«Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований»

Стоит отметить, что для успешного принятия инновационного решения необходимо системное взаимодействие по базовым направлениям деятельности предприятия: менеджмент и маркетинг, экономика и финансы, производство.


Рис. 2. Взаимодействие базовых направлений деятельности предприятия

Для эффективного, успешного управления инновационным развитием деятельности предприятия необходимо формирование систем взаимодействия следующих процессов:

  • непрерывное репозиционирование продукции фирмы (товара, услуг);

  • непрерывный реинжиниринг предприятия, его бизнеса;

  • непрерывное управление рисками.

Основой для разработки конкурентоспособных товаров, услуг является проведение квалифицированного маркетингового анализа с построением карты позиционирования (на основе диаграммы «цена – качество») для отдельных (выигрышных) видов продукции (товара, услуги). Для проведения надежного, адекватного анализа целесообразно применить модель «цена – интегральный индикатор качества» (ИИК) [2], обеспечивающую более объективную оценку качества. Определив ту позицию, которую занимает продукция предприятия на рынке, необходимо наметить желаемое репозиционирование товаров, услуг, т.е. новое направление, положение на рынке, обеспечивающее более выгодную позицию среди конкурентов.

В свою очередь следует подчеркнуть, что реинжиниринг бизнеса необходим по нескольким существенным причинам: если изменения в деятельности предприятия и существенны, радикальны (особенно когда они связаны с инновационными разработками), и масштабны (по нескольким ключевым направлениям одновременно), и непрерывны (что требуется для обеспечения устойчивости развития и повышения конкурентоспособности). В этих условиях реинжиниринг бизнеса может существенно помочь координировать решения и действия на предприятии, повышая эффективность использования разнообразных, но ограниченных ресурсов, снижая деловые риски.

Отдельной методической задачей является определение рационального способа увязки, координации разработки решений по репозиционированию товаров (услуг) и реинжинирингу деятельности фирмы. Представляется целесообразным решать эту задачу, начиная с выявления причинно-следственных связей между конкретными проблемами указанных двух уровней. Вначале предлагается провести анализ намеченного множества тех и других проблем, выявляемых и формируемых путем опроса специалистов предприятия на ключевых направлениях его деятельности, а также потребителей на различных сегментах рынка; причем мнения специалистов следует собирать как «сверху вниз», так и «снизу вверх» - по уровням ответственности и компетентности. Для этой аналитической работы полезно применять «турнирную диаграмму» [3], открывающую возможность оценки связей между отдельными проблемами, построения ранжировочной диаграммы для проблем, определения среди них «центров влияния» и «центров зависимости». Следующий этап анализа – построение сетевой диаграммы предполагаемых причинно-следственных связей между разномасштабными проблемами репозиционирования продукции и реинжиниринга бизнеса фирмы. Третий этап – координация направлений поиска возможных решений этих групп проблем, т.е. тех шагов, которые должны выполняться при использовании логико-эвристического метода поиска и анализа успешных комбинаций [1]:

- выбора различных вариантов изменения потребительских свойств товаров (услуг);

- выбора предполагаемых вариантов действий на ключевых направлениях деятельности предприятия (управления, производства, инвестиций и др.).

Особо следует отметить необходимость на каждом этапе реализации инновационного процесса оценивать, учитывать и, по возможности, снижать сопутствующие риски – как повышенные инновационные, так и другие проектные.

Список источников

1. Будашевский В.Г. Инновационный менеджмент. (Практические основы технологии): Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.

2. Будашевский В.Г. Развитие и применение логико-эвристического метода «ПАУК» для репозиционирования предприятия, его товаров и услуг // Сборник трудов VII научно-практической конференции «Социально-экономические, инстиционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований». – Миасс: Изд-во Геотур, 2010. – 294 с.

3. Будашевский В.Г., Соленко А.Е. Системная модель инновационного менеджера и ее применение // Сборник трудов VII научно-практической конференции «Социально-экономические, инстиционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований». – Миасс: Изд-во Геотур, 2010. – 294 с.

4. Друкер П. Бизнес и инновации: пер. с англ. – М.: Вильямс, 2007.

5. Коротких О.Н. Системный анализ проблем социально-экономического развития регионов и предприятий, эффективные методы и модели их инновационного решения // Всероссийская научно-практическая конференция «Управление региональными системами: интеграционный подход, факторное обеспечение, методы, модели» [материалы]. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. – 614 с.

Метод реальных опционов как дополнительный инструмент управления рисками инноваций

Волкова Г.А., доцент кафедры ЭиИС ФЭУП ЮУрГУ,

Айдашкина Е.С., студентка ФЭУП ЮУрГУ

В настоящее время актуальным для России является внедрение инновационных проектов. Для перехода на инновационный путь развития необходимо не только создать в стране необходимую инфраструктуру и установить стимулирующие льготы, но и обеспечить менеджеров инструментами оценки этого высокорискованного вида инвестиций. В данной статье рассматривается метод реальных опционов, как один из таких инструментов.

Для рассмотрения данного вопроса необходимо иметь представление о таких понятиях, как инвестиционный и инновационный проект.

Инвестиционный проект в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов (№ ВК 477, утверждены Минэкономики, Минфином и Госстроем РФ 21.06.99 г.) понимается как обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) [1].

Под инновационным проектом понимается проект, предусматривающий внедрение на предприятии инноваций – техники, материалов, технологии, организации производства и труда, а также выпуск новой продукции.

При подходе к определению инноваций с производственной стороны, инновации представляют собой новые организационно-технические способы, т.е. способы, отличающиеся какими-либо из указанных элементов:

- способы производства новых видов продукции (продукции улучшенного качества).

- использование новой техники, новой технологии и/или новых материалов при производстве существующей продукции;

- применение новых форм организации производства и труда;

- применение новых схем финансирования предприятий и проектов.

Инновационный проект, будучи особой (проектной) формой инновации, обладает всеми ее основными свойствами. Таким образом, инновационный проект так же развивается нелинейно и обременен высокими рисками [2].

Для успешной реализации инновационного проекта необходимо использовать различные методы регулирования риска, стремиться к его снижению. Как один из дополнительных инструментов можно использовать метод реальных опционов для экономической оценки инновационных проектов.

Суть данного подхода заключается в выявлении и использовании общих характеристик между управленческими решениями и финансовыми опционами. Финансовый опцион – это ценная бумага, дающая своему владельцу в будущем право купить или продать актив по установленной цене. Применительно к управленческим решениям опцион может иметь форму права на те или иные действия в будущем. Особенно велика ценность реальных опционов в отношении управления инновациями.

Под реальным опционом инноваций понимается приобретение предприятием права, но не обязанности, на осуществление определенного, связанного с реализацией инновационного процесса, действия в будущем, сопровождающееся снижением неопределенности будущего в период между приобретением опциона и решением по исполнению права.

Основные реальные опционы – это те реальные опционы, которые в наибольшей степени влияют на судьбу проекта, на которых принимаются наиболее значимые решения при реализации проекта, позволяющие минимизировать потери, которые дают руководству наиболее важную для реализации проекта управленческую информацию.

Процесс разработки инвестиционного проекта состоит из определенных этапов:

1. Анализ рынка. На данном этапе производятся затраты на сбор и анализ информации. Возможно приобрести опцион на отсрочку или на отказ.

2. Формирование инновационного потенциала. На данном этапе производятся инвестиции в кадры, знания, оборудование и создание инфраструктуры.

3. Генерация идеи. Производится оплата труда креативной команды и осуществляются накладные расходы.

4. Отбор идеи. На данном этапе происходит либо возвращение к предыдущему этапу и его повторное финансирование, либо оплата труда инвестиционного комитета и осуществление накладных расходов. Возможно приобрести опцион на отказ.

5. Экономический анализ. На данном этапе финансируются аналитические работы, производятся затраты на сбор и обработку данных. Возможны опцион на отказ и опцион на отсрочку.

6. Научно-исследовательские работы. Производится оплата труда научных сотрудников и затрат на проведение экспериментов, а также начисленного износа оборудования. Возможен опцион на отказ.

7. Опытно-конструкторские разработки. Оплачиваются работы и материалов, а также начисленный износ оборудования. Возможен опцион на отказ.

8. Составление и экономический анализ проекта. Производится оплата аналитических работ, затрат на сведение данных и накладных расходов. Возможен опцион на отсрочку и опцион на отказ.

9. Освоение и пробное производство. Производятся затраты на поставку и наладку оборудования, приобретение материалов, сырья, энергии, оплата труда и накладных расходов. Возможен опцион на изменение конструкции и опцион на отказ.

10. Пробный маркетинг. Производятся затраты на продвижение продукции, логистические расходы, затраты на сбор и обработку аналитической информации. Возможен опцион на корректировку стратегии сбыта, на изменение объемов, на отсрочку и на отказ.

11. Промышленное производство. Производятся затраты на наладку оборудования, согласование производственных процессов, приобретение материалов, сырья, энергии, оплату труда и накладных расходов.

12. Рыночная реализация. Осуществляются затраты на продвижение продукции, оплата труда агентов, логистические расходы. Возможен опцион на корректировку стратегии сбыта, на изменение объемов выпуска и на консервацию.

В процессе разработки проекта можно выделить определенные «контрольные точки», например, решение о разработке полного комплекта рабочей документации, решение о производстве опытного образца, решение о наращивании производства. В случае положительного решения в каждой «контрольной точке» выделяются соответствующие финансовые ресурсы. Поэтому до перехода к следующему этапу проекта должна осуществляться его переоценка, т.е. финансовый анализ. При этом происходит снижение его технической и экономической неопределенности, заново оценивается его рыночная будущность [3].

Среди основных видов реальных опционов можно выделить следующие:

1. Опцион на отказ. Так как по мере реализации проекта инвестиции осуществляются на разных этапах и в разных объемах, в ряде случаев есть возможность с малыми потерями отказаться от его продолжения в силу неблагоприятной рыночной ситуации или получения новой информации о проекте. Потери предприятия ограничатся только инвестициями на реальном этапе. Стоимость опциона на отказ оценивается как величина потенциальных убытков от инвестиций в несостоятельный проект.

2. Опцион на отсрочку. Используется, когда целесообразно воспользоваться своим монопольным правом в период наиболее выгодных рыночных показателей. Стоимость опциона на отсрочку оценивается как увеличение чистого дисконтированного дохода (ЧДД) за счет более удачного выбора времени осуществления этапа инновационного процесса, за вычетом потерь денежных потоков в период отсрочки. Решение об отсрочке дальнейших инвестиций в разработку и реализацию проекта может быть принято только при получении определенной информации о тенденциях развития внешней среды: рынка или научного мира [4].

3. Опцион на изменение объемов выпуска (опцион на расширение, опцион на сокращение). Применяется, когда становится понятен реальный потенциал рынка, от которого будет зависеть производственная программа. Его стоимость оценивается как увеличение ЧДД за счет больших объемов продаж или избежания потерь от перепроизводства.

4. Опцион на корректировку стратегии сбыта. Корректировка стратегии сбыта приведет к получению различных денежных потоков. Стоимость опциона оценивается как увеличение ЧДД за счет реализации более эффективной стратегии сбыта.

Под стоимостью опциона понимается вероятностная оценка математического ожидания приведенных денежных потоков, полученных в результате учета возможностей внесения гибких изменений в стратегию управления проектом. Учет стоимости всех опционов проекта может быть представлен как показатель ЧДД, отражающий увеличение приведенной стоимости при учете возможностей гибкости по сравнению с расчетом, не принимающим их во внимание.

Под премией реального опциона инноваций понимаются затраты на приобретение соответствующего права. Так, в ряде случаев право совершить действие состоит в приобретении информации, поступающей в распоряжение компании через осуществление исследовательско-аналитических работ. Результаты этих работ будут основанием для принятия решения о реализации инновационного процесса, а стоимость этих работ будет составлять премию реального опциона [5].

Пример применения метода реальных опционов: ООО «Металл-Экспресс», занимающееся металлообработкой, принимает решение о выделении финансирования на выполнение разработки и опытного освоения выпуска новой продукции – в данном случае торгового оборудования модульной системы. Если новая продукция будет разработана (включая освоение производства хотя бы опытной партии изделия), то у предприятия в случае подтверждения прогноза спроса на создаваемую продукцию появится дополнительный выбор - выпускать разработанную продукцию (в зависимости от того, какова будет реальная цена на нее по сравнению с проектной ценой) или не выпускать. Причем определенный объем продаж созданной новой продукции, соответствующий выявленному спросу, в условиях полученной предприятием «технологической форы» может рассматриваться как гарантированный объем продаж. Если новая продукция будет освоена для промышленных продаж, то это равнозначно задействованию приобретенного опциона на расширение.

  1. «Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований» (1)

    Документ
    Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований. Сборник трудов VII научно-практической конференции.
  2. Доклад главы муниципального образования город Югорск о результатах и основных направлениях социально-экономического развития муниципального образования

    Доклад
    Доклад главы муниципального образования город Югорск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах и основных направлениях социально-экономического развития подготовлен на основании постановления Губернатора Ханты-Мансийского
  3. Концепция проекта 3 Участники проекта 7 Институт стратегического развития муниципальных образований "Малые города" 7 Ассоциация городов Кыргызской Республики 8

    Книга
    Книга подготовлена в рамках проекта, осуществленного при финансовой поддержке Инициативы реформы органов местного управления и общественных служб Института "Открытое общество" (LGI)
  4. Кожахметов Асылбек Базарбаевич проблемы формирования социального капитала в условиях социально -экономической модернизации аттестационная работа на соискание степени

    Документ
    § 2.3 Перспективы и возможности мобилизации социального капитала в Стратегии Форсированного Индустриально-Инновационного Развития Казахстана до 2020 года 73
  5. Об утверждении Комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования г. Саяногорск до 2025 года

    Документ
    Рассмотрев ходатайство Главы муниципального образования город Саяногорск, по вопросу рассмотрения и утверждения Комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования г.
  6. Закон Волгоградской области от 21 ноября 2008 года N 1778-од «о стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года»

    Закон
    Статья 2. Стратегия обеспечивает новые подходы государственной экономической политики на территории Волгоградской области до 2025 года и является основополагающим документом для корректировки среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического
  7. 1. Современные тенденции и потенциал социально-экономического развития Саратовской области 7

    Реферат
    3.2.3. Обеспечение высоких и устойчивых темпов развития индустриального и агропромышленного комплексов области на основе их масштабной модернизации. 120
  8. Концепция и структура Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года Концепция Стратегии социально-экономического развития

    Статья
    Статья 2. Стратегия обеспечивает новые подходы государственной экономической политики на территории Волгоградской области до 2025 года и является основополагающим документом для корректировки среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического
  9. Стратегический план развития муниципального образования город Саяногорск до 2010 года

    Документ
    Происходящие в мире процессы глобализации и усиления международной конкуренции, изменения в российском общественном устройстве и экономике постоянно порождают новые препятствия - возможности и угрозы для развития городов и регионов.

Другие похожие документы..