Максименко С. В. Туристская деятельность: международно-правовые аспекты Одесса: Латстар, 2001. – 168 с

Максименко С.В.

Туристская деятельность: международно-правовые аспекты

Одесса: Латстар, 2001. – 168 с.

В монографии исследуются актуальные вопросы организации туристской деятельности в национальном и международно-правовом аспектах. Исследуется понятие и содержание права на туризм и свободу туристских путешествий. Анализируются межотраслевые политико-экономические и социально-культурные элементы государственного регулирования в сфере туризма. Основные положения составлены по учебно-методической программе Всемирной Туристской Организации и курсов повышения квалификации.

Издание рассчитано на научных работников, преподавателей, студентов юридических вузов, а также практических работников туристской отрасли и всех интересующихся данной проблематикой.

Содержание

Предисловие

Список условных об обозначений

Глава 1. Общие положения о праве на туризм и свободе туристских путешествий

1.1. Понятие и содержание права на туризм

1.2. Понятие и содержание свободы туристских путешествий

1.3. Основные принципы и направления развития туризма

Глава 2. Государственное регулирование и финансирование отрасли туризма

2.1. Органы центральной и местной государственной исполнительной власти в отрасли туризма. Национальный совет по туризму

2.2. Совет представителей и объединения субъектов туристской деятельности. Туристская ассоциация Украины

2.3. Экономическая деятельность в отрасли туризма. Фонд развития туризма Украины

Глава 3. Организация предоставления туристских услуг

3.1. Лицензирование туристской деятельности

3.2. Организация иностранного туризма и экскурсий

3.3. Организация зарубежного туризма и оздоровления детей

3.4. Организация внутреннего туризма и туристских путешествий молодежи

3.5. Сертификация гостиничных услуг и услуг питания

Глава 4. Правовой статус участников договоров о предоставлении туристских услуг

4.1. Порядок заключения договоров

4.2. Права и обязанности участников договоров

4.3. Страхование туристов

4.4. Система научного обеспечения и безопасности туризма

Глава 5. Международное сотрудничество в отрасли туризма

5.1. Организация Объединенных Наций

5.2. Всемирная Туристская Организация

5.3. Региональные туристские объединения и союзы

5.4. Шенгенское соглашение и свобода передвижения

Глава 6. Особенности предоставления транспортных услуг и ответственности в отрасли туризма

6.1. Транспортные услуги в отрасли туризма

6.2. Рассмотрение споров о нарушении туристских договоров

6.3. Таможенные правила и ответственность за нарушение законодательства о туризме

Заключение

Список источников и литературы

Предисловие

Вхождение Украины в мировое сообщество определяет все ординарные и перспективные функциональные аспекты политико-экономического и социально-культурного взаимодействия с зарубежными демократическими институциями, как главный гуманитарный фактор международного сотрудничества в сфере туризма.

Принципиальная структура такого взаимодействия строится на сочетании неоглобальных предпосылок развития мировых хозяйственных инструментариев и сохранения культурных традиций коренных народов. Одной из важнейших познавательных форм развития этнических связей служит туризм во всех его доминирующих видах проявления.

Гармоничное сочетание разнообразных видов туризма с различными и многоуровневыми экономическими и культурными связями придает ему особую важность в эпоху новых дискурсивных отношений, делает его важнейшим элементом глобальных кроскультурных коммуникаций. Ведь открытие различных сторон человеческой сущности дает возможность лучше понять и оценить всю самобытность и разнообразие традиционных укладов жизни. При этом ответственное понимание и сохранение культурного наследия народов, наряду с экономическими составляющими, выступают в качестве наиболее важных задач мирового сообщества и глобального самосознания.

В новых условиях отсутствия глобального противостояния, стабилизации системы международных отношений, перехода в межгосударственном сотрудничестве от «эры конфронтации» к «эре сотрудничества», современный туризм играет новую роль как средство повышения уровня жизни всех народов и важнейшего фактора укрепления международного мира и международного развития. Эти главные положения предопределяют и определяют сферу деятельности государства по развитию туризма, повышению информативности народов мира о значении туризма и путешествий.

Отсюда, совершенствование системы правового регулирования индивидуальных и коллективных туристских путешествий, что способствует созданию атмосферы доверия и взаимопонимания между государствами, развитию межгосударственного сотрудничества.

Следует указать, то туризм является самой высокорентабельной отраслью экономики в США, Франции, Великобритании, Австрии, Италии и Испании. Доходы от международного туризма в мировом масштабе уже превзошли поступления от экспорта нефти и нефтепродуктов, электронного оборудования и автоэкспорта. Прием туристов на своей собственной территории создает рабочие места, формирует структуру услуг для населения и приносит значительные доходы, как частному сектору, так и государству в виде продаж и полученных от туристской индустрии налогов. В этих сферах, думается, весьма большими потенциальными возможностями обладает и Украина.

Качество туризма как межличностной деятельности напрямую зависит от качества предоставляемых услуг. Поэтому соответствующее информирование широкой общественности крайне важны для туристской индустрии и развития туризма.

Углубление и расширение связей отечественных туристских организаций всех форм собственности с туристскими фирмами других стран в самых различных сферах общественной жизни, науки, культуры и образования способствуют трансформации в национальное законодательство Украины о туризме международных стандартов, принятых государствами и международными организациями.

Представляется, что данное исследование поможет активизировать эти процессы, послужит научно-методическим ориентиром для специалистов в сфере туристского бизнеса и всех интересующихся этой весьма перспективной проблематикой.

Список условных об обозначений

АР Крым - Автономная Республика Крым

АСС - Аварийно-спасательная служба

ВТО - Всемирная Туристская Организация

Гаагская декларация - Гаагская декларация по туризму 1989 г.

ГА - Генеральная Ассамблея

ГК МПСТ Украины - Государственный комитет молодежной политики, спорта и туризма Украины

ГКУ по туризму - Государственный комитет Украины по туризму (преобразован 31 мая 2000 г. в ГК МПСТ Украины)

ГК Украины - Гражданский кодекс Украины

ГОСТ - Государственные стандарты СССР

ГПК Украины - Гражданский процессуальный кодекс Украины

ГСТУ - Государственные стандарты Украины

ЕС - Европейский Союз

КоАП Украины - Кодекс Украины об административных правонарушениях

КМ Украины - Кабинет Министров Украины

КУ МИД Украины - Консульское управление МИД Украины

Манильская декларация - Манильская декларация по мировому туризму 1980 г.

МВД Украины - Министерство внутренних дел Украины

МИД Украины - Министерство иностранных дел Украины

МПА - Межпарламентская Ассамблея

НС по туризму - Национальный совет по туризму

ООН - Организация Объединенных Наций

ПРООН - Программа развития ООН

ПСС - Поисково-спасательные службы субъектов туристской деятельности

Римская конференция - Конференция ООН по туризму и международным путешествиям в Риме 1963 г.

Система УкрСЕПРО - Украинская система сертификации продукции

СНГ - Содружество Независимых Государств

ТК Украины - Таможенный кодекс Украины

УК Украины - Уголовный кодекс Украины

ФР туризма Украины - Фонд развития туризма Украины

Ф.И.О. - Фамилия, имя, отчество

Центральные и местные органы государственной исполнительной власти - Министерства и ведомства, Совет Министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации

Шенгенская конвенция - Конвенция о применении Шенгенского соглашения 1990 г.

Шенгенское соглашение - Соглашение между правительствами стран БеНиЛюкс, ФРГ и Французской Республикой о постепенной отмене таможенного контроля на общих границах 1985 г.

ШИС - Шенгенская информационная система

ЕСП - Европейская сеть путешествий

ЭКОС - Экономический и Социальный Совет ООН

Глава 1. Общие положения о праве на туризм и свободе туристских путешествий

    1. Понятие и содержание права на туризм

Растущая взаимозависимость государств в решении глобальных проблем современности предопределяет подход мирового сообщества к гуманитарному сотрудничеству в сфере туризма как неотъемлемой части всеобъемлющей системы мира и международной безопасности.

Вхождение Украины в качестве равноправного партнера в мировое сообщество государств, объективно повысило интерес к международной проблематике и прежде всего к международному праву как универсальному инструменту организации межгосударственного диалога и единственному международному нормативно-правовому массиву, в рамках которого возможно становление, развитие и совершенствование разнообразных форм коллективного сотрудничества государств и народов с целью достижения всеобщего мира и взаимопонимания, лежащих в основе существования человеческой цивилизации.

Понимание и распространение общечеловеческих этических ценностей в духе терпимости и уважения разнообразия религиозных, философских и нравственных убеждений являются одновременно основой и следствием ответственного туризма, деятельности, чаще всего ассоциируемой с отдыхом, досугом, спортом и общением с культурой и природой. Ее необходимо осуществлять в гармонии со специфическими особенностями и традициями принимающих регионов и стран, соблюдая при этом их законы и обычаи. Она должна планироваться и практиковаться как привилегированное средство индивидуального и коллективного совершенствования. Взаимодействуя на практике с духовным раскрепощением, туризм становится уникальным фактором самообразования и предотвращения эксплуатации человека во всех ее формах. Туризм должен способствовать обеспечению прав и свобод человека, особенно специфических прав наименее защищенных групп населения, в частности, этнических меньшинств и коренных народов.

Возможность напрямую и лично открывать для себя и наслаждаться достопримечательностями нашей планеты представляет собой право на туризм, которым в равной степени обладают все жители Земли. Все более активное и беспрепятственное участие во внутреннем и международном туризме рассматривается как одна из наилучших возможностей увеличения свободного времени граждан.

Считается, что всеобщее право на туризм является также следствием права на отдых и рекреацию, включая разумное ограничение рабочего времени и периодически оплачиваемые отпуска, гарантируемые ст.24 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и п. 7.d. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Конституция Украины 1996 г. гарантирует каждому работающему право на отдых, обеспечиваемое предоставлением дней еженедельного отдыха, ежегодного оплачиваемого отпуска и установлением сокращенного рабочего дня для некоторых профессий (ст.45).

Для обеспечения закрепленных прав следует стимулировать и развивать, при поддержке государственной власти, социальный и коллективный туризм, способствующий широкому доступу к отдыху, поездкам и отпускам. Важной задачей является также поощрение и содействие развитию семейного, молодежного и студенческого туризма, а также туризма для пожилых лиц и инвалидов.

    1. Понятие и содержание свободы туристских путешествий

В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. туристы и посетители пользуются свободой передвижения по территории своих стран, а также из одного государства в другое. Кроме того, право на свободу туристских путешествий закреплено в международных документах регионального характера. Например, в Протоколе № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также Хартии основных прав человека ЕС 2000 г. Ст. 33 Конституции Украины 1996 г. гарантирует свободу передвижения гражданам Украины, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на законных основаниях на территории Украины.

Такое важное право является неотъемлемым элементом свободы туристских путешествий, включающим возможность доступа в зоны транзита и пребывания, к туристским и культурным объектам, не подвергаясь чрезмерным формальностям или дискриминации, а также ко всем имеющимся формам внутренних и внешних коммуникаций.

Кроме того, свобода туристских путешествий предполагает оперативный и беспрепятственный доступ к местному административному, юридическому и медицинскому обслуживанию, свободу обращений к консульским властям стран своего происхождения, а также право конфиденциальности личных сведений и данных, в том числе, сохраняющихся электронным способом.

Административные формальности пересечения границ, введенные государствами, исходя из международных соглашений (например, визовые, санитарные и таможенные формальности), по мере возможности, адаптируются таким образом, чтобы способствовать свободе путешествий и доступу максимального числа людей к международному туризму. Поощряются соглашения между группами стран (например, Шенгенское соглашение), направленные на гармонизацию и упрощение пограничных формальностей, а также постепенную отмену или корректировку специальных налогов и сборов, обременяющих туристскую индустрию и наносящих ущерб ее конкурентоспособности.

Стратегия в этой сфере направлена на выполнение первоочередных задач, связанных с туристской деятельностью, находит свое конкретное восприятие именно в свободе туристских путешествий. Эти универсальные положения явились основой для дальнейшего усовершенствования международных принципов и норм развития туризма и были гармонизированы в законодательстве большинства стран мира.

В нашем государстве действует Закон Украины «О туризме», определяющий общие правовые, организационные, воспитательные и социально-экономические основы реализации государственной политики Украины в отрасли туризма. Он принят с целью создания правовой базы для становления туризма как высокорентабельной отрасли экономики и важного средства культурного развития граждан, обеспечения занятости населения, увеличения валютных поступлений, защиты законных прав и интересов туристов и субъектов туристической деятельности, определения их обязанностей и ответственности [17].

    1. Основные принципы и направления развития туризма

Украина провозгласила туризм одним из приоритетных направлений развития национальной культуры и экономики и создает благоприятные условия для туристской деятельности. Государственная политика в отрасли туризма определяется Верховной Радой Украины, которая создает благоприятные условия для туристской деятельности.

Провозглашено, что основными направлениями государственной политики в отрасли туризма являются:
- привлечение граждан к рациональному использованию свободного времени, проведение содержательного досуга, ознакомление с историко-культурным наследием, природной средой, организация оздоровления населения;
- обеспечение рационального использования и сохранения туристских ресурсов, становление туризма как высокорентабельной отрасли экономики Украины, создание эффективной системы туристской деятельности для обеспечения потребностей внутреннего и иностранного туризма;
- создание и совершенствование нормативно-правовой базы в отрасли туризма в соответствии с действующим законодательством Украины, международными нормами и правилами;
- защита прав и интересов государства в отрасли туризма;
- создание благоприятного для развития туризма налогового, валютного, таможенного, пограничного и иных видов контроля;
- создание экономических условий, стимулирующих развитие туризма в Украине;
- введение льготных условий для организации туристской и экскурсионной работы среди детей, подростков, молодежи, инвалидов и малообеспеченных слоев населения;
- привлечение национальных и иностранных инвестиций в развитие туристской индустрии;
- установление порядка стандартизации, сертификации и лицензирования в отрасли туризма;
- внедрение системы статистической отчетности субъектов туристской деятельности;
- определение порядка управления государственной собственностью в отрасли туризма;
- создание равных возможностей на рынке туристских услуг для субъектов предпринимательства независимо от формы собственности, содействие развитию конкуренции, обеспечение соблюдения в этой отрасли антимонопольного законодательства;
- обеспечение безопасности туристов, защита их прав, интересов и имущества;
- поддержка развития туризма в регионах, определение статуса отдельных туристских центров, создание условии для приоритетного развития туристской индустрии;
- организация и развитие системы научного обеспечения отрасли туризма, подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров; развитие сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями, участие в международных программах развития туризма, разработка и заключение двусторонних международных и многосторонних договоров в отрасли туризма, определение механизма их реализации.

Поэтому, для реализации государственной политики в отрасли туризма, стимулирования дальнейшего развития внутреннего и международного туризма, эффективного использования природного и историко-культурного потенциала для создания единого и современного конкурентоспособного туристского комплекса страны была разработана Программа развития туризма в Украине до 2005 года.

Ее главной задачей является создание высокорентабельной туристской отрасли, призванной обеспечить потребности внутреннего и международного туризма с учетом природно-климатического, рекреационного, социально-экономического и историко-культурного потенциала Украины, её национальных особенностей. Она предусматривает создание благоприятных условий для вхождения туристской отрасли Украины в мировой туристский рынок, что требует обеспечения на национальном уровне соответствующей комфортабельности для туристов, внедрение системы стандартов их обслуживания, а также гарантии их безопасности.

Указывается, что главным направлением развития туристской деятельности является маршрутно-познавательный туризм. Используются все возможности для усовершенствования оздоровительного, спортивного, специализированного туризма (охотничьего, рыболовного, велосипедного, воздушного, горнолыжного и других) и экскурсионной деятельности. С учетом природно-рекреационного потенциала, а также спроса на международном и внутреннем туристских рынках, приоритетными признается туристическая рекреационная деятельность в Карпатах и Азовско-Черноморском побережье.

С этой целью в Украине функционируют специальные экономические зоны туристско-рекреационного типа и режимы инвестиционной деятельности, созданные на территориях приоритетного развития в Закарпатской, Луганской, Черниговской, Сумской, Волынской, Житомирской областях, в г.Харькове и в АР Крым («Порт Крым»), действующие также на основании Закона Украины «О специальной экономической зоне туристско-рекреационного типа «Курортополис Трускавец», Закона Украины «О курортах» и специальных положениях, утвержденных постановлениями КМ Украины и указами Президента Украины.

Туризму принадлежит одно из главных мест в использовании природных ресурсов и в осуществлении активного влияния на их состояние. Его дальнейшее развитие должно сочетаться с эффективной работой, направленной на сохранение и умножение рекреационно-туристических ресурсов для будущих поколений.

Большое значение уделяется международно-правовому сотрудничеству, предполагающее внедрение опыта Австрии, Испании, Турции, Венгрии, Чехии, Германии и других государств развитого туризма, а также заключение двусторонних межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве в отрасли туризма. Важной задачей является участие в разработке концепции использования природно-рекреационного потенциала Балканского региона в рамках рабочей группы по туризму стран Центрально-европейской инициативы (ЦЭИ).

Государственное стимулирование туристской отрасли заключается также во взаимосвязи между туристской и другими отраслями экономики Украины. Это благоприятствует созданию многоотраслевых корпоративных систем туристской деятельности и рекреации, коммерции и торговли, банковского и страхового дела, способных обеспечить приём и комплексное обслуживание туристов.

Экономико-финансовая политика в туристской отрасли осуществляется путем привлечения средств различных источников финансирования: частных фирм, благотворительных и общественных организаций, иностранных инвестиций и субсидий региональных подразделений управления. При этом средства иностранного инвестирования направляются на создание базовой инфраструктуры туризма. Активно внедряется акционирование, хозяйствование на условиях аренды, создание предприятий малого и среднего бизнеса.

С целью реализации комплексного подхода к управлению сферой туристского бизнеса, использования соответствующего механизма изучения потребностей рынка туристских услуг, а также активного влияния на его формирования, создаются современные информационно-рекламная и маркетинговая системы. Их основные задачи состоят в изучении и прогнозировании спроса на туристские услуги, обеспечении баланса между спросом и предложением, внедрении методов для формирования банка коммерческих предложений, а также их экспертной оценки, анализа международного рынка туристских услуг и деловой активности зарубежных инвесторов.

Приоритетными направлениями являются также создание единой системы подготовки кадров для отрасли туризма, закрепление полученных знаний на производстве, стажировка на базовых туристских предприятиях в Украине и за границей. Становление туристской отрасли и её дальнейшее развитие предусматривают также формирование научных кадров, проведение на высоком уровне научно-исследовательской работы по вопросам туризма.

В соответствии с нормами международной практики и основными принципами ВТО организация деятельности государственных органов управления в отрасли туризма направляется на обеспечение анализа, координации и регулирования развития как внутреннего, так и международного туризма, планирования работы с учетом социальных, экономических, познавательных, воспитательных, информативных, оздоровительных и экологических аспектов.

Отмечается, что развитие индустрии туризма в Украине сдерживается недостаточно развитой туристской инфраструктурой. Материально-техническая база туризма создана в основном в 70-х годах по устаревшим проектам и требует реконструкции. В гостиницах, мотелях, кемпингах, на туристских базах имеется всего около 60 тыс. мест, на предприятиях общественного питания - 120 тыс. мест, а также около 2,5 тыс. единиц автомобильного транспорта. Главными задачами развития материальной базы отрасли в будущем десятилетии должна явиться модернизация и реконструкция туристских предприятий в соответствии с международными стандартами.

Основными источниками финансирования расходов, связанных с модернизацией и реконструкцией объектов туризма, могут стать средств субъектов туристской деятельности, для которых государством, с целью увеличения поступлений от реализации работ и услуг, создаются благоприятные условия хозяйствования. Реализация этих положений должна привести к интенсивным социально-экономическим сдвигам в обществе, повышению международного авторитета Украины как туристского государства.

Кроме того, с целью создания соответствующих условий для реализации государственной политики в отрасли туризма, Президентом Украины были утверждены Основные направления развития туризма в Украине до 2010 года. Для их дальнейшей реализации и совершенствования принципов государственного регулирования в отрасли туризма 9 октября 2000 года были проведены Парламентские слушания о состоянии и перспективах развития туризма в Украине, а 2 марта 2001 г. был издан Указ Президента Украины «О поддержке развития туризма в Украине».

Таким образом отечественная туристская отрасль была признана неотъемлемой составной частью мирового туристского процесса. Приоритетным видом туризма для Украины признается иностранный (въездной) туризм как весомый источник пополнения валютными поступлениями государственной казны и создания дополнительных рабочих мест.

Задачей развития туризма в Украине является создание благоприятной организационно-правовой и экономической среды для развития этой отрасли, формирования конкурентоспособного на мировом рынке отечественного туристского продукта на основе эффективного использования природного и историко-культурного потенциала Украины, обеспечения её социально-экономических интересов и экологической безопасности. Стратегия развития туристской индустрии в Украине состоит также в выработке государственной политики в отрасли туризма как одного из приоритетных направлений развития национальной культуры и экономики.

Реализация этих направлений должна стимулировать туристскую деятельность в Украине, усилить взаимосвязь туризма с другими приоритетными сферами социального, экономического и культурного развития отдельных регионов и всей страны. В свою очередь, это будет благоприятствовать увеличению авторитета Украины на мировом рынке туристских услуг, пополнению государственного бюджета и созданию мощной туристской базы.

Поэтому каждое из перечисленных положений в сфере государственного регулирования туристской деятельности представляет собой крупное явление, влекущее принятие законодательных и иных нормативно-правовых актов, развивающих и расширяющих предмет правового регулирования, каким выступает туристская деятельность. При этом они имеют свой круг, свою характеристику отношений, возникающих в государственном регулировании того или иного направления туристской деятельности.

  1. Максименко С. В. Туристская деятельность: международно-правовые аспекты Одесса: Латстар, 2001. – 168 с (2)

    Документ
  2. Міністерство освіти І науки україни чернівецький національний університет імені юрія федьковича географічний факультет (1)

    Документ
    Дана спеціальність створювалася з метою підготовки висококваліфікованих кадрів у сфері управління природоохоронною діяльністю, туристичною індустрією, готельним господарством, зокрема: керівників підприємств, установ та організацій
  3. Міністерство освіти І науки україни чернівецький національний університет імені юрія федьковича географічний факультет (8)

    Документ
    Дана спеціальність створювалася з метою підготовки висококваліфікованих кадрів у сфері управління природоохоронною діяльністю, туристичною індустрією, готельним господарством, зокрема: керівників підприємств, установ та організацій
  4. Юрія Федьковича «затверджую» (17)

    Документ
    Мета курсу «Міжнародний туризм» – ознайомити студентів з найважливішими питаннями, пов язаними із міжнародним туризмом, та особливостями світової туристичної індустрії.
  5. «Регіональні інноваційні системи як сучасний інструмент регіонального розвитку»

    Документ
    Таким чином, виходячи із програмних засад діяльності Президента України та Уряду (щодо створення умов для реалізації Україною свого економічного, інвестиційного та людського потенціалу, подолання економічного спаду та зростання економіки,
  6. Методические указания к выполнению курсовой работы п

    Методические указания
    В начале третьего тысячелетия туризм превратился в мощное планетарное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере оказывающее влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов.

Другие похожие документы..