Методическое пособие Москва ● 2010 удк 347. 963 Ббк 67. 721-91

АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ

ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Методическое пособие

Москва ● 2010

АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ

ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Методическое пособие

Москва ● 2010

УДК 347.963

ББК 67.721-91

П80

Авторы:

Д.В. Григорьев – ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент (руководитель авторского коллектива) (введение, гл. 2);

Е.В. Терентьева – старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук,
(гл. 1, заключение);

О.В. Теребилина – старший прокурор отдела по рассмотрению жалоб Управления по рассмотрению обращений и приему граждан Генеральной прокуратуры Российской Федерации (п. 1, 2, 3 гл. 3, приложения);

Д.М. Таранцова – прокурор отдела прокуратуры г. Москвы (п. 4, 5 гл. 3, приложения).

Рецензент:А.Ю. Винокуров – главный научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук.

П80

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан: методич. пособие / Д.В. Григорьев и др.; рук. авт. кол. Д.В. Григорьев; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2010. – 72 с.

Пособие посвящено организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. В пособии рассматриваются сущность, предмет, задачи этого направления прокурорской деятельности, полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства о порядке рассмотрения обращений, даются рекомендации по выявлению нарушений законов и мерах реагирования на них, а также раскрыты особенности рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры.

Для прокуроров, следователей, дознавателей, преподавателей, студентов юридических вузов, а также для лиц, обучающихся в учебных центрах, институтах органов прокуратуры.

УДК 347.963

ББК 67.721-91

© Академия Генеральной прокуратуры

Российской Федерации, 2010

Введение

Деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о рассмотрении обращений граждан занимает существенное место в надзорной деятельности прокуратуры. Актуальность этого направления работы прокуроров определяется особой значимостью сферы общественных отношений, связанной с реализацией гражданами своего права на обращение, которое гарантировано Конституцией РФ. Закрепление данного права в Основном законе государства свидетельствует о его важности, поскольку «не все права и свободы, которыми обладает человек и гражданин, подлежат закреплению в Конституции, а только основные, или фундаментальные из них»1.

В повседневной жизни российские граждане широко используют предоставленное им ст. 33 Конституции РФ право личного обращения в государственные органы, в том числе и в органы прокуратуры.

Приведем некоторые данные, отражающие ситуацию в указанной сфере: на имя Президента России и в Администрацию Президента ежегодно поступает почти миллион обращений, в Государственную Думу ежегодно устно и письменно обращаются около 60 тыс. граждан, а в Совет Федерации – свыше 40 тыс. Количество обращений в федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения в общей сложности превышает 20 млн., а в правительства субъектов Российской Федерации – более миллиона2.

Праву граждан на обращение соответствует обязанность органов и должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в определенном порядке и в установленные сроки рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения. Реализация конституционного права граждан на обращение требует от государственных органов качественной организации работы по их рассмотрению и разрешению.

Исполнение законодательства об обращениях граждан постоянно находится в поле зрения прокуроров. Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о повсеместном распространении нарушений порядка рассмотрения обращений граждан, установленного Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Волокита и неполнота проверочных действий при рассмотрении обращений граждан, формализм, а также непринятие мер со стороны государственных органов в соответствии с установленной компетенцией зачастую являются основанием для многочисленных обращений граждан в органы прокуратуры.

Очевидно, что, проверяя состояние работы с обращениями в поднадзорных органах, прокуроры должны быть сами на высоте в вопросе организации и осуществления работы с обращениями.
В связи с этим, исследуя проблемы организации соответствующей работы в различных государственных органах, авторы не могли обойти стороной вопрос организации работы с обращениями граждан в органах прокуратуры, посвятив данной проблематике отдельную главу.

Кроме того, следует уточнить, что в органы публичной власти помимо граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства могут обращаться и юридические лица. Однако в данной работе, исходя из заявленной темы, рассмотрены вопросы, относящиеся лишь к обращениям физических лиц.

Полагаем, что содержащиеся в пособии рекомендации по организации рассматриваемого направления прокурорского надзора существенно помогут прокурорским работникам обеспечить более высокий уровень этой деятельности.

Глава 1. Правовое регулирование реализации права

граждан на обращения в Российской Федерации

1.1. Понятие и содержание права на обращения

в органы публичной власти

Конституционное право граждан на обращения в органы публичной власти представляет собой сложное и многогранное правовое явление, которое прошло длительный путь становления. В первичных формах это право зародилось с возникновением государственности. Постепенно оно развивалось, переходя на все более качественный уровень, в частности, менялись его содержание и форма, в настоящее время оно «доросло» до конституционного и является одним из основных прав и свобод человека и гражданина.

Сущность права на обращения в органы публичной власти носит комплексный характер и заключается в том, что граждане благодаря обладанию данным правом могут участвовать в управлении делами государства, защищать свои права, свободы и законные интересы, выражать свое мнение. Кроме того, данное право выступает каналом обратной связи между государством и обществом.

Содержание конституционного права на обращения в органы публичной власти представляет собой совокупность определенных правомочий: право на критический анализ деятельности органов публичной власти; право давать рекомендации по улучшению деятельности органов публичной власти и их должностных лиц; право граждан инициировать своими действиями (путем подачи коллективных обращений) принятие, отмену, изменение или дополнение нормативных правовых актов и иных решений органов публичной власти и их должностных лиц; право требовать содействия органов публичной власти в реализации конкретных прав и свобод; право на обращение за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также прав, свобод и законных интересов других лиц; право сообщать о ставших им известными нарушениях законности органами публичной власти и их должностными лицами и иные правомочия.

Субъектами права на обращения в органы публичной власти могут выступать граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также организации (как в форме юридического лица, так и без образования такового). Органы же публичной власти и должностные лица, являясь субъектами правоотношений по реализации конституционного права на обращения, обычно выступают в качестве адресатов обращения, однако возможны также случаи, когда органы публичной власти сами выступают в роли обращающегося лица.

Для понимания того, что представляет собой право гражданина на обращение, необходимо выяснить значение самого термина «обращение» применительно к Федеральному закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Статья 4 дает следующее определение понятия «обращение» – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

В соответствии с названным Законом обращения делятся на три относительно обособленные группы, а именно: предложения, заявления, жалобы.

Под предложением понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление представляет собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности этих органов и должностных лиц.

Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов его либо других лиц.

Субъекты права на обращения могут реализовывать свое конституционное право как самостоятельно, так и через представителя.

Обращения могут подаваться в устной или письменной форме. Обращения подаются в государственные органы, органы местного самоуправления и должностному лицу, они могут подаваться непосредственно субъектами данного права или опосредованно.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется
бесплатно.

Обращения могут содержать сведения о фактах нарушения законности, рекомендации по совершенствованию деятельности органов публичной власти и иную информацию, не связанную с нарушением законодательства.

Таким образом, право на обращения в органы публичной власти – это неотъемлемая возможность человека и гражданина, а также организаций непосредственно или через представителя обращаться в устной или письменной форме, индивидуально или коллективно с предложением, заявлением, ходатайством, а также с жалобой в органы публичной власти в целях защиты (восстановления) или реализации как своих прав, свобод и законных интересов, так и прав, свобод и законных интересов других лиц.

  1. И муниципальной

    Документ
    А.Е. Скачкова, кандидат юридических наук, профессор кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной
  2. Учебники и учебные пособия массового спроса проходят экспертизу и имеют грифы Министерства образования и науки РФ или соответствующих учебно-методических объединений

    Учебники и учебные пособия
    Издательство «Флинта» со своим логотипом – раскрытой книжкой под голубым шариком – появилось на книжном рынке в 1996 г. Сегодня во «Флинте» ежегодно выходит более 200 книг.
  3. За исполнением законов

    Закон
    Сборник подготовлен по материалам выступлений на семинарах по обмену опытом, круглых столах на потоках обучения заместителей прокуроров субъектов Российской Федерации, курирующих вопросы надзора за исполнением законов, соблюдением
  4. Бюллетень новых поступлений за март 2011г (1)

    Бюллетень
    Тарасов, Александр Алексеевич. Процессуальные и тактико-психологические проблемы расследования преступлений группой следователей : автореф. дис. к.ю.
  5. Анова наукова бібліотека українська педагогічна бібліографія 2002 Покажчик літератури Випуск 13 Київ-нпу-2009 ббк 91. 9: 74

    Документ
    2. Закон України "Про вищу освіту": Зі змінами, внесеними згідно із Законом №380-IV (380-15) від 26.12.2002 Вища школа. - 2002. - N6. - С.
  6. Ет імені м. П. Драгоманова наукова бібліотека українська педагогічна бібліографія 2003 Покажчик літератури Випуск 14 Київ-нпу-2009 ббк 91. 9: 74

    Документ
    1. Закон України Про внесення змін до деяких законодавчих актів з питань професійно-технічної освіти / Закон України Голос України. - 2003. - №195 (16 жовтня).
  7. Библиографический указатель декабрь 2010 г декабрь 2011 г

    Библиографический указатель
    Рекомендательный указатель «Международные отношения» издается один раз в год научной библиотекой имени И.Г. Тюлина МГИМО (У) МИД России. Он содержит библиографическое описание законодательных материалов, статей из журналов и сборников
  8. Х отношений и права гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник Москва 200 9 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

    Документ
    Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н.
  9. Книгоиздание в России Состояние, тенденции и перспективы развития Отраслевой аналитический доклад Москва 2009

    Доклад
    Доклад подготовлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям при содействии авторского коллектива в составе Б.

Другие похожие документы..