Д оклад о соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2009 году

Внедрение третейского суда в урегулирование гражданских споров

Одним из приоритетных проектов 2009 г. в работе Уполномоченного по правам человека стала деятельность по популяризации третейский судов.

Интерес к этому институту не случаен. На протяжении всего времени своей работы Уполномоченный получает значительное число обращений граждан, связанных с судопроизводством. Между тем, полномочия омбудсмана никоим образом не распространяются на судебную сферу. Конституция Российской Федерации в ст. 118 устанавливает, что правосудие осуществляется только судом, а ст. 120 определяет, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Однако жалобы свидетельствуют, что степень доверия в обществе к судебным решениям пока ещё недостаточно высока. Авторитет судов нуждается в активной поддержке не только со стороны государства, но и со стороны гражданского общества.

Президент Д.А. Медведев в качестве одной из движущих сил общественно-экономического развития нашего государства считает построение здоровой правовой среды. Институт суда в данном случае рассматривается как главный центр защиты прав и свобод граждан. Однако в судебной системе есть масса острых проблем, начиная с несовершенства законодательной базы и заканчивая перегруженностью судебных инстанций всех уровней.

Исходя из этих выводов, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области обратил внимание на институт Третейского суда, который позволяет совместить интересы, как государственной системы судопроизводства, так и гражданского общества. А в конечном итоге повысить правовую защиту конкретного человека.

При поддержке главы администрации Липецкой области О.П. Королёва, Липецкого областного суда, Липецкого областного Совета депутатов, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области совместно с председателем Липецкого областного суда И.И. Марковым провёл «круглый стол» «Альтернативное правосудие: практика, проблемы, перспективы развития», в котором приняли участие представители судейского сообщества, государственных органов, общественных организаций, а также эксперты из Москвы: Полякова Мара Фёдоровна, председатель правления РОО «Независимый экспертно-правовой совет», член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, член Московской хельсинкской группы, кандидат юридических наук; Миронов Владимир Иванович, доктор юридических наук, профессор, руководитель секции трудового законодательства Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, судья в отставке; Пашин Сергей Анатольевич - профессор, заслуженный юрист Российской Федерации; действительный член Нью-Йоркской Академии наук;
лауреат премии «За права человека» Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (1999).

На «круглом столе» было отмечено, что в Липецкой области в качестве одного из методов совершенствования судебной системы уже давно рассматривали третейский суд. При этом отмечалось, что на протяжении ряда лет подобный суд действует при Торгово-промышленной палате Липецкой области. Хотя практика его работы не очень обширна, определённый опыт накоплен.

Третейский суд – это особый судебный орган. Своё право на защиту интересов в нём давно используют предприниматели и юридические лица. Однако физические лица долгое время не прибегали к этому способу защиты. И в первую очередь потому, что были плохо о нём информированы. Сегодня ситуация меняется. У людей появилось больше возможностей узнавать о различных способах защиты своих прав, в том числе через средства массовой информации. На государственном уровне также проводится политика развития и применения примирительных процедур, внесудебных и досудебных способов защиты. В Российской Федерации приняли ряд нормативных актов, направленных на развитие альтернативных способов разрешения споров. К их числу можно отнести и Федеральный Закон «О третейских судах в Российской Федерации» 2002 года, и Национальный план противодействия коррупции 2008 года, и Федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2007–2011 годы», и постановление пленума Верховного Суда РФ 2008 года № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», и другие акты.

Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» установил: третейский суд полномочен по соглашению сторон разрешать спор, вытекающий из гражданско-правовых отношений, если иной порядок разрешения споров не установлен федеральным законом. По общему правилу, в третейском суде рассматриваются как гражданские дела, так и другие категории споров, которые вытекают из гражданских отношений: трудовые, семейные, жилищные... (с учётом определённого порядка разрешения споров в Российской Федерации).

Третейские суды не входят в систему государственных судов. Разрешением споров в них занимаются специалисты, которых назначают сами спорящие стороны. Они же вправе решать как вопрос о составе третейского суда (выбрать именно того человека, который в силу своих знаний и авторитета вызывает у них уважение), так и по взаимному согласию сторон предусмотреть иные условия разрешения спора: например, согласовать удобную дату, время, место разбирательства. Другими словами, преимущества третейских судов для гражданина очевидны: есть возможность выбрать судей, согласовать процедуру разрешения спора и урегулировать все проблемы оперативно и качественно. Кроме того, третейский суд предусматривает конфиденциальный порядок разрешения спора. Судьям нельзя разглашать сведения о сторонах процесса, суммах, фигурирующих в деле, и иную информацию.

Решение третейского суда, как и решение государственного суда, подлежит добровольному исполнению в порядке и сроках, указанных в его решении. Если же оно не исполняется добровольно, то можно добиться его осуществления в принудительном порядке. В законодательстве для этого предусмотрена определённая процедура. В таких случаях требуется обратиться в компетентный суд с соответствующим заявлением. На решение третейского суда выдаётся такой же исполнительный лист, как и на решение государственного суда.

Основная цель и задача третейского суда – рассмотреть спор и вынести по нему решение. Однако правила постоянно действующих третейских судов позволяют принимать различные положения, регламенты, в которых фиксируется возможность третейских судов сначала осуществлять урегулирование спора, то есть примирение сторон, и лишь в случае его недостижения – разбирательство.

Появление третейских судов в нашем регионе окажет положительное влияние на суды общей юрисдикции. Но говорить о быстрых результатах не приходится. Нужно вести системную работу в этом направлении. Сегодня не только государство, но и само общество заинтересовано в реформировании сложившегося порядка разрешения правовых споров. Тенденция к ежегодному увеличению судебных дел приводит к большим нагрузкам на государственные суды. Есть категории конфликтов, которые могут быть разрешены быстро и эффективно без привлечения государственных судов. Глава администрации Липецкой области О.П. Королёв – активный сторонник идеи внедрения альтернативной практики разрешения споров и с большим энтузиазмом выступает за примирительный механизм разрешения споров посредством их урегулирования. Эта идея нашла поддержку и у судейского сообщества региона, которое одобряет развитие третейских судов и надеется на снижение количества споров. В ней заинтересовано и гражданское общество – ведь именно граждане, общественность выбирают третейских судей, организуют работу суда, его работа способствует цивилизованному урегулированию споров.

В настоящее время ведётся работа по открытию третейских судов в ряде общественных организаций и учреждений Липецкой области.

В заключение, Уполномоченный ещё раз хотел бы обратить внимание на необходимость развития в новых экономических и социально-политических условиях региональной программы «Правовое просвещения населения Липецкой области на 2011-2020 гг.», так как все новые идеи, технологии нуждаются в популяризации, социальной рекламе, преодолении консервативной практики и мышления. Нужно бороться с правовой неграмотностью, которая может стать серьёзным препятствием на пути становления и оптимального функционирования ювенальной юстиции, примирительных технологий, третейских судов. Без образования, без грамотного гражданского общества и государственных институтов не будет и модернизации, не будет прогресса.

ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ: ТРУДНЫЙ ПУТЬ ИЗ КРИЗИСА

Весь 2009 г. в нашей стране, как, впрочем, и в других странах мира, прошёл под знаком преодоления кризиса.

По оценкам экономистов, именно в России последствия кризиса оказались наиболее ощутимы: ВВП сократился более чем на 8%, золотовалютные резервы уменьшились на 10%. Кризис привел к сильнейшему спаду производства, росту безработицы, бедности.

Однако президент РФ Д.А. Медведев в Послании Федеральному собранию РФ подтвердил курс на поддержку людей, оказавшихся в трудной ситуации: «Несмотря на падение доходов бюджета, социальные обязательства государства выполняются полностью. И дальше так и будет».

Особенностью кризиса 2008-2009 гг. стало то, что в наибольшей степени он повлиял на экономическую и социальную сферу в наиболее развитых промышленных регионах. Особенно тех, которые специализируются на металлургическом производстве.

Снижение спроса на металлургическую продукцию, снижение цен по сравнению с уровнем прошлого года более чем на 30% повлекло за собой вынужденное сокращение производства.

Не избежала кризисных явлений и промышленность Липецкой области.

В целом в металлургическом производстве и производстве готовых металлоизделий индекс физического объёма составил 87% к уровню 2008 г.

Не удалось избежать негативных последствий кризиса и преодолеть снижение объёмов в таких важных отраслях, как производство: пищевых продуктов – 93%, машин и оборудования – 71%, электроэнергии, воды, газа – 91%.

Вследствие таких сокращений, индекс физического объёма промышленного производства составил 85%. Валовой региональный продукт снизился на 4,5% (в среднем по России - 8,5%).

Для минимизации влияния кризиса в нашем регионе была разработана и принята «Программа антикризисных мер в Липецкой области на 2009 г.», которая включила в себя поддержку производства, мероприятия по стабилизации ситуации на рынке труда, социальной поддержке особо уязвимых групп населения, сохранению темпов строительства, сохранению социальных обязательств в сфере образования и здравоохранения. По оценке Министерства регионального развития, область вошла в число 8 регионов, наиболее успешно реализующих антикризисные меры.

В реальном секторе экономики отмечены положительные результаты диверсификации, которую в течение последних лет активно проводила администрация области. Достигнут ряд позитивных показателей: темп роста сельскохозяйственного производства в 2009 году составил 101,5 %, ввод жилья – 101%, объем бытовых услуг -109,4%. На уровне 2008 года остался и оборот розничной торговли.

Инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения составили 69,9 тыс. рублей, что выше среднероссийского показателя – 61,8 тыс. рублей. Доля таких инвестиций в валовом региональном продукте выросла по сравнению с 2008 годом и составила 36 %, что соответствует уровню индустриально развитых стран.

Программа антикризисных мер способствовала сокращению численности зарегистрированных безработных с 10,1 тыс. человек в апреле 2009 года до 6 тыс. человек на начало 2010 года. Уровень безработицы понизился с 1,6% до 1,0 %. Это один из самых низких показателей в Российской Федерации и ЦФО. В целом по области введено около 5,4 тыс. новых рабочих мест.

Как следствие – выросло благосостояние граждан. Удалось обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 4,5 %, среднедушевых доходов - на 16,4 % (14292 рубля), среднемесячной заработной платы – на 2,5 % (13754 рубля).

Вместе с тем сохраняется целый ряд проблемных факторов, которые системно проявились ещё до кризиса, но в настоящее время воспринимаются особенно болезненно. Они связаны с получением достойного вознаграждения за труд, а также безработицей в сельской местности.

Что касается права на достойную оплату труда, то его реализация и соблюдение является одним из факторов, обеспечивающих экономический рост и, как следствие, улучшение общей экономической ситуации. Доходы населения формируют спрос. Они являются движителем самых разнообразных производств. Это аксиома. Однако, к сожалению, в нашей стране на протяжении пореформенного времени сложилась система, которую экономисты назвали «работающие бедные», т. к. оплата труда во многих сферах не обеспечивает людям достойного уровня жизни. Фактически многие наши сограждане думают не о благосостоянии, а о том, как удержаться хотя бы на сложившемся уровне потребления.

В Липецкой области в 2009 г. более 3 тысяч предприятий платили зарплату, которая не достигает даже прожиточного минимума!

Задолженность по заработной плате в течение года существенно колебалась и, если в конце 2009 г. её удалось снизить до 18,1 млн. руб., то на 21.02.2010 задолженность по заработной плате составила 25 969 тыс. рублей. По сферам экономической деятельности основная сумма долгов по оплате труда приходилась на предприятия агропромышленного сектора - 15,7 млн. руб. В строительной отрасли работникам не выплачено 1,6 млн. руб., в обрабатывающих предприятиях – 8,6 млн. руб.

По данным статистики, в нашей области каждый десятый житель проживает в бедности. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сохранилась на уровне 2008 г., это 120,1 тыс. человек. Казалось бы, на общероссийском фоне это не так и много. Но это обстоятельство не должно вселять удовлетворения.

Если экономика страны десятилетиями характеризуется низким ВВП (низким настолько, что население в целом не может полностью удовлетворить даже базовые потребности) или низкими темпами его роста, то бедность, по оценкам ученых, становится элементом экономической культуры страны, элементом, передающимся из поколения в поколение. Бедность оказывается особой нормой поведения, специфическим неформальным институтом.

По единодушной оценке многих выдающихся специалистов в это отрасли, бедность как норма поведения проявляется в следующем:

во-первых, это ориентация всей хозяйственной деятельности людей на выживание, а не на развитие и накопление. Сознание людей концентрируется исключительно на удовлетворении базовых потребностей, а прочие виды потребностей исключаются из рассмотрения. В такой среде люди с неохотой переключаются на новые виды деятельности и новые потребительские стандарты.

Во-вторых, сознание человека, находящегося в такой ситуации, теряет связь между экономическими затратами и результатами. Дело в том, что десятилетия экономического застоя означают, что широкие массы населения не могут поднять свой уровень жизни, как бы они не пытались это сделать. Данное обстоятельство приводит к мыслям о том, что усердный труд и честное предпринимательство не порождают адекватных результатов. Отсюда проистекает деградация «экономического образа мышления», снижается степень «расчетливости» при принятии хозяйственных решений, т. е. падает уровень рациональности в поведении человека. Ведь если точность выбора не влияет на его последствия, то зачем прилагать усилия при его осуществлении?

В-третьих, это высокая степень маргинальности. Нарушение правовых и моральных норм оказывается в бедной стране одним из немногих способов быстрого и «верного» обогащения. В условиях, когда честный созидательный труд не может изменить благосостояние населения, а религиозные нормы находятся в упадке, то значительная часть этого населения «включает» «маргинальные методы поведения».

В-четвертых, это высокая степень «деградации перспективы». Бедные люди обычно не смотрят далеко в будущее и не склонны к принятию решений с учетом долгосрочных последствий таких решений. Это означает, что не принимаются некоторые важные решения, например, касающиеся инвестиций в определенные виды физического и человеческого капитала – здоровье, образование, общественную активность.

В-пятых, это отрицательное отношение «бедняков» ко всему тому, что связано в их представлении с богатством и предпринимательством. Обеспечивающая финансовый успех деятельность трактуется «бедняками» как «плохая», «аморальная», и т.д. Так же трактуется и экономическая культура, связанная с подобной деятельностью.

Сложившаяся ситуация не способствует быстрому и устойчивому экономическому росту. Можно говорить со всей определённостью, что одной из причин тяжёлых последствий экономического кризиса в России стал устойчивый системный кризис мотивации труда, кризис бедности.

Невооруженным взглядом заметны эти настроения и в Липецкой области. Достаточно посидеть в очереди у кабинета врача, постоять на автобусной остановке в ожидании транспорта. Нередко самые острые критические стрелы летят в адрес авторов и исполнителей проекта строительства фонтанов в областном центре, плавательных бассейнов в районах области. В представлении многих людей цель не оправдывает средства, особенно тогда, когда к фонтанам ведут непроходимые тротуары, а бассейны остаются полупустыми даже в выходные дни. Проще всего отмахнуться от таких критиканов, как от назойливых мух. Списать все на недостатки образования, воспитания. В то же время, нельзя не признать, что решения в пользу дорогостоящих градостроительных объектов порой принимаются без участия широкой общественности. В таком случае, чей-то досадный ропот - фактически лишь малая плата за те упущения, которые у нас порой сопровождают вполне полезные и необходимые решения и дела.

  1. Доклад о состоянии законодательства (6)

    Доклад
    2.1. Анализ нормативного обеспечения реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на территории Тульской области
  2. Доклад о соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2007 году

    Доклад
    В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные
  3. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  4. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (4)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  5. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (6)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Доклад совета федерации (3)

    Доклад
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2008.
  7. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  8. В. Г. Графский "Учебник "Теория государства и права"

    Список учебников
    Более 25 лет занимается исследованием проблем государственного управления в обычных и особых условиях. В качестве руководителя более 40 раз возглавлял работу авторских коллективов по исследованию проблем деятельности органов государственного
  9. Доклад о соблюдении прав человека в липецкой области (2)

    Доклад
    В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные

Другие похожие документы..