«О приоритетных направлениях совершенствования государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков»

Федеральная служба Российской Федерации по контролю

за оборотом наркотиков


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ


Организация и формы работы субъектов профилактической деятельности, в рамках работы антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, в области профилактики употреблений наркотиков и ПАВ несовершеннолетними и молодежью

Методические рекомендации

МОСКВА — 2010

Введение.

На заседании Совета Безопасности Российской Федерации, проходившем 8 сентября 2009 г. по вопросу «О приоритетных направлениях совершенствования государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков» было отмечено, что принимаемые органами государственной власти меры по профилактике наркомании, лечению и реабилитации больных наркоманией еще неадекватны масштабам наркоэкспансии.

Незаконный оборот наркотиков остается источником широкого спектра угроз безопасности личности, общества и государства.

От злоупотреблений наркотиками и связанных с этим болезней ежегодно умирает свыше 30 тыс. человек. В 2008 году в России зарегистрировано 232,6 тыс. наркопреступлений (за 6 месяцев 2009 года – 126,7 тысячи), из которых более 68 процентов приходится на долю тяжких и особо тяжких. Правоохранительными органами из незаконного оборота было изъято около 38 тонн наркотических средств и психотропных веществ.

Однако, несмотря на некоторое повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, достичь коренного перелома в борьбе с незаконным оборотом наркотиков пока не удалось. Наркоситуация в субъектах Российской Федерации остается напряженной.

В решении такой сложной социальной проблемы, как наркомания, по-прежнему недостаточно внимания уделяется профилактической деятельности, лечебной помощи и реабилитации больных наркоманией.

Не отвечает современным требованиям работа, направленная на снижение спроса на наркотики, особенно среди молодежи и подростков, формирование среди населения здорового образа жизни и внутренней системы антинаркотических запретов.

Решением Совета Безопасности Российской Федерации Правительству Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять меры к созданию в 1 полугодии 2010 года государственной системы профилактики наркомании, а также лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией, в том числе несовершеннолетних.

Очень часто профилактику наркомании, в том числе подростковую, связывают прежде всего с работой правоохранительных органов. Это ошибочное мнение, так как бороться против такого сильного и ухищренного недуга необходимо объединенными усилиями различных структур и ведомств. Об этом же говорят статьи 181 и 194 Федерального закона от
8 января 1998 года, № 86-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», указывающие на необходимость подготовки учителей и других специалистов с тем, чтобы они могли предотвращать и решать эти проблемы, о создании школ, которые должны выполнять роль базовых и справочных центров для предоставления медицинской, консультативной и другой помощи молодым людям.

Существенная роль по реализации государственной системы профилактики наркомании, в том числе среди несовершеннолетних и молодежи, может быть отведена антинаркотическим комиссиям в субъектах Российской Федерации, как органу, осуществляющему координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также организации их взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями.

Участие антинаркотических комиссий в реализации государственной политики в области профилактики употреблений наркотиков и ПАВ несовершеннолетними и молодежью

Одним из приоритетных направлений деятельности антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации в 2009 г. была выработка мер по вопросам профилактики употребления наркотиков и ПАВ несовершеннолетними и молодежью, в рамках которых проводилась активная работа в образовательных учреждениях с подростками, молодежью и их родителями.

Так за 9 месяцев 2009 года на территории Приволжского федерального округа проведено 31 заседание антинаркотических комиссий, на 11 из которых рассмотрены вопросы, касающиеся профилактики наркомании среди несовершеннолетних и молодежи.

В Сибирском федеральном округе этому вопросу уделено внимание на 38 заседаниях комиссий из 41 проведенного, в Уральском федеральном округе на 6 заседаниях комиссий из 18, в Дальневосточном федеральном округе на 16 заседаниях комиссий из 27, в Северо-Западном федеральном округе на 14 заседаниях комиссий из 31, в Центральном федеральном округе на 23 заседаниях комиссий из 43, в Южном федеральном округе на 34 заседаниях комиссий из 34, прошедших за 9 месяцев т.г.

На примере Приволжского федерального округа рассмотрим деятельность антинаркотических комиссий в реализации государственной политики в области профилактики употреблений наркотиков и ПАВ несовершеннолетними и молодежью.

Антинаркотической комиссией в Оренбургской области в 2009 г. рассматривался вопрос о принимаемых мерах по противодействию наркотизации подростково-молодежной среды городов Оренбурга и Орска.

Главам администраций районов и городов области рекомендовано усилить педагогическое воздействие на детей и подростков во внеурочное и каникулярное время через развитие системы дополнительного образования, организовать работу школ в режиме полного дня, активизировать работу с детьми по месту жительства, провести пробные добровольные экспресс-тестирования учащихся учреждений среднего и начального профессионального образования.

На заседаниях комиссии Саратовской области 30 января и 26 июня рассмотрены вопросы: об организации профилактической работы по предупреждению наркомании среди несовершеннолетних в учебных заведениях области и результатах работы в учебных заведениях «школьных полицейских»; о работе, проводимой по профилактике наркомании среди детей, подростков из социально неблагополучных семей и социально реабилитационных учреждений, их приобщении к спортивно-массовым мероприятиям и здоровому образу жизни.

В принятых решениях предложено ГУВД и министерству финансов области рассмотреть вопрос о введении 43 должностей школьных инспекторов по делам несовершеннолетних в профессиональных училищах области, 55 – в учреждениях среднего профессионального образования и обеспечения их оргтехникой и средствами связи; включить в уставы образовательных учреждений положения, регламентирующие организацию работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с употреблением наркотических средств, закрепив данное направление работы за конкретным сотрудником учреждения образования; при поступлении дополнительных доходов областного бюджета рассмотреть возможность увеличения общего объема бюджетных ассигнований на реализацию областной целевой программы в 2009 году в части проведения спортивно-массовых мероприятий.

Необходимо отметить, что форма работы школьных инспекторов нашла практическое применение и в других субъектах Российской Федерации.

На заседании комиссии в Чувашской Республике 26 марта рассмотрен вопрос о результатах работы по разработке и внедрению в практическую деятельность образовательных учреждений методических материалов по устранению причин и условий, способствующих распространению наркомании среди несовершеннолетних.

Отмечено, что в 2008 году подготовлено, издано и направлено во все образовательные учреждения республики более 10 наименований учебно-методических материалов по ключевым вопросам профилактики наркомании, реализуются более 20 образовательных программ, среди которых «Комплексная целевая программа укрепления физического здоровья студентов. Профилактика наркомании и других негативных зависимостей», «Профилактика психоактивных веществ, наркомании, алкоголя, табакокурения», «Профилактика ВИЧ/СПИД».

В профилактических целях самими студентами проводятся исследования и выполняются творческие работы. Примером может послужить научно-исследовательская работа «Роль семьи в профилактике наркомании», подготовленная студентами Новочебоксарского техникума прикладной биотехнологии.

Заключено Соглашение между Чувашской Республикой и Федеральным агентством по образованию Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета в объеме 5 млн. рублей на материально-техническое обеспечение деятельности РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних». В настоящее время на базе центра реализуется подготовительный этап проекта «Крепость» по организации деятельности отделения психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ (вторичная профилактика). Специалистами разработана программа психолого-педагогической реабилитации и коррекции по сопровождению детей и подростков, злоупотребляющих ПАВ, их семей по следующим компонентам: психологическая диагностика, консультирование и коррекция, физическая и сенсорная разгрузка, музыкальное и артистическое воздействие, изобразительное искусство и туризм.

На заседании комиссии Республики Марий Эл 31 марта рассмотрен вопрос об эффективности межвузовской работы по профилактике наркомании и сохранению здоровья студенческой молодежи республики, где Совету ректоров ВУЗов рекомендовано разработать и принять программу по профилактике наркотизации и сохранения здоровья студенческой молодежи и поощрять, в том числе материально, волонтерские движения в студенческой среде, деятельность которых направлена на воспрепятствование потреблению студентами психоактивных веществ и популяризацию здорового образа жизни;

- 20 мая на заседании комиссии Кировской области рассмотрен вопрос о совместной работе управления по делам молодежи области с общественными организациями и религиозными конфессиями по профилактике наркомании в молодежной среде;

- 27 мая комиссией Пермского края рассмотрен вопрос о взаимодействии субъектов системы профилактики в раннем выявлении и реабилитации лиц, в т.ч. несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, на котором Министерству социального развития края рекомендовано совместно с Министерством здравоохранения и иными заинтересованными органами проработать вопрос о целесообразности функционирования негосударственных реабилитационных центров для лиц, страдающих наркоманией, и возможности открытия государственных учреждений указанного профиля;

- 17 апреля и 14 июля на заседаниях комиссии Самарской области рассмотрены вопросы: о результатах работы центра «Семья» по профилактике наркомании в ходе реализации областной целевой программы на 2007-2009 годы; о мерах, принимаемых органами исполнительной власти области по привлечению детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом.

Комиссия отмечает, что в системе раннего выявления наркозависимых задействованы все заинтересованные субъекты системы профилактики. Связующим звеном в данной системе является центр «Семья», куда введены 125 ставок специалистов. Выявление лиц, употребляющих психоактивные вещества, осуществляется всеми ведомствами, постреабилитационная работа, патронаж наркозависимых, работа с ними и их семьями проводится специалистами центра «Семья».

По итогам 2008 года на учете в центрах «Семья» состояло 1420 человек.

Работа с данным контингентом проводится в форме индивидуальных консультаций, а также в группах психологической самоподдержки, создаваемых при помощи специалистов центров «Семья».

В результате проводимой в Самарской области работы сложилась следующая картина заболеваемости и болезненности наркоманией: число лиц, зарегистрированных на 100 тыс. населения в связи с употреблением наркотиков, выше чем, в среднем по округу в 3 раза. Вместе с тем, заболеваемость в области снизилась в сравнении с 2000 годом в 6 раз. Тем самым минимизирована латентная составляющая наркомании.

Совершенствованию профилактической работы, проводимой специалистами центров «Семья», во многом способствовало её участие в реализации областных целевых программ по профилактике наркомании. Все реализуемые мероприятия направлены на внедрение новых форм и методов профилактической работы, а также улучшение материально-технической базы учреждений.

Принято решение создать рабочую группу по анализу проводимой работы в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков на территории области и выработке мер по дальнейшей совместной профилактической работе, разработать регламент межведомственного взаимодействия по обмену информацией в рамках единого областного банка данных о несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и организовать в отношении этой категории подростков профилактику детской безнадзорности.

На заседании комиссии Нижегородской области рассмотрен вопрос о предложениях по порядку проведения профилактических медицинских осмотров детей школьного возраста, учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, студентов ВУЗов Нижегородской области на предмет выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ.

Отмечено, что проведение обязательных профилактических медицинских осмотров детей школьного возраста, обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования и студентов ВУЗов на предмет выявления немедицинского потребления наркотических средств, в настоящее время не закреплено законодательством Российской Федерации и поэтому, проводить на данном этапе тестирование не представляется возможным.

Вместе с тем Министерство образования области ежегодно проводит анонимное анкетирование учащихся (15-18 лет) общеобразовательных школ и государственных образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, с использованием формализованных социологических анкет анонимного обследования.

По инициативе аппарата Комиссии и УФСКН России по Республике Татарстан в 2008 году разработан и принят закон Республики Татарстан
«О профилактике наркомании, токсикомании и незаконного оборота психоактивных веществ». В данном нормативном акте заложена правовая основа проведения обязательных медицинских осмотров. Кроме того, в республике, соответствующие положения включены в нормативные документы ВУЗов (уставы, правила внутреннего распорядка и другие).

  1. Экзамен на наркозависимость

    Документ
    Глава Федеральной службы РФ по наркоконтролю предлагает всерьез обсудить вопрос о необходимости тестирования абитуриентов и студентов вузов на наркотики
  2. Методические рекомендации москва 2010

    Методические рекомендации
    1. Создание условий для раннего выявления потребителей наркотиков, а также лиц с начальными признаками наркотической зависимости среди определенных социальных групп населения.
  3. Задача Обеспечение достойного уровня взаимодействия с заявителями. 22 (1)

    Задача
    Кроме того, определяя правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации большую роль играют международные договоры в области реадмиссии, которые являются высокоэффективным
  4. Задача Обеспечение достойного уровня взаимодействия с заявителями. 21

    Задача
    Задача 2.6. Осуществление контроля и надзора за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации.
  5. Федеральная служба российской федерации по контролю за оборотом наркотиков (1)

    Документ
    Курс лекций подготовлен Белгородским юридическим институтом МВД России по заказу Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в рамках реализации пункта 25 перечня мероприятий по реализации федеральной
  6. Федеральная служба российской федерации по контролю за оборотом наркотиков (2)

    Документ
    Курс лекций подготовлен Белгородским юридическим институтом МВД России по заказу Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в рамках реализации пункта 25 перечня мероприятий по реализации федеральной
  7. О деятельности антинаркотической комиссии Ростовской области в 2010 году

    Документ
    1.1. Антинаркотическая комиссия Ростовской области (далее - комиссия) сформирована в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 29.
  8. Таджикистан в контексте регионального подхода к проблемам борьбы с незаконным оборотом наркотиков (опыт социально-политического анализа)

    Закон
    Защита состоится «13» апреля 2012 г. в «12.00» часов на заседании объединенного диссертационного совета КМ 737. 004. 04 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук по специальности 23.
  9. «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (1)

    Закон
    I. О ходе выполнения в Ямало-Ненецком автономном округе Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ

Другие похожие документы..