Учебно-методический комплекс по дисциплине Поведение потребителей

2.2. Содержание разделов дисциплины:

Раздел 1. Научные исследования мотивации потребителя и его поведения

Сущность науки о поведении потребителей. Периоды развития наук о поведении. Характеристика производственной и товарной ориентации.

Раздел 2. Факторы внешнего влияния на поведение потребителей

Влияние культуры на сферу потребления. Влияние социального класса на поведение потребителей. Персональное влияние. Влияние семьи и домашнего хозяйства. Ситуационное влияние.

Раздел 3. Внутренние факторы поведения потребителей

Процесс мотивации. Потребности. Личные ценности. Концепции стиля жизни. Обучение. Компоненты и свойства отношений. Модель Фишбейна. Метод идеальной точки. Прогнозирование поведения потребителей. Воздействие

рекламных обращений. Модель вероятностной актуализации рекламного обращения. Ресурсы и знания потребителей.

Раздел 4. Процесс принятия решения о покупке

Модель принятия решения. Активизация потребности. Последовательность и детерминанты поиска. Критерии оценки. Правила решения о покупке. Виды покупок. Модель оправдания ожиданий. Вынужденное потребление. Удовлетворение/неудовлетворение потребителя.

Раздел 5. Поведение бизнес - покупателей.

Сравнительный анализ индивидуальных и организационных покупок. Виды организационных покупок. Участники и процесс организационных закупок. Факторы поведения бизнес-покупателей.

Раздел 6. Консюмеризм и права потребителей

Ретроспектива прав покупателей. Типология потребительских прав. Теория личных прав.

Раздел 7. Маркетинг взаимоотношений с потребителем

Сущность маркетинга взаимоотношений с потребителем. Эволюция маркетинга взаимоотношений с потребителем. Классификация систем взаимоотношений с потребителем. Внедрение систем взаимоотношений с потребителем.

2.3. Содержание практических занятий:

Практические задания выдаются студентам для домашней работы на первой лекции с указанием сроков их выполнения вместе с учебным пособием, в котором содержатся все необходимые для выполнения заданий методические разработки.

На каждом практическом занятии студенты сдают выполненную к данному сроку часть своей работы, оформленной на листах формата А4, и проводится выборочное обсуждение нескольких работ для выявления их достоинств и недостатков. Студенты получают оценки за выполнение каждого этапа исследования.

К экзамену не допускаются студенты, не выполнившие практические задания. Оценка на экзамене складывается из промежуточных оценок за выполнение отдельных этапов практических заданий. Если возникнет необходимость уточнить знания, умения и навыки студента, ему могут быть предложены дополнительные вопросы из подготовленного перечня вопросов к экзамену или тесты.

Практическое задание № 1

«Факторы внешнего влияния на поведение потребителя»

продолжительность: 1 час

  1. Перечислите факторы внешнего влияния на поведение потребителей. В чем выражается персональное влияние на потребителей? Кто его осуществляет? Зачем?

  2. Как взаимосвязаны доход и социальный класс? При каких обстоятельствах для маркетологов особенно важен уровень доходов потребителя?

  3. Вы являетесь консультантом в компании, производящей мужскую одежду. Как Вы будете выявлять влиятельных людей в студенческой среде?

Практическое задание № 2

«Внутренние факторы поведения потребителей»

продолжительность: 1 час

  1. Перечислите внутренние факторы поведения потребителей. Какими основными ресурсами и знаниями обладают потребители в процессе принятия решения о покупке?

  2. Для чего используется метод «VALS»?

Определите тип потребителей согласно этому методу:

  • известный актер;

  • продавец в мини-маркете;

  • президент России;

  • сельский учитель;

  • преуспевающий предприниматель;

  • президент крупной компании;

  • директор благотворительного клуба;

  • студент элитного ВУЗа;

  • пенсионер;

  • разорившийся фермер;

  • вор-карманник;

  • безработный.

Обоснуйте свой выбор. Какие еще методы оценки стиля жизни Вы знаете?

  1. В чем сущность модели Фишбейна? Чем она отличается от модели идеальной точки?

Результаты опроса по товару «телевизор»:

Показатель

Оценка

Мнение о марке

Четкая картинка

Низкая цена

Надежность

Привлекательная форма

+3

+2

+3

+1

+2

-1

+1

+3

Вычислить отношение к марке по модели Фишбейна. Определить максимальное значение при данном наборе оценок показателей продукта. Какие показатели продукта кажутся потребителям сильными, а какие – слабыми сторонами?

Практическое занятие № 3

«Процесс принятия потребителем решения о покупке»

продолжительность: 1 час

  1. Перечислите этапы процесса принятия решения о покупке. Коротко охарактеризуйте каждый из этапов.

  2. Определите тип потребления (языческое, сакральное, вынужденное) и обоснуйте свою точку зрения:

    • посещение парикмахерской;

    • игра в казино;

    • коллекционирование марок;

    • покупка молока;

    • посещение церкви;

    • свадебная церемония;

    • хранение старых детских игрушек;

    • покупка очередной норковой шубы;

    • посещение Интернет-клубов

Может ли один и тот же процесс потребления быть и языческим, и сакральным? Какой? Почему?

  1. Каким образом осуществляется освобождение от продуктов после их использования? Как бы Вы распорядились следующими товарами:

    • пластиковые (стеклянные) бутылки;

    • упаковка от печенья;

    • устаревшая модель сотового телефона;

    • прошлогодние газеты;

    • старые детские игрушки;

    • вышедшая из моды одежда;

    • подержанный автомобиль;

    • сломанный телевизор.

Почему Вы так думаете?

Практическое задание № 4

«Консюмеризм и права потребителей»

продолжительность: 1 час

  1. Что такое консюмеризм? Когда возникло это движение? Каковы основные права потребителей?

  2. В магазине Вам продали некачественный товар. Ваши действия?

Как вы относитесь к тому, чтобы запретить курение в общественных местах (автобусные остановки, рынки и т.п.)?

2.4. Тематика рефератов:

1. Развитие наук о поведении потребителей

2. Глобальная межкультурная перспектива влияния на потребителя

3. Макроанализ тенденций в демографии

4. Изменение возрастных характеристик рынков

5. Анализ особенностей потребления в городах

6. Модель процесса принятия решения о покупке

7. Исследование проблем ресурсов потребителей

8. Знания и отношения потребителей

9. Мотивация и самовосприятие в поведении потребителей

10. Личность, ценности и стиль жизни потребителя

11. Концепции стиля жизни и способы его измерения

12. Анализ процесса обработки информации

13. Влияние рекламы на отношение и поведение потребителя

14. Влияние культуры на сферу потребления

15. Влияние этнической культуры на поведение потребителя

16. Проблемы маркетинга в различных сегментах социальных классов

17. Формы влияния референтных групп на поведение потребителя

18. Влияние семьи и домашнего хозяйства на сферу потребления

19. Анализ процесса выбора магазина потребителем

20. Консюмеризм и моральная ответственность в науке о поведении потребителей

3. Информационно-методическое обеспечение дисциплины

3.1. Основная литература:

  1. Арташина И.А. Поведение потребителей: Учебное пособие. – Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.- строит. ун-т, 2003.

  2. Энджел, Ф. Джеймс и др. Поведение потребителей/Ф. Джеймс Энджел. − М.: Питер , 2001.

  3. Алешина, И.В. Поведение потребителей /И.В.Алешина.− М.: Инфра Фаир-Пресс, 1999.

3.2. Дополнительная литература (в т.ч. на электронных носителях):

  1. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент/Ф.Котлер. − СПб.: Питер, 2001.

  2. Гембл, П. Маркетинг взаимоотношений с потребителем/П.Гембл. − М.: Фаир-Пресс, 2002.

  3. Кеворков, В.В. Практический маркетинг: Руководство по внедрению, ч.1,2 /В.В.Кеворков. − М.: РИП – холдинг, 2002.

  4. Статт, Д. Психология потребителя/Д.Статт. − СПб.: Питер, 2003.

  5. Шмит, Б. Эмпирический маркетинг/Б.Шмитт. − М.: Инфра Фаир-Пресс,2001.

  6. Абельский, А. Прикладной маркетинг или самоучитель игры в маркетинг/А.Абельский. − СПб.:ИТД «Герда» , 2000.

  7. Алексунин, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности/В.А.Алексунин и др. − М.: ИКТ «Маркетинг» , 2001.

3.3. Методические указания / рекомендации / материалы преподавателю кафедры:

  1. Для подготовки к занятиям по дисциплине необходимо руководствоваться настоящим учебно-методическим комплексом. Здесь дан план лекций, практических заданий, списки основной и дополнительной литературы.

  2. Строить занятия предлагается следующим образом: на первом занятии студентам раздаются списки литературы, задания по практическим занятиям (студенты выполняют их самостоятельно), вопросы к экзамену. Обсуждаются теоретические вопросы дисциплины и основные ее дидактические единицы согласно государственному образовательному стандарту (см. приложение А), даются рекомендации по выполнению практических заданий, оговариваются сроки сдачи. Тематика практических занятий и задачи к выполнению предложены ниже, но преподаватель может предложить и свои варианты заданий.

  3. На последующих занятиях обсуждаются итоги выполнения практических заданий, проводится консультация по изученной студентами литературе.

  4. На экзамен студенты должны принести выполненные домашние практические задания (на листах формата А4), которые будут являться допуском к сдаче экзамена.

  5. По желанию преподавателя студентам может быть предложена тематика рефератов для более полной подготовки к экзамену.

3.4. Методические указания студентам:

  1. При изучении дисциплины особое внимание следует уделить учебным пособиям и книгам, указанным в списке основной литературы. Важное место среди них занимают: Энджел, Ф. Джеймс и др. «Поведение потребителей», Алешина И.В. «Поведение потребителей», Арташина И.А. «Поведение потребителей». Довольно большое значение в усвоении программы настоящего курса Вам окажут лекции. На лекциях преподаватель укажет ключевые вопросы, на которых необходимо заострить внимание, даст основные направления поиска дополнительной информации и пр.

  2. Для углубления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, предусмотрено выполнение практических заданий по каждой теме. Практические задания состоят из четырех частей, каждая из которых содержит один теоретический вопрос и два практических (задачи). Оформлять выполненные задания следует на листах формата А4.

  3. Выполненные задания – это допуск к экзамену. Экзамен будет проходить в форме тестов или по билетам, варианты которых даны в настоящем учебно-методическом комплексе.

3.5. Программно-информационное обеспечение дисциплины:

Учебное пособие Арташиной И.А. «Поведение потребителей» в электронном виде можно найти на официальном сайте института ОДО: . На сайте Вы сможете также найти ответы на интересующие вопросы по учебному процессу, или задать свои. Студенты свои практические задания для проверки могут направлять по адресу: odo327@

Программу разработали:

ассистент О.О. Данилова

(дата, уч. степень, уч. звание, должность, подпись)

Программа одобрена на заседании кафедры, протокол № ............. от ………………… г.

Заведующий

кафедрой д.э.н., профессор Н.Ф. Пермичев

(уч. степень, уч. звание, дата, подпись)

Программа принята на заседании Научно Методического Совета

Института Открытого Дистанционного Образованияпротокол № ….от ………….г.

(сокращенное наименование института (факультета, центра, отдела), реализующего направление/специальность)

Председатель

Научно Методического Совета

Института Открытого Дистанционного Образования

д.эн., профессор Д.В.Хавин

(сокращенное наименование института, факультета, центра, отдела, уч. степень, уч. звание, дата, подпись)

Приложение А

кафедраСтратегического маркетинга

базовые нормативные документы

дисциплины

"Поведение потребителей"

Перечень документов

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 080111.65 «Маркетинг» (утверждены Приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.03.2000г.№202 эк/сп)

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005г.№137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»

  1. Учебный план ННГАСУ высшего профессионального образования специальности 080111.65 «Маркетинг»

  1. График учебного процесса студентов специальности 080111.65 «Маркетинг» (заочная форма обучения, с использованием дистанционных технологий)

Нижний Новгород – 2006

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования Российской

Раздел I.1Федерации

__________ В.Д. Шадриков

«_23_» ___03______2000 г.

Номер государственной регистрации

______________202 эк/сп

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

  1. Учебно-методический комплекс По дисциплине «История экономических учений» Выписка из гос впо

    Учебно-методический комплекс
    особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «логика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Знание логики является важнейшей составной частью общей и профессиональной подготовки специалиста управления. Сегодня в условиях изменения характера человеческого труда ценность такого знания возрастает.
  3. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007.
  4. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» (2)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе представлены основные разделы дисциплины «Мироваяэкономика», необходимые для успешного усвоения специальных дисциплин в области экономики, статистики и бизнеса, менеджмента и информационных технологий.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг» Для специальности: 050506 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании , рабочей программы «Маркетинг» для высших учебных заведений по специальности «050508–Маркетинг»
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Маркетинг» специальность: 080116 «Математические методы в экономике»

    Учебно-методический комплекс
    Область профессиональной деятельности: анализ и моделирование экономических процессов и объектов на микро, макро и глобальном уровнях; мониторинг экономико-математических моделей; прогнозирование, программирование и оптимизация экономических систем.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы маркетинга» Учебное пособие

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы маркетинга»: учебное пособие по изучению курса для студентов специальности 080 Маркетинг. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.
  8. Учебно-методический комплекс По дисциплине: «Менеджмент» для специальности 080109. 65 (060500) Бухгалтерский учёт, анализ и аудит

    Учебно-методический комплекс
    7. Пилипенко Н.Н. Основы менеджмента : учеб. пособие / Пилипенко Николай Николаевич, Татарский Евгений Львович. - 3-е изд. - М. : Дашков и К, 2009. - 144с.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экономика» Для студентов специальностей: 140104 «Промышленная теплоэнергетика», 190401 «Электроснабжение железных дорог»,

    Учебно-методический комплекс
    Разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки специалистов по указанным специальностям.

Другие похожие документы..