Учебно-методический комплекс по дисциплине социология коммуникации для студентов 5 курса очной формы обучения специальность 020300 социология

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета управления и социологии

__________________Т.И. Славко

__________________ 2006 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ

для студентов 5 курса очной формы обучения

специальность 020300СОЦИОЛОГИЯ

Обсуждено на заседании кафедры социологии и политологии

13 апреля 2006 г. Протокол №8

Зав. кафедрой

_______________ В.П. Гавриков

Составитель:

К.и.н., доцент

_________ Парахонская Г.А.

Тверь, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 5

3. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 11

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА 13

5. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 14

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 15

7. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 21

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 42

9. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 43

10. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЮ 44

11. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 45

12. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 47

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Требования к обязательному минимуму содердания образовательной программы подготовки специалиста по специальности «Социология» дисциплина «Социология коммуникации» ОПД.Ф.10

Социология коммуникации как специальная отрасль социологии; предмет и аппарат социологии коммуникации (коммуникативный акт, информация, речевая деятельность, социокоммуникативная система); социологические доминанты коммуникации; системность коммуникации (естественные и искусственные коммуникативные системы); уровни организации коммуникации (семиотический, лингвистический, паралингвистический, металингвистический, синтетический); коммуникативная личность; типы коммуникации (межличностная, межгрупповая, массовая коммуникация); институты коммуникации; методы изучения коммуникативных процессов.

1.2.Место дисциплины в структуре подготовки специалиста

Социология коммуникации как молодое научное направление переживает период своего становления. Изначально она воспринималась как отраслевая теория ее предметом мыслилось не все общество в целом, а его коммуникативная составляющая; для анализа социальных коммуникаций использовались, в первую очередь, уже разработанные социологией законы и категории. В настоящее время она превращается в междисциплинарную науку. Междисциплинарность обнаруживает и обосновывает универсалистский характер коммуникации в создании и существовании социальных систем.

В указанном статусе проблематика социальной коммуникации поднимается из разряда отраслевой социологии в разряд специальной социологической теории и перед ней открывается перспектива стать общесоциологической теорией - коммуникативной теорией общества.

Социология коммуникации начала формироваться как знание, подчиненное теории коммуникации, обеспечивая включение в орбиту интереса последней собственно социологические идеи и методы. Постепенно социология коммуникации стала превращаться из отраслевой и прикладной в новую социологическую теорию среднего уровня, которая не только осмысливает свой предмет (закономерности социальных коммуникаций) и применяет к его изучению традиционные социологические методы, но и, как всякая теория среднего уровня, стремится фундаментализировать новое знание, выявить новые общесоциологические закономерности.

1.3.Цели и задачи курса

Цель курса - освоение методолого-теоретических оснований коммуникационного процесса

Задачи:

- определить место коммуникации в структуре человеческой цивилизации;

- раскрыть системную организацию коммуникации;

- обосновать единицы, функции и социально значимые категории разных уровней и типов коммуникации.

Знание содержания коммуникации, семиотика языка и другие базовые знания позволят студентам успешно освоить другие специальные дисциплины. Задачей курса является также ознакомление студентов со спецификой коммуникации в различных сферах общественной жизни.

Курс предполагает усиление практического аспекта в отработке профессиональных приемов, навыков и умений социологического исследования различных типов коммуникации.

2.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

2.1.Предмет социологии коммуникации

Объект и предмет исследования. Социология коммуникации, психолингвистика, социолингвистика, этнография. Социальная коммуникация как предмет социологии коммуникации. Общение, коммуникация, речевая деятельность: общее и различное.

Базовые составляющие социологии коммуникации: социальная структура общества, коммуникативные системы, каналы, уровни и средства коммуникации.

Истоки изучения коммуникации. Социологические направления науки о языке. Первые социологические исследования языка в отечественной науке в 20-30-е гг. ХХ в. Становление социолингвистики. Изучение социальных факторов, способствующих формированию социального знания и оценочных категорий коммуникации. Этнология коммуникации. Теория речевых (коммуникативных) актов. «Критический анализ дискурса». Рассмотрение дискурса как целостной, социально обусловленной единицы коммуникации.

2.2.Основы теории социальной коммуникации

Онтологический аспект социальной коммуникации. Факторы, определяющие онтологию социальной коммуникации.

Гносеологический аспект социальной коммуникации. Взаимодействие коммуникации и социальных структур. Определение функций социальной коммуникации. Обоснование единиц социальной коммуникации. Понимание социальной информации. Обоснование социальных категорий коммуникации.

Методологический аспект социальной коммуникации. Бихевиоризм, символический интеракционизм, феноменализм, структурно-функциональный анализ, диалектический и неомарксистский подходы. Рационалистические подходы в изучении социальной коммуникации.

2.3.Социологические доминанты коммуникации

Социальная обусловленность коммуникации. Факторы, обусловливающие социальную значимость коммуникации. Понятие социологической доминанты.

Стратификационная группа социологических доминант коммуникации: социальный статус коммуникантов, социальная дифференциация, интеграция и интерференция языков (коммуникативных кодов). Существенные параметры измерения социального статуса: прагматический, коммуникативный, когнитивный.

Ситуативная группа социологических доминант коммуникации: коммуникативная роль, коммуникативная сфера, коммуникативная ситуация, коммуникативная установка. Социальный стереотип. Динамичность, качество и номенклатура коммуникативных сфер. Определяющие социальной (коммуникативной) ситуации: локальный параметр, временной параметр, ориентация коммуникации, участники коммуникации (социоролевой параметр). Стратификационная и ситуативная вариативность.

Оценочная группа социологических доминант коммуникации. Ценностная ориентация в коммуникации. Оценка смысловой информации. Условия актуализации смысловой информации. Смысловая информация и оценочная информация Ценностная ориентация. Самооценка.

Функциональная группа социологических доминант коммуникации. Базовые функции коммуникации: информационная, прагматическая, экспрессивная. Частные и специализированные функции: контактоустанавливающая, самопрезентации, апеллятивная, побудительная, волеизъявительная, регулирующая, ритуальная, перформативная. Речевой этикет.

2.4.Системность коммуникации и виды коммуникативных систем

Понятие системности. Признаки системы: объектность, структура, целостность. Система языка и коммуникативные системы: общее и отличительные черты. Виды коммуникативных систем.

2.5.Уровни коммуникации. Семиотический уровень коммуникации

Стратификация коммуникации по степени репрезентативности, по форме, по каналу передачи и восприятия информации, по характеру элементов и функции.

Характеристика коммуникативных средств. Критерии уровней коммуникации. Функциональная общность коммуникативных средств. Различия коммуникативных средств.

Семиотический уровень. Исторические корни семиотики. Знак как коммуникативная единица. Типологии знаков (иконический, индекс, символ). Целесообразность выделения семиотического уровня коммуникации. Понятие знака в социологии. Типы знаков. Семиотический «принцип высказывания». Оппозиция как семиотическая закономерность. Значение семиотических моделей, построенных на оппозиции. Кумулятивное свойство коммуникативных систем на семиотическом уровне. Синтактика. Семантика, Прагматика. Роль семиотического уровня для изучения вербальной коммуникации в социологическом аспекте.

2.6.Лингвистический и металингвистический уровни

Лингвистический уровень коммуникации и его коммуникативные единицы. Вербальная природа лингвистического уровня. Слово – основная единица коммуникации. Речевой акт. Типология речевых актов. Актуализация речевого акта в высказывании. Понятие дискурса и его свойства. Моделирование дискурса. Ситуативный тип дискурса и его компоненты: поле, смысл, способ. Понятие кода и регистра. Виды дискурса. Значение лингвистического уровня коммуникации.

Металингвистический уровень коммуникации. Профессионализмы. Коммуникативные единицы металингвистического уровня. Особенности метаязыковой коммуникации. Композиция научного дискурса и его параметры: поле, смысл, способ. Регистр, жесты. Жанры научного дискурса. Тенденции в развитии научного дискурса.

2.7.Паралингвистический уровень

Паралингвистические средства коммуникации. Фонационные средства коммуникации. Кинесические средства коммуникации.

Природа невербальной коммуникации. Двойная природа невербальной коммуникации. Типология невербальных средств. Самоконтроль невербального поведения. Коммуникативная значимость акцента.

Взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации. Общее и различное в функциональных и структурно-системных свойствах вербальных и невербальных коммуникации. Функции фонационных и кинесических средств. Самостоятельное функционирование кинем.

Социальная дифференциация и варьирование. Употребление невербальных средств в коммуникативной ситуации. Параметры социальной дифференциации невербальной коммуникации: социальный статус, социальные роли, возраст, пол. Проявление социальной дифференциации в частных функциях. Ситуативное варьирование и ситуативные переменные.

Коммуникативные единицы невербальной коммуникации и их типология. Самостоятельное функционирование и связанное употребление. Общее и особенное вербальных и невербальных средств по функциям, мотивированности, дискретности, структуре, системным характеристикам. Типологии невербальных знаков. Взаимодействие вербальных и невербальных коммуникативных систем.

2.8.Синтетический уровень коммуникации

Природа синтетического уровня и виды коммуникативных систем. Попытки синтезирования различных коммуникативных средств. Кинематографическая коммуникация. Коммуникативные единицы: кадр, эпизод, кинообраз. Общее и различное в коммуникативных системах синтетического уровня.

Социальная значимость синтетического уровня и социологические аспекты его изучения. Изучение социального аспекта искусства. Особенности аудиовизуальной коммуникации. Функция социализации.

Специфика коммуникативных систем различных уровней в плане их социальной значимости.

2.9.Типы коммуникации. Межличностная коммуникация

Типы коммуникации: массовая, ограниченная, локальная, внутригрупповая, межличностная, внутриличностная. Прямая (непосредственная) и косвенная (опосредованная) коммуникация. Типология коммуникации по временному фактору, демографическим признакам.

Межличностная коммуникация. Ее особенности и моделирования. Модели коммуникации: структурные, описательные, объяснительно-функциональные.

Сущность и функции межличностной коммуникации. Мотивационные теории: мотивационные теории равновесия, мотивационные теории А. Маслоу. Теория речевой деятельности. Формы межличностной коммуникации.

Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации. Совместимость партнеров как коммуникативных личностей. Процесс восприятия и его роль в межличностной коммуникации. Способы воздействия в межличностной коммуникации. Убеждение как метод воздействия. Этический фактор в процессе убеждения.

2.10. Специальные виды коммуникации

Специальная информация: научная и деловая. Коммуникация в деловой сфере. Коммуникация в организации. Научная коммуникация: структура и механизм функционирования. Языковой стиль. Виды стилей: разговорный, официально-деловой, газетно-публицистический, научный. Полезность информации. Проблема старения информации.

2.11. Массовая коммуникация (теоретический аспект)

Сущность и функции массовой коммуникации. Условия, необходимые для функционирования массовой коммуникации: технические средства, социальная значимость, массовая аудитория, многоканальность. Средства массовой информации, средства массового воздействия, собственно технические средства. Соответствие информации запросам аудитории и регулярность информации. Знание социальной мотивированности аудитории. Направленность, нормативность и вариативность коммуникативных средств. Функциональный стиль. Тенденция смешения функциональных стилей.

Функции массовой коммуникации. Функции, выделенные Г. Лассуэллом, К. Райтом. Исследования в отечественной психолингвистике. Информационная, регулирующая, культурологическая функции.

Теории и проблемы массовой коммуникации. Основные теоретические направления изучения массовой коммуникации. Теория массового общества. Политико-экономическая теория. Критическая теория. Теория гегемонии СМИ. Советская социологическая школа. Структурно-функциональные теории. Франкфуртская (поздняя) школа. Бирмингемская школа. Культурологическая теория массовой коммуникации как нового этапа социального общения. Теории информационного общества. Теория массовой коммуникации в отечественных исследованиях. Социокоммуникативные проблемы массовой коммуникации.

2.12.Массовая коммуникация (прагматический аспект)

Моделирование массовой коммуникации. Модель «коммуникативного акта», разработанная Г. Лассуэллом. Динамическая модель Б. Вестли и М. Мак-Лина. Психолингвистическая модель речевого воздействия А.А. Леонтьева. Ограниченность обратной связи в массовой коммуникации.

Факторы, способствующие воздействию массовой коммуникации: социопсихологические, информационные, коммуникативные. Определение единицы информации. Процессы кодирования и декодирования информации. Механизм установления контакта и наиболее эффективные способы. Особенности восприятия материала, учитывающиеся при подготовке информационного материала. Требования к коммуникатору. Теория социальной ответственности СМИ.

2.13. Массовая коммуникация и сфера общественных связей и отношений

Коммуникативное пространство и его организация: символическая, визуальная, событийная, мифологическая, коммуникативная. PR как область профессиональной деятельности. Менеджмент и маркетинг в PR. Функции PR. Коммуникативные технологии. Роль слухов в массовой коммуникации.

2.14.Массовая коммуникация и реклама

Типовая структура рекламной деятельности. Функции рекламы. Основные этапы подготовки рекламы. Виды рекламы: коммерческая, политическая, социальная. Выбор каналов информации. Коммуникативные средства. Рекламный дискурс.

2.15. Массовая коммуникация и потребитель

Социальная информация. Структура инфопотока. Признаки функционирования информации в обществе: размах циркуляции, время циркуляции, направление движения, эмоциональная окраска информации, способ производства, цель производства. Структура инфопроцесса. Барьеры коммуникации и пути их преодоление. Инфопотребность. Старение информации. Особенности потребления информации. Проблема непотребления информации. Слухи в обществе: источники и динамика. Определение и классификация слухов. Факторы возникновения и распространения слухов. Результаты воздействия слухов. Профилактика и дезавуирование слухов.

2.16. Массовая коммуникация и общение

Специфика общения в условиях массовой коммуникации. Массовая коммуникация и социализация. Неформальная коммуникация в современном обществе. Неформальные связи в науке. Роль «лидеров мнений» и «ключевых коммуникаторов» в воздействии СМИ на аудиторию. Аудитория как активный участник диалога. Типология аудитории и необходимость ее исследования.

2.17. Специализированные методы исследования социальной коммуникации

Выборочный опрос. Выборочный анализ текста. Метод экспертных оценок. Метод наблюдения. Метод тестирования Корреляционный анализ в социокоммуникации. Факторный анализ. Детерминационный анализ. Дисперсионный анализ. Латентно-структурный анализ. Метод импликационных шкал. Контент-анализ. Дискурс-анализ. Прикладные задачи социологии коммуникации.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Этносоциология (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    1.2 Требования государственного образовательного стандарта для специальности 020300 к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по дисциплине ОПД.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология культуры (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Предлагаемая учебная программа по дисциплине Социология культуры является основным документом, определяющим цели, содержание, методы и результаты изучения курса студентами, обучающимися по специальности Социология на гуманитарном отделении
  3. Учебно-методический комплекс Специальности: 080502 Экономика и управление на предприятии 080507 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по социологии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020300 «Социология» второго поколения.
  4. Учебно-методический комплекс Специальности: 080502 Экономика и управление на предприятии 080507 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или рефератов по
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Общая социология (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Общая социология» в структуре учебного плана относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и является частью федерального компонента. Курс читается в 2 и 3 семестрах.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины психология бизнеса Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология бизнеса» (ДС.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины имиджелогия Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Имиджелогия» является специализированным курсом по выбору. 0н предназначен для более углубленной подготовки студентов по вопросам психологических аспектов конструирования имиджевых характеристик.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины имиджелогия Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Имиджелогия» (ДС.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. 01 «Русский язык и культура речи»

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –

Другие похожие документы..