Учебно-методический комплекс культурология высшее профессиональное образование направления подготовки (бакалавр ) 030500. 62 Юриспруденция

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ (БАКАЛАВР )

030500.62 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

080500.62 МЕНЕДЖМЕНТ

080100.62 ЭКОНОМИКА

МОСКВА,2011

Учебно-методический комплекс подготовлен Дедяевым Ю.М.., кандидатом исторических наук, доцентом

Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин протокол от 27 января 2011 г № 5

Рецензент: Нецветаев В.Г., кандидат философских наук, доцент

Рецензент: Ивченко И.А., кандидат философских наук.

© МНЮИ

Оглавление

Оглавление 3

Раздел I. Пояснительная записка 4

Раздел II. Тематический план 8

2.1. Тематический план для студентов очной формы обучения 8

2.2. Тематический план для студентов очно-заочной формы обучения 9

2.3. Тематический план для студентов заочной формы обучения 10

Раздел III. Содержание дисциплины. 11

Раздел IV. Планы семинарских занятий 16

4.1. План семинарских занятий для студентов очной формы обучения 16

4.2. Планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения 21

4.3. Планы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения. 23

Раздел V. Практикум. 24

Раздел VI. Организация самостоятельной работы студентов 101

6.1. Очная форма обучения 103

6.2 Очно-заочная форма обучения. 104

6.3. Заочная форма обучения 104

Раздел VII. Письменные работы 105

7.1 Примерная тематика рефератов. 105

Раздел VIII. Итоговый контроль. 110

8.1 Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену 110

Раздел IX. Источники 117

9.4. Интернет-ресурс 119

Раздел X. Глоссарий 120

Раздел XII. Набор схем 129

Схема №1 Полисемантичность понятия культуры 129

Схема № 2.Структура культуры 130

Схема № 3. Формы существования 131

Схема № 4. Функции культуры 132

Схема № 5. Эволюция понятия культуры 133

Схема № 6. Основные закономерности развития культуры 134

Схема № 7.Культура в системе бытия 135

Схема № 9. Структура политической культуры 137

Схема № 10. Функции политической культуры 138

Схема № 11. Субъекты и факторы формирования политической культуры 139

Раздел I. Пояснительная записка

1. Требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки

дипломированного бакалавра по дисциплине "КУЛЬТУРОЛОГИЯ"

Индекс

Дисциплина и ее основные разделы

Всего часов

ГСЭ.Ф

Федеральный компонент

ГСЭ.Ф.04

Культурология:
Структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры, культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация; типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; специфические и серединные культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; культура и природа; культура и общество; культура и глобальные проблемы современности; культура и личность.

2. Краткие сведения о дисциплине «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Бакалавры, направления подготовки: 030500.62 – юриспруденция, 080500.62 – менеджмент, 080100.62 – экономика.

На изучение курса культурологи для всех форм обучения учебным планом отведено 100 часов.

Для студентов дневной формы обучения отводится: 50 часов аудиторных занятий. Из них: 34 часа - на проведение лекций, 16 часов - семинарские и практические занятия, 50 часов – самостоятельная работа. Изучение курса завершается экзаменом.

Для студентов очно – заочной формы обучения отводится: 20 часов аудиторных занятий. Из них: на проведение лекций отведено 14 часов, на семинарские и практические занятия – 6 часов, на самостоятельную работу – 80 часов. Изучение курса также завершается экзаменом.

Для студентов заочной формы обучения 10 часов отводится на аудиторные занятия, которые распределяются следующим образом: 8 часов – лекции, 2 часа – семинарские занятия, 90 часов – самостоятельная работа. В свою очередь лекции делятся на установочные – 6 часов, и обзорные – 2 часа. Изучение курса завершается экзаменом.

Курс "Культурология" изучается студентами очной формы обучения во втором семестре. В конце семестра они сдают экзамен.

Студенты очно – заочной формы обучения изучают культурологию таким образом: в третьем семестре – юридические специальности, а в четвертом – экономические. В конце семестров студентами соответствующих специальностей сдаётся экзамен.

Студентам – заочной формы обучения установочная лекция читается во время второй сессии, здесь же выдаются рекомендации по самостоятельному изучению разделов курса. Во время третьей сессии читается обзорная лекция, проводится семинарское занятие, после чего они сдают экзамен.

Важной формой углубленного изучения конкретных проблем учебной дисциплины "Культурология" и отчётности для студентов с высшим или средним специальным образованием, обучающихся по сокращенной программе, является подготовка реферата. Работа над рефератом предполагает систематизацию и анализ различных текстов, разнообразных подходов авторов к той или иной культурологической проблеме. Реферат представляет собой малую научную работу, предусматривающую собственное осмысление обучаемым поставленной проблемы и изложение своих мыслей в письменной форме. Он выполняется под руководством преподавателя, оформляется в соответствии с установленными требованиями и является обязательным элементом учебной работы по освоению курса "Культурологии".

Важной составляющей культурологического образования является овладение категориальным аппаратом. Незнание категорий препятствует усвоению культурологических знаний. Поэтому на занятиях обучаемым рекомендуется использовать словари, глоссарий, имеющийся в учебно – методическом комплексе, кроме того, самим вести собственный словарь терминов в конспекте лекций.

При изучении культурологии обучаемым оказывается помощь в виде разнообразных форм учебной работы. Таковыми являются лекции, семинары, практические занятия, индивидуальные контрольные собеседования.

Изучение культурологии в системе высшего образования имеет целью совместно с другими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами помочь студенту в деле самостоятельной выработки мировоззренческих ориентиров, ценностных установок, общекультурной самоидентификации. Культурология призвана сыграть определяющую роль в процессе гуманизации и гуманитаризации образования в России, как одно из важнейших направлений государственной образовательной политики. Основы культурологического знания предполагают развить твор­ческие способности человека в современной жизни, затронуть духовно-нравственные начала человека и показать путь к совершенству его деятельности.

Целевая установка изучения курса - усвоение знаний о культуре как особом, свойственном только человеку образе жизни, понимание сущности этого явления во всей его сложности и многообразии.

Задача дисциплины - познакомить учащихся с основными категориями, проблемами и направлениями развития культуры.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь системные представления о культуре и тенденциях мирового и отечественного культурно-исторического развития, обладать следующими знаниями, умениями и компетенциями:

- знать основные понятия (культура, цивилизация, культурные ценности, культурная эпоха и др.), представлять механизмы и критерии формирования типов культуры, исторических форм культуры, основных этапов и центров мирового культурного развития, знать историю культуры России, ее место и роль в системе мировой культуры;

- понимать сущность культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представления о способах приобретения, хранения и передачи социокультурного опыта и базовых ценностей цивилизации;

- уметь отличать специфические особенности разных типов культуры и понимать взаимосвязь и взаимозависимость развития культуры и общества, оценивать достижения культуры в историческом контексте, иметь навыки межкультурного диалога и взаимодействия с представителями различных культур;

- помимо соответствующих знаний, умений и навыков, учащиеся должны обладать следующими компетенциями:

Социально-личностными:

  • способность к критической рефлексии и саморефлексии;

  • готовность к постоянному саморазвитию, умение выстраивать стратегии

личного и профессионального развития и обучения;

  • способность к генерации новых идей, к культуротворчеству;

  • способность воспринимать личностное многообразие и соци­ально-­культурные

различия;

- понимание и признание ценности разных культур;­

  • навыки, связанные с процессами социально-культурного вза­имодействия и

сотрудничества, способность работать в команде;

  • знание и понимание профессиональных культурных норм, правил;

  • принятие социально-культурных и этически-правовых обязательств.

Общенаучными:

- способность к построению системных связей между общими
знаниями по культурологии и профессиональными базовыми знаниями;

- умение генерировать и творчески использовать инновационные идеи,

познавательные подходы и научно-методические принципы для разработки

конкретных проблем в профессии;

- способность управлять информацией в современной системе культурных

коммуникаций: умение извлекать, анализировать, составлять информацию из

различных источников;

- использовать временные технологии для получения доступа, хранения и

обработки информации;

- знание современных теоретических основ и методов культуро­логии в системе

социально-гуманитарного и естественнонауч­ного знания;

  • знание основных категорий и концепций, связанных с изучением человека в

культуре;

  • понимание процессов культуротворчества, инкультурации и социализа­ции

личности;

- знание особенностей российской и зарубежных культур в исто-
рической динамике;

- знание специфики взаимодействия и взаимовлияния культур;

  • знание особенностей мировых религий в историко-культурном контексте;

  • знание форм современной культуры, средств и способов культурных

коммуникаций.

  1. Учебно-методический комплекс философия высшее профессиональное образование направления подготовки (бакалавр) 030500. 62 Юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Для студентов дневной формы обучения отводится: 50 часов – аудиторных занятий. Из них: 34 часа - на проведение лекций, 16 часов - семинарских и практических занятия, 50 часов – самостоятельная работа.
  2. Учебно-методический комплекс политология высшее профессиональное образование направления подготовки (бакалавр) 030500. 62 Юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин протокол от 27 января 2011№5
  3. Учебно-методический комплекс латинский язык высшее профессиональное образование направления подготовки (бакалавр) 030500. 62 Юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Грамматика курса. Склонение существительных. Спряжение глаголов. Видовременные формы глаголов.Склонение прилагательных. Местоимения. Числительные. Предлоги.
  4. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,
  5. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в 2011 году

    Правила приёма
    в государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Российский государственный педагогическийуниверситет им. А. И. Герцена»в 2011 году
  6. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

    Правила приёма
    Данный текст Правил приема в РГПУ им. А. И. Герцена в 2010 году является проектом и принимает силу официального документа, если до 1 июня 2010 года не произойдет каких-либо изменений в порядке приема по независящим от университета причинам.
  7. Отчет по проекту: Гуманитарная компонента в учебных планах высшего профессионального образования: мировой опыт и российские реалии

    Содержательный отчет
    В недавно опубликованном “Российской газетой” интервью Я.И.Кузьминов, ректор Государственного университета – Высшей школы экономики и права, говорит: “Наше высшее образование где-то наполовину потеряло звание профессионального.
  8. Отчет о результатах самообследования деятельности филиала Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (3)

    Содержательный отчет
    Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Столичная финансово-гуманитарная академия» в г.Череповце (Филиал НОУ ВПО «СФГА» в г.
  9. Нормативно методическое обеспечение по разработке

    Реферат
    Главным документом, определяющим развитие высшего профессионального образования в России, является Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО).

Другие похожие документы..