Представители родительской общественности из 22 городов России обратились к главе государства с требованием отправить в отставку Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова

Что мы с этим теряем? Ну, уже культура выступила. Спорт как-то молчит. Хотя если говорить о престиже страны, мне кажется, это единственное действие, когда при победе наших граждан играется гимн, поднимается флаг, и это действительно очень мощное патриотическое воспитание. Значит, вот это мы все потеряем.

                Я не говорю даже о здоровье, потому что мы сейчас говорим только о том количестве, сколько у нас рождается, как нам поднять рождаемость. Но как нам сохранить тех, которые уже родились, и тех, которые живут? Мы приводили такой пример на Совете по спорту, что у нас содержание одного ребенка в детской спортивной школе, разные виды спорта, дороже, дешевле, но где-то обходится в среднем от 13 до 18 тыс. рублей в год. Содержание ребенка в исправительных учреждениях обходится стране от 130 до 150 тыс. рублей в год. Здесь не надо быть математиком, чтобы понимать, что мы можем потерять.

                Не случайно в таких странах как Канада, Америка, будем говорить, странах, которые все столкнулись с наркотиками… Наркотики – это действительно страшное явление. Мы очень часто говорим, что спорт или дополнительное образование – это альтернатива улице. Но если говорить конкретно о спорте, чисто с физиологии, все те процессы, которые происходят, когда ребенок, молодой человек употребляет наркотик, это все то же самое, что при занятиях физическими движениями, упражнениями или каким-то видом спорта. На сегодняшний день мы констатируем, что у нас 60% детей в школе – это уже отклонение от здоровья. Это только школа. Что происходит дальше, мы понятия не имеем. Более-менее у нас проверяются молодые люди перед тем, как уйти служить в армию. В каком состоянии здоровья находятся молодые женщины и девушки, с этим мы очень часто сталкиваемся в тот момент, когда задаем вопрос: а почему нет детей или почему рождаются больные дети?

                Так вот, я должна сказать, что все, что связано с наркотиками – мы теряем детей. Все, что связано с табакокурением и алкоголизмом, здесь самый быстрый ответ на эти вопросы – это спорт. Поэтому не случайно в Америке, я это могу говорить не просто по цифрам, а так как два моих ребенка закончили американскую школу, весь спорт, который может как раз отвлечь, я не говорю о физической культуре, физическую культуру придумали только мы, есть физическое воспитание, оно находится именно в стенах школы, потому что 11 или 12 лет ребенок находится там.

                Если даже говорить о стандартах, я тут немножечко хочу «возникнуть». Да, пишут наши ученые умы. Но я посмотрела, кто пишет стандарты в области физического воспитания – 30 лет пишут одни и те же люди. Сказать, что это ученые умы, если даже в Министерстве спорта мы не знаем о каких-то тенденциях, которые связаны с массовым спортом, особенно с детским и школьным спортом, то здесь, мне кажется, говорить об ученых умах иногда надо в кавычках, потому что у нас в стандартах высшего образования есть все – воспитание, обучение, и пятое-десятое, только если говорить в области спорта и физического воспитания – у нас там стоит «здоровьесберегающие навыки». Когда ребенок приходит в школу в шесть-семь лет, извините, мы должны развивать его, как умственно, духовно, так и физически. А что сберегать? Может быть, поэтому у нас 5% школ не имеют вообще никаких спортивных сооружений и только 2% школ имеют бассейны.

И когда мы говорим ОБЖ. У нас львиная часть детей не умеет держаться на воде. Молодцы наше Управление транспортом. Они всей стране рассказали, что каждый год у нас 30 тысяч населения гибнет на дорогах. У нас никто не рассказывает, что у нас такое же количество – 30 тысяч людей каждый год гибнет на водоемах. И там, и там есть причина, что это алкоголь и пятое-десятое. Но вот об этом никто не говорит. Это тоже одна из тем, которую мы должны поднять, что если мы не научим детей не просто накладывать повязки, а учиться держаться на воде, правильно реагировать в экстремальных ситуациях – вот эти навыки тоже должна давать школа. Потому что на сегодняшний день я могу совершенно четко сказать, что наркотики уже в школе, а спорта и защитных функций выживания людей, самозащиты пока в школе нет. И как раз в новом проекте Закона «Об образовании» это, к сожалению, тоже никак не прописывается. Здесь мы должны очень внимательно посмотреть, потому что это и вопрос защиты детей, это и вопрос семейного воспитания. Потому что в семье мы спорт можем только привлечь, но какие-то особые навыки – мы не можем это делать.

Здесь у меня ко всем такая просьба обратить на этот момент очень серьезное внимание. Потому что это тоже и оборона, и защита нашей страны, если мы теперь берем себе вопрос, кого призывать в армию, и первые несколько месяцев мы откармливаем молодежь. Если физически люди не могут выдерживать никаких нагрузок. Самое главное, нет понятия, что такое алкоголизм у молодого поколения и наркотики. И получается на сегодняшний день, если говорить об этих дурных привычках, это не дурные привычки, это болезнь. Это потеря огромного пласта молодого поколения людей. Старшие этим как раз меньше всего страдают. И для чего тогда образование, если у нас растут люди, физически не готовые ни к решению своих задач, ни к решению задач, которые ставит перед собой государство?

Яровая И.А. Буквально очень коротко. Вы знаете, когда мы констатируем какие-то страшные вещи, я думаю, что все-таки задача политиков другая. Потому что сегодня мы можем тысячу раз раскритиковать Российскую Академию наук, сказать, что у нас все ученые, вся интеллигенция такие-рассякие, но у нас есть еще профильные комитеты, которые должны были бы решать эти вопросы. Я думаю, что наша задача сконцентрироваться на этом.

Роднина И.К. Как раз профильный комитет, Ирина Анатольевна, это решает. Если бы не было этого вопроса, не было бы и обсуждения этого законопроекта.

Яровая И.А. Поэтому мы сегодня предлагаем, говоря о тех совершенно справедливо обозначенных вопросах, это все в том числе культура мировоззрения, культура поведения ребенка. Поэтому от того, какой он выбор сделает, на основании какой ценностной установки, то есть будет ли для него значимо участие в проектах, которые ведет в том числе и Ирина Константиновна по уроку физкультуры, по детскому дворовому тренеру, по созданию 500 бассейнов и т.д., или для ребенка будет гораздо важнее и интереснее вообще от всего этого абстрагироваться.

Поэтому есть вполне конкретное предложение. Рассматривая образовательные стандарты, разработать механизмы общественной некоей экспертизы, общественного участия в том, что предлагается, чтобы в том числе и наши выдающиеся спортсмены, и наши выдающиеся представители культуры могли быть в роли экспертов, которые бы оценивали те стандарты, которые предлагаются. Вот это, наверное, будет правильным.

Роднина И.К. Мы ставим без конца эти вопросы, но пока ответа положительного нет.

Это действительно так, потому что у нас сейчас тоже благодаря партии «Единая Россия» создана Федерация школьного спорта Россия. У нас вообще бóльшая часть населения России понимает так: это спорт пришел в школу. Но на самом деле совершенно другая задача. Задача не просто проводить занятия, а задача людей образовывать, задача информации, задача менять отношение.

Вот мы говорим о культуре. Культура – это не просто прочитал, это те определенные знания и навыки, которые мы должны давать. А мы все время ссылаемся на культуру, как нет культуры вождения машин, нет тех правил и законов, которые бы ограничивали любого водителя от тех нарушений, на которые они идут. Закон как раз это должен решать. То же самое это касается, что мы хотим перед собой поставить – духовное воспитание, физическое воспитание. Потому что еще 30 лет назад мы говорили о том, что работоспособность советского человека была где-то на 25-30% выше, чем работоспособность любого западного человека. На сегодняшний день мы констатируем совершенно обратное. У нас работоспособность и выносливость нашего гражданина на 25-30% ниже. За эти 30 лет мы потеряли 60%. О какой модернизации, о каком прогрессе вообще можно говорить, если у нас просто растет больное поколение?..

Васильев В.П. Я здесь представляю Центр социально-консервативной политики по Северо-Западу, председатель комиссии по выработке рекомендаций по совершенствованию детской и молодежной политики.

Коротко о себе. В 92-ом году я, будучи депутатом от Санкт-Петербурга, участвовал в такой интересной работе как составление закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». И когда я сейчас готовился к выступлению, я подумал, на что опереться в обсуждении закона о народном образовании. Как сказала Ирина Анатольевна, я с ней согласен, всегда надо помнить историю. Я решил опереться на ту историю, к которой имел отношение.

Очень интересная вещь, когда посмотрел заново, здесь есть такая фраза: «Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации». То есть, говоря о каких-то законах, мы должны делать ссылку на Конституцию.

Дальше. Я тут прочитал одну интересную вещь, что мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей делаются в области… и тут очень интересное перечисление, по которому были большие дискуссии. Тогда был председателем комитета по детям и молодежи Андрей Шаронов, который сейчас вице-мэр по экономике, по-моему, стал в Москве. И мы тогда с Андреем очень много спорили по поводу того, что вписывать, потому что ему это было поручено. И он дал очень классную идею, это не моя идея, это идея Андрея, что должна быть область воспитания, образования, здравоохранения, науки и культуры, физической культуры и спорта отдельно была прописана, социального обслуживания, социальной защиты. То есть, по большому счету, то, что сказала Ирина Константиновна, это прописано в законе. В законе прописано отдельное, по сути дела, правоведение, то есть отдельное направление. После этого я согласился, что надо почитать закон о народном образовании. Я его прочитал.

О себе могу сказать, что я бывший военный, но после комиссования меня отправили работать с пионерами, была такая организация, я там дослужился уже в другом звании до председателя районного совета пионерской организации Ждановского района. У меня было 20 тысяч пионеров, 50 школ. К чему я это говорю? Была система воспитания отдельная. Мы, практически все здесь сидящие, помним пионерскую организацию, мы через нее прошли. Это та точка контакта, которая держит сейчас несколько поколений. И я могу сказать, что во многом страна держится, потому что есть некие общие принципы и некие общие образы, например, образ костра пионерского, образ какой-то песни, образ – кто-то переночевал в палатке. У кого-то есть, наоборот, негативный образ, когда его разбирали на совете отряда, кого-то когда-то не приняли в пионеры, кого-то когда-то приняли в пионеры. Я специально говорю разное, то есть отрицательные и положительные моменты. Но суть – это некая точка контакта, которая держит целое поколение.

Возвращаясь к тому, что я прочитал до этого, было воспитание поставлено в законе вообще первым. Вот кто возьмет закон от 98-го года, возьмет себе труд почитать, это к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится. Вот дальше идет область воспитания, потом уже образования.

В части образования что могу сказать? Я посмотрел этот закон, действительно его прочитал, я потратил три дня почти. И у меня возникла в голове следующая арифметика, что закон сам по себе нормальный. Я полностью согласен, что закон нормальный. Но там нет воспитания. В этом законе воспитания нет вообще. В нем действительно нет спорта, вообще нет. То есть, по сути дела, это закон об образовании, это то, что нам говорит постоянно господин министр, что школа занимается обучением, и отстаньте от меня, мы учим детей. Если взять арифметику простую, сколько в школе уделяется времени сейчас воспитанию? Один «классный час» в неделю, четыре часа в месяц, восемь месяцев обучения – 32 часа воспитательной работы в школе. О каком воспитании мы говорим, неважно, патриотическом, семейном, любом? Нет воспитания, надо честно сказать. И это слабое место в законе, которое любой человек – профессионал, кто работал в системе народного образования или работает, он это увидит, там этого нет. Хотя в законе о защите прав ребенка воспитание стоит первым пунктом.

Дальше идем по закону. Я решил вот на этом законе посмотреть. Мы смешиваем несколько понятий в Законе «Об образовании», которые тоже будут слабым звеном. Я уже сказал, там сильное звено: проработана учебно-методическая часть. Еще раз скажу, я не буду касаться, я не педагог по образованию.

Дальше мы идем. Здравоохранение. Почему-то школа не касается здравоохранения вообще, и спорта тоже не касается. То есть мы опять получаем, что у нас предметничество так называемое, и все.

Я скажу несколько сентенций, которые я подготовил. Значит, мы имеем, что в законе прописано образование, воспитание, развитие ребенка, причем под развитием подразумевается спорт, не абстрактное развитие, а там спорт и наука, две вещи прописаны были в законе, и охрана здоровья. Соответственно охраной здоровья, профилактикой у нас занимаются детские оздоровительные лагеря, которые еще, слава богу, кое-где остались. Если касаться воспитательной работы, то 21 день в смену, если вспомнить арифметику 32 часа у народного образования, там мы имеем 21 день по 10 часов целенаправленной воспитательной работы. То есть за одну смену 210 часов воспитательной работы. Если эту работу наполнить спортом, а спортивные лагеря наполняют ее спортом, мы получаем хорошую воспитательную модель.

Мое предложение, которое согласовано было с руководством. Я предлагаю от имени нашего Северо-Западного отделения ЦСКП провести вообще-то ревизию закона. И историческая ссылка следующая. Был такой господин Сперанский Михаил Михайлович, которому было поручено провести кодификацию законов Российской Империи. И после этой кодификации законы стали действовать (это оценка уже современная, а не того времени) примерно в два раза быстрее, в два раза конкретнее и активнее использовались чиновниками, потому что чиновнику должен быть простой и понятный закон, чтобы ему было комфортно с ним работать. Никто не вспоминает Закон «О гарантиях прав детей», хотя мы собрались-то по этой теме. Потому что на самом деле Закон «Об образовании» – это только одна четвертая часть гарантий этого закона. Так вот, закончилось это все для Сперанского Орденом Андрея Первозванного. Это к слову.

Поэтому наше предложение следующее. Оценка закона с точки зрения правоприменительной практики. Причем я рассматриваю, что это предложение касается напрямую закона об образовании, потому что если рассматривать Закон «О гарантиях прав ребенка», Закон «Об образовании» – это просто его часть на самом деле, и надо смотреть правоприменительную практику, которая есть сейчас. Есть очень много противоречий в Законе «Об образовании» и в Законе «О гарантиях прав ребенка». Просто взять рядом два закона и посмотреть.

Дальше. Надо сделать оценку пакета законов, насколько они перекрывают пакет проблем, которые есть.

И главное, должно быть удобство практического использования закона. То есть давайте сделаем так, чтобы был сервис для чиновника удобен и понятен, тогда с него можно спрашивать. В противном случае все общественные слушания, общественные комитеты, они бессмысленны. Потому что общественный комитет экспертный может принять очень много полезных мудрых решений, придет к чиновнику, а чиновник запутается в законе, а как же это реализовать. И все это вернется опять же на исходную позицию. Давайте подумаем о чиновнике, может, такое необычное предложение, но давайте подумаем о его комфорте, чтобы с него можно было спросить.

И самая последняя моя фраза из Михалкова, который очень классно сказал о детях, мы этим пользовались в 97-ом году очень активно, я тогда возглавлял Центр по работе с детьми и подростками всего Санкт-Петербурга, у нас было 625 клубов на тот момент, которые сейчас, кстати, раздали по районам и тю-тю. И у нас был тогда лозунг, что сегодня дети, а завтра это народ. Сказал этот Михалков. Вот на этом я и заканчиваю.

Карпович Н.Н. Я хочу начать с того, что все, что касается сегодня детей, семьи, вообще все социальные вопросы очень важно начинать с общественного обсуждения. Это то, о чем говорила Ирина Анатольевна, чтобы нас правильно слышали, правильно читали, правильно о нас писали. И, конечно, огромное спасибо, что у нас есть такая площадка, Юрий Евгеньевич, чтобы мы могли обсуждать. Очень многие сложные вопросы сегодня мы начинаем обсуждать с этой площадки.

  1. 7 Уполномоченным по правам ребенка следует доверить право вето на действия опеки

    Обзор
    На наш взгляд, в настоящее время отсутствуют объективные и убедительные мотивы необходимости создания нового правового механизма в этой области". 7
  2. Пресс-релиз Межрегионального общественного движения «семья, любовь, отечество» от 12 декабря 2010 г (1)

    Обзор
    За нашей спиной в обстановке полной информационной блокады готовится не просто принятие ювенальной юстиции: Форсайт-проект "Детство 2030" - это еще круче, чем ювенальная юстиция!
  3. Пресс-релиз Межрегионального общественного движения «семья, любовь, отечество» от 12 декабря 2010 г (2)

    Обзор
    «Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Приглашаем Вас, как продвинутого интернет-пользователя, напрямую без посредников, 22 декабря 2010 года с 10 до 14.30 пообщаться с активным родительским сообществом и выслушать наши пожелания, замечания
  4. 23 «В интересах ребенка?»: о «защите детей» – языком фактов (2)

    Обзор
    15 сентября Государственная дума Российской Федерации отклонила во втором чтении закон о введении в России системы ювенальных судов. По замыслу авторов законопроекта ювенальные суды должны были бы рассматривать дела, в которых хотя
  5. 23 «В интересах ребенка?»: о «защите детей» – языком фактов (3)

    Обзор
    15 сентября Государственная дума Российской Федерации отклонила во втором чтении закон о введении в России системы ювенальных судов. По замыслу авторов законопроекта ювенальные суды должны были бы рассматривать дела, в которых хотя
  6. 17-18 мая 2011 года в г. Казани прошел Съезд Ассоциации родительских комитетов и сообществ

    Обзор
    Обсудив отчет о первом этапе форсайт-проекта "Детство-2030 плюс" (Семья XXI века), Съезд пришел к выводу, что результаты первого этапа форсайт-проекта не соответствуют заявленным целям.
  7. Мониторинг сообщений сми об Общественной палате РФ за апрель 2011 года (1)

    Документ
    1.Первое пленарное заседание Совета по взаимодействию российской общественности, посвящённое обсуждению 10 мер, предложенных президентом для смягчения инвестиционного климата,
  8. Мониторинг сообщений сми об Общественной палате РФ за апрель 2011 года (2)

    Документ
    9.Экстренное заседание Межкомиссионной рабочей группы по проблемам детства и молодежной политике, посвящённое противодействию и профилактике преступлений против несовершеннолетних .
  9. 5 Работа над проектом по возрождению семьи в России продолжается

    Обзор
    В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре состоялся круглый стол, на котором Ассоциация родительских комитетов и сообществ России представила итоговый документ первого этапа проекта.

Другие похожие документы..