«О приоритетных направлениях совершенствования государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков»

Приложение 2

Комплексное наблюдение за подростками

ПЛАН ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ-НАБЛЮДЕНИЯ

  1. Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам?

  2. Часто ли проявляет неуверенность в себе и имеет ли низкую самооценку?

  3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице?

  4. Тревожен ли, напряжен ли в общении?

  1. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствий
    (причем как можно быстрее и любым путем)?

  2. Зависит ли избыточно от своих друзей, легко ли подчиняется
    мнению знакомых, некритичен, готов ли подражать образу жизни приятелей?

  3. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами мозга,
    инфекциями либо врожденными заболеваниями, в том числе связан­ными с мозговой патологией?

  4. Свойственна ли ему непереносимость конфликтов, стремление
    уйти в иллюзорный мир благополучия?

  5. Отягощена ли наследственность заболеваниями отца, матери наркоманией или алкоголизмом?

За каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 4 начислите по пять баллов; 6, 8 — по десять баллов; 5, 7, 9 — по пятнадцать баллов.

За отрицательные ответы — 0 баллов.

Сумма менее 15 баллов означает, что несовершеннолетний в группу риска не входит.

От 15 до 30 баллов -средняя вероятность вхождения в группу риска, требующая повышенного внимания к поведению подростка.

При результате свыше 30 баллов - следует незамедлительно посо­ветоваться с психологом, врачом, работником подразделения милиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетними.

Любой из методов сбора информации (качественной и проективной диагностики, психометрии) так или иначе может быть использован при оценке различных аспектов наркоситуации в образовательном учреж­дении - как педагогами, так и специалистами. Для составления досто­верного заключения об обучающемся или группе желательно исполь­зовать комплекс методик, применяя методы диагностики всех типов. Остановимся на тех методах, которые может использовать педагог в своей работе с обучающимися.

Педагог и психолог могут осуществлять наблюдение за обучающи­мися, например, подростками категории социального риска, в различ­ных ситуациях учебного взаимодействия, фиксируя проявление опре­деленных характеристик поведения и общения в соответствии с зара­нее составленной схемой наблюдения (см. ниже). Наблюдать может и родитель подростка с рискованным поведением по схеме, предложен­ной учителем или психологом.

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОДРОСТКОМ

  • Падение интереса к учебе, обычным увлечениям.

  • Появляется отчужденность, «наплевательское» отношение ко всему, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость.

  • Нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности,
    которые сменяются периодами неестественного благодушия.

  • Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лицболее старшего возраста.

  • Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых,

  • Тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотики и токсиканты.

  • Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.

  • Наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток из-под таблеток, небольших кулечков из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта.

  • Изменение аппетита — от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства. Периодически тошнота, рвота.

  • Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых.

Наблюдение может сочетаться с диагностической беседой. Так, на­пример, можно воспользоваться планом диагностической беседы- наблюдения, которая позволит учителям и воспитателям составлять объективно-вероятностную картину предрасположенности подростка к употреблению наркотических веществ. Предложенная диагностическая процедура позволяет правильно составлять подростковые группы в целях стрессопрофилактики и стрессореабилитации, а также определять направления в индивидуальной воспитательной и психокоррекционной работе.

Выясняя поочередно наличие или отсутствие каждого отдельного психологического фактора и затем, суммируя результат, можно получить количественную характеристику исследуемого явления и определить группу риска изучаемого подростка. После такого анализа будет гораздо легче наметить основные направления профилактической работы.

Приложение 3

Ликбез для родителей или как понять подростка

Ранняя профилактика наркомании должна начинаться в семье. Профилактика наркотизации в семье предполагает умение родителями дать убедительный ответ на вопросы Ваших детей. А главной профилактической мерой должно стать знание правды о последствиях употребления наркотиков.

Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам внимательно прочитать собранные материалы, и не просто прочитать, а задуматься над приведенными ситуациями и произвести анализ наблюдения за своими детьми.

ПРИЧИНЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ НАРКОТИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Что же такое наркомания? Болезнь, порок или деградация личности? Ответ - и первое, и второе, и третье. Наркомания - это тотальное поражение психики и практически всех систем организма. Постепенно (и зачастую, довольно быстро) наркозависимый теряет все: друзей, родных, профессию, здоровье. Остается одно — зависимость от наркотика.

Основные причины, способствующие наркотизации именно несо­вершеннолетних:

  • социальные факторы (в том числе микро-социальные);

  • психологические факторы;

  • биологические факторы.

К социальным факторам относят особенности современной социально-политической и экономической ситуации в стране, доступность нар ко вещества, «моду» на него, интерес, стремление отведать запретный плод, скука, степень грозящей ответственности, влияние группы сверстников, употребляющих наркотики, огромное влияние средств массовой информации, а также семейные условия, в которых проживает Ваш ребенок.

Психологические факторы: привлекательность возникающих ощущений от употребления наркотических средств, несформированность навыков адаптации ребенка в образовательной среде, неудовлетворенность социальными условиями жизни (в семье, колледже, в общении со сверстниками). Одним из важных психологических факторов являются особенности характера Вашего ребенка: гипертимность, т.е. авантюрные, не выносящие поставленных рамок подростков, а также циклоидные (с проявлением маниакально-депрессивного психоза в легкой форме), лабильные (неустойчивые) и эпилептоидные - со злобно-тоскливым, весьма неустойчивым типом характера и психопатией.

Биологические факторы: индивидуальная устойчивость к данному наркотику; наследственная предрасположенность к употреблению психоактивных веществ, а также генетические особенности организма, именно: нехватка ферментов и витаминов, нарушение обмена веществ (приобретенное или врожденное), эндокринные нарушения, органическое поражение головного мозга.

Не забывайте и про возрастные психологические особенности подросткового периода (склонность к подражательству, подчиняем ость, повышенная внушаемость, слабость воли и др.), ускоряющие формирование желания употреблять наркотические средства.

В приведенной ниже таблице представлены факторы, способст­вующие наркотизации представителей молодого поколения:

ПРЕДПОСЫЛКИ НАРКОТИЧЕСКОГО ПРИСТРАСТИЯ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Микросоциальные

Психологические

Биологические

Патология структуры семьи:

  1. отсутствие одного
    из родителей;

  2. развод;

  3. неправильные методы воспитания:

  • гиперопека,

  • гипоопека;

  1. дисгармония семейных отношений;

  2. отрицательный пример родителей:

- употребление наркотических средств всемье

раздражительность;

  1. вспыльчивость;

  2. эффективность;

  3. пассивность;

  1. несамостоятельность;

  2. психологическийинфантилизм;

7)затруднения социально-психологической дезадаптации;

8) негативизм; выраженные акцентуации характера по комфортному, гипертимному неустойчивому и эмо-циональному типам

  1. неврозы и другие психические заболевания;

  2. наследственная отягощенность алкоголизмом ипсихическими отклонениями (задержка умственного развития, умеренная степень дебильности, органическая церебральная недостаточность)

Отрицательное влияние неформальных

(референтных) групп с асоциальной направленностью; воздействие взрослых наркоманов

  1. зависимость от лидера;

  2. подражательность;

  3. стремление к превосходству;

  4. самоутверждение;

  5. грубость

  6. агрессивность;

  7. жестокость;

  8. конфликтность

Задержки и отклонения сомато-полового созревания и разнообразные невротические нарушения

Низкий уровень учено-

воспитательного процесса:

  1. формализм;

  1. стремление избавиться от трудных учащихся;

  2. отсутствие педагогического воздействия на неблагополучные

семьи;

  1. недооценка педа­
    гогами возрастных,
    психологических осо­
    бенностей пубертатно­
    го возраста;

  2. неподготовлен­
    ность педагогов к рабо­
    те с разными типами
    трудных детей;

6)слабая антинарко­тическая пропаганда

  1. педагогическая запущенность;

  2. трудновоспитуемость;

  3. несформированность активных алкогольных взглядов, установок, понимания вреда и опасности употребления наркотиков

Раннее приобщение к спиртному, наркотическим лекарственным веществам, токсическим средствам, отклонения в психофи­зическом развитии

  1. неорганизованность в проведении свободного времени;

  2. упущения в деятельности государственных и общественных организаций посовершенствованию спортивной, культурно-массовой и другихформ работы с молодежью

  3. недостатки в правовом воспитании и санитарно-гигиеническом просвещении учащихся

  1. потребительские,гедонистические, утилитарные интересы;

  2. деформация морально-правовых установок;

  3. психическая зависимость от наркотических препаратов

Патохарактерологическое развитие личности и психопатии

Попробуйте проанализировать таблицу с позиции Вашей семьи. Подумайте, какие факторы более выражены в Вашей семье, и что мож­но сделать, чтобы их устранить.

ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА, УПОТРЕБЛЯЮЩЕГО НАРКОТИКИ

По своему психологическому тонусу он развинчен, не способен к длительному волевому усилию, не в состоянии более или менее долго фиксировать свое внимание, заняться всерьез каким-либо одним пред­метом, к которому им же раньше был проявл-ен интерес. В результате приема наркотиков интересы наркоманов, как правило, обеднены и ограничиваются удовлетворением возникающих влечений в области низших эмоций. Ранняя наркотизация нарушает процесс гармонического развития личности, отрицательно сказывается на физическом, психическом и интеллектуальном здоровье подростков. У них значи­тельно замедляется темп умственных операций. Падает уровень мо­ральных норм, снижается нравственность. Характерны бедность эмо­ций, высокая внушаемость, отсутствие творческих способностей. Фор­мируется потребительская психология, общая эгоцентрическая ориен­тация. Наркотики оказывают неблагоприятное воздействие на половую сферу подростка, понижая потенцию, а иногда вызывают непомерное усиление полового чувства, что чаще всего проявляется в половой рас­пущенности.

Все эти явления происходят параллельно с дезадаптацией и амора-лизацией подростка, поэтому он часто оказывается не только субъек­том, но и объектом противоправного поведения.

Чем раньше Вы обнаружите у Вашего ребенка признаки его прича­стности к потреблению наркотиков, тем больше надежды на его избав­ление от них. Поэтому необходимо располагать сведениями о «портре­те» молодого наркомана.

  1. Экзамен на наркозависимость

    Документ
    Глава Федеральной службы РФ по наркоконтролю предлагает всерьез обсудить вопрос о необходимости тестирования абитуриентов и студентов вузов на наркотики
  2. Методические рекомендации москва 2010

    Методические рекомендации
    1. Создание условий для раннего выявления потребителей наркотиков, а также лиц с начальными признаками наркотической зависимости среди определенных социальных групп населения.
  3. Задача Обеспечение достойного уровня взаимодействия с заявителями. 22 (1)

    Задача
    Кроме того, определяя правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации большую роль играют международные договоры в области реадмиссии, которые являются высокоэффективным
  4. Задача Обеспечение достойного уровня взаимодействия с заявителями. 21

    Задача
    Задача 2.6. Осуществление контроля и надзора за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации.
  5. Федеральная служба российской федерации по контролю за оборотом наркотиков (1)

    Документ
    Курс лекций подготовлен Белгородским юридическим институтом МВД России по заказу Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в рамках реализации пункта 25 перечня мероприятий по реализации федеральной
  6. Федеральная служба российской федерации по контролю за оборотом наркотиков (2)

    Документ
    Курс лекций подготовлен Белгородским юридическим институтом МВД России по заказу Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в рамках реализации пункта 25 перечня мероприятий по реализации федеральной
  7. О деятельности антинаркотической комиссии Ростовской области в 2010 году

    Документ
    1.1. Антинаркотическая комиссия Ростовской области (далее - комиссия) сформирована в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 29.
  8. Таджикистан в контексте регионального подхода к проблемам борьбы с незаконным оборотом наркотиков (опыт социально-политического анализа)

    Закон
    Защита состоится «13» апреля 2012 г. в «12.00» часов на заседании объединенного диссертационного совета КМ 737. 004. 04 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук по специальности 23.
  9. «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (1)

    Закон
    I. О ходе выполнения в Ямало-Ненецком автономном округе Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ

Другие похожие документы..