Программы высшего профессионального образования

Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования

Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 марта 2005 года N 195

САПП Республики Казахстан, 2005 г., N 11, ст.110

      -----------Извлечение-----------------
      
      Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 марта 2005 года N 195 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования"     

      УТВЕРЖДЕНЫ            
постановлением Правительства   
Республики Казахстан       
от 2 марта 2005 года N 195    

Типовые правила деятельности
организаций образования, реализующих образовательные
программы высшего профессионального образования

 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования (далее - Правила), определяют порядок деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования Республики Казахстан независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании".
      2. Высшее профессиональное образование приобретается в высших учебных заведениях: университетах, академиях, институтах и приравненных к ним организациях (консерватория, высшая школа, высшее училище).
      3. Основная задача высших учебных заведений - создание необходимых условий для освоения образовательных программ высшего профессионального образования, направленных на профессиональное становление и развитие личности на основе достижений науки и практики, национальных и общечеловеческих ценностей.
      4. Высшее учебное заведение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также настоящими Правилами и разработанным на их основе уставом высшего учебного заведения.

2. Учебно-воспитательный процесс высшего учебного заведения

      5. Прием в высшие учебные заведения осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Типовыми правилами приема в высшие учебные заведения, утверждаемыми центральным исполнительным органом в области образования.
      6. В высших учебных заведениях подготовка кадров с высшим профессиональным образованием осуществляется различными по содержанию и срокам обучения образовательными программами высшего профессионального образования.
      7. В высших учебных заведениях при наличии соответствующих лицензий могут быть реализованы различные по срокам и уровню подготовки специалистов образовательные программы среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального, послевузовского профессионального, дополнительного профессионального образования.
      8. Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется в соответствии с рабочими учебными планами, программами и расписаниями учебных занятий для каждой формы обучения, разработанными высшим учебным заведением на основе государственных общеобязательных стандартов образования.
      9. Продолжительность учебного года на всех курсах, кроме выпускного, составляет не менее 30 недель. Продолжительность экзаменационных сессий должна составлять не менее 6 недель в одном учебном году.
      Учебный год начинается и заканчивается согласно рабочему учебному плану.
      10. В высших учебных заведениях устанавливаются следующие основные виды учебной работы: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, консультации, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельная работа, самостоятельная работа студента под руководством преподавателя, практика, стажировка, курсовое проектирование (курсовая работа), дипломное проектирование (дипломная работа), магистерская диссертация.
      Лекционные занятия ведут, как правило, доктора наук, профессора, кандидаты наук, доценты, старшие преподаватели. Высшие учебные заведения могут привлекать к чтению лекций опытных специалистов производства.
      Преподаватели и ассистенты могут проводить только семинары, практические занятия и лабораторные работы.
      Высшие учебные заведения могут проводить и другие виды учебных занятий. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью не менее 40 минут.
      11. В целях организации учебных занятий, из числа обучающихся формируются группы обучающихся в соответствии с профилем специальности и языковым отделением в порядке, установленном центральным исполнительным органом в области образования.
      12. Высшее учебное заведение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора технологий, методов, форм и средств обучения создает условия для освоения обучающимися образовательных программ высшего профессионального образования.
      13. Прием граждан на обучение по сокращенным образовательным программам с ускоренным сроком обучения осуществляется приемными комиссиями высшего учебного заведения в соответствии с Типовыми правилами приема в высшие учебные заведения, утверждаемыми центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования.
      14. Обучение по сокращенным образовательным программам с ускоренным сроком обучения организуется по рабочим учебным планам, разработанным в соответствии с государственными общеобязательными стандартами высшего профессионального образования и утвержденным отдельно для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, и для лиц, имеющих высшее профессиональное образование.
      Для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, рабочий учебный план составляется в соответствии с государственными общеобязательными стандартами высшего профессионального образования с учетом того, что второе высшее профессиональное образование предусматривает в основном профессиональную подготовку специалистов.
      15. Важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов в высших учебных заведениях независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности являются профессиональная практика, стажировка обучающихся, которые проводятся в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов высшего профессионального образования.
      16. Высшее учебное заведение оценивает качество освоения образовательных программ, в том числе по сокращенным с ускоренным сроком обучения, путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которые проводятся в порядке, установленном центральным исполнительным органом в области образования.
      17. Гражданам, не завершившим высшее профессиональное образование, высшим учебным заведением выдается справка, форму которой устанавливает центральный исполнительный орган в области образования.

3. Субъекты образовательного процесса

      18. К обучающимся в высших учебных заведениях относятся студенты, магистранты, курсанты, слушатели.
      19. Обучающиеся в высших учебных заведениях имеют права и обязанности, определенные Законом Республики Казахстан "Об образовании".
      20. Перечень должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц высшего учебного заведения устанавливается законодательством Республики Казахстан.
      21. Замещение должностей научно-педагогических работников высшего учебного заведения независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      22. Работники высшего учебного заведения имеют права и обязанности, определенные Законом Республики Казахстан "Об образовании".

4. Деятельность структурных подразделений
высшего учебного заведения

      23. В состав высшего учебного заведения, функционирующего как единый учебно-научно-производственный комплекс, могут входить учебные, научные, производственные и другие подразделения, имеющие статус структурных единиц высшего учебного заведения или юридического лица.
      Медицинские высшие учебные заведения могут функционировать только при наличии клинической базы, финансирование которой осуществляется из источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
      24. Структурные подразделения высшего учебного заведения осуществляют свою деятельность на основе настоящих Правил, устава высшего учебного заведения, а их число устанавливается ученым советом, исходя из набора специальностей, специализаций данного высшего учебного заведения, а также численности обучающихся и преподавателей.
      25. Филиалы высших учебных заведений реализуют образовательные программы в объеме социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (общеобразовательных дисциплин) государственных общеобязательных стандартов высшего профессионального образования.
      26. Освоение обучающимися учебных программ по общепрофессиональным (базовым) и специальным (профильным) дисциплинам государственных общеобязательных стандартов высшего профессионального образования продолжается в высшем учебном заведении, создавшем филиал.
      27. Факультет является учебным, научным и административным структурным подразделением высшего учебного заведения, которое осуществляет обучение по одной или нескольким родственным специальностям, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр и лабораторий, относящихся к специальностям факультета.
      28. Факультет осуществляет подготовку специалистов по очной, вечерней, заочной, дистанционной формам обучения и в форме экстерната.
      Приведенный контингент обучающихся определяется, исходя из их количества по дневной, заочной и вечерней формам обучения. При этом студенты очной формы обучения учитываются с коэффициентом 1,0, вечерней формы 0,5 и заочной формы 0,25.
      29. Руководство работой факультета осуществляет руководитель факультета, как правило, имеющий ученую степень и звание. Должностные обязанности руководителя факультета определяются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      30. Руководитель факультета является членом приемной комиссии высшего учебного заведения.
      31. Высшие учебные заведения разрабатывают и утверждают свои правила о факультетах. При руководителе факультета и под его председательством может быть организован совет факультета.
      Совет факультета организует свою работу в соответствии с правилами, утвержденными советом высшего учебного заведения.
      32. Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением высшего учебного заведения (факультета, филиала), осуществляющим учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по одной или нескольким родственным дисциплинам, воспитательную работу среди обучающихся, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.
      33. Штат кафедры определяется, исходя из нормативной учебной нагрузки, действующих методических рекомендаций по планированию учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава.
      34. В штат кафедры входят руководитель кафедрой, профессора, доценты, старшие преподаватели, преподаватели, ассистенты, преподаватели-стажеры, учебно-вспомогательный персонал, а также сотрудники созданных при кафедре научных и других структурных подразделений.
      35. Кафедру возглавляет руководитель, имеющий ученую степень и звание. Должностные обязанности руководителя кафедрой определяются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      36. В соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми при лицензировании образовательной деятельности высшего учебного заведения по соответствующим специальностям кафедра организуется при наличии 10 штатных преподавателей по профилю кафедры, из которых 40 % должны быть с учеными степенями и учеными званиями.
      Кафедры, осуществляющие подготовку кадров по специальностям искусства, музыки и культуры, а также кафедры медицины, физического воспитания, рисования и черчения, графики, иностранных языков, казахского языка (для неязыковых вузов) могут быть организованы при меньшем числе штатных преподавателей, в том числе с учеными степенями и учеными званиями.
      37. По циклу закрепленных учебных дисциплин кафедры классифицируются на общеобразовательные и специальные.
      38. В высшем учебном заведении могут быть организованы специальные кафедры других заинтересованных сторон в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      39. Работа кафедры должна быть направлена на теоретическую и практическую подготовку специалистов в соответствии с государственными общеобязательными стандартами высшего профессионального образования.
      40. Кафедра осуществляет учебно-методическую, научно-исследовательскую, воспитательную деятельность в соответствии с годовым планом работы.
      Учебно-методическая работа кафедры включает:
      1) разработку рабочих учебных планов, рабочих учебных программ, по которым осуществляются подготовка и выпуск специалистов на основе государственных общеобязательных стандартов высшего профессионального образования;
      2) осуществление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин кафедры: разработка учебников, учебных пособий, сборников задач, комплексных заданий, лабораторных работ, методических рекомендаций по изучению дисциплин, а также материалов текущего, промежуточного и итогового контроля знаний по всем формам обучения;
      3) проведение всех видов учебных занятий в соответствии с рабочим учебным планом по дисциплинам кафедры, обеспечение качества их проведения;
      4) разработку и использование современных образовательных технологий и форм обучения, повышающих усвоение учебного материала обучающимися;
      5) организацию и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся, направленной на развитие их способности к поиску, анализу и формулировке результата деятельности;
      6) организацию и руководство профессиональными практиками, стажировками обучающихся, курсовыми и дипломными проектами (работами), их методическое обеспечение;
      7) содействие в трудоустройстве выпускников кафедры;
      8) развитие различных форм делового сотрудничества с предприятиями, организациями, учреждениями в подготовке специалистов;
      9) разработку и осуществление учебных программ по повышению квалификации и переподготовке специалистов в соответствии с профилем кафедры.
      Научно-исследовательская работа кафедры включает:
      1) проведение научных исследований, направление и тематика которых должны соответствовать профилю кафедры и являться перспективными в плане дальнейшего развития теоретических и практических вопросов изучаемых наук (дисциплин);
      2) осуществление подготовки научно-педагогических кадров на основе магистратуры, клинической ординатуры, адъюнктуры, соискательства, аспирантуры, докторантуры;
      3) обсуждение, рецензирование диссертаций, научно-исследовательских работ по профилю кафедры и подготовку по ним заключений.
      Воспитательная работа кафедры включает:
      1) формирование у обучающихся умений самостоятельно и компетентно принимать и реализовывать решения;
      2) стимулирование обучающихся к здоровому образу жизни, активному участию в общественных мероприятиях кафедры;
      3) проведение тематических мероприятий по профилю кафедры, способствующих расширению кругозора обучающихся, формированию ценностного отношения к избранной специальности;
      4) проведение профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных школ, обучающихся колледжей, лицеев и т.д.
      41. Заседания кафедры для обсуждения вопросов деятельности кафедры, принятия соответствующих решений проводятся не реже одного раза в месяц.
      42. Кафедра должна иметь учебные лаборатории и другие учебные подразделения, обеспечивающие учебный процесс и научно-исследовательскую деятельность. Назначение данных структур - методическое и материально-техническое обеспечение содержания образования, предусмотренных типовыми и рабочими учебными программами дисциплин и обслуживание всех видов учебных занятий по дисциплинам кафедры.
      Специализированные учебные лаборатории могут быть созданы на базе нескольких кафедр.
      Штат учебной лаборатории формируется из числа учебно-вспомогательного персонала, обеспечивающего его функциональную деятельность.
      43. С целью проведения учебных занятий по дисциплинам специальности и специализации, организации и проведения учебной и производственной практик, стажировок, подготовки курсовых и выпускных работ кафедра может организовывать учебное подразделение на предприятиях, организациях, учреждениях, соответствующих ее профилю.
      Учебные подразделения кафедры на предприятиях, организациях, учреждениях организуются и ликвидируются приказом руководителя высшего учебного заведения по согласованию с администрацией вышеуказанных юридических лиц.
      44. Кафедра организуется и ликвидируется приказом руководителя высшего учебного заведения на основании решения ученого совета высшего учебного заведения, а в военных (специальных) высших учебных заведениях - приказом руководителя соответствующего центрального исполнительного органа.

5. Управление высшим учебным заведением

      45. Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, настоящими Правилами и уставом высшего учебного заведения.
      46. Формами коллегиального управления высшим учебным заведением являются ученый совет, попечительский совет, учебно-методический, научно-методический советы и общее собрание, правила организации работы которых, включая порядок избрания их членов, утверждаются центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования.
      47. Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет ученый совет.
      48. Непосредственное руководство высшим учебным заведением осуществляет руководитель, назначаемый в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      49. Руководитель государственного высшего учебного заведения один раз в три года проходит аттестацию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      50. Руководитель высшего учебного заведения самостоятельно решает все вопросы деятельности высшего учебного заведения в соответствии с его компетенцией, установленной законодательством Республики Казахстан.
      51. Руководитель высшего учебного заведения без доверенности действует от имени высшего учебного заведения, представляет его интересы во всех органах, в установленном законодательством порядке распоряжается имуществом вуза, заключает договоры, выдает доверенности, открывает банковские счета и совершает иные сделки, издает приказы и распоряжения, обязательные для всех сотрудников, преподавателей и обучающихся.
      52. Общее руководство структурными подразделениями высшего учебного заведения осуществляют выборные представительные органы - ученые советы (советы) в порядке, установленном центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования, уставом высшего учебного заведения.

  1. Программы высшего профессионального образования (1)

    Документ
    Собеседование, выявляющее общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, понимание содержания, формы и стилистических
  2. Высшая школа психологии учебная программа высшего профессионального образования «Психология» Разработка и защита курсовых и дипломных работ 3 и 4 курса (методические указания)

    Программа
    Курсовая работа – самостоятельное научное эмпирическое исследование студента в области психологии, в которой студент демонстрирует свои теоретические знания, умение работать с информационными источниками, навыки научной работы и умение
  3. Программа по биологии для абитуриентов, поступающих в игму на программы высшего профессионального образования. Основы цитологии

    Программа
    Клетка — живая элементарная система, лежащая в основе строения и развития организмов. История открытия клетки. Основные положения клеточной теории. Современные методы исследования клетки.
  4. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,
  5. Программа высшего профессионального образования «Психология»

    Программа
    Каждый студент выбирает тему из данного списка, заполняет заявление (см. форму заявления ниже) на имя директора программы, согласовывает тему с научным руководителем, подписывает у него заявление и сдает его (оригинал) в 201 кабинет 26.
  6. Профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (1)

    Образовательная программа
    Составитель: Золотухин С.Н., декан факультета ветеринарной медицины, доктор биологических наук, профессор кафедры микробиологии, вирусологии, эпизоотологии и ветеринарно-санитарной экспертизы
  7. Профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (2)

    Образовательная программа
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы ветеринарно-санитарного врача по специальности 110501 Ветеринарно-санитарная экспертиза при очной форме обучения - 5 лет.
  8. Программа высшего профессионального образования по специальности “Бухгалтерский учёт, анализ и аудит” (ускоренная форма обучения)

    Программа
    Лицензия Федерального агентства по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации № 0018 от 14 июля 2010 г. на право ведения образовательной деятельности по программе высшего профессионального образования по специальности
  9. Программа высшего профессионального образования по специальности “Бухгалтерский учёт, анализ и аудит” квалификация “экономист”

    Программа
    Лицензия Федерального агентства по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации № 0018 от 14 июля 2010 г. на право ведения образовательной деятельности по программе высшего профессионального образования по специальности

Другие похожие документы..