Литература для самостоятельной работы 20

Литература для самостоятельной работы 205

Глава 20. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ 206

1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая зада­ча школы. Мораль как регулятор поведения личности 206

2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности 207

3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравствен­ности личности 208

4. Моральное воспитание как процесс организации разнообраз­ной деятельности учащихся и формирования у них нравствен­ных качеств 210

Литература для самостоятельной работы 211

Глава 21. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 211

1. Патриотизм и культура межнациональных отношений – важ­нейшие моральные качества человека; их значение для его лич­ностного развития 211

2. Сущность патриотизма и культуры межнациональных отно­шений, их содержание и внутренняя структура 212

3. Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отно­шений 214

4. Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отноше­ний 215

5. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений 216

6. Организация практической деятельности учащихся по форми­рованию патриотизма и культуры межнациональных отноше­ний 217

Литература для самостоятельной работы 219

Глава 22. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 219

1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбереже­нию материальных ценностей как фактор морального форми­рования личности. Функции трудового воспитания 219

2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и про­фессиональной ориентации. Понятие трудолюбия как личност­ного качества и его внутренняя структура 221

3. Основные виды трудовой деятельности школьников 222

4. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отно­шении к материальным ценностям общества и личным вещам 222

5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеж­дений по вопросам трудолюбия 224

6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирова­ние у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновле­ние форм трудовой деятельности школьников 225

7. Воспитательная работа по профессиональной ориентации уча­щихся 227

Литература для самостоятельной работы 228

Глава 23. ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ 228

1. Формирование дисциплинированности и культуры поведения как важнейшая задача нравственного воспитания 228

2. Различные подходы к разработке проблемы воспитания дисциплины и культуры поведения в педагогике 228

3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности 229

4. Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения 230

5. Воспитание сознательного отношения к соблюдению установ­ленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка 232

6. Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированно­го поведения 233

7. Использование общественного мнения воспитательного кол­лектива в процессе формирования у учащихся дисциплиниро­ванности и культуры поведения. Индивидуальная работа с уча­щимися 234

8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в процессе формирования у учащихся дисциплины и культуры поведения 235

Литература для самостоятельной работы 235

Глава 24. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 236

1. Роль эстетического воспитания в развитии личности 236

2. Сущность эстетического воспитания и его содержание 237

3. Формирование у школьников художественно-эстетических по­требностей 238

4. Формирование у учащихся эстетических представлений, поня­тий и вкусов 239

5. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изо­бразительного искусства 241

6. Использование эстетического воспитания в целях формиро­вания нравственности учащихся 241

7. Формирование эстетики поведения 242

Литература для самостоятельной работы 243

Глава 25. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 243

1. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание 243

2. Основные средства и методы физического воспитания 244

3. Физическое воспитание в процессе учебных занятий 245

4. Внеклассная работа по физическому воспитанию 247

Литература для самостоятельной работы 248

Глава 26. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 248

1. Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы 248

2. Основные виды мировоззрения 250

3. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура 251

4. Система знаний и идей в содержании школьного образования, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение 253

5. Глубокое и прочное овладение знаниями – важнейшая пред­посылка формирования научного мировоззрения 254

6. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности в системе учебных занятий и внеклассной работы 254

7. Критерии сформированности мировоззрения учащихся 258

Литература для самостоятельной работы 259

Глава 27. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 259

1. Стимулирование учащихся к активной работе над собствен­ным развитием и самосовершенствованием – важнейшая задача воспитания. Понятие о самовоспитании и его социальная детер­минация 259

2. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспита­нию, и их использование в процессе стимулирования учащихся к работе над собой 261

3. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важ­нейшие методы 263

4. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся 265

Литература для самостоятельной работы 267

Глава 28. СОВМЕСТНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ 267

1. Сочетание общественного и семейного воспитания как важ­нейшая предпосылка повышения его эффективности 267

2. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности 268

3. Основные вопросы совместной работы семьи и школы по вос­питанию учащихся 269

4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе 271

5. Педагогическое просвещение родителей 272

6. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся 273

7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведе­нии внеклассной учебно-воспитательной работы 274

Литература для самостоятельной работы 275

Раздел IV. ВОПРОСЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ 275

Глава 29. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ 275

1. Развитие образовательно-воспитательных учреждений как важнейшая предпосылка осуществления целей и задач общества в области воспитания. Понятие о системе образования 275

2. Основные факторы развития системы образования 276

3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах 277

Литература для самостоятельной работы 281

Глава 30. УЧИТЕЛЬ, СТРУКТУРА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ 281

1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы 281

2. Проблема профессиональной пригодности учителя 282

3. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов 283

4. Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство 286

Литература для самостоятельной работы 289

Глава 31. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ШКОЛЕ 289

1. Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности 289

2. Работа классного руководителя по изучению учащихся 291

3. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива 293

4. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся 294

5. Работа классного руководителя с учителями 295

6. Работа классного руководителя с родителями учащихся 295

7. Планирование классным руководителем воспитательной ра­боты 296

Литература для самостоятельной работы 298

Глава 32. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ И РУКОВОДСТВО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ 299

1. Совершенствование управления школой и ее учебно-воспита­тельной работой как важнейшая предпосылка повышения каче­ства обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности 299

2. Повышение роли совета школы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Демократизация и гласность в руковод­стве школой 300

3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой 301

4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча 302

5. Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством 302

6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитатель­ной работой 304

7. Организация помощи в деятельности ученического самоуп­равления и общественных организаций в школе 305

8. Организация работы с родителями учащихся 305

9. Годовой план учебно-воспитательной работы школы 305

Литература для самостоятельной работы 306

В основу данного пособия положен курс лекций и учебное посо­бие по педагогике, выпущенные в 1979 г. (Минск: «Университет­ское»), в 1990 г. (М.: Высшая школа), в 1997 г. (М: «Юристъ») и получившие положительную оценку у преподавателей и студен­тов. Курс лекций издан в 1983 г. в Пекине в переводе на китай­ский язык и с одобрением встречен там научно-педагогической об­щественностью.

В 1996 г. эта работа была опубликована в Минске на белорусском языке в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений. Естественно, что, готовя к печати новое изда­ние, автор стремился сделать его более содержательным и более совершенным в теоретическом и методическом отношениях. К этому его стимулировали два обстоятельства. Во-первых, если предпринимается переиздание одного и того же пособия или учеб­ника, то каждый раз в него вносятся соответствующие усовершенст­вования. Во-вторых, наше динамичное время заставляет критиче­ски переосмысливать отдельные идеи педагогики как науки и учеб­ной дисциплины, кардинально изменять даже самые устоявшиеся положения и давать им новую трактовку.

Уже в 3-м изд. осуществлена определенная перестройка традиционной структуры курса с целью придания ему большей, логической стройности. Так, тема «Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы», которая обычно освещается в разделе по теории воспитания, перенесена во вступительный раз­дел «Общие вопросы педагогики». Это позволило более убедитель­но показать единство обучения и воспитания как двух сторон в раз­витии и формировании личности и подчеркнуть те общие законо­мерности, которые лежат в основе этих взаимосвязанных процес­сов. Тема же о системе народного образования перенесена в раздел «Вопросы школоведения», где, по существу, она и должна быть. Су­щественно повышен теоретический уровень материала об учителе. Автор впервые в педагогике вводит понятие педагогической уме­лости. В пособие включен ряд новых тем, пополнены списки лите­ратуры ко многим темам.

При переработке пособия серьезное внимание обращалось на повышенш его научного уровня, на более обстоятельное и аргументирован­ное раскрытие теоретических основ воспитания как педагогического процесса и практических подходов к его осуществлению. Этому во многом призвана способствовать опора на деятелъностно-отношенческую концепцию воспитания. С разных сторон в пособии подчеркивается одно из фундаментальных положений современной педагогики о том, что в процессе развития личность становится не только объектом во­спитательных воздействий, но и активным субъектом работы над собой, что ее можно развивать и формировать только путем включе­ния в разнообразные виды деятельности и возбуждения ее собствен­ной активности в выработке и укреплении у себя положительных свойств и качеств. В этой связи через все главы пособия проходит идея о необходимости внутреннего стимулирования и развития потребностно-мотивационной сферы формируемой личности, побуж­дения ее к самовоспитанию и саморазвитию.

Значительная работа проделана по уточнению понятийного аппа­рата педагогики, более основательному его раскрытию, что, на наш взгляд, также содействовало улучшению научного содержания мате­риала. В этом отношении мы стремились реализовать мысль, выска­занную академиком-математиком А.Д. Александровым, о необходи­мости четкого определения используемых в науке терминов. «Науч­ный подход, научная позиция, – писал он, – требуют точности по­нятий, точности употребляемых терминов, тем более что одни и те же слова употребляются сплошь и рядом в разных смыслах»1.

Иногда педагогику обвиняют в том, что она якобы главным об­разом декларирует то, чего должен добиваться учитель (преподава­тель) в воспитании, и не показывает, как это нужно делать. Учиты­вая это, автор стремился к более обстоятельному раскрытию науч­ных закономерностей обучения и воспитания, методов и приемов учебно-воспитательной работы в школе. Это позволило более кон­кретно и обоснованно показать, как нужно осуществлять этот весь­ма сложный процесс, чтобы успешно формировать личность в дет­ском, подростковом и юношеском возрасте. В пособии, на наш взгляд, более четко и последовательно реализуется утвердившаяся в педагогике идея о направленности воспитания на формирование лич­ностных качеств и детально освещается методика этой работы.

К существенным особенностям изложения материала следует от­нести дальнейшее углубление психологических основ воспитания, без чего немыслимо понять внутренние механизмы развития растущей личности и методики воспитательной работы. Экскурсы в психоло­гию делаются почти во всех главах пособия с тем, чтобы более все­сторонне и обстоятельнее уяснить теоретические и методические основы воспитания.

При переработке пособия более широко реализован принцип ис­торизма при освещении различных вопросов развития педагогичес­кой теории. Известный ученый-химик академик Н.Н. Семенов, кри­тикуя в свое время субъективизм академика Т.Д. Лысенко, писал, что отрицание и игнорирование опытов и теорий всей предшест­вующей науки или какой-нибудь ее части является одним из призна­ков различных псевдонаучных обобщений. «На самом деле новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого, а только его существенным изменением, углублением и обобщением в связи с но­выми сферами исследования. Если бы новая теория целиком ликви­дировала старые закономерности и теории, то наука вообще не могла бы развиваться»2. Это в полной мере относится и к теорети­ческим основам обучения и воспитания. «Современные проблемы педагогики, – писал проф. Н.К. Гончаров, – не могут основательно решаться без критического осмысления всей истории педагогики... Сущность процесса или явления раскрывается в историческом раз­витии, само явление становится понятным на общем фоне исто­рии педагогики»3. Это особенно важно при изучении педагогичес­кой теории в университетах, где история педагогики как особая на­учная дисциплина не преподается.

Предметом особой заботы автора было обеспечение логической стройности излагаемого материала, которой зачастую не хватает учеб­ным пособиям по педагогике. Он стремился к тому, чтобы внутрен­няя логика была присуща не только каждой главе, но и характеризо­вала содержательные связи между отдельными главами. В тексте, как правило, подчеркиваются те положения, которые связывают одну главу с другой. Так, в первой главе указывается, что важней­шей проблемой педагогики является определение целевых устано­вок воспитания. Это делает понятной ту логическую связь, которая существует между первой и третьей главой, в которой рассматрива­ются вопросы разработки в педагогике проблемы целей воспитания в различные социально-экономические эпохи. В такой логической взаимосвязи находится материал всех глав.

  1. Литература для самостоятельной работы 20 (2)

    Литература
    3. Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания в эпохи домашинного производства и зарождение идеи о всестороннем развитии личности 33
  2. Литература для самостоятельной работы Обязательная Литература Всемирная история. Учебник для вузов

    Литература
    Казань, 190 . Гордон А.В. Новое время как тип цивилизации: научно-аналитический обзор. М. 199 . История Европы. В 5 т. М. 1988- .
  3. Литература для самостоятельной работы 21

    Литература
    Глава 3. РАЗРАБОТКА В ПЕДАГОГИКЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 31
  4. Задачи 20. 11. 09 23. 11. 09 Трусова Е. Л. История изобразительного искусства задания для самостоятельной работы

    Документ
    Изучите, выше обозначенную литературу. Проведите анализ информации, сделайте выводы об источниках возникновения товарищество передвижных художественных выставок.
  5. Для самостоятельной работы студентов Iкурса всех специальностей и бакалавров

    Документ
    vi – принимать (товар) покупать (партии товара) уменьшаться, сокращаться, ослабевать abrufbar – отзываемый, изымаемый, востребованный Absatz (m) – сбыт (товара), реализация, продажа Absatz finden – находить сбыт Absatzsteuer (f) –
  6. Самостоятельная работа 20 Основная цель курса «Русский язык и культура речи» выработать у студентов умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в различных речевых ситуациях. После изучения данного курса студент должен

    Самостоятельная работа
    Основная цель курса «Русский язык и культура речи» – выработать у студентов умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в различных речевых ситуациях.
  7. Самостоятельная работа-20 часов

    Самостоятельная работа
    От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно - тестовых испытаниях, выполнение заданий преподавателя.
  8. Темы курсовых работ Литература для подготовки работ по всем темам: > Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в 2 т. М., 1981, 1982. Алексеев С. С. Теория права. М., 1995

    Литература
    Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. акад. О.Е. Кутафина. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2004.
  9. Вопросы и задания для самостоятельной работы: Что такое групповая психотерапия (консультирование)?

    Документ
    Основное содержание, цели и виды групповой психотерапии (консультирования). Терапевтические факторы группового воздействия. Этапы групповой психотерапии.

Другие похожие документы..