Учебное пособие Издательство тпу томск 2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский политехнический университет»

____________________________________________________________

А.А. Корниенко, Р.Б. Квеско, М.А. Макиенко и др.

ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие

Издательство ТПУ

Томск 2007

УДК 1

ББК 87.3 (0)

Ф56

Корниенко А.А. и др. Философия: Учебное пособие / Составители: А.А. Корниенко, Р.Б. Квеско, М.А. Макиенко, О.В. Ботьева, И.В. Брылина, Г.К. Гульбин, Н.И. Макаренко, Р.А. Мигуренко, Е.В. Рубанова, Ю.С. Плотников, В.Н. Фадеева. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 276 с.

В учебном пособии изложены основы современной философии, основные этапы ее развития, важнейшие проблемы философии на основании государственного образовательного стандарта. Данное пособие подготовлено на кафедре философии Томского политехнического университета и предназначено для студентов всех форм обучения.

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор

Томского государственного университета

Г.И. Петрова

Доктор философских наук, профессор

Томского государственного университета

Л.А. Коробейникова

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Томского политехнического университета

К 10501-97

© Томский политехнический университет, 2007

1. МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ

1.1. Возникновение и развитие культуры

Что такое культура? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к синонимам слова «культура». Ведь слово «культура» принадлежит к одним из самых многозначных. Поэтому попробуем сопоставить его с другими словами, часто вместо него употребляемыми. Быть может, нам удастся за каждым из этих слов закрепить определенный оттенок смысла и таким образом различить несколько слоев культуры. Вместо понятия «культура» нередко говорят «цивилизация». Это слово преимущественно употребляли французские и английские авторы. Если перевести «цивилизацию» на русский язык, мы получим «гражданственность» – слово, часто встречающееся у русских авторов первой половины XIX века. Наконец, у некоторых авторов мы находим понятие «образованность» – термин ныне мало употребляемый. Нельзя ли расслышать в каждом из этих четырех слов определенный, присущий только ему смысл? Возьмем для примера города, в которых с поразительной быстротой возводятся как новые промышленные, так и торговые центры. Эти города наделены всеми благами: прекрасными удобными для жилья зданиями, водопроводом, канализацией, электричеством. Но вы не найдете в них печатных изданий, кроме газет, ученых или художественных обществ, самостоятельной политической жизни, серьезного репертуара в местных театрах. Тщетно будете вы искать в подобных городах своеобразие архитектурного стиля. Вы не сможете отказать такому городу в названии «цивилизованный», но «образованным» вы его, конечно, не назовете. Это значит, что слово «цивилизация» вы резервируете для низшего или, во всяком случае, для внешнего слоя культуры, для того, что, скорее всего, поддается пересадке, что не требует для своего роста долговременной местной традиции. Сюда относятся хозяйство и техника.

Слово «образованность» правильнее было бы закрепить за внутренним (или «духовным») содержанием культурной жизни, включающим в себя науку, искусство, нравственность и религию. Все эти области деятельности человека не могут быть просто пересажены с одной почвы на другую, они могут быть только «привиты» к «дичку» местной жизни и медленно, постепенно взращиваемы. Между понятиями «образованность» и «цивилизация» существует теснейшее взаимодействие: образованность предполагает определенный уровень цивилизации, развитие цивилизации влечет за собою и развитие образованности. Но для данного места и в данный момент времени образованность не всегда измеряется цивилизацией. Развитой цивилизации не всегда соответствует высокая образованность, а высокая образованность расцветает иногда при сравнительно низком уровне цивилизации. Между образованностью и цивилизацией имеется, однако, еще один промежуточный слой культуры – это право, регулирующее внешние отношения людей между собой, и государственность, обеспечивающая обязательность правовых норм и организующая совокупную деятельность данного общества. Слово «гражданственность» правильнее всего было бы закрепить именно за этими областями культуры. Более «внутренняя», чем цивилизация, гражданственность является все же совокупностью тех внешних условий, при наличии которых только и может развиваться образованность.

Таким образом, в составе жизни современного человека мы различили три слоя: образованность, гражданственность и цивилизация. Слово «культура», как наиболее общее и неопределенное, мы сохраним для обозначения совокупности всех трех слоев, представленных в следующей схеме:


Образованность

наука

искусство

нравственность

религия

Культура

Гражданственность

право

государственность

Цивилизация

хозяйство

техника

Эта схема пока представляет собою только внешний каталог культуры. Цивилизация, гражданственность и образованность – три ясно различимые слоя культуры, находящиеся во взаимодействии и отличающиеся друг от друга вышеуказанными чертами. До сих пор культура была там, где в большей или меньшей степени человечество развивало науку, искусство, право, хозяйство и другие тесно с ними связанные сферы жизнедеятельности. Наличие этого и отличает культурного человека от первобытного.

Русский религиозный философ, поэт и публицист Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) считает, что источником общественной (культурной) жизни являются начала, определяющие саму природу человека, т.е. чувство, мышление и деятельная воля.

Первым непосредственным началом общественной жизни Соловьев считает волю, которая направлена на обеспечение существования людей. На ее базе образуются три основные формы практического общественного союза: экономическое общество (первичной элементарной формой которого является семья), политическое общество (государство) и духовное общество (церковь). Задачей экономического общества является организация труда, задачей политического общества – организация взаимодействия членов социума. Задачей же церкви выступает достижение истинного верховного блага человека – абсолютного существования – полного и вечного. Первое общество имеет значение материальное по преимуществу, второе – формальное, а третье – абсолютное, так как обеспечивает благо человека в его целости. Второе общество (государство) является посредствующим звеном между первым и третьим.

Вторым непосредственным началом общественной жизни выступает мышление, направленное на поиск истины и производство знаний. В зависимости от содержания знания и способа определения его истинности Соловьев выделяет три познавательные сферы общественной жизни: положительную (содержательную) науку, философию и теологию, предметом и исходной точкой которых является абсолютная реальность. Первая сфера соответствует экономическому обществу, вторая – политическому (государству), третья – области духовной, церковной.

Третьим непосредственным началом общественной жизни является чувство, рассматриваемое Соловьевым не как явление психики человека, а как явление, имеющее общее объективное выражение в творчестве. В. Соловьев подразделяет творчество на техническое художество (например, зодчество), изящное художество (ваяние, живопись, музыка и поэзия) и мистику (творческое отношение человеческого чувства к трансцендентному миру, то есть сверхприродному). Техническое художество соответствует экономическому обществу и связанной с ним положительной науки, изящное – политическому обществу и философии, мистика же соответствует духовному обществу и теологии. Поскольку мистика связывает человеческую жизнь непосредственно с действительностью абсолютного первоначала (Бога), постольку высшей сферой общественной жизни является, согласно Соловьеву, духовное общество (церковь). Таким образом, он отдает приоритет духовной потребности человека, которая удовлетворяется созданием церкви, изучением теологии и мистики.

Таким образом, Соловьев первым непосредственным началом общественной жизни признает волю. А это значит, что он начинает свой анализ сфер общественной жизни, подчеркивая определенное значение практической деятельности людей. Все другие сферы, связанные с мышлением и чувством, образуются, согласно Соловьеву, в ходе развертывания познавательной деятельности.

Соловьев указывал на противоречие материального и духовного, которое уже существует в недрах практической деятельности. Государство как посредствующее звено между материальной и духовной сферами общественной жизни не может примирить эти два начала. Противоречие сохраняется и на уровне познавательной деятельности, где роль примиряющего начала играют философия и изящное искусство.

Учение Соловьева о сферах общественной жизни служит своеобразным ориентиром для развертывания новых философских исследований в этой области.

Данную концепцию можно представить в виде схемы:

чувство

техника – искусство – мистика

познавательная деятельность

мышление

наука – философия – теология

воля

экономика – государство – церковь

практическая деятельность

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), один из основоположников русской и американской социологических школ, выделил три формы социокультурной жизни: идеациональную, идеалистическую и чувственную. Система культуры по Сорокину – «не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого … выражают одну, и главную, ценность»1. Главный принцип или главная истина (ценность) идеациональной (умозрительной) формы социокультурной жизни – Бог, который символизирует единство духовных ценностей. Примером идеациональной социокультурной системы может служить культура Запада средних веков. Главной ценностью чувственной социокультурной системы является чувственная реальность. Начиная приблизительно с XVI в. чувственный принцип стал доминирующим, а с ним и основанная на нем культура. «Таким образом, возникла современная форма нашей культуры – культуры сенсорной, эмпирической, светской и «соответствующей этому миру»»2. Именно ценность чувственной, а не сверхчувственной как в идеациональной культуре, реальности провозглашается нашей современной чувственной культурой во всех ее основных компонентах: в искусстве и науке, философии и псевдорелигии, этике и праве; в социальной, экономической и политической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей. Чувственная и умозрительная социокультурные системы являются базовыми. Чувственная и умозрительная социокультурные системы становятся взаимонесовместимыми как только ценности (истины), лежащие в основе каждой из них оказываются поставленными в состояние взаимного исключения (конфликта). «Если каждую из них рассматривать как «правду, всю правду и ничего, кроме правды», то тем самым они становятся взаимонесовместимыми»3. Что является истинным с точки зрения идеационального принципа, признается полным невежеством или предрассудком с точки зрения чувственной ценности и, соответственно, наоборот. Многие постулаты религии абсолютно ложные с точки зрения монистической истины (ценности) чувств. Это объясняет острый конфликт между чувственными и идеациональными ценностями, который особо резко проявляется в периоды заката одной и подъема другой культуры. Например, языческим греко-римским мыслителям, носителям чувственных ценностей, христианские ценности того времени казались не более чем заблуждением или неведением.

Идеалистическую социокультурную систему Сорокин рассматривал как переходную. Эволюцию западной цивилизации Сорокин анализировал с помощью модели маятниковых колебаний между этапами поочередного доминирования умозрительной и чувственной социокультурных систем. Переход от одного полюса к другому обязательно осуществляется через идеалистическую систему. Идеалистическая социокультурная система выстраивается на попытке синтеза ценностей чувственных и идеациональных, синтеза созданного нашим разумом. Таким образом, идеалистическая социокультурная система, будь она долговечна, преодолела бы неоптимальный (максимум усилий, минимум эффекта, с огромными человеческими жертвами, потерями) характер развития западной культуры, то есть ошибочные представления о том, что чувственные ценности либо идеациональные являются единственными ценностями. Но, как правило, идеалистическая культура не в силах примирить две культурные формы. Идеалистическая культура недолговечна. Другими словами, социокультурный синтез оказывается в результате сорванным. Преимущественно идеалистическими, основанными на синтезирующей идее, были культура XII-XIV столетий в Западной Европе, так же как и греческая культура V-IV веков до нашей эры.

Таким образом, Сорокин выделяет культурные формы в соответствии с теми целями (ценностями), которые ставит сам себе человек и к которым неуклонно стремится. У Сорокина культурные формы, как у Соловьева и у Платона, увязаны с сущностными устремлениями человека. Другими словами, каков человек – такова и его культурная жизнь, протекает последняя лишь только как обустройство чувственной реальности, либо, наоборот, как совершенное равнодушие к чувственным ценностям.

  1. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (5)

    Учебное пособие
    В пособии в краткой форме изложены теоретические и практические вопросы законодательства в сфере международного и отечественного социально–культурного сервиса и туризма, выделены важнейшие положения современной нормотворческой практики
  2. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (1)

    Учебное пособие
    Корниенко А.А., Квеско Р.Б., Макиенко М.А., Ботьева О.В., Брылина И.В., Гульбин Г.К., Макаренко Н.И., Мигуренко Р.А., Рубанова Е.В., Плотников Ю.С., Фадеева В.
  3. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (2)

    Учебное пособие
    Психолого–акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования. Учебное пособие для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей
  4. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (4)

    Учебное пособие
    В учебном пособии изложены основы современной философии, основные этапы ее развития, важнейшие проблемы философии на основании государственного образовательного стандарта.
  5. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (3)

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются современные модели представления знаний в информационных системах и принципы построения экспертных систем; обсуждаются проблемы применения нечеткой логики, генетических алгоритмов и нейронных сетей
  6. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (4)

    Учебное пособие
    В учебном пособии в краткой форме изложены основы отраслевой экономики предприятий электроэнергетики. Показаны место и роль отрасли в национальной экономике, её состав, структура, особенности функционирования и реформирования.
  7. Элективный курс по философии Учебное пособие

    Элективный курс
    Учебное пособие содержит материал, дающий представление о сущности предмета философии и её истории, предметном самоопределении философии в процессе развития; знакомит с историей становления и развития философских воззрений, основными
  8. Пособие по проектированию Издательство тпу

    Документ
    Основы теории, технологический, конструктивный и гидравлический расчеты кожухотрубчатого теплообменника. Учебное пособие для студентов Химико-Технологического факультета ТПУ,
  9. Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета Томск 2007 (2)

    Учебное пособие
    В пособии раскрывается междисциплинарный характер комплексного регионоведения, дается представление о методологии, методах научного познания, их классификации, проблемах метода в регионоведении, сложностях становления его методологической базы.

Другие похожие документы..