Программа одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин, от

МОУ «Гимназия № 57»

Программа одобрена

на заседании кафедры

гуманитарных дисциплин,

от «___» __________ 2009 г

____________________

Программа одобрена

на заседании

педагогического совета школы,

от «___» __________ 2009 г

____________________

Рабочая программа

среднего (полного) общего

образования по литературе

11 класс

г. Курган, 2009

Программа утверждена директором

МОУ «Гимназия № 57»,

Ивановой Л.И.

от «___» __________ 2009 г

____________________

Составитель программы: Галанина Е. А., учитель русского языка и литературы высшей категории.

Пояснительная записка

Литература – базовая учебная программа, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа составлена с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы под редакцией Коровиной В. Я. с учетом учебника под редакцией Журавлёва В.П. «Русская литература ХХ века. 11 класс»

Рабочая программа сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров,

- выразительное чтение,

- различные виды пересказа,

- заучивание наизусть стихотворных текстов,

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру,

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта,

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения,

-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента,

- подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

ЦЕЛИ. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

*воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

* развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,

читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся;

* освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе;

* совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования (ХI класс). Из регионального компонента добавлено 34 часа на изучение предмета «Литературное краеведение и искусство родного края» в соответствии с приказом ГлавУО

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

* поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

* сравнение, сопоставление, классификация;

* самостоятельное выполнение различных творческих работ;

* способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

* осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

* владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем ( текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

* составление плана, тезисов, конспекта;

* подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

* использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

* самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и , в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (Музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.

Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

* образную природу словесного искусства;

* содержание изученных литературных произведений;

* основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;

* основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

* основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Учебно-тематический план. 11 класс. Базовый уровень

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Развитие речи

Контрольные работы, тесты

Литература XX века

1

Введение. Литература начала XX века

1

Писатели-реалисты начала XX века

2

И.А.Бунин

6

3

А.И.Куприн

3

1

Дом. сочинение по тв-ву Бунина, Куприна

4

М.Горький

6

1

Классное

сочинение

1

тест

Серебряный век русской поэзии

5

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф.Анненский, М.И.Цветаева

1

6

Символизм. Брюсов. Бальмонт. Белый

3

7

Акмеизм. Гумилёв

3

8

Футуризм. Северянин

1

1

Дом. сочинение

по поэзии

Серебряного века

тест

9

А. А. Блок

5

10

Новокрестьянская поэзия

1

11

С. А. Есенин

5

Литература 20-х годов XX века

12

Обзор русской литературы 20-х годов XX века

4

13

В. В. Маяковский

5

1

Классное сочинение по тв-ву Блока, Есенина, Маяковского

Литература 30-х годов XX века

14

Обзор русской литературы 30-х годов XX века

1

15

М. А. Булгаков

6

1

Дом. сочинение

1

тест

16

А.П. Платонов

2

17

А. А. Ахматова

4

1

Классное сочинение

18

О. Э. Мандельштам

2

19

М. И. Цветаева

2

20

М. А. Шолохов

8

1

Домашнее сочинение

1

тест

Литература периода Великой Отечественной войны

21

Обзор литературы периода Великой Отечественной войны

1

Литература второй половины XX века.

22

Обзор литературы второй половины XX века. Поэзия 60-х годов

2

23

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов

1

24

А. Т. Твардовский

2

25

Б. Л. Пастернак

4

1

Анализ стихотворения

26

А. И. Солженицын

2

27

В. Т. Шаламов

1

28

Н. М. Рубцов

1

29

В. П. Астафьев

2

30

В. Г. Распутин

2

31

И. А. Бродский

1

32

Б. Ш. Окуджава

1

33

Ю. В. Трифонов

1

34

А. В. Вампилов

1

Из литературы народов России

35

М. Карим

1

Литература конца XX- начала XXI века

36

Основные направления и тенденции развития современной литературы

1

Из зарубежной литературы

37

Б.Шоу

2

38

Т. С. Элиот

1

39

Э. М. Хемингуэй

1

40

Э. М. Ремарк

1

41

Проблемы и уроки литературы XX века

2

Резервные уроки

2

Всего уроков

102

8

4

  1. Программа одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин, от (1)

    Программа
    Рабочая программа «Русский язык 10-11 класс» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.
  2. Программа одобрена на заседании кафедры математических и естественно-научных дисциплин (протокол №2 от 27. 10. 2004 г.) и Научно-методического совета мэпи (протокол № от 2004 г.) Москва 2004

    Программа
    Программа одобрена на заседании кафедры математических и естественно-научных дисциплин (протокол №2 от 27.10.2004 г.) и Научно-методического совета МЭПИ (протокол № от « » 2004 г.
  3. Программа дисциплины Социальная антропология  Автор программы: Кормина Ж. В., кандидат культурологи, kormina@eu spb ru Одобрена на заседании кафедры гуманитарных наук «19» октября 2010 г

    Программа дисциплины
    Курс «Социальная антропология» предназначен для студентов бакалавриата (второго курса, специальность «Социлогия»), предварительно получивших представление об основных концепциях и общем ходе развития социологической мысли в XX веке.
  4. Основная образовательная программа одобрена на заседании кафедры «Технологии художественной обработки материалов, художественного проектирования, искусств и технического сервиса» изаседании мкс «Технология художественной обработки материалов»», протокол №1 от 04.

    Основная образовательная программа
    а) Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 072700 «Искусство костюма и текстиля» и профилю подготовки «Художественное проектирование ювелирных изделий»,
  5. Основная образовательная программа одобрена на заседании кафедры «Информационных технологий» изаседании мкс «Системы автоматизированного проектирования»», протокол №2 от 18. 02. 2011 г. Зав кафедрой ит

    Основная образовательная программа
    а) Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника» и профилю подготовки «Системы автоматизированного проектирования»,
  6. Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» для направления: 031400. 62 «Культурология» Одобрено на заседании «Кафедры наук о культуре»

    Программа дисциплины
    Предмет курса – литература как объект исторического описания и теоретического исследования. Теория и история литературы относительно недавно осознала свою самостоятельность, несмотря на то, что вопрос о литературе возникает уже в индийских
  7. Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

    Программа
    Итоговая государственная аттестация (далее - ИГА) по магистерским программам проводится в соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников УГАЭС» с целью установления уровня профессиональной подготовки
  8. Программа дисциплины «”Законная монархия” Екатерины ii» Авторы программы: Бабкова Г. О., к и. н., gbabkova@hse ru Одобрена на заседании кафедры политической истории 2010 г.

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «”Законная монархия” Екатерины II».
  9. Программа дисциплины психология творческой личности автор: д психол н., проф. Семенов И. Н. Утверждена умс одобрена на заседании кафедры

    Программа дисциплины
    Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины – знание основ философии, культурологии, социологии, общей, возрастной, педагогической, социальной, организационной

Другие похожие документы..