Литература для самостоятельной работы 20

5. Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством

Кардинальной проблемой ру­ководства школой со стороны директора и его заместителей являет­ся организация и совершенствование учебно-воспитательного про­цесса и осуществление контроля за его качеством. Ее решение вклю­чает в себя целую совокупность вопросов. Остановимся на наиболее существенных из них.

Исключительно важное значение имеет научно обоснованное пла­нирование учебных занятий. До начала учебного года директор школы и его заместитель по учебно-воспитательной работе организуют раз­работку учителями календарных (или тематических) планов изуче­ния программного материала и их обсуждение в предметных комис­сиях (методических секциях). Особое внимание следует обращать на глубокое изучение учителями объяснительных записок и содер­жания программ. При методической помощи заместителя директо­ра по воспитательной работе планируют свою работу классные ру­ководители, составляется план-график работы предметных кружков и других форм внеклассных занятий.

Большое значение имеет продуманное и научно обоснованное распи­сание занятий, которое составляется заместителем директора шко­лы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором. Первыми-третьими часами в нем должны быть занятия по более трудным предметам – математике, физике, химии и языкам. Пись­менные уроки целесообразно чередовать с устными занятиями. Учитывается также рациональная организация учебной работы учи­телей и, в частности, к минимуму нужно сводить так называемые окна в их урочных занятиях. В дни, когда классные руководители проводят «классные часы», их уроки обычно ставятся к концу рабо­чего дня.

Руководителям школ и учителям нужно также позаботиться и продумать вопрос о том, как обеспечить всех учеников учебниками и учебными пособиями, как организовать медицинский осмотр детей и т.д.

Изложенное показывает, что начало нового учебного года связа­но с проведением разнообразной организационно-педагогической работы, которую нужно обязательно заканчивать до 1 сентября с тем, чтобы весь сложный механизм учебно-воспитательного процес­са быстро входил в нормальный ритм.

Не менее существенное значение имеет осуществление контроля со стороны директора школы и его заместителей за ходом учебно-воспи­тательного процесса, его содержанием и методическим совершенствова­нием. Функции контрольного посещения уроков и внеклассных мероприятий включают в себя: а) изучение и анализ их научно-методического содержания, б) решение учителями наиболее важ­ных учебно-воспитательных задач в системе урочных занятий, на­пример, их работа по активизации познавательной деятельности учащихся, совершенствованию самостоятельной учебной рабо­ты, осуществление технического обучения на уроках, моральное воспитание и т.д.; в) выявление и распространение передового педагогического опыта; г) изучение качества знаний школьников; д) содержательность и воспитательная действенность внеклассных мероприятий и т.д.

Многообразие задач контроля требует определенной системы в его осуществлении. С этой точки зрения выделяют различные виды контроля. Так, по своей целевой направленности контроль бывает предупредительный и текущий. Предупредительный контроль обычно применяется в работе с начинающими и вновь прибывшими в школу учителями и имеет своей задачей общее ознакомление с их педагогической подготовкой и методическими умениями. Текущий контроль осуществляется в порядке стимулирования качества учеб­но-воспитательной работы учителей и классных руководителей, оценки их педагогической деятельности и оказания необходимой методической помощи.

Классификация контроля дается также в зависимости от его со­держания. В этом плане выделяют контроль фронтальный и кон­троль тематический. В чем заключается их сущность?

При фронтальном контроле изучается работа нескольких учите­лей или всего педагогического коллектива по решению всех основ­ных задач обучения и воспитания. В этом случае уроки учителей, которые посещаются директором школы и его заместителями, ана­лизируются с точки зрения их содержания, методической организа­ции и воспитательной направленности, а также качества знаний и поведения учащихся.

При тематическом же контроле изучению и анализу подвергает­ся какая-то одна сторона учебного процесса или внеклассной рабо­ты. Например, может изучаться умение учителя осуществлять на уроках развивающее обучение или моральное воспитание и т.д. Рав­ным образом при контроле внеклассной работы могут выделяться такие вопросы, как качество индивидуального воспитания учащих­ся классными руководителями, состояние общественно полезного труда и др. Естественно, что оба этих вида контроля должны соче­таться и дополнять друг друга.

Посещая урочные и внеклассные занятия, руководители школы в специальном журнале ведут записи своих замечаний и выводов и затем сообщают их учителям и классным руководителям. При этом необходимо сохранять высокую объективность, деликатность и такт, чтобы проводимый анализ занятий не обидел учителя, а, на­оборот, побуждал его к улучшению своей работы. В то же время анализ занятий должен сопровождаться советами и методическими рекомендациями учителям по преодолению замеченных недочетов и более полному использованию психолого-педагогической теории.

В совершенствовании учебно-воспитательного процесса сущест­венное значение имеет содержательное проведение методической рабо­ты с учителями и внедрение научной организации педагогического труда (НОПТ). Основная цель методических мероприятий и НОПТ состо­ит в углублении теоретической подготовки и повышении педагоги­ческого мастерства учителей, а также в рациональной организации и более эффективном использовании их рабочего времени. Для проведения методической работы учителя близких по содержанию предметов объединяются в предметные комиссии (секции), кото­рые возглавляют наиболее квалифицированные методисты. От­дельную методическую комиссию (секцию), которую обычно воз­главляет заместитель директора по воспитательной работе, состав­ляют классные руководители.

В школьной практике сложились следующие формы методической работы: подготовка и обсуждение докладов (рефератов) учителей и классных руководителей по важнейшим вопросам обучения и вос­питания учащихся (активизация познавательной деятельности школьников, формирование научных понятий, умственное разви­тие учащихся в процессе обучения, стимулирование познаватель­ных потребностей, укрепление личного достоинства школьников в коллективе и т.д.); коллективное посещение и обсуждение уроков и внеклассных мероприятий; обсуждение новинок психолого-педаго­гической литературы; проведение научно-методических конферен­ций; обмен опытом работы; изучение и распространение передово­го педагогического опыта. В последние годы получает распростра­нение своеобразная форма наставничества, когда более опытные учителя шефствуют над молодыми педагогами, передавая им свои достижения в обучении, приглашая их на свои уроки, делая их со­вместный анализ.

Директор школы и его заместители обязаны заботиться о НОПТ и, в частности, строго регламентировать различные заседания и совещания с учителями, уменьшая их количество и уплотняя время на их проведение. НОПТ включает в себя также четкую организацию дополнительных занятий с учащимися, совершенствование провер­ки тетрадей, равномерное распределение должностных функций и т.д. Следует всячески увеличивать свободное время учителей с тем, чтобы они могли заниматься самообразованием, читать лите­ратуру, знакомиться с новинками психологии и педагогики, посе­щать культурно-массовые мероприятия.

6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитатель­ной работой

Существенной стороной деятельности педагогическо­го коллектива школы является организация и руководство внеклассной и внешкольной воспитательной работой. Значительная часть этой рабо­ты планируется и осуществляется классными руководителями (гражданское и нравственное воспитание, стимулирование учебной деятельности школьников, организация общественно полезного труда и т.д.). Естественно, что директор школы и его заместители обязаны помогать классным руководителям в этой деятельности и осуществлять контроль за качеством внеклассных и внешкольных мероприятий. Одновременно с этим большое место в организации внеклассной работы занимают общешкольные мероприятия (вече­ра, праздники и т.д.), которые проводятся руководством школы.

На что же должны направляться усилия руководства и педагоги­ческого коллектива школы при организации внеклассной и вне­школьной воспитательной работы? Во-первых, необходимо об­ращать внимание на разносторонность ее содержания и обществен­ную направленность. Нужно, чтобы она охватывала умственное, фи­зическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся и была пронизана патриотизмом, формировала у них стремление приносить пользу Родине, людям. Во-вторых, важ­ной стороной этой работы является использование ее массовых форм как для воспитания школьников, так и для разумной и содер­жательной организации их свободного времени. В-третьих, пе­дагогическому коллективу следует заботиться о том, чтобы вне­классная и внешкольная работа, проводимая как в классах, так и в общешкольном масштабе, охватывала всех учащихся. В-четвер­тых, внеклассная и внешкольная воспитательная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся. С учетом этих положений педагоги­ческий коллектив совместно с общественными организациями раз­рабатывает систему внеклассных и внешкольных мероприятий, определяет ответственность за их подготовку и проведение, а руковод­ство школы оказывает методическую помощь учителям и осущест­вляет контроль за качеством работы.

7. Организация помощи в деятельности ученического самоуп­равления и общественных организаций в школе

В управлении школой большое место занимает помощь в деятельности органов ученического самоуправления и общественных организаций школь­ников. Эта помощь осуществляется следующими путями:

а) директор школы, его заместители и педагогический коллек­тив в целом принимают участие в подборе кандидатур для избрания в состав ученического комитета. Речь идет о том, что педагоги вмес­те с учащимися обсуждают предложения о целесообразности избра­ния тех или иных школьников в состав ученического самоуправле­ния, дают им свои советы, не навязывая, однако, своей воли и учи­тывая мнение учащихся;

б) директор школы вместе со своими заместителями, а также классными руководителями учат активистов выполнять порученную общественную работу, приводят по этим вопросам инструктивно-ме­тодические совещания («Об обязанностях активистов», «Как готовить и проводить ученические собрания», «Как организовать обществен­ную работу учащихся» и т.д.), налаживает обмен опытом работы;

в) директор школы, его заместители и учителя дают свои советы о планировании работы ученического комитета и других органов самоуправления, совместно обсуждают намеченные мероприятия;

г) руководство школы, классные руководители и учителя оказы­вают помощь в подготовке и проведении мероприятий других об­щественных организаций учащихся (спортклуба, экологического общества и др.) и участвуют в их работе.

8. Организация работы с родителями учащихся

Существенным элементом руководства школой является координация деятельнос­ти классных руководителей по поддержанию и укреплению связей с семьей, а также организация этой работы в общешкольном масшта­бе. Однако поскольку эти вопросы получили освещение в главе о совместной работе школы, семьи и общественности, рассматривать их здесь детально нет необходимости. Следует лишь подчеркнуть, что вопросы улучшения семейного воспитания необходимо обсуж­дать на педсоветах, в методических объединениях (секциях) класс­ных руководителей, а также помогать в работе родительским коми­тетам.

  1. Литература для самостоятельной работы 20 (2)

    Литература
    3. Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания в эпохи домашинного производства и зарождение идеи о всестороннем развитии личности 33
  2. Литература для самостоятельной работы Обязательная Литература Всемирная история. Учебник для вузов

    Литература
    Казань, 190 . Гордон А.В. Новое время как тип цивилизации: научно-аналитический обзор. М. 199 . История Европы. В 5 т. М. 1988- .
  3. Литература для самостоятельной работы 21

    Литература
    Глава 3. РАЗРАБОТКА В ПЕДАГОГИКЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 31
  4. Задачи 20. 11. 09 23. 11. 09 Трусова Е. Л. История изобразительного искусства задания для самостоятельной работы

    Документ
    Изучите, выше обозначенную литературу. Проведите анализ информации, сделайте выводы об источниках возникновения товарищество передвижных художественных выставок.
  5. Для самостоятельной работы студентов Iкурса всех специальностей и бакалавров

    Документ
    vi – принимать (товар) покупать (партии товара) уменьшаться, сокращаться, ослабевать abrufbar – отзываемый, изымаемый, востребованный Absatz (m) – сбыт (товара), реализация, продажа Absatz finden – находить сбыт Absatzsteuer (f) –
  6. Самостоятельная работа 20 Основная цель курса «Русский язык и культура речи» выработать у студентов умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в различных речевых ситуациях. После изучения данного курса студент должен

    Самостоятельная работа
    Основная цель курса «Русский язык и культура речи» – выработать у студентов умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в различных речевых ситуациях.
  7. Самостоятельная работа-20 часов

    Самостоятельная работа
    От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно - тестовых испытаниях, выполнение заданий преподавателя.
  8. Темы курсовых работ Литература для подготовки работ по всем темам: > Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в 2 т. М., 1981, 1982. Алексеев С. С. Теория права. М., 1995

    Литература
    Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. акад. О.Е. Кутафина. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2004.
  9. Вопросы и задания для самостоятельной работы: Что такое групповая психотерапия (консультирование)?

    Документ
    Основное содержание, цели и виды групповой психотерапии (консультирования). Терапевтические факторы группового воздействия. Этапы групповой психотерапии.

Другие похожие документы..