Трансформация политической субъектности русской православной церкви в условиях современного политического процесса

На правах рукописи

ЖМИНДА МАКСИМ НИКОЛАЕВИЧ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Специальность 23.00.02 – политические институты,

этнополитическая конфликтология, национальные и политические

процессы и технологии (по политическим наукам)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени
кандидата политических наук

Саратов – 2009

Диссертация выполнена на кафедре политических наук

юридического факультета ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Научный руководитель: доктор политических наук, профессор

Шестов Николай Игоревич

Официальные оппоненты: доктор политических наук, профессор

Федотов Александр Сергеевич

кандидат политических наук, доцент

Семенов Владимир Васильевич

Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Защита состоится 01 июля 2009 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.243.04 при Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского (410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, корпус 12, ауд. 510)

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале № 3 научной библиотеки Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Автореферат разослан «____» мая 2009 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат политических наук, доцент

И. И. Кузнецов


Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Религиозные организации обладают устойчивой субъектностью в социально-политических процессах. В первую очередь это относится к таким крупным организациям как Русская Православная Церковь. Актуализации изучения опыта взаимодействия церкви, государства и общества способствует процесс глобализации, который становится источником, по меньшей мере, двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, происходит унификация общественно-политического, экономического, социального пространства (укрепляются сходные политические режимы, экономические системы, правовые нормы и т.п.). С другой стороны, в каждом обществе актуализируется проблема культурной, духовно-нравственной самоидентификации, которая позволяет избежать полного «растворения» суверенности государства в условиях глобализационных процессов.

Процесс модернизации обуславливает необходимость уравновешивания, стабилизации отношений между институциональными структурами нового времени и традиционными структурами, коими являются религиозные организации. За последние два десятилетия эти отношения в российском обществе подверглись значительным изменениям, поэтому изучение проблем трансформации государственно-церковного взаимодействия отвечает современным потребностям общества, которое нуждается в определении вектора развития социально-политической системы.

В настоящее время, когда общество стоит не только перед необходимостью переосмысления своей истории, но и поиска идеологически обоснованных целей своего дальнейшего развития, проблемы политической субъектности Русской Православной Церкви, ее взаимоотношений с государством и обществом становятся особо актуальными как в научном, так и в практическом плане.

В Российской Федерации процессы политических и социально-экономических преобразований сопровождались устранением государственной идеологии, провозглашением идеологического плюрализма, демократизацией религиозной сферы, в частности, снятием ранее существовавших ограничений на культовую и иную деятельность религиозных организаций и участие в ней граждан. Это повлекло за собой интенсивный, охватывающий многомиллионные массы процесс «возрождения религии» и ее широкого вхождения в современную российскую действительность. При этом, важную роль в процессе «религиозного ренессанса» играют политические элиты, которые пытаются использовать идеологический потенциал Церкви для осмысления роли России в мире в эпоху «столкновения цивилизаций».

Однако, современная ситуация использования православия в осмыслении происходящих процессов имеет очень важные особенности. Во-первых, сегодня православная религия является одной из структур, претендующих на тотальность в описании картины мира, наряду с идеологией и наукой, и, следовательно, не имеет доминирующего влияния на общественное сознание. Во-вторых, Русская Православная Церковь сегодня по закону — одна из множества действующих в России религиозных организаций (равная по статусу другим, хотя и менее влиятельным), впервые в истории вынужденная «на равных» конкурировать за паству не только с традиционными религиями (исламом, иудаизмом и буддизмом), но и с новыми инославными конфессиями. Это заставляет Русскую Православную Церковь искать новые пути своего развития, что является причиной трансформации ее субъектности, в том числе, политической.

При определении вектора трансформации субъектности существует проблема, которая заключается в том, что по сути субъектность может быть навязана религиозной организации государством, как это происходило в разные исторические периоды в России. С другой стороны, субъектность может пониматься как закономерный результат эволюционного развития организации, осознания ею своих потребностей и выработке соответствующей стратегии политических действий. Поэтому актуальной исследовательской задачей является выявление оптимального порядка отношения к субъектности Русской Православной Церкви, что позволит осуществить эффективное использование религиозных ресурсов для стабильного развития государства и общества.

Отправной точкой развития современной модели государственно-церковных отношений является история советского периода существования Церкви в России. Именно в советский период Церковью были заложены основы современных характеристик ее политической субъектности.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время проблемы взаимоотношений религии и политики стали предметом изучения как светских ученых, так и специалистов, действующих в рамках церковных научных структур. В последние 15 лет опубликованы содержательные труды, дающие научно-объективное понимание общественно-политической роли религии. Этот период характеризуется отходом светской науки от агрессивного атеизма в исследовании проблем свободы совести и вероисповеданий в истории России, ростом объема литературы, издаваемой как религиозными центрами, так и гражданскими издательствами. В ней содержится неизвестная ранее информация о жизни и деятельности религиозных организаций, характере их взаимоотношений с государством.

В монографиях Н.С. Гордиенко, М.И. Одинцова, Д.В. Поспеловского, Н.В. Шабалина, В. Степанова (Русака), А.В. Карташева, И.В.Шкуратовой1 представлен исторический анализ взаимоотношений Русской Православной Церкви и советского государства, выявлено влияние правовых, политических, экономических и других факторов на изменение субъектности Московского Патриархата в Советском обществе. Подробно рассматриваются институциональные изменения в Церкви, обусловленные политикой существенного ограничения роли религии в политике и обществе, внешняя деятельность Церкви в послевоенный период.

В 1990-е – начале 2000 гг. научное осмысление места и роли традиционных религиозных организаций в политическом процессе предлагали в монографиях и статьях С.Г. Сафронов, Ю.П. Зуев, Т.А. Кудрина, В.В. Мартыненко, С.И. Самыгин, Г.Н. Сердюков, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская2.

Тема потенциала духовно-нравственных, этических ресурсов Русской Православной Церкви для развития государства и общества, влияния этой структуры на формирование гражданского общества и поддержание стабильных общественно-политических отношений, выполнение ею социального заказа на общественную этику в России затрагивается в научных периодических изданиях К.Н. Костюком, А.Б. Зубовым, В. Куренным, А. Тяхтой3 и др.

Нормативно – правовые основы государственно-церковных отношений и проблемы их практического применения рассматриваются в работах С.А. Бурьянова, Н.В. Володиной, И. Симонова, Н.А. Трофимчука, Ф.Г. Овсиенко и Г.А.Михайлова4.

Изучению взаимодействия светских и религиозных институциональных структур, взаимодействию Русской Православной Церкви с органами государственной власти, политическими партиями, влияние религиозного фактора на политические, в том числе электоральные процессы посвящены работы А.М. Верховского, Н. Митрохина, М. Шевченко, А. Щипкова и др.5.

В последние годы по проблеме государственно-конфессиональных отношений написан ряд монографий, научных статей, авторами которых являются A.M. Верховский, В.И. Власов, В.С. Слобожникова, О.И. Сгибнева, А. Морозов, Е.С. Дорофеева, А.И. Кырлежев, и др6.

Кроме того, за последние два десятилетия появилось не мало диссертаций, рассматривающих различные аспекты государственно-конфессиональных отношений, с позиций исторического, философского, социологического или юридического анализа7. При этом диссертации, использующие политологический анализ политико-религиозной проблематики практически отсутствуют8.

Проблематика государственно-конфессиональных отношений в России и зарубежных странах, социология религии, религиозные движения, и т.д. рассматриваются в периодических печатных изданиях, таких как специализированный информационно-аналитический бюллетень «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», издаваемый кафедрой государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также постоянном приложении к «Независимой газете» — «НГ-Религии».

Среди работ клириков особо следует выделить труды XV Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, нынешнего предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Кирилла, протоиерея Всеволода Чаплина, священника Владимира Вигилянского, митрополита Иоанна (Снычева), протоиерея Владислава Ципина, игумена Иннокентия (Павлова), игумена Вениамина (Новика), священника Георгия Рябых, священника Георгия (Кочеткова), диакона А.Кураева9. Все они, так или иначе, с разной степенью конкретики и использования теологической риторики обозначают в своих работах позицию Русской Православной Церкви по широкому спектру вопросов общественно-политической жизни.

Наличие указанных исследований не означает, что научное понимание политической субъектности религиозных организаций, и Русской Православной Церкви в частности, исчерпало себя и все проблемы решены. Напротив, проведенный анализ показывает, что субъектность Русской Православной Церкви, в основном, исследуется с позиций исторического, философского, социологического или нормативно-правового подхода, которые выявляют источники политической субъектности Церкви, но не определяют субъектность как таковую, как видение обществом и самой Церковью своего места и возможностей в политике, не выявляют субъектность как осмысленную стратегию развития. Именно поэтому важен политологический анализ состояния и перспектив развития политической субъектности Русской Православной Церкви, позволяющий выявить те грани столь сложного явления, которые остаются не доступными по причине известной ограниченности использования данных подходов.

Вместе с тем, проблема трансформации политической субъектности Русской Православной Церкви в системе современной политики российского государства, новые общественно-государственные и социальные функции Московского Патриархата, динамика его деятельности в современных условиях обуславливают необходимость постоянного проведения специальных политологических исследований с целью мониторинга развития политической субъектности Русской Православной Церкви. Эти обстоятельства и определили цель диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в анализе исторического опыта, современного состояния и выявлении перспектив изменения политической субъектности Русской Православной Церкви в России.

Для достижения этой цели решались следующие исследовательские задачи:

  • оценить современное состояние научных исследований проблематики субъектности Русской Православной Церкви;

  • конкретизировать содержание понятия «политическая субъектность» и «политический актор» применительно к роли Русской Православной Церкви в современном политическом процессе;

  • проанализировать опыт политического участия Русской Православной Церкви на протяжении досоветского и советского исторических периодов;

  • выявить имеющиеся возможности и существующие ограничения оптимизации государственно-церковных отношений в условиях современного этапа модернизации;

  • определить характер существующих запросов и ожиданий со стороны общества на участие Церкви в политике.

В соответствии со сформулированными целью и задачами диссертации объектом исследования являются отношения между Русской Православной Церковью, государством и обществом, определяющие ее политическую субъектность.

Предметом исследования является динамика и современное состояние политической субъектности Русской Православной Церкви.

Теоретические и методологические основы исследования определяются характером и спецификой объекта и предмета исследования, его целями и задачами, при подходе к исследованию сущности, структуры и динамики изменений политической субъектности Церкви, а также факторов ее трансформации.

Особую значимость для нашего исследования имеют сравнительно- исторический, системный и неоинституциональный методы политологического анализа, которые позволяют структурировать и систематизировать последовательность фактов и событий, в которых раскрывается сущность политической субъектности Русской Православной Церкви как элемента гражданского общества и института, встроенного де-факто, в политическую систему государства и систему общественных отношений. С их помощью устанавливается определенная логика проводимого анализа, обеспечивается возможность устранения второстепенных факторов, выявляются наиболее существенные связи и отношения, определяются возможные тенденции и факторы генезиса государственно-церковных отношений.

  1. Русской православной церкви

    Документ
    Религиозные организации обладают устойчивой субъектностью в социально-политических процессах. В первую очередь это относится к таким крупным организациям, как Русская Православная Церковь (РПЦ).
  2. Управление имиджем женщины-политика в условиях современной политической ситуации в России

    Анализ
    В ОБЩЕСТВЕ СУЩЕСТВУЕТ СТЕРЕОТИП (Наверное, всем известны слова), что политика – не женское дело. Возможно, благодаря этому распространенному мнению, в российской политике так мало женщин.
  3. Современные проблемы методологии исторической науки и преподавания истории в вузе

    Документ
    В последней четверти ХХ – начале ХХI вв. со всей очевидностью наблюдаются существенные изменения в образе жизни людского сообщества, что налагает ряд требований к образованию как функции социума, обеспечивающей воспроизводство и развитие последнего.
  4. Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие. Рук авт колл. Дибиров А. Н. З., Сафаралиев Г. К. Махачкала. 2009. С

    Реферат
    Дибиров А.-Н.З., Сафаралиев Г.К., Пронский Л.М., Ханбабаев К.М., Яхьяев М.Я., Баранов М.В., Барис В.В., Барис Е.В., Билалов Б.А., Бобков А.Н., Дибиров З.
  5. Русская доктрина новое “оружие сознания”

    Документ
    Потому что пробил час решительных действий. Потому что решается судьба России. Потому что проект, начатый в 1991 году, доказал свою нежизнеспособность.
  6. Учебник под редакцией профессора М. А. Василика >(М. А. Василик) Рассматриваются наиболее важные проблемы современной политической науки, ее специфика, основные категории и парадигмы.

    Список учебников
    Рассматриваются наиболее важные проблемы современной политической науки, ее специфика, основные категории и парадигмы. На базе широкого использования зарубежной литературы и отечественной литературы анализируются такие проблемы, как
  7. Методика и технологии социально- педагогической деятельности. Защита детей в современных условиях. Современная семья, ее проблемы, кризис семьи

    Документ
    Предмет социальной педагогики - их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе.
  8. Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 858 с Оглавление Предисловие Глава Введение в политическую психологию

    Учебное пособие
    Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
  9. Тема политология как наука и учебная дисциплина 4 > Предмет политологии. Возникновение и развитие политической науки 4 > Методологические основы и функции политологии 9

    Литература
    4. Пути разрешения противоречий между целями и средствами 4 . Насилие и ненасилие в политике 5 .1. Понятие и историческая роль насилия 5 . . Насилие, мораль и эффективность политики .

Другие похожие документы..