Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» «Психолого-педагогическая и социальная помощь детям,

Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ»

«Психолого-педагогическая и социальная помощь детям,

находящимся в трудной жизненной ситуации»

(методические рекомендации)

г. Ханты-Мансийск

2009

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………..…4

1.Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации..…………………………………….7

2. Организация психолого-педагогической и социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации в социальных учреждениях.........15

3. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей, находящимся в трудной жизненной ситуации в образовательных учреждениях…………….…......31

4.Особенности психолого-педагогического сопровождения детей - жертв насилия

4.1. Теоретический анализ литературы по проблеме детей-жертв насилия……...35

4.2. Оказание психологической помощи детям-жертвам насилия…………..……..43

5. Содержание, методы и формы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих отклонения в поведении

5.1. Девиантное поведение…………………………………………………..……….54

5.2. Психолого-педагогическая помощь детям, имеющих отклонения в поведении……………………………………………….…………………….…….….58

6. Социально-педагогическая работа с детьми из семей беженцев и вынужденных переселенцев

6.1. Определение проблем детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев………………………………………………………………………...….64

6. 2. Организация социально-педагогической работы с семьями вынужденных мигрантов и их детьми………………………………………………………………....65

7.Особенности психолого-педагогической и социальной работы с детьми, отбывающими наказание в виде лишения свободы

7.1. Делинквентное поведение…………………..……………………..………….....68

7.2. Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением в специальных общеобразовательных школах закрытого типа……………………………………………………………………………...………74

7.3. Работа с семьей подростка - делинквента, как необходимая составляющая социализации несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения свободы……………………………………………………………………………….…92

7.4. Организация помощи подросткам в рамках работы муниципальных психологических служб…………………………………………………………….....96

8. Комплексное сопровождение детей, оказавшихся в экстремальных условиях.

8.1.Понятие экстремальной ситуации……………………………………………….101

8.2. Характеристика стадии развития ПТСР…………………………..……….…..103

8.3. Диагностические критерии ПТСР в классификациях психических и поведенческих расстройств……………………………………………..……………109

8.4. Организация психокоррекционной помощи лицам с посттравматическими стрессовыми расстройствами……………….….…………..114

8.5. Методы психокоррекционной работы…………………………...……….…….124

9. Рекомендации по оказанию помощи детям, жертвам стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф………………………..……………..…..131

10. Психолого-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей

10.1.Особенности социально-эмоционального развития детей-сирот………………………………..……………………………………..…….…….137

10.2. Система сопровождения детей- сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей………………………………………………………………………..….….141

10.3. Основные подходы к организации деятельности служб и центров сопровождения…………………………………………………………..………….…143

10.4.Качественная диагностика как фундамент сопровождения……….................146

10.5. Использование информации и документации в службах и центрах сопровождения.............................................................................................................................148

10.6. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений…………....150

10.7. Проектирование и реализация целевых программ в деятельности службы сопровождения детей-сирот…………………………………………………....……179

11 Комплексное сопровождение детей из малоимущих семей………………..….184

12 Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

12.1. Категории детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………………….……..…………188

12.2. Система сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………………………………190

12.3. Особенности психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………...….……..... 194

Список литературы……………………………………………………………….....202

Приложения.

Программа групповой терапии детей, пострадавших от внутрисемейного насилия……………………………………………………………………….……….205

Анкета для подростков «Насилие и дети»……………..………………………….207

Карта социального обследования ребенка-мигранта…………..………………….208

Психолого- педагогические программы коррекции социально- эмоциональных проблем детей- сирот…………………………………………………………………………………...............210

Карта обследования пострадавшего при ПТСР…………………….………………225

Профиль самооценки посттравматического стресса……………………….………227

Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей……………………………………………………………………………………228

Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей………………………………………………………………………………..……...............235

Техники снятия психоэмоционального напряжения………………………………240

Рекомендации «Как не стать жертвой террористического акта» ……....................244

Как не стать заложником или похищенным………………………...………………246

Как себя вести в захваченном террористами самолете………………………..........252

Рекомендации администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений в работе с учащимися, уличенными в телефонном хулиганстве (терроризме)………..……………………………………………………..…….……..254

Памятка пережившим чрезвычайную ситуацию……………………………………259

Программа психокоррекционной работы с детьми- жертвами терракта в г. Волгодонске….............................................................................................................265

Материалы для работы с замещающей семьей……………………………..………272

Пояснительная записка

Фактические и статистические данные последних лет, приводимые в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации», свидетельствуют о кризисном социально-экономическом положении детей в нашем обществе:

- резко обозначилось противоречие между миром взрослых и миром детства, возросло непонимание и отчуждение взрослых по отношению к миру детства. Дети стали самостоятельнее, более независимыми от родителей в то время, как во взрослом обществе отсутствуют реальные возможности и механизмы поэтапного включения подростков в серьезные дела общества;

- демографическая ситуация в России в настоящее время характеризуется дальнейшим сокращением числа детей, что обусловлено низким уровнем рождаемости, связанных с экономической ситуацией в стране;

- основные качественные показатели жизнеобеспечения детей остаются низкими: расширение масштабов бедности российских семей; ухудшение здоровья детей и подростков, рост числа социально обусловленных и социально значимых заболеваний детей (в том числе туберкулезом, наркоманией, ВИЧ-инфекцией, а также инвалидизации детского населения); ухудшение показателей физического развития; особо трудное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей семей вынужденных переселенцев и мигрантов;

- высок уровень социальной патологии в детской среде: наблюдается тенденция роста детской преступности, безнадзорность и беспризорность детей; растет число социальных сирот в связи с ростом числа родителей, злостно не выполняющих свои обязанности;

- большие масштабы приобретает проблема насилия и жестокого обращения с детьми, в т.ч. сексуального насилия и эксплуатации.

В современной России предпринят широкий спектр социально-экономических и правовых мер в аспекте реализации Конвенции ООН «О правах ребенка», создан специальный механизм контроля за соблюдением принятых обязательств. Наиболее характерной тенденцией развития современной российской системы социальной защиты детства является более детальная дифференциация объектов социальной помощи, в частности, переход от системы социального обеспечения всех детей без учета индивидуальных особенностей каждого ребенка к социальной защите конкретных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказание им адресной помощи, расширение субъектов помощи. Именно эти субъекты определяют содержание, формы, методы функционирования, основные направления поддержки и защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, определяя во многом ее эффективность.

В интересах развития системы социальной защиты детства Правительством РФ разработаны и продолжают разрабатываться специальные целевые программы и подпрограммы.

В субъектах Российской Федерации активно осуществляется законодательная деятельность по следующим направлениям: охрана семьи, материнства, отцовства и детства; социальная поддержка детей групп риска; защита прав детства; трудоустройство несовершеннолетних.

В соответствии с федеральным законодательством основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ являются: укрепление правовой защиты детства; поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; улучшение питания детей; обеспечение воспитания, образования и развития детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

В нормативном обеспечении ХМАО-Югры по защите детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, разработан перечень законов регулирующих права и защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о формах их устройства, оплате труда приемных родителей, патронатных воспитателей. Разработаны дополнительные меры социальной помощи, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. По социальной поддержке и дополнительной защите детей-инвалидов работа осуществляется в рамках комплексной программы. Нормативная база по социальной поддержке и защите данной категории детей постоянно регулируется и обновляется.

Однако необходимо иметь ввиду, что каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам может оказаться в трудной жизненной ситуации и соответственно будет нуждаться в помощи и защите в разной степени. В связи с этим трудные жизненные ситуации детей классифицируются следующим образом:

    • Дети, оставшиеся без попечения родителей;

    • Дети, проживающие в малоимущих семьях;

    • Дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;

    • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

    • Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

    • Дети – жертвы экологических и техногенных катастроф;

    • Дети – жертвы стихийных бедствий;

    • Дети – инвалиды;

    • Дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

    • Дети с отклонениями в поведении;

    • Дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств;

    • Дети – жертвы насилия;

    • Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

    • Дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях

Следует заметить, что предложенная классификация не является исчерпывающей – можно выделить смешанные типы или более детально дифференцировать выделенные группы.

По официальным данным Департамента социальной защиты населения ХМАО-Югры в автономном округе всего зарегистрировано 72203 ребенка, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Из них:

  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – 765;

  • Дети-инвалиды -4560;

  • Дети с ограниченными возможностями здоровья - 6932;

  • Дети жертвы экологических и техногенных катастроф, вооруженных конфликтов – 47;

  • Дети беженцы – 14;

  • Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях – 1569;

  • Дети – жертвы насилия – 1;

  • Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы – 0;

  • Дети, находящиеся в специальных учебных учреждениях – 50;

  • Дети из малоимущих семей – 45203;

  • Дети с отклонениями в поведении – 3377;

  • Дети, жизнеспособность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств – 9685.

В функционировании системы помощи детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации определяющую роль играют ее субъекты. Ведущая роль среди субъектов принадлежит организациям, учреждениям, социальным институтам общества. Главнейшим субъектом является семья – важнейший институт социализации ребенка. Образовательные и учебно-воспитательные учреждения выступают также в роли активных субъектов поддержки и защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: дошкольные учреждения, образовательные учреждения общего среднего, начального профессионального образования, специальные коррекционные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, которые самостоятельно не в состоянии решить проблемы жизнедеятельности, возникшие у них под воздействием тех или иных обстоятельств.

К сожалению, в целом современное состояние защиты детства и реализация прав ребенка вызывает обоснованную тревогу. Сегодня мы должны признать, что социальные катаклизмы в детской среде, достигли опасных для российского общества масштабов, являясь мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожая социальной безопасности общества. Сложившаяся ситуация определяет высокую степень настоятельной потребности значительной части детского населения страны в поддержке. Данное положение и определяет актуальность тематики методических рекомендаций: «Психолого-педагогическая и социальная помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации». Целью методических рекомендаций является - предоставление предложений и рекомендаций по организации системы сопровождения и внедрения наиболее эффективных методов и форм оказания психолого-педагогической и социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Методические рекомендации предназначены для специалистов социальных и реабилитационных центров, учреждений общего и дополнительного образования, коррекционных образовательных учреждений и других организаций, осуществляющих сопровождение детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Методические рекомендации могут быть использованы в работе педагогов-психологов, социальных педагогов, методистов, заместителей директоров по учебной и воспитательной работе, классных руководителей, педагогов дополнительного образования и родителей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  1. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «центр психолого-педагогической

    Документ
    Приложение 2 Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 49
  2. Единый реестр государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляющих реабилитацию инвалидов (1)

    Документ
    Реестр государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляющих реабилитацию инвалидов
  3. Единый реестр государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляющих реабилитацию инвалидов (2)

    Документ
    БУСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Горизонт» (отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями)
  4. Комплексная безопасность несовершеннолетних часть 1 Правовые акты Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа Югры, л окальные акты органов исполнительной власти Ханты-Манси йск

    Документ
    Е.Н. Степичева, главный специалист Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
  5. Реализация Программы Ханты-Мансийского автономного округа Югры

    Документ
    «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2008-2012 годы» в новой редакции», утверждённой решением Думы города Лангепаса от 29.
  6. ««Методических рекомендаций по составлению ежегодного публичного доклада о состоянии и развитии системы образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»

    Доклад
    Доклад подготовлен с использованием ««Методических рекомендаций по составлению ежегодного публичного доклада о состоянии и развитии системы образования Ханты-Мансийского автономного округа–Югры»».
  7. Методические рекомендации Составитель: начальник социально-психологического отдела Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции (1)

    Методические рекомендации
    Каждый родившийся ребенок по своему социальному и природному предназначению является продолжателем рода человеческого. Ребенок в общении с взрослыми и под их постоянным руководством и влиянием постепенно овладевает разнообразными видами
  8. Методические рекомендации Составитель: начальник социально-психологического отдела Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции (2)

    Методические рекомендации
    Каждый родившийся ребенок по своему социальному и природному предназначению является продолжателем рода человеческого. Ребенок в общении с взрослыми и под их постоянным руководством и влиянием постепенно овладевает разнообразными видами
  9. Методические рекомендации для педагогов-психологов г. Ханты-Мансийск 2009г (1)

    Методические рекомендации
    Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждениях, школах, детских интернатах.

Другие похожие документы..