Представители родительской общественности из 22 городов России обратились к главе государства с требованием отправить в отставку Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова

И, конечно, мы все говорим о том, что у нас большая проблема сегодня с численностью населения. Очень большая проблема! И мы говорим о том, что у нас создана Концепция демографического развития Российской Федерации до 2025 года, где установлены многие критерии оценки развития нашего общества. Мы три года говорим о том, что, слава богу, у нас стабилизировалось состояние с падением численности населения России. Но коэффициент рождаемости сейчас у нас примерно равен 1,32, а для того, чтобы было простое воспроизводство, нужно 2,14. Мы в 2009 году имели  1761,7 тысячи детей, которые родились, и мы имели 1162 тысячи детей, которые не родились. То есть у нас есть возможность сегодня молодым женщинам, молодым семьям иметь детей, но нет условий для того, чтобы они могли этих детей иметь, нет условий для того, чтобы они могли их вырастить, нет условий для того, чтобы дети получили дошкольное образование – у нас более 1640 тысяч детей находятся в очереди в детские сады. Поэтому возникает проблема, по которой мы должны вместе с вами решать вопрос о том, чтобы родители, которые ухаживают за детьми, получали пособие по уходу за ребенком не 1,5 года, а, наверное, совершенно в других размерах.

Не буду отвлекать ваше внимание по этому вопросу. Хочу только сказать одно, что сегодня партия «Единая Россия» имеет Концепцию семейной политики. Мы ее готовы представить, если будет такое поручение Президента, на всеобщее обозрение. И мы готовы конкретные предложения дать, в том числе и по детям, которые сегодня нуждаются в уходе, по молодым семьям для того, чтобы мы изменили ситуацию в нашей стране.

Наша партия занимается систематически, постоянно вопросом детства. Я хочу сказать, что у нас в течение трех лет прошло 12 парламентских слушаний. И вы, те, кто не равнодушен к нашей стране, давали нам конкретные предложения. И мы их использовали в подготовке законопроектов. Каждый раз после парламентских слушаний рождаются ваши мысли, ваши предложения, которые мы с вами согласовываем, и мы тогда уже готовим конкретные предложения и говорим о том, что это вопросы, которые поднимает гражданское общество. И очень хорошо, когда этих вопросов очень много, и очень хорошо, когда все принимают участие сегодня в рассмотрении в том числе законопроекта «Об образовании», потому что это взгляд людей, которые знают жизнь, которые понимают, почему возникают такие вопросы.

Только один штрих. Сейчас в средствах массовой информации стали говорить: а почему вдруг стали в первом порядке рассматривать такой предмет как ОБЖ? Мы вот здесь на Центре социальных инноваций проводили Школу безопасности, рассматривали такую тему, чем занимаются наши дети, как они способны себя защитить? Два миллиона детей в 2010 году прошли через различные соревнования. Они сами учились, как себя защитить и как спасти другого. Но невозможно сегодня поставить к каждому из нас еще спасателя рядом. А ведь жизнь требует определенных правил поведения, начиная с момента рождения, с первого дня рождения. Поэтому для нас важен каждый человек, мы должны научиться жить в этом обществе. И многие вопросы, которые поднимаются на Центре социальных инноваций, находят отражение, Юрий Евгеньевич, в наших законодательных документах, и это очень важно. Тот вопрос, о котором я сейчас говорю, про ОБЖ, мы с вами буквально месяц назад рассматривали его, у нас 22 законопроекта родилось на основании вот таких рассмотрений, не только здесь, в Москве, но и в субъектах Российской Федерации. 22 принятых закона! Я сейчас готовлю 31-го числа отчет по партийному проекту, и вот вам хочу сказать, что это результат нашей с вами совместной работы. 

Спасибо!

Шувалов Ю.Е. Спасибо большое, Надежда Васильевна.

Ирина Анатольевна Яровая.

Яровая И.А. Уважаемые коллеги, мы сегодня обсуждаем вопрос, который требует прежде всего ознакомления с источником. Я специально взяла с собой проект федерального закона, вот он какой. Поэтому когда я начала читать первые отклики в СМИ, я поняла, что те, кто пишут, закон не читали. Это главное. Понимаете, коллеги, с чем мы сталкиваемся в очередной раз, что у нас идет тиражирование суждений о законе в таком мифологическом, недостоверном формате, что диву даешься вообще, о чем пишут эти люди. И мы должны понимать нашу как раз политическую задачу и политическую ответственность и в том, чтобы донести достоверную информацию. Почему нужна достоверная информация? Иначе не состоится профессиональный, общественный и экспертный диалог.

«Единая Россия», вы помните, Государственно-патриотический клуб еще летом, перед тем, как уходил на каникулы парламент, когда только в информационных ресурсах был размещен проект закона, мы сразу же обратились к нашим коллегам во всех регионах и предложили с участием родителей, педагогов начать обсуждение проекта закона.

Этот проект закона, как вы знаете, был разработан экспертным сообществом. Это не продукт партии, это не продукт даже Министерства. Это работали научные умы от Российской Академии наук, образования. Это их видение. И наша задача была как раз выступить тем коммуникатором, дать свои площадки, что мы постоянно делали и как партия, в обсуждении с людьми, с жителями регионов, с учителями. Почему мы понимали, что это нужно делать, и, конечно, мы очень рады, что Президент в своем послании сделал формат обсуждения вообще всенародным? Потому что это закон не отраслевой, это закон общенациональный, потому что он закладывает смыслы вообще всей жизни государственной, общественной, социальной, политической, экономической – какой угодно. Поэтому на одно из обсуждений мы пригласили к себе еще экспертов, которые занимаются разработкой образовательных стандартов, и просто для журналистов, которые пишут на эту тему и, видимо, не владеют информацией, я хочу сообщить, что в действующем законе, в новом проекте закона есть конкретная норма, исходя из которой образовательные стандарты разрабатываются по заказу органа исполнительной власти экспертным сообществом, то есть специалистами, профессионалами. Поэтому когда кто-то рассуждает на темы, что… Ну, наши оппоненты, понятно, они всегда в одной логике пытаются мыслить стереотипами и обманом. Но вы-то, журналисты, вы же должны давать достоверную информацию. Образовательные стандарты разрабатывают специалисты, предметники, ученые – те, кто свою жизнь на это положил. Поэтому, если вы хотите дать точку зрения – обращайтесь к ним и рассуждайте. Наша задача дать возможность высказаться всем, даже в том числе и тем, кому, может быть, на первый взгляд покажется, что их точка зрения неинтересна. Но задача партии услышать всех и дать возможность сказать всем, потому что только тогда можно найти правильный путь решения. И «Единая Россия» традиционно действует так. И, собственно говоря, все три наших клуба действуют именно в таком формате.

В чем же задача Государственно-патриотического клуба, а я думаю, что все-таки и задача партии «Единая Россия», как мы ее видим, работая над Законом «Об образовании» и говоря не просто о патриотическом воспитании, а о ценностном выборе. И об этом, собственно говоря, речь идет не только в Послании Президента, а, наверное, есть смысл тоже обратиться к Национальной доктрине образования. Уважаемые коллеги, у нас вообще-то есть такой документ долгосрочный, стратегический, который выработан и принят на государственном уровне до 2025 года. И если вы посмотрите документ, то мы как партия, я думаю, можем подписаться под каждым тезисом.

Я просто процитирую несколько фраз: «Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры». Это первое. Второе: «Воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью». Третье: «Разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности. Формирование у детей и молодежи целостного миропонимания».

Вот это документ, который является основополагающим с точки зрения логики и образовательных стандартов, и Закона «Об образовании», который сегодня разрабатывается. Это Доктрина национальная, то есть это фактически доктрина национальной безопасности. Поэтому можно сколько угодно ерничать на тему того, нужны ли сегодня патриоты, но модернизировать страну – это значит сформировать культуру соответствующую. Быть патриотом – это не что иное, как знать историю своей страны, уважать ее, и свой успех рассматривать как часть успеха страны. Любая страна мира никогда не станет заниматься образованием, если она не ставит своей целью воспитание гражданина этой страны. И если бы у России не было задачи в системе образования воспитать целостную личность, у которой есть понимание национальной культуры, а культура – это наша цивилизационная идентичность, это мировоззрение и это культура поведения, то нет смысла вообще заниматься образованием, если оно не решает эту задачу. Поэтому поверхностный, юмористичный подход к этим вопросам совершенно неуместен.

Если говорить о русской культуре, о российской культуре, то, наверное, вот задача стратегическая, которая состоит в том, чтобы все предметы, прежде всего русский язык… Я вот прочитала сегодня статью про модернизацию русского языка. Да русский язык сохранить надо и защитить! Потому что он сегодня выхолощен, он сегодня опошлен, и то, как он сегодня представлен на уровне сленга и на уровне в том числе средств массовой информации, это просто вызывает оторопь. Хотя в других странах мира о нас с вами узнают в том числе и по году, и по дням российской культуры. Основополагающим фактором российской, русской культуры является язык – произведение культуры. Поэтому в образовательных стандартах предлагаются не уроки патриотического воспитания, а знание культуры наших народов, культуры тысячелетней истории нашей страны. Я понимаю, что, может быть, кому-то это не интересно, кому-то интересней с 17-го года или с 90-го. Но так не получится. И так не должно быть. Поэтому сегодня очень сложно. И эта задача, кстати говоря, не решается законом. Она решается через систему комплексных мер.

Закон – это только один из формализованных шагов. Образовательные стандарты, и профессиональные, и общей школы, это с чем будут работать эксперты, как я уже говорила. Но наша сегодня задача как политической партии, как общества, как государства – это выработать ценностные критерии и ценностные установки, которые будут одинаковы и для СМИ (на первое место ставлю), и для учреждений культуры, и для органов власти, и для гражданского общества.

                Поэтому преподавание в школе любого предмета с точки зрения целостности, ценности и значимости российской культуры, формирование гражданина, личности и человека, для которого ценностные установки добра, терпимости, трудолюбия, созидания, патриотизма, уважения неделимы – это гораздо сложнее, чем научить дважды два умножать, несомненно. Но это не значит, что эта задача не стоит перед современной школой. Конечно, у нас есть традиции, но у нас есть и современная российская культура, о которой тоже должны знать наши дети. Конечно, кому-то, может быть, больше кажется, что российская культура – это только современные ток-шоу, но это совершенно не так, и мы прекрасно это понимаем.

                Поэтому, Юрий Евгеньевич, отвечая на вопрос о том, как видит свою дальнейшую деятельность в том числе и Государственно-патриотический клуб, мы в регионах проводим обсуждение именно с родителями, именно с педагогами не только проекта закона. Вот вчера вместе с Сергеем Александровичем мы встречались с представителями всех традиционных конфессий, прежде всего нашей Православной Церкви, которая выступила с инициативой о выработке системы ценностных ориентиров и ценностного выбора. И мы все-таки полагаем, что сегодня не стоит примитивно, упрощенно рассматривать задачу разработки и принятия Федерального закона «Об образовании» просто как набор неких постулатов. Думается, что гораздо сложнее и важнее в систему преподавания, педагогики, в учебную литературу заложить уважительное отношение и глубокое знание о культуре наших народов и культуре нашей страны.

                Спасибо.

                Роднина И.К. Я, может быть, не так пафосно, я ближе к делу перейду. Потому что мы действительно обсуждаем закон. Это инициатива была Комитета Государственной Думы по образованию, чтобы все-таки этот закон был вывешен, и его начали обсуждать. Ведутся сейчас конференции во многих регионах, в Омске одна из первых прошла конференция, где выступали как раз те, кому работать с этим законом, и те, которые как раз и растят наше гражданское общество. То есть это представители и федеральных школ, это представители региональных школ и образовательных учреждений, частных – в общем, весь спектр, который есть. И они более конкретно говорили.

                Если мы говорим сегодня все-таки о защите детей и традициях семейного воспитания, то в законопроекте у нас появилось такое понятие как «семейное воспитание», но при этом никак особо не прописано, что имеется в виду – образование семейное или воспитание. Здесь нам очень много нужно поработать, потому что кто как будет читать и трактовать, такое мы будем общество и растить. И хотя у нас в Конституции есть понятия и воспитания, и образования, они используются как самостоятельные, но есть еще слово «обучение». Вот если в Законе «Об образовании» у нас есть понятие «образование», то воспитанию, честно говоря, очень мало места найдено в этом законопроекте, и об этом высказываются буквально все. По крайней мере, если в июне в законопроекте у нас не было еще такого понятия как «семейное образование», то на сегодняшний день это появилось. Тема понятна, но совершенно она не согласуется с другими законопроектами, если говорить о том, что Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, нормы Гражданского, Семейного, Трудового кодексов Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях, здесь мы должны все-таки понимать, что к этому проекту Закона «Об образовании» мы должны и готовить внесение изменений в отдельные законодательные акты в связи с его принятием.

                Появилось четкое понятие того, если раньше все понимали, что семейное образование и воспитание – это все-таки дошкольное, и в законе было такое понятие, что это регулируется учреждениями дошкольного образования, а если это происходит в семье, как это должно регламентироваться, кто должен контролировать – вот здесь понятий пока никаких нет. И в этом плане очень много есть таких недочетов, которые требуют, потому что мы не можем не учитывать семейное и образование, и воспитание. Потому что если брать наиболее крупные страны, то там есть такое понятие как «homestudy», то есть домашнее образование. Но в нашем законопроекте оно никак не регламентируется, кто это будет контролировать, кто это будет проводить. Это один вопрос. Это то, что просил комитет озаглавить, и здесь есть над чем поработать, я считаю, и членам партии, и депутатам, и людям, которые связаны с образованием.  

                Другая тема, с которой я, наверное, больше бы выступала, это то, что в нашем законопроекте не предоставляется государственных гарантий, статья 8 «О дополнительном образовании». Если все предыдущие годы, в любые времена Советского Союза и России у нас это было право, на сегодняшний день это право в статье 8 не упоминается вообще. Там есть дошкольное образование, есть общее среднее, частичное высшее, а о дополнительном вообще нет ни слова. Это 8 тысяч дополнительных учреждений. Сами понимаете, какое количество людей там работает. Если говорить как раз о гражданской позиции, о физической и духовной значимости и здоровье подрастающего поколения, о выборе будущей профессии или круга интересов, вот как раз дополнительное образование больше всего это и давало. И когда проводилась как раз конференция в честь юбилея нашего дополнительного образования, выступали люди, которые очень знаковые для нашей страны. Начнем с того же космонавта Гречко, который сказал, что если бы не дополнительное образование, наверное, я бы не стал тем, кто я сегодня есть, я бы не получил львиной доли знаний, которые даются именно благодаря дополнительному образованию, а не в предметах школьных. И если говорить то, что сегодня прописано, из-за того, что нет этих гарантий, то есть мы понимаем, что все дополнительное образование, хотя я считаю, что оно не дополнительное, оно очень часто бывает определяющим, оно целиком и полностью уйдет в систему частной оплаты.

  1. 7 Уполномоченным по правам ребенка следует доверить право вето на действия опеки

    Обзор
    На наш взгляд, в настоящее время отсутствуют объективные и убедительные мотивы необходимости создания нового правового механизма в этой области". 7
  2. Пресс-релиз Межрегионального общественного движения «семья, любовь, отечество» от 12 декабря 2010 г (1)

    Обзор
    За нашей спиной в обстановке полной информационной блокады готовится не просто принятие ювенальной юстиции: Форсайт-проект "Детство 2030" - это еще круче, чем ювенальная юстиция!
  3. Пресс-релиз Межрегионального общественного движения «семья, любовь, отечество» от 12 декабря 2010 г (2)

    Обзор
    «Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Приглашаем Вас, как продвинутого интернет-пользователя, напрямую без посредников, 22 декабря 2010 года с 10 до 14.30 пообщаться с активным родительским сообществом и выслушать наши пожелания, замечания
  4. 23 «В интересах ребенка?»: о «защите детей» – языком фактов (2)

    Обзор
    15 сентября Государственная дума Российской Федерации отклонила во втором чтении закон о введении в России системы ювенальных судов. По замыслу авторов законопроекта ювенальные суды должны были бы рассматривать дела, в которых хотя
  5. 23 «В интересах ребенка?»: о «защите детей» – языком фактов (3)

    Обзор
    15 сентября Государственная дума Российской Федерации отклонила во втором чтении закон о введении в России системы ювенальных судов. По замыслу авторов законопроекта ювенальные суды должны были бы рассматривать дела, в которых хотя
  6. 17-18 мая 2011 года в г. Казани прошел Съезд Ассоциации родительских комитетов и сообществ

    Обзор
    Обсудив отчет о первом этапе форсайт-проекта "Детство-2030 плюс" (Семья XXI века), Съезд пришел к выводу, что результаты первого этапа форсайт-проекта не соответствуют заявленным целям.
  7. Мониторинг сообщений сми об Общественной палате РФ за апрель 2011 года (1)

    Документ
    1.Первое пленарное заседание Совета по взаимодействию российской общественности, посвящённое обсуждению 10 мер, предложенных президентом для смягчения инвестиционного климата,
  8. Мониторинг сообщений сми об Общественной палате РФ за апрель 2011 года (2)

    Документ
    9.Экстренное заседание Межкомиссионной рабочей группы по проблемам детства и молодежной политике, посвящённое противодействию и профилактике преступлений против несовершеннолетних .
  9. 5 Работа над проектом по возрождению семьи в России продолжается

    Обзор
    В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре состоялся круглый стол, на котором Ассоциация родительских комитетов и сообществ России представила итоговый документ первого этапа проекта.

Другие похожие документы..