Программа минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь
Программа-минимум кандидатского экзамена
по философии и методологии науки
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь
от 30 декабря 2004 г. №179
Введение
Данная программа предназначена для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых. В ней сохраняется сложившаяся в отечественной высшей школе традиция, согласно которой успешная подготовка научно-педагогических кадров предполагала систематическое изучение курса философии и формирование на этой основе навыков рефлексивно-методологического мышления.
В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств – эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих ученых и педагогов.
Развитие современной науки открывает возможность не только «покорять» и изменять окружающий человека мир, но и вторгаться в природу самого человека: корректировать его генетическую основу или, манипулируя его сознанием, конструировать его внутренний мир, тем самым лишая человека права на свободу и выбор. Поэтому большое внимание в данном курсе уделяется конструктивно-критическому осмыслению проблем человека, науки, техники, общества и культуры, экологии и информационной революции и др.
В современной социокультурной ситуации резко возрастает ответственность ученых за свои научные открытия и их последствия. Сегодня ученый – это не только представитель своей профессии, он выполняет множество социальных функций, является членом общества и гражданином определенного государства.
Kуpc «Философия и методология науки», адресованный аспирантам и соискателям, предлагая концептуальное осмысление современных мировых процессов, способен помочь ученому определить свои социальные и гражданские позиции и понять, что сегодня наука предъявляет повышенные требования к личностным качествам, мировоззренческим и ценностным установкам тех, кто идет в науку.
Программа курса «Философия и методология науки» также ориентирована на философско-методологическое обеспечение научно-профессиональной деятельности аспирантов и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования.
Отличительной особенностью этого курса является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли, на изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у аспирантов устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания.
В программе обращается внимание на то, что к началу XXI века значительно расширилось проблемное поле философии: в нем появились новые темы и сюжеты, акцентируется внимание на новых вариантах решения «вечных» философских проблем, предлагаемых современной философией и наукой.
В данной программе заложены определенные дидактические цели. Она ориентирована на актуализацию и развитие креативности и проективности мышления аспирантов и соискателей, предполагает их значительную самостоятельную подготовку, обмен мнениями, дискуссии. В программе сделан акцент не на готовых решениях, а на способах постановки проблем философии и методологии науки, в решение которых призваны внести свой вклад и будущие ученые.
Исходя из соображений как содержательного, так и методического характера, а также учитывая традиции научных исследований в области философско-методологической проблематики, созданные усилиями нескольких поколений белорусских ученых и философов, авторский коллектив разработал данную программу курса «Философия и методология науки», который предлагается для изучения аспирантами высших учебных заведений и научно-исследовательских центров Республики Беларусь с последующей сдачей кандидатского экзамена по данной дисциплине.
Примерный тематический план курса «Философия и методология науки»
(120 часов)
№ п/п | Содержание курса | Лекции | Семинары и практикумы | Контролируемая самостоятельная работа | Всего |
Раздел I | Философия и ценности современной цивилизации | 24 | 20 | 4 | 48 |
Раздел II | Философско-методологический анализ науки | 20 | 16 | 4 | 40 |
Раздел III | Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки Модуль А. Философия естествознания и техники Модуль Б. Философия социально-гумани-тарного познания | 8 | 8 | 4 | 20 |
Вместо заключения | Философия и наука на рубеже XX и XXI веков | 8 |
| 4 | 12 |
| Итого | 60 | 44 | 16 | 120 |
Приведенный примерный тематический план учебного курса «Философия и методология науки» представляет собой самую общую его структурно-содержательную модель. Естественно, он должен рассматриваться как одна из возможных версий содержательно-тематической развертки предложенного курса. Принцип вариативности современного философского образования предполагает разработку профильных (по группам вузов, специальностей, направлений научных исследований и т.д.) учебных программ, в которых базовая философско-методологическая проблематика, обозначенная в данной программе, может приобретать иные формы структурной компоновки и содержательной акцентации.
В предложенной программе принцип вариативности философско-методологической подготовки аспирантов с учетом профиля их научно-профессиональной ориентации реализуется посредством модульной дифференциации проблемно-содержательных аспектов философии и методологии науки. В этой связи предлагается два модуля, призванных адаптировать наиболее актуальные и фундаментальные аспекты философско-методологической проблематики к потребностям естественно-научного и технического профиля, с одной стороны, и социально-гуманитарного профиля – с другой. Конечно, предложенная дифференциация выступает самой общей схемой учета конкретно-профессиональных требований аспирантов в процессе изучения курса «Философия и методология науки». Дальнейшая конкретизация и содержательное углубление этой схемы может быть осуществлено в различных учебных заведениях и научных центрах в соответствии с их спецификой на основе сохранения базовых требований предлагаемой программы.
Одной из новаций данной программы является акцент на необходимости существенной активизации творческой самостоятельной работы аспиранта по осмыслению и анализу предложенной литературы (как основной, так и дополнительной) и авторской интерпретации наиболее важных и актуальных проблем современной философии и методологии науки с учетом профиля диссертационных исследований, выполняемых аспирантами. Эта работа осуществляется, прежде всего, в процессе подготовки реферата по курсу «Философия и методология науки» с последующей его защитой при сдаче кандидатского экзамена.
Опыт работы с аспирантами, накопленный во многих учебных и научных центрах Республики Беларусь и странах СНГ, свидетельствует о том, что это очень важный и значимый компонент в системе философско-методологической подготовки аспирантов в целом. Он требует не только от аспиранта, но и от его научного руководителя больших затрат времени и серьезного внимания к выбору темы реферата, а также информационно-теоретического обеспечения его надлежащего уровня.
Осознавая принципиальную важность этой формы освоения основного содержания курса и качественной подготовки аспиранта к сдаче экзамена кандидатского минимума, считаем оптимальной следующую схему почасового распределения нагрузки, связанной с подготовкой реферата: 1) научное консультирование аспиранта в процессе подготовки им реферата – 2 часа; 2) рецензирование реферата – 3 часа.
Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (2)
Программа-минимумВ современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельностиПрограмма-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (3)
Программа-минимумВ современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельностиПрограмма-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (4)
Программа-минимумПрограмма–минимум кандидатского экзамена по философии и методологии наукиПриказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г.Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (1)
Программа-минимумДанная программа предназначена для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых.Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 Введение
ДокументВ современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельностиПриказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. №138 Цель программы-минимума
ДокументЦель программы-минимума кандидатского экзамена по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования - подготовка кадров высшей квалификации в области педагогических наук.Цель программы-минимума кандидатского экзамена по специальности
ДокументОбеспечение необходимого и достаточного уровня подготовки специалиста образовательной сферы к проектированию и реализации программы непрерывного личностного и профессионального саморазвития.Учебное пособие для аспирантов
Учебное пособиеФилософия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.Библиографический указатель новых поступлений в рнмб май июнь 2005 г
Библиографический указательЖеневская декларация Всемирной Медицинской Ассоциации. Принята 2-ой генеральной Ассамблеей всемирной Медицинской Ассоциацией, Женева, сентябрь 1948, дополнена 22-0й Ассамблеей Всемирной Медицинской ассоциации, Сидней, август 1968.