Основная образовательная программа начального общего образования муниципального казенного образовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы имени М. Я. Бредова

Принята на заседании Утверждаю.

педагогического совета. Директор школы __________О.Н.Серова

Протокол № 1 от 29.08.2011г.

Согласовано.

Председатель Управляющего Совета

___________Л.Ф. Малкова

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального казенного образовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы

имени М. Я. Бредова

2011

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Пояснительная записка………………………………………………………………..3

2.  Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования…………………………………………....8

3.  Учебный план начального общего образования……………………………………39

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования……………………………………………….41

5.  Программы отдельных учебных предметов, курсов……………………………….54

6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………………………………….59

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни…..67

8. Программа коррекционной работы…………………………………………………..78

9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования……………………….84

10. Использованная литература…………………………………………………………..93

11. Приложения…………………………………………………………………………….95

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ Сосновской СОШ имени М.Я Бредова разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

МКОУ Сосновская СОШ имени М.Я Бредова является общеобразовательным учреждением, реализующим программы начального общего, основного общего и среднего общего (полного) образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

·личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

·метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

·предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

·воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

·переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

·ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

·признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

·учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

·обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

·разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

1.1. Структура программы

Основная образовательная программа (ООП) начального общего образования состоит из нижеперечисленных разделов:

1.   Пояснительная записка.

2.  Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

3.  Учебный план начального общего образования.

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

5.  Программы отдельных учебных предметов, курсов;

6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

8. Программа коррекционной работы.

9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального 

общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам  освоения  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования. Высокие результаты  образования в значительной  степени  достигаются  благодаря  эффективному  УМК.  Школа выбрала учебно- методический комплекс «Школа  России» издательства «Просвещение». Все компоненты комплекса интегрированы в единую методическую систему, помогающую учителю решать задачи современного образования. 

УМК «Школа России» позволяет организовать процесс обучения, с одной стороны, под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями ФГОС, с другой стороны, как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств.

Данный учебно-методический комплект отличается значительным воспитательным потенциалом, а потому эффективно реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Работа по УМК «Школа России» поможет педагогу в системе организовывать на уроках деятельность младших школьников, а, следовательно, реализовывать системно-деятельностный подход, являющийся методологической основой ФГОС и концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

                                          

 1.2. Условия реализации образовательной программы

В школе создана хорошая материально-техническая база. Оборудованы 8 учебных кабинетов, 1 компьютерный класс с выходом в Интернет. В 5-ти кабинетах рабочее место учителя оборудовано компьютером, в кабинетах русского языка и биологии имеется интерактивный комплекс, в кабинетах литературы и информатики имеются мультимедийные проекторы. В помещении первого класса созданы все условия для обучения учащихся по новым ФГОС: имеется интерактивный комплекс, компьютер с выходом в Интернет, МФУ, созданы игровая и учебная зоны. В школе есть библиотека с читальным залом, где есть компьютер с выходом в Интернет. В 2010-11 учебном году оборудован и прошёл лицензирование медицинский кабинет.

В школе имеется хорошо оборудованный спортивный зал, стадион, гимнастический городок, столовая, мастерские для технического и обслуживающего труда, пришкольный учебно-опытный участок площадью 1 га. Школьные помещения соответствуют санитарно – эпидемиологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности.

Во внеурочное время работают кружки и 2 спортивные секции, в которых занимаются 90% учащихся.

В структуре школы 11 классов. Занятия в школе проводятся в одну смену. Режим работы школы: пятидневка в начальном и среднем звеньях, шестидневка - в старшем звене.

1.3. Контингент учащихся

В 1-4 классах школы обучаются от 20 до 30 человек. В первый класс поступают дети, которым на момент поступления в школу исполнилось 6,5 лет, посещавшие ДОУ «Искорка». Чаще всего дети имеют средний и низкий уровень развития. Большая часть первоклассников умеет вести прямой счёт в пределах 10, обратный счёт, состав первых пяти чисел знают не все. Большинство будущих первоклассников не знают многих букв. Читающие первоклассники встречаются очень редко. Кругозор, развитие пространственных и временных представлений находится на низком и среднем уровне развития. Это обусловлено тем, что многие родители имеют низкий образовательный уровень, обладают невысоким социальным статусом.

Основная образовательная программа призвана обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Реализацию программы обеспечивают педагоги с высшей и первой категорией. Это активные, творческие педагоги, ведущие инновационную деятельность, активно участвующие в конкурсах педагогического мастерства, систематически повышающие свою квалификацию на курсах. Учителя начальных классов, администрация школы прошли курсовую подготовку по работе в условиях введения ФГОС, владеют ИКТ.

Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.

Образовательный процесс на начальной ступени обучения строится на основе системно-деятельностного подхода, основными идеями которого являются:

- организация процесса познания как самостоятельной деятельности учащегося;

-  учитель – организатор процесса познания.

Системно-деятельностный подход учит детей не быть пассивными слушателями, а самим включаться в работу. При этом развивается активная жизненная позиция. Включенные в деятельность школьники учатся ставить перед собой цели на каждом уроке, организовывать свою деятельность так, чтобы достигнуть этих целей. Обеспечивается развитие эмоциональной сферы ребенка. А это стимулирует учащихся на усвоение нового материала. Такой подход дает возможность учителю организовать переход от деятельности детей в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, от совместной деятельности к самостоятельной. Школьники учатся жить по правилам: «ищу - и нахожу», «пробую - и делаю», «думаю - и узнаю».

Важной является и рефлексия своих действий как необходимая часть деятельности. Дети учатся самооценке, самоанализу, что способствует скорейшему устранению пробелов в обучении. Только тогда, когда ребенок сам осмыслит, где он испытывает затруднение, он может сделать все для его устранения.

Образовательный процесс, основанный на технологии системно-деятельностного подхода, позволяет растить целостные личности, способные к самоопределению и самовыражению.

  Для реализации ОПП НОО разработаны программа формирования универсальных учебных действий,  программы отдельных учебных предметов, курсов;программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программа коррекционной работы, программы внеурочной деятельности.

Для организации образовательной деятельностииспользуются ресурсыобразовательного учреждения и социального окружения. Школа взаимодействует с различными учреждениями, помогающими более эффективно организовать образовательный процесс:

-СПК «Искра»;

-СПК «Большевик»;

-МАУ ДОД ЦДТ г.Родники;

-МАУ ДОД ДЮСШ г.Родники;

-ЦСОН г.Родники;

-Православный просветительский центр имени Сергия Радонежского г.Родники;

-духовный просветительский центр «Кострома»;

-ДК с.Сосновец;

- РОСТО г.Родники;

-МОД «Добрые дети мира».

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное. Используются разнообразные формы внеурочной деятельности: экскурсии, круглые столы, олимпиады, соревнования, конкурсы, поисковые исследования, общественно полезные практики, проекты.

В школе разработана оптимизационная модель организации внеурочной деятельности, основанная на оптимизации всех внутренних ресурсов ОУ, способствующая созданию единого образовательного и методического пространства. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности играет классный руководитель.

В рамках внеурочной деятельности организуется работа с одаренными детьми.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются индивидуальные учебные планы. По согласованию с родителями (законными представителями) используются различные формы обучения: классно-урочная, индивидуальное обучение на дому, дистанционное обучение.

Школа предоставляет возможность участия обучающихся и их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

  1. В. В. Дранишников Проблема создания национальной школы (1)

    Документ
    Седьмой номер журнала «Наука и образование», подготовленный Мурманским отделением Академии педагогических и социальных наук, посвящен актуальным вопросам воспитания, обучения школьников, проблемам регионального компонента в гуманитарном
  2. В. В. Дранишников Проблема создания национальной школы (2)

    Документ
    Седьмой номер журнала «Наука и образование», подготовленный Мурманским отделением Академии педагогических и социальных наук, посвящен актуальным вопросам воспитания, обучения школьников, проблемам регионального компонента в гуманитарном
  3. Книга снабжена уникальным Именным указателем к I и II томам истории Русского народа в XX веке

    Книга
    Четвертая книга (в двух томах) из серии архивных исследований «Терновый венец России» открывает тайные и неизвестные страницы истории Русского народа в XX веке.
  4. Стратегический комитет программы: Владимир Кинелев, Владимир Шадриков, Валерий Месъков, Теодор Шанин, Дэн Дэвидсон, Елена Карпухина Общая редакция и вступительная статья В. И. Гараджа

    Статья
    Предлагаемая хрестоматия по социологии религии предназначена прежде всего для студентов социологических факультетов, изучающих социологию религии, и студентов тех вузов, в которых изучается религиоведение.
  5. Отчет объекты: Российский государственный социальный университет (2)

    Содержательный отчет
    9В Cанкт-Петербурге обсуждают пути совершенствования законодательства о некоммерческих организациях5 Октября 2009Всероссийский гражданский конгресс ()Москва0,
  6. Предложения и замечания участников публичных слушаний, поступившие в период работы экспозиции по материалам проекта Правил землепользования и застройки в городе Москве (1)

    Документ
    1. По книге 2 карта 6.4 – указать предельную по подзоне застроенность земельных участков по адресу: пер.Сивцев Вражек, вл.42, стр.1-5 – 47%, в соответствии с площадью застройки, указанной в АРИ.
  7. Предложения и замечания участников публичных слушаний, поступившие в период работы экспозиции по материалам проекта Правил землепользования и застройки в городе Москве (2)

    Документ
    При актуализации плана строительства дома 4 по Кривоарбатскому пер. учесть риски при закладывании котлована ниже 1 уровня. Обязательно страхование строительных рисков с публикованием или доведением до сведения жителей ближайших домов
  8. Том I культурология. Педагогика алматы  астана  баку  гродно  киев  кишинев  коламбия люденшайд  минск  невинномысск  ташкент  харьков  элиста 2010

    Документ
    В первом томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, Монголии, России,Узбекистана, Украины, посвященных проблемам культурологии и педагогики.
  9. Испанская Фаланга времён Хосе Антонио Примо де Ривера, пункт 404

    Документ
    "Тот, кто живёт в прошлом, может потерять настоящее,но тот, кто не знает прошлого, может потерять будущее"Испанская Фаланга времён Хосе Антонио Примо де Ривера,

Другие похожие документы..