Учебное пособие Иркутск 2006 Печатается по решению редакционно-издательского совета гоу впо «игпу»

Федеральное агентство по образованию

Иркутский государственный педагогический университет

В.А. ПЕРМЯКОВА

ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ:

ПРЕДПОСЫЛКИ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ,

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

(В НОРМЕ И ПРИ ОТКЛОНЕНИЯХ)

Учебное пособие

Иркутск 2006

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «ИГПУ»

УДК 152.27

ББК 88.8

П 27

Рецензенты: Д.Х. Астрахан, канд. мед. наук, доцент Иркут. гос. пед. ун-та;

Е.А. Кедярова, канд. психол. наук, доцент Иркут. гос. ун-та.

П 27

Пермякова В.А.

Возрастное развитие: Предпосылки, периодизация, характеристики возрастов и закономерности (в норме и при отклонениях): Учеб. пособие. / В.А. Пермякова. – Изд. 3-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. – 184 с. ISBN 5-85827-320-3

ISBN 978-5-85827-320-2

Учебное пособие подготовлено в помощь студентам, изучающим возрастную психологию, проблемы дизонтогенеза, коррекционную психологию и педагогику. В качестве предпосылок возрастного развития автор кратко рассматривает этапы внутриутробного созревания зародыша, эмбриона и плода человека, возможные патогенные факторы, которые могут воздействовать на каждом этапе, дает сравнительную характеристику закономерностей возрастного нормального и аномального развития, а также характеризует все возрастные периоды (от новорожденности до старости).

УДК 152.27

ББК 88.8

ISBN 5-85827-320-3

ISBN 978-5-85827-320-2


 Пермякова В.А. 2002.

 Иркутский государственный

педагогический университет, 2002.


Валентина Андриановна Пермякова,

доктор психологических наук, профессор

Иркутского государственного педагогического университета

Редактор Е.В. Вторушина

Дизайн обложки Юлия Довбыш

Подготовлено к печати в редакционно-издательском отделе

ГОУ ВПО «ИГПУ» г. Иркутск, ул. Н.Набережная, 4.

ИГПУ, корп.5, оф.7. Тел. 24-13-01

Подписано в печать 18.12.06. Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная.

Печать трафаретная. Усл. печ. л. 11,5. Уч.-изд. л. 10,22. Тираж 500 экз.

Заказ 5380.

Изготовлено в ООО «Репроцентр А1». г. Иркутск, ул. Лапина,1, оф. 101

Тел. 203-144, 999-003, 99-26-27

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

4

Глава I. Этапы внутриутробного созревания как предпосылка

возрастного развития детей

9

Глава II. Причины нарушений внутриутробного созревания,

их последствия

20

Глава III. Возрастное развитие, его периодизация и закономерности

в норме и при отклонениях:

28

§ 1.

Общая характеристика возрастного развития (онтогенеза)

28

§ 2.

Условия нормального возрастного развития детей

43

§ 3.

Закономерности возрастного (нормального) развития детей

50

§ 4.

Закономерности отклоняющегося развития детей

60

§ 5.

Степени выраженности интеллектуальной недостаточности при олигофрении

64

Глава IV. Краткая характеристика возрастных периодов жизни

человека

80

§ 1.

Период новорожденности

80

§ 2.

Период младенчества

82

§ 3.

Преддошкольный возрастной период (раннее детство)

84

§ 4.

Дошкольный возрастной период

86

§ 5.

Младший школьный возраст

94

§ 6.

Подростковый возраст

105

§ 7.

Старший школьный (ранний юношеский) возраст

114

§ 8.

Собственно юношеский возраст

120

§ 9.

Молодость

130

§ 10.

Зрелый возрастной период

135

§ 11.

Период старости

142

Вопросы и задания для самостоятельной работы

152

Задания к зачету (экзамену)

154

Практическая работа по теме: «Исследование самооценки личности»

160

Библиографический список

164

Приложение. Словарь психологических понятий

167

В В Е Д Е Н И Е

Возрастное развитие человека, или онтогенез, представляет собою динамический процесс количественного и качественного изменения человека во времени (от рождения до ухода из жизни). При этом изменение в процессе возрастного развития с необходимостью касается как его биологической (природной) основы, т.е. всех его органов и систем, так и становления человека как социального (культурного) субъекта, обладающего особой формой психики – сознанием.

Неслучайно основатель разработки проблем возрастного развития детей в отечественной психологии Л.С. Выготский считал, что у ребенка всегда есть два плана развития: природное (биологическое) и социальное (культурное, психическое). Природная организация является необходимой основой, предпосылкой для всего последующего психического развития ребенка и становления его как личности.

В учебниках и учебных пособиях по возрастной психологии, чаще всего, и особенно в последние годы, некоторые авторы, используя понятие «возрастное развитие», рассматривают только ведущую деятельность, социальную ситуацию развития и психику ребенка.

И, как правило, развитие человека рассматривается, начиная с «0», с момента его рождения. Однако существенной предпосылкой возрастного развития является внутриутробное созревание. Вот почему автор данного пособия рассмотрение проблем возрастного развития начинает с характеристики этапов внутриутробного созревания человеческого зародыша, эмбриона и плода, а также показывает причины нарушений этого созревания и их последствия. Это тем более необходимо в связи с увеличением количества детей, имеющих разнообразные отклонения в возрастном развитии.

Значение внутриутробного развития для последующей жизни человека очень трудно переоценить. Оно является существенной предпосылкой прижизненного возрастного развития, без которой не могла бы состояться сама жизнь. Что в этот период будет заложено, то и явится фундаментом, на котором станет выстраиваться возрастное развитие человека на всех этапах его жизни.

Стремление разгадать до конца тайны зарождения жизни (от момента ее зачатия до появления в новый мир) вызывает в настоящее время особенно пристальное внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Их интересует, можно ли этим процессом управлять с целями предупреждения нежелательных отклонений, какие факторы приводят к выкидышам, задержкам развития, преждевременным родам, смерти в период родов и внезапной смерти новорожденных, а также и другим трагедиям материнства и детства.

Перед исследователями встает вопрос, нельзя ли вмешаться в этот процесс, изменить генетическую, наследственную формулу, как это сделать, чтобы предотвратить отклонение, улучшить здоровье пока еще не родившегося ребенка. А для этого надо знать, какие силы управляют формированием органов и систем, чем вызываются родовые схватки, приносящие в мир новую жизнь, как воздействовать на наследственный аппарат с целью исправления дефектных генов. Доктор Тэтам (США, Рокфеллеровский университет), получивший Нобелевскую премию за исследования в области биохимии генов, считает, что для воздействия на дефектные гены может потребоваться в лучшем случае 50 лет, а то и все 200 [по 42, 22].

Интерес к данной проблеме расширил так называемые «перинатальные» исследования. Слово это имеет латинские корни («вокруг рождения»). Но сама идея важности периода внутриутробного развития зародилась в Древнем Китае, где возраст детей исчислялся с момента зачатия.

В настоящее время всем исследователям проблемы внутриутробного развития ясно, что развивающийся в материнской утробе будущий ребенок на определенном этапе своего развития уже способен воспринимать сигналы из внешнего мира и соответствующим образом на них реагировать. Если эти сигналы для него и матери неблагоприятны, то это пагубно влияет на развитие плода: у него учащается сердечный ритм, уменьшается потребление кислорода, задолго до его рождения появляется чувство тревоги и беспокойства, которое, как считают многие зарубежные исследователи, может надолго сохраняться в человеке. Такой, казалось бы, обычный фактор, как повышенный ритм сердечной деятельности матери, оказывает свое неблагоприятное влияние на плод. Врач Пауль Роквелл (Нью-Йорк) так описывает аборт 8-недельного эмбриона: «Я взял в руки плаценту и увидел, как в жидкости пузыря довольно быстро плавало микроскопическое существо мужского пола 2,5 см. Он полностью был сформирован, имел длинные конусообразные пальцы. Кожа его была почти прозрачна, а на кончиках пальцев легко различались тонкие артерии и вены. Он выказывал активность, плавал со скоростью один круг в секунду, как настоящий пловец» [цит. по 27, 17]. Когда врач взял хирургический инструмент, то эмбрион, почувствовав смертельную опасность, тревожно заметался, как бы пытаясь убежать от нее. Одновременно участились удары его сердца, они доходили от 140 до 200 в минуту. После этого врач наотрез и навсегда отказался производить аборты, считая это «беспредельной скудостью человеческой души и преступлением против жизни» [там же].

Современные новейшие технологии, такие как УЗИ, электронный контроль за сердцем эмбриона, радиационная иммунохимия и др. позволяют достаточно хорошо контролировать процесс внутриутробного развития. Ультразвуковой прибор работает так четко, что у эмбриона в период сокращения сердца можно различить даже крошечные открывающиеся и закрывающиеся сердечные клапаны. Во время аборта можно видеть как безжалостные холодные стальные инструменты врача, производящего операцию, отрывают тело эмбриона от его головы, разрывают, расчленяют и четвертуют его… В результате этих действий можно рассмотреть только куски тканей и осколки, указывающие на то, что здесь недавно было живое беспомощное крошечное человеческое существо. Так пишет текст к созданному фильму «Безмолвный крик» американский врач Бернард Натансон, который настоятельно рекомендует при показе этого фильма соблюдать осторожность, так как некоторые его кадры могут вызвать шоковую реакцию.

Определяющую роль в созревании зародыша, эмбриона и плода ученые отводят поведению самой будущей матери. Доктор Герхард Роттман (Зальцбургский университет) в результате многочисленных экспериментов [7] пришел к выводу, что от поведения будущей матери зависит, каким будет новорожденный ребенок. Всех изучаемых матерей он разделил на четыре категории. К первой отнес «идеальных матерей», то есть тех, которые осознанно или неосознанно, но хотели иметь ребенка и ждали его. Одна из них, будучи на седьмом месяце беременности, часто вечерами садилась в одиночестве у камина и тихо напевала колыбельную песенку своему пока еще не родившемуся ребенку. Позже, когда у нее родился сын, она замечала, какое магическое действие на малыша оказывала эта песенка. Если ребенок волновался и плакал, мать запевала эту колыбельную, и он тут же успокаивался.

  1. К особенностям ассоциатов с географическим признаком, объективирующих концепт sibirien в немецкой концептуальной картине мира

    Документ
    По мнению Ю.С. Степанова «концепт - это форма воплощения культуры в сознании человека» [2] и, таким образом, являясь концептом культуры того или иного народа и будучи всесторонне исследованным, может стать ключом к её пониманию.
  2. Из фонда Национальной библиотеки Беларуси (1)

    Документ
    Абдуллин, А.И. Право интеллектуальной собственности в Европейском Союзе: генезис, унификация, перспективы развития : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук : 12.
  3. Из фонда Национальной библиотеки Беларуси (2)

    Документ
    Авдеева, В.П. Проблемы конституционно-правового обеспечения свободы творчества и охраны интеллектуальной собственности в Российской Федерации : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.
  4. Вимір Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції «vii прибузькі юридичні читання» 25-26 листопада 2011 року Миколаїв Іліон 2011

    Документ
    Президент Національного університету «Одеська юридична академія», доктор юридичних наук, професор, академік Національної академії правових наук України, Заслужений юрист України Ківалов С.

Другие похожие документы..