Литература для самостоятельной работы 20

Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ 10

Глава 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ЕЕ ВЫДЕЛЕНИЕ В ОСОБУЮ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ 10

1. Социально-экономические потребности общества в подготов­ке подрастающих поколений к жизни как объективная предпо­сылка возникновения и развития педагогической теории 10

2. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания и её виднейшие деятели 13

3. Влияние политики и идеологии общества на развитие педаго­гической теории 16

4. Предмет педагогики и важнейшие проблемы ее исследования 20

Литература для самостоятельной работы 21

Глава 2. РОЛЬ МЕТОЛОЛОГИИ, СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИКИ 21

1. Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической теории 21

2. Связь педагогики с другими науками и использование их идей о развитии человека и воспитании 23

3. Развитие методов исследования как условие совершенствова­ния педагогической теории 24

4. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисцип­лины и расширение границ ее исследования 28

5. Педагогика как теоретическая наука и педагогическая дея­тельность как искусство 29

Литература для самостоятельной работы 30

Глава 3. РАЗРАБОТКА В ПЕДАГОГИКЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 31

1. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и методических основ воспитания 31

2. Абстрактно-философский подход к определению целей воспи­тания в различные периоды развития общества 32

3. Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания в эпохи домашинного производства и зарождение идеи о всестороннем развитии личности 33

4. Развитие машинного производства и возникновение объек­тивных предпосылок, обусловливающих необходимость всесто­роннего и гармоничного развития личности 34

5. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его со­ставные части 36

6. Конкретизация в педагогике содержания воспитания всесто­ронне и гармонично развитой личности 38

7. Реализация целевых установок в практической работе школы и учителя 39

Литература для самостоятельной работы 40

Глава 4. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ, ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 40

1. О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия: личность, ее развитие и формирование 40

2. Анализ преформистских теорий развития личности 43

3. Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии лич­ности 47

4. Научная трактовка проблемы об основных факторах развития личности 48

5. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания 50

Литература для самостоятельной работы 52

Глава 5. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ 53

1. Воспитание как специально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс 53

2. Направленность воспитания на овладение личностью общест­венным опытом как его глубинная сущностная характеристика 54

3. Понятие воспитания в широком и узком смысле 56

4. Понятие о закономерностях воспитания 57

5. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагоги­ческие основы 58

6. Переход закономерностей воспитания в принципы воспита­тельной работы 64

Литература для самостоятельной работы 65

Глава 6. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ 65

1. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей разви­тия и воспитания личности в педагогике 65

2. Особенности развития и воспитания младших школьников 66

3. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста 69

4. Особенности развития и воспитания старших школьников 72

5. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания 74

Литература для самостоятельной работы 75

Раздел II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) 76

Глава 7. ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ДИДАКТИКЕ 76

1. Понятие о дидактике и ее исследование в педагогике 76

2. Сущность образования как отражение единства развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения 76

3. Важнейшие проблемы, которые разрабатывает дидактика 77

4. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие 78

Литература для самостоятельной работы 78

Глава 8. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 79

1. Понятие «содержание образования» и необходимость разра­ботки его научных основ 79

2. Важнейшие объективные и субъективные факторы, влия­ющие на разработку содержания образования 79

3. Теории формального и материального образования и их одно­сторонность 80

4. Разработка в педагогике научных основ определения содержа­ния образования и его совершенствования 82

Литература для самостоятельной работы 87

Глава 9. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ЕГО ЗАДАЧИ И ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА 87

1. Сущность обучения как педагогического процесса и его зада­чи. Понятия: «знание», «умение», «навык», «способности» 87

2. Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характера учебно-познавательной деятельности учащихся 89

3. Определение целевого компонента обучения 90

4. Формирование у учащихся потребности в овладении знания­ми и мотивов учения. Понятие о движущих силах учения 91

5. Определение содержания учебных занятий 92

6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения) 93

7. Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера 100

8. Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности 101

9. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материа­лом 102

10. Развитие учащихся в процессе обучения 102

11. Воспитание в процессе обучения 103

Литература для самостоятельной работы 104

Глава 10. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ 104

1. Закономерности обучения, присущие ему как органической части воспитания (в широком смысле) 104

2. Специфические закономерности обучения 105

3. Принципы обучения 111

Литература для самостоятельной работы 112

Глава 11. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 112

1. Понятие о методах и приемах обучения. Проблема классифи­кации методов обучения 112

2. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяс­нение, школьная лекция, беседа; метод иллюстрации и демон­страции при устном изложении изучаемого материала 114

3. Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником 120

4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные занятия 122

5. Методы учебной работы по выработке умений и навыков приме­нения знаний на практике: упражнения, лабораторные работы 127

6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащих­ся: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; уст­ный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный; вы­ставление поурочного балла; контрольные работы, проверка до­машних работ; программированный контроль, тестирование 130

7. Критерии оценки успеваемости учащихся 133

Литература для самостоятельной работы 135

Глава 12. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РАЗВИТИЕ В ДИДАКТИКЕ. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 135

1. Понятие о формах организации (организационных формах) обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами 135

2. Краткие сведения о развитии организационных форм учеб­ной работы в школе 136

3. Важнейшие формы организации учебной работы в школе 138

4. Урок как основная форма организации учебной работы. Клас­сификация уроков. Нестандартные, инновационные формы урочных занятий 138

Литература для самостоятельной работы 139

Глава 13. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ 139

1. Смешанные, или комбинированные, уроки 139

2. Уроки изложения нового материала учителем 152

3. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки прак­тических умений и навыков 153

4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала 153

5. Уроки-семинары. Уроки-конференции 154

6. Поиски инновационных форм урочных занятий 155

7. Уроки проверки и оценки знаний 156

8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках 156

9. Развитие и воспитание учащихся на уроках 157

Литература для самостоятельной работы 158

Глава 14. ДРУГИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 158

1. Учебные экскурсии 158

2. Факультативные занятия 160

3. Формы внеклассной учебной работы 161

Литература для самостоятельной работы 162

Глава 15. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 162

1. Компьютер как орудие деятельности человека 162

2. Основные проблемы компьютеризации обучения 163

3. Содержание компьютерного обучения 167

Литература для самостоятельной работы 169

Глава 16. ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ 169

1. Сущность домашней учебной работы школьников и ее роль в овладении знаниями 169

2. Основные недостатки домашней учебной работы школьни­ков 170

3. Правила домашней учебной работы школьников 171

4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учеб­ной работы 175

Литература для самостоятельной работы 177

Раздел III. Теоретические и методические основы воспитания 177

Глава 17. ВОСПИТАНИЕ ОТНОШЕНИЙ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ 178

1. Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и не­обходимость разработки его теоретических основ. Формирова­ние отношений как важнейшая задача воспитания 178

2. Содержание отношений, которые необходимо формировать в системе всестороннего развития личности 180

3. Сущность отношений как предмета воспитания и их переход в личностные качества. Структура личностного качества и ее зна­чение для процесса воспитания 181

4. Интегративный и целостный характер формирования лич­ностных качеств. Явление генерализации при формировании личностных качеств 182

5. Реализация общих закономерностей воспитания в процессе формирования отношений (личностных качеств) 183

Глава 18. ОБЩИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ 183

1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих ме­тодов воспитания 183

2. Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов авторитаризма 185

3. Убеждение как важнейший метод воспитания 187

4. Метод положительного примера 188

5. Метод упражнений (приучения) 189

6. Методы одобрения и осуждения 192

7. Методы требования и контроля за поведением. Метод пере­ключения. Комплексное использование методов воспитания 194

Литература для самостоятельной работы 195

Глава 19. ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА И УСИЛЕНИЕ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ 196

1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания 196

2. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития 197

3. Структура воспитательного коллектива в школе 199

4. Важнейшие средства и методические основы воспитания уче­нического коллектива 199

5. Предъявление требований к учащимся как фактор создания и воспитания коллектива 200

6. Организация ученического самоуправления и воспитание ак­тива 201

7. Закон развития (движения) коллектива 202

8. Формирование в коллективе здорового общественного мне­ния 203

9. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся 204

  1. Литература для самостоятельной работы 20 (2)

    Литература
    3. Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания в эпохи домашинного производства и зарождение идеи о всестороннем развитии личности 33
  2. Литература для самостоятельной работы Обязательная Литература Всемирная история. Учебник для вузов

    Литература
    Казань, 190 . Гордон А.В. Новое время как тип цивилизации: научно-аналитический обзор. М. 199 . История Европы. В 5 т. М. 1988- .
  3. Литература для самостоятельной работы 21

    Литература
    Глава 3. РАЗРАБОТКА В ПЕДАГОГИКЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 31
  4. Задачи 20. 11. 09 23. 11. 09 Трусова Е. Л. История изобразительного искусства задания для самостоятельной работы

    Документ
    Изучите, выше обозначенную литературу. Проведите анализ информации, сделайте выводы об источниках возникновения товарищество передвижных художественных выставок.
  5. Для самостоятельной работы студентов Iкурса всех специальностей и бакалавров

    Документ
    vi – принимать (товар) покупать (партии товара) уменьшаться, сокращаться, ослабевать abrufbar – отзываемый, изымаемый, востребованный Absatz (m) – сбыт (товара), реализация, продажа Absatz finden – находить сбыт Absatzsteuer (f) –
  6. Самостоятельная работа 20 Основная цель курса «Русский язык и культура речи» выработать у студентов умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в различных речевых ситуациях. После изучения данного курса студент должен

    Самостоятельная работа
    Основная цель курса «Русский язык и культура речи» – выработать у студентов умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в различных речевых ситуациях.
  7. Самостоятельная работа-20 часов

    Самостоятельная работа
    От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно - тестовых испытаниях, выполнение заданий преподавателя.
  8. Темы курсовых работ Литература для подготовки работ по всем темам: > Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в 2 т. М., 1981, 1982. Алексеев С. С. Теория права. М., 1995

    Литература
    Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. акад. О.Е. Кутафина. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2004.
  9. Вопросы и задания для самостоятельной работы: Что такое групповая психотерапия (консультирование)?

    Документ
    Основное содержание, цели и виды групповой психотерапии (консультирования). Терапевтические факторы группового воздействия. Этапы групповой психотерапии.

Другие похожие документы..