Республиканская программа «дети татарстана» 2005 2007 гг. Руководство по программированию образовательно-воспитательной деятельности в подростковых клубах

МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ, СПОРТУ И ТУРИЗМУ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР МОЛОДЕЖНЫХ, ИННОВАЦИОННЫХ

И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА «ДЕТИ ТАТАРСТАНА»

2005 – 2007 гг.

РУКОВОДСТВО

ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПОДРОСТКОВЫХ КЛУБАХ

СБОРНИК

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ

МАТЕРИАЛОВ

Казань, 2008

ББК 74

Р 72

Авторы-составители:

М.З. Галеева, А.Г. Синеглазова, Э.И. Читалина, А.Ю. Галимова

Р 72 Руководство по программированию образовательно-воспитательной

деятельности в подростковых клубах: Сб. инф.-методич. материалов /

Мин-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Респ. центр молод.,

инновац. и профилакт. программ; Авторы-сост.: Галеева М.З., Синеглазова А.Г.,

Читалина Э.И., Галимова А.Ю. – Казань: РЦМИПП, 2008. – 112 с.

В информационно-методическом пособии рассматривается широкий круг вопросов, связанных с профессиональной деятельностью педагога дополнительного образования (образовательный и воспитательный процессы). В центре внимания – особенности программирования образовательного процесса, нормативно-правовая база профессиональной деятельности.

Сборник адресован педагогам дополнительного образования и специалистам, организующим работу с детьми и подростками по месту жительства.

© Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

© Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление…………………………………………………...……………………………………….

5

Организация образовательного процесса в условиях подросткового клуба.……………….

6

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей……

8

Индивидуальная воспитательная работав детском творческом объединении……................

9

Методика работы с детским коллективом……………………………………………................

9

Методы, средства и принципы воспитания……………………………………………………..

11

Приложение. Диагностика воспитанности учащегося детского объединения ……................

12

Примерные требования к программам дополнительного образования детей………………

14

Нормативно-правовой аспект………………………………………………………….................

14

Содержание дополнительных образовательных программ………………………….................

14

Структура программы дополнительного образования детей…………………………………..

15

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей…………………………………………………………………………………….

15

Авторская образовательная программа творческого объединения «Кудесница»

по курсу «Лоскутное искусство»……………………………..……………………………………

17

Образовательная программа по изобразительному искусству «Юный художник»

32

Примерная форма плана-конспекта занятия………………………….………………………...

67

Каратэ-до: оздоровительная система, предмет самообороны, спорт…………………………

68

Формы массовой учебной работы детского объединения дополнительного образования...

72

Методика подготовки и проведения выставки……………………………………….................

72

Методика подготовки и проведения концерта………………………………………………….

74

Методика подготовки и проведения клубного дня……………………………………………..

75

Методика подготовки и проведения конкурсных мероприятий…………………….................

77

Структура положения о конкурсном мероприятии…………………………………………….

77

Опыт организации учебно-просветительской экологической тропы………………………..

79

Копилка техники безопасности…………………………………………………………................

82

Правила поведения детей и подростков в клубе………………………………………………..

82

Техника безопасности для детей и подростков при работе с электроприборами (электрическими швейными машинами, оверлоками, электрофавельницами, электромясорубками и др.)…………………………………………………………………………..

83

Техника безопасности для детей и подростков при работе с электронагревательными приборами (паяльником, выжигателями, утюгами, электролобзиками и др.)……………………

84

Техника безопасности для детей и подростков при работе с горячей посудой и жидкостью.

85

Техника безопасности для детей и подростков при работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями (иглами, ножом, циркулем, шилом, лобзиком, отверткой, ножницами, ножницами по металлу, кусачками, ножовкой, пилкой и др.).................

86

Техника безопасности для детей и подростков при работе с жидкими веществами

(лаками, красками, растворителями, клеем)………………………………………………………..

88

Техника безопасности для детей и подростков при проведении занятий в спортивном зале, на спортивной площадке, на льду……………………………………………………………………

89

Дополнительные инструкции по технике безопасности по точке коньков……………………

89

Анализ работы педагога дополнительного образования…………………………….................

90

Анализ и самоанализ учебного занятия………………..…………………………………………

91

Заключение…………………………………………………………………………………………...

93

Приложения………………………………………………………………………………………….

94

1. Лицензирование образовательной деятельности, аттестация и аккредитация учреждения….

94

2. Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей…………………………………………………….

98

3. Схема разработки программы дополнительного образования………………………………….

109

4. Тарифно-квалификационная характеристика по должности педагога дополнительного образования……………………………………………………………………………………………

110

5. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (с изменениями от 29 ноября 2003 г., 11 мая 2007 г.)……………

111

6. Рабочее время педагогов…………………………………………………………………………..

112

ВСТУПЛЕНИЕ

Создавая благоприятную коммуникативную среду, подростковые клубы обеспечивают ребенку обучение, воспитание, социализацию, формирование мотивации к познанию и творчеству. По своему «местоположению» в системе образования и воспитания – эта часть педагогической деятельности находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта и включает изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах.

На базе подростковых клубов реализуются обучающие программы, которые, как правило, разрабатываются самими педагогами. Это могут быть программы художественно-эстетического, научно-технического, эколого-биологического, социально-педагогического, физкультурно-спортивного, спортивно-технического, военно-патриотического, культурологического, туристско-краеведческого, естественно-научного, социально-экономического направлений. Нет такой области человеческой деятельности, которая не могла бы стать объектом изучения в рамках программ подросткового клуба, главное – чтобы область познания соответствовала реальным потребностям детей и, чтобы нашелся специалист-профессионал, не только хорошо знающий свое дело, но и способный глубоко заинтересовать и увлечь детей.

Обучение в кружках подростковых клубов мобильно, вариативно, многообразно, личностно ориентировано. Его назначение – удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Учебно-воспитательный процесс, реализуемый в подростковых клубах, дает возможность индивидуализировать процесс обучения, воспитания, социализации ребенка. В этом ценность и значимость подростковых клубов для личности и общества.

Таким образом, подростковые клубы, обеспечивая социальную адаптацию, продуктивную организацию свободного времени детей и подростков, являются фактором развития их склонностей, способностей и интересов, их социального ипрофессионального самоопределения.

Именно на педагогов дополнительного образования возложены столь важные для развития ребенка функции как:

  • социализация (приобщение ребенка, подростка к жизни в коллективе, к общению; их адаптация к меняющимся условиям окружающего мира);

  • образовательно-развивающая;

  • найти и реализовать себя (делать то, что нравится, проявлять свои способности);

  • культурно-досуговая;

  • профориентационная;

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Республиканская программа «дети татарстана» 2005 2007 гг. Программы и проекты учреждений по месту жительства из опыта работы

    Программа
  2. Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

    Программа
    Шарипова Л.И. – старший преподаватель, методист кафедры естественно-математических и обществоведческих дисциплин Института непрерывного педагогического образования.
  3. Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия

    Документ
    Человек. Религия. Право. Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.
  4. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  5. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (2)

    Документ
    Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции 22 – 24 октября 2009 года / Под.
  6. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (3)

    Документ
  7. Книга основана на результатах исследования эффективности ряда пилотных проектов по совершенствованию работы с молодежью группы риска (мгр) в регионах Российской Федерации.

    Книга
    Ключарев Григорий Артурович, Пахомова Елена Ивановна, Трофимова Ирина Николаевна. Молодежь группы риска: от наказания к профилактике. М.: Центр социологических исследований Федерального агентства по образованию РФ, 2007.
  8. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  9. Приказ №54/39 от 31. 08. 2010 года программа развития муниципального общеобразовательного учреждения

    Программа
    Главная идея Программы развития школы - создание новой практики образования, необходимой для будущей жизнедеятельности обучающихся. Новая практика образования – это создание адаптивного к условиям региона, современного и конкурентоспособного

Другие похожие документы..