Дата Аттестационная работа Богословские аспекты таинства Елеосвящения (Соборования) в работах русских православных догматистов xix–xx вв

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ТЕОЛОГИИ

Допущена к защите

Зав. кафедрой Теологии

___________/Малков П. Ю./

подпись

Дата__________________

Аттестационная работа

Богословские аспекты таинства Елеосвящения (Соборования) в работах русских православных догматистов XIX–XX вв.

Автор:

__________________ /Спирин А.А./

Подпись

Дата______________________

Научный руководитель:

__________________ /диакон Петр Иванов/

Подпись

Дата _______________________

Москва

2011

Оглавление

вВедение…………………………………………………………………… …… 4

Актуальность выбранной темы…………………………………………… 4

Цель и задачи исследования …………..………………………………..… 5

Структура работы ……………………………………………...………….. 6

Обзор источников и литературы ………………………………………… 6

Глава1. Богословские аспекты таинства, по которым все

или большинство авторов согласны ..……………………………………...…10

1.1. Библейские основания таинства Елеосвящения …………………… 10

1.1.1. Елеосвящение не является обычным врачебным

средством от болезней ……………………………………………… 12

1.1.2. Елеосвящение не является особым даром исцелений………. 14

1.1.3. Совершать Елеосвящение — заповедь,

а не рекомендация…………………………………………………… 15

1.2. Свидетельства Отцов Церкви о таинстве Елеосвящения …………. 16

1.2.1. Свидетельства Отцов Церкви о таинстве Елеосвящения

IIII веков…………………………………………………………….. 16

1.2.2.Свидетельства Отцов Церкви о таинстве Елеосвящения

IV и последующих веков ……………………………………………..... 21

1.3. Название таинства Елеосвящения ………………………………. 24

1.4. Определение таинства Елеосвящения ..…………………….……….. 25

1.5. Видимая сторона таинства Елеосвящения...….……………………... 26

1.5.1. Какие части тела помазываются …………………………… 27

1.5.2. Число помазаний ………………………………………………. 28

1.5.3. Вещество таинства Елеосвящения……………….………….. 29

1.6. Благодатные действия таинства Елеосвящения ................................. 32

1.6.1. Связь смерти, греха и болезни ………………………………… 33

1.6.2. Исцеление немощей телесных …………………………………. 35

1.7. Совершители таинства Елеосвящения, их число ………….………… 36

1.8. Лица, приемлющие таинство Елеосвящения …….…………………... 38

1.9. Участие в общем Соборовании физически

здоровых людей ……………………………………………………………... 41

1.10. Особенности инославных исповеданий

в учении о Елеосвящении ………………………………………………….. 43

1.10.1. Учение о Елеосвящении в Римско-Католической Церкви …. 44

1.10.2. Учение о Елеосвящении в Протестантской Церкви ….…… 45

Выводы из 1-й главы ………………………………………………………. 46

Глава2. Богословские аспекты таинства, по которым

у большинства авторов присутствуют разногласия ………………………. 47

2.1. Место Елеосвящения в учении о таинствах ………….………………. 47

2.2. Молитва веры …………………………………………………………… 51

2.3. Исцеление немощей душевных ……………………………………….. 53

2.4. Соборование детей ……………………………………………………… 56

2.5. Связь Елеосвящения с таинствами Покаяния и Причащения .……… 57

Выводы из 2-й главы ………………………………………………………… 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….…….... 61

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….. 64

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы

Современное понимание таинства Елеосвящения в Русской Православной Церкви таково, что некоторые исследователи прямо заявляют о двоякой трактовке сущности этого таинства. Речь, в частности, идет о лицах, подлежащих Соборованию. Одна точка зрения допускает Соборование лишь больных телом христиан, другая — христиан, нуждающихся в духовном укреплении и восполнении покаяния1. Также возникают сложности с богословским обоснованием общего Елеосвящения, практика которого широко распространена в России. «Православная энциклопедия» отмечает, что «богословская интерпретация общего Елеосвящения не вполне ясна»2 и в целом некоторые аспекты Таинства «требуют дальнейшего осмысления»3. На конференциях различного уровня звучат слова о необходимости дальнейшего изучения буквы и духа свидетельств Святых Отцов о таинстве Елеосвящения4, высказываются недоумения по поводу того, «какой может быть частота соборований и следует ли соборовать детей»5. Такого рода недоумения порождают противоречивые высказывания о сущности таинства Елеосвящения в различных современных изданиях6.

Большинство современных исследователей богословских аспектов таинства Елеосвящения опираются на труды русских православных догматистов XIX–XX веков. При этом известно, что по одним богословским аспектам таинства Соборования отечественные православные догматисты XIX­­­–XX вв. высказывались согласно друг с другом, а по другим — весьма различно. Однако на сегодняшний день мы не имеем систематического анализа подобного рода согласий и расхождений.

Краткий сравнительный анализ богословских аспектов таинства Соборования в классических системах догматического богословия XIX — нач. XX в. дан в «Православной энциклопедии» в статье «Елеосвящение». Однако в силу краткости исследования и узости рассмотренных в нем богословских аспектов, оно, вероятнее всего, не может быть признано достаточным.

Таким образом, актуальность работы обусловлена отсутствием систематического исследования богословских аспектов таинства Елеосвящения в работах русских православных догматистов XIX–XX веков.

Цель и задачи исследования

В ходе исследования мы предполагаем определить основные богословские аспекты таинства Елеосвящения на основании заявленных источников, и ставим своей целью произвести сравнительный анализ богословских аспектов таинства Елеосвящения в работах русских православных догматистов XIX­­­–XX вв.

Задачи предстоящей работы:

1. Определить круг источников к работе, изучив классические системы догматического богословия XIX — нач. XX в., статьи русских православных догматистов XIX в., а также труды догматистов XX столетия.

2. Определить круг основных вопросов, интересующих авторов.

3. Обозначить основные положения авторов по вопросам, в которых все или большинство авторов согласны.

4. Обозначить основные расхождения авторов во взглядах на богословские аспекты таинства Елеосвящения.

Структура работы

Структура работы определятся ее целью и задачами. Основная часть работы состоит из двух глав. В 1-й главе рассмотрены богословские аспекты, по которым все или большинство богословов согласны, во 2-й главе — рассмотрены несогласия богословов. Данное деление на главы по смысловому принципу представляется наиболее логичным и удобным для восприятия. Главы состоят из параграфов, соответствующих отдельным богословским аспектам таинства Елеосвящения; в конце большинства параграфов, для удобства представлены краткие предварительные выводы. Завершаются обе главы соответствующими выводами по рассмотренной части работы. В конце работы подводятся общие итоги проведенного исследования.

Обзор источников и литературы

Число отечественных ученых-догматистов, писавших на заданную тему, достаточно велико. Поэтому при выборе источников для работы мы будем руководствоваться следующими основными критериями:

  1. Использовать только изданные работы.

  2. Использовать наиболее популярные и авторитетные работы.

  3. Использовать работы, в которых наиболее полно раскрыты богословские аспекты таинства Елеосвящения.

  4. Использовать работы I пол. XIX — кон. XX в. с целью обнаружения возможных расхождений и влияний.

В ходе исследования мы обратимся к Катехизису свт. Филарета (Дроздова), с чьим именем связывают отход от так называемого «школьного богословия».

Святитель изымает из обращения понятия материи и формы таинства и такой термин как «последнее помазание», также ведущий происхождение с Запада7. И.П. Корсунский в 1883 году свидетельствовал, что «Пространный Катихизис сделался символическою книгой нашей Православной Церкви»8. Содержание Катихизиса еще при жизни Святителя несколько раз подвергалось анализу членами Священного Синода и было одобрено, как содержащее православное исповедание.

Исследуем мы также классические догматики богословов XIX — нач. XX в.: архиеп. Антония (Амфитеатрова), архиеп. Филарета (Гумилевского), митр. Макария (Булгакова), еп. Сильвестра (Малеванского), прот. Николая Малиновского.

Одним из первых учебных курсов по догматике, изданных на русском языке, стал курс догматического богословия архиеп. Антония (Амфитеатрова). В целом, в учении о таинствах, архиеп. Антоний следует Филаретовскому Катихизису9.

Догматика митр. Макария (Булгакова) впервые была издана в 1849 г. Ее характерной чертой стал дух системы, за что митр. Макария часто обвиняли в следовании методам схоластики10.

Догматика архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) впервые была издана в 1864 г. Одной из характерных черт догматики архиеп. Филарета является историческое освещение догматов. В ней также видели следы влияния католических догматических систем11.

Догматика еп. Сильвестра (Малеванского) явилась одним из первых опытов в православной литературе изложения догматов в историческом аспекте. Первое издание этого труда вышло в 1878 г.

Догматика прот. Николая Малиновского была сродни по духу догматике митр. Макария и обогатила ее исследованиями II пол. ХIХ — нач. ХХ века.

Наряду с догматиками исследуем также статьи русских православных богословов XIX в.: архим. Сергия (Ляпидевского) и А.Л. Катанского.

Из работ богословов XX в. обратимся к догматикам прот. Михаила Помазанского и митр. Илариона (Алфеева). В данном случае мы сознательно используем достаточно удаленных по времени написания своих трудов авторов, с целью обнаружения возможных изменений в изложении ими учения о таинстве Елеосвящения.

Книга митрополита Илариона «Таинство веры» была написана в 1992 году и увидела свет в России в 1996 г. За прошедшие годы она была переведена на десяток иностранных языков. В России книга была включена в программу православных духовных семинарий12. В период с 1996 по 2010 гг. книга переиздавалась семь раз. В работе мы используем последнее седьмое издание, вышедшее в 2010 году.

В качестве литературы к работе мы обратимся к статьям «Православной энциклопедии»: «Елеосвящение» и «Вещества таинств». В данных статьях кратко рассмотрены основные интересующие нас богословские аспекты таинства Елеосвящения.

Обратимся также к работе прот. Михаила Архангельского «О тайне святого елея». Книга эта, написанная в кон. XIX в., является первым опытом всестороннего исторического исследования и подробного объяснения богослужебного чина Елеосвящения.

В ходе исследования используем труд иремон. Венедикта (Алентова) «К истории правосл. богослужения: Ист.-литург. исслед. о чине таинства Елеосвящения». Работа эта признается некоторыми современными православными богословами лучшим в настоящее время анализом чина таинства Елеосвящения.

Кроме перечисленных работ, обратимся также к докладам современных православных богословов, озвученных на подготовительных семинарах к V международной богословской конференции РПЦ, а также к докладам, прозвучавшим на самой этой конференции в ноябре 2007 г.

Используем в ходе исследования и ряд других работ, посвященных рассматриваемой теме.

Глава1. Богословские аспекты таинства, по которым все или большинство авторов согласны

  1. Законы мироздания (физические и нравственные)

    Закон
    Последние несколько лет в прессе и в обществе с нарастающим ожесточением идет дискуссия по вопросу преподавании в общеобразовательных светских учреждениях предметов религиозного характера.
  2. Программа подготовки к вступительному экзамену в магистратуру по специальности 033400. 68 Теология Брянск 2010

    Программа
    Невозможно обеспечить своеобразие той или иной цивилизации без знания истории религии. Ее изучение позволяет проникнуть в особенности этических норм, повседневного поведения, духовных ценностей и даже правовых установлений.
  3. Отчет объекты: Российский государственный социальный университет (2)

    Содержательный отчет
    9В Cанкт-Петербурге обсуждают пути совершенствования законодательства о некоммерческих организациях5 Октября 2009Всероссийский гражданский конгресс ()Москва0,
  4. Правила проведения вступительных (аттестационных) испытаний, проводимых вузом самостоятельно в фгбоу впо «пглу» (письменно) в 2012 году Вступительные испытания в фгбоу впо «пглу» организуются для лиц

    Документ
    - имеющих среднее профессиональное образование при приеме для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста соответствующего профиля;
  5. Правила оформления письменных работ Новокузнецкой Православной Духовной семинарии

    Сочинение
    При написании сочинения от студента требуется умение выстроить композицию, позволяющую грамотно, и сжато выразить основные мысли. Требуется показать также навык работы с литературой, умение ее цитировать.
  6. Книга «Иволюция человека. Ивангелие весть ивы»

    Книга
    Книга «Иволюция человека. Ивангелие – весть ивы» - это философско-историческое эссе. В книге изложена новая гипотеза происхождения человека, дается биологическое определение дереву познания добра и зла, определяется географическое
  7. Психология труда и человеческого достоинства (1)

    Документ
    Для понимания сущности современной психологии труда важ­но выделить предмет данной науки, т. е. то, что изучает и пытает­ся преобразовать психолог труда.
  8. Психология труда и человеческого достоинства (2)

    Документ
    В учебном пособии даются традиционные представления о теории и практике психологии труда, а также современные разработки наиболее актуальных проблем, связанных с поиском смысла трудовой деятельности.
  9. Учебник" (А. В. Мелехин) (Маркет дс, 2007) Дата 01. 12. 2006 Источник публикации "

    Список учебников
    Более 25 лет занимается исследованием проблем государственного управления в обычных и особых условиях. В качестве руководителя более 40 раз возглавлял работу авторских коллективов по исследованию проблем деятельности органов государственного

Другие похожие документы..