленности, а немногие производимые ими готовые изделия по качеству значительно уступают тем, какие можно ввезти из развитых стран. К тому же из-за постоянных финансовых трудностей они ограничены в предоставлении друг другу как правительственных, так и коммерческих кредиторов. Взаимная торговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и как импортеры они гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым странам, чем друг к другу.

Этим объясняется безрезультатность многочисленных попыток создать на постсоветском экономическом пространстве интеграционные блоки по типу Европейского Союза. Для постсоветского экономического пространства характерно массовое трансграничное перемещение людей. Давление нищеты собственной стране, притяжение более высокого уровня жизни за рубежом побуждают десятки миллионов людей без квалификации перемещаться из одних стран СНГ в другие, а также в богатые промышленные страны Запада. Наряду с другими факторами, смещающими географию производства, это приводит к ослаблению межгосударственных границ в значительно более широком экономическом пространстве. Формируется значительно более широкое наднациональное экономическое пространство, по отношению к которому постсоветское экономическое пространство служит только его частью.

Независимые суверенные государства, ранее бывшие республиками СССР, а ныне обладающие собственным правом территориальной целостности, под воздействием многих факторов формируют свои экономические и политические интересы. После распада СССР возникло несколько международных организаций и содружеств: СНГ, ЕврАзЭС, ТС, ГУАМ, ВП, ШОС, ЦАС, СВМДА, ОИК, ОЧЭС.

В настоящее время интеграция осуществляется по трем разным вариантам:

1. СНГ представляет собой межгосударственное объединение, созданное для развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

2. ЕврАзЭс – международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Украина, а также выбранной единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и др.

3. Союзное государство России и Белоруссии, поэтапно организуемое единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством – максимальная степень интеграции.

После распада СССР бывшие союзные республики пережили острый социально-экономический кризис: ВВП резко сократился, уровень жизни пошел вниз, снизилась рождаемость и выросла смертность. Начиная с 2000 г. и до кризиса, развитие стран имело положительную динамику. Наибольшие темпы роста наблюдались в Казахстане, Азербайджане и Армении (можно объяснить благоприятной конъюнктурой мировых рынков). С началом мирового экономического кризиса, с 2008 года ситуация резко изменилась. Все страны без исключения пострадали в той или иной форме. Основные макроэкономические показатели стран СНГ в 2009 г., в процентах к 2008 г. представлены в таблице 1.

Наибольшее падение ВВП в 2009 году было на Украине (-15,9 %), Армении (-14,4 %), России (-7,9 %), Молдовы (-7,7 %). В целом по СНГ падение ВВП составило 7 %. Относительно среднего показателя Таджикистана (3,4 %), рост, продемонстрированный экономиками ВВП Азербайджана и Узбекистана, составил 10,8 % и 9,3 % соответственно. Экономика Азербайджана является крупнейшей и наиболее динамично развивающейся среди экономик государств Южного Кавказа. Определяющую роль в удержании лидерских позиций в регионе играет обеспеченность республики полезными ископаемыми, прежде всего нефти, природным газом, железной рудой, цветными металлами, бокситами. В первую очередь, мощь азербайджанской экономики зиждется на возможностях планомерного расширения эксплуатации запасов нефти и газа, а также гибкой адаптации объемов экспорта сырьевых ресурсов к специфике мировой конъюнктуры. Рост ВВП Узбекистана в 2009 г. обеспечен принятого с 2003 года курса жесткой денежно-кредитной политики, что привело к резкому сокращению темпов инфляции. Улучшение конъюнктуры на мировом рынке основных экспортных товаров в сочетании со значительной девальвацией обменного курса и унификацией обменных курсов позволили значительно увеличить экспорт товаров и услуг, что и стало основным источником роста ВВП.

Таблица 1

  1. «Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований» (1)

    Документ
    Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований. Сборник трудов VII научно-практической конференции.
  2. Доклад главы муниципального образования город Югорск о результатах и основных направлениях социально-экономического развития муниципального образования

    Доклад
    Доклад главы муниципального образования город Югорск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах и основных направлениях социально-экономического развития подготовлен на основании постановления Губернатора Ханты-Мансийского
  3. Концепция проекта 3 Участники проекта 7 Институт стратегического развития муниципальных образований "Малые города" 7 Ассоциация городов Кыргызской Республики 8

    Книга
    Книга подготовлена в рамках проекта, осуществленного при финансовой поддержке Инициативы реформы органов местного управления и общественных служб Института "Открытое общество" (LGI)
  4. Кожахметов Асылбек Базарбаевич проблемы формирования социального капитала в условиях социально -экономической модернизации аттестационная работа на соискание степени

    Документ
    § 2.3 Перспективы и возможности мобилизации социального капитала в Стратегии Форсированного Индустриально-Инновационного Развития Казахстана до 2020 года 73
  5. Об утверждении Комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования г. Саяногорск до 2025 года

    Документ
    Рассмотрев ходатайство Главы муниципального образования город Саяногорск, по вопросу рассмотрения и утверждения Комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования г.
  6. Закон Волгоградской области от 21 ноября 2008 года N 1778-од «о стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года»

    Закон
    Статья 2. Стратегия обеспечивает новые подходы государственной экономической политики на территории Волгоградской области до 2025 года и является основополагающим документом для корректировки среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического
  7. 1. Современные тенденции и потенциал социально-экономического развития Саратовской области 7

    Реферат
    3.2.3. Обеспечение высоких и устойчивых темпов развития индустриального и агропромышленного комплексов области на основе их масштабной модернизации. 120
  8. Концепция и структура Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года Концепция Стратегии социально-экономического развития

    Статья
    Статья 2. Стратегия обеспечивает новые подходы государственной экономической политики на территории Волгоградской области до 2025 года и является основополагающим документом для корректировки среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического
  9. Стратегический план развития муниципального образования город Саяногорск до 2010 года

    Документ
    Происходящие в мире процессы глобализации и усиления международной конкуренции, изменения в российском общественном устройстве и экономике постоянно порождают новые препятствия - возможности и угрозы для развития городов и регионов.

Другие похожие документы..