Государственный общеобязательный стандарт образования республики казахстан общее среднее образование госо рк 003. 1 2008 Издание официальное астана 2009

Герб РК

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Общее среднее образование

ГОСО РК 2.003.1 - 2008

Издание официальное

АСТАНА 2009

  1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Национальной академией образования им.Ы.Алтынсарина

  1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от ____ _________ 2009 г., №_______

  1. ВВЕДЕН ВЗАМЕН Государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования Республики Казахстан. Общее среднее образование. – 2.003-2002

  1. РАЗРАБОТАН согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан «О порядке разработки, утверждения и сроках действия государственных общеобязательных стандартов», 02.09.1999 г., № 1290

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Содержание

1

Область применения

2

Нормативные сcылки

3

Термины и определения

4

Общие положения

5

Цели общего среднего образования

6

Ожидаемые результаты общего среднего образования

7

Основные задачи общего среднего образования

8

Базовое содержание общего среднего образования

9

Базисный и типовые учебные планы общего среднего образования

10

Особенности организации образовательного процесса

11

Оценивание учебных достижений обучающихся

Приложение А. Базисный учебный план организаций среднего образования. Общее среднее образование

Приложение Б. Типовой учебный план организаций среднего образования естественно-математического направления. Общее среднее образование

Приложение В. Типовой учебный план организаций среднего образования общественно-гуманитарного направления. Общее среднее образование

Приложение Г. Типовой учебный план организаций среднего образования технологического направления. Общее среднее образование

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Дата введения 01.09.2010 г.

1 Область применения

1.1 Государственный общеобязательный стандарт общего среднего образования (далее – Стандарт) устанавливает ожидаемые результаты образования в виде знаний, умений, навыков, компетенций как целей краткосрочного характера; описывает требования к базовому содержанию общего среднего образования, максимальному объему учебной нагрузки.

1.2 Настоящий стандарт предназначен для применения:

  • организациями образования, реализующими общеобразовательные учебные программы общего среднего образования, независимо от форм собственности организаций образования, типов и видов;

  • высшими учебными заведениями, а также организациями образования, реализующими профессиональные программы послесреднего образования;

  • научными и учебными заведениями, специалистами в области образования при подготовке общеобразовательных учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов;

  • институтами повышения квалификации и переподготовки работников системы образования при разработке программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;

  • уполномоченными и местными исполнительными органами в области образования при осуществлении финансирования организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы основного среднего образования.

1.3Настоящий стандарт распространяется на уполномоченный орган в области образования при лицензировании образовательной деятельности, аттестации организаций среднего образования, на организации среднего образования – при разработке и контроле выполнения рабочих учебных планов и общеобразовательных учебных программ общего среднего образования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Среднее образование. Основные положения (ГОСО РК 2.003-2008).

Издание официальное

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины и определения в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» №319 от 27.07.2007 г., Государственным общеобязательным стандартом Республики Казахстан. Среднее образование. Основные положения (ГОСО РК 2.003-2008)

4 Общие положения

4.1 Настоящий стандарт определяет:

  • цели общего среднего образования;

  • ожидаемые результаты общего среднего образования;

  • базовое содержание общего среднего образования;

  • базисный учебный план и типовые учебные планы общего среднего образования;

4.2 Организации общего среднего образования всех типов и видов, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, несут ответственность за выполнение требований настоящего стандарта.

4.3 Родители (или лица их заменяющие) в случае неисполнения организацией образования требований настоящего стандарта имеют право предъявления соответствующих претензий в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

5 Цели общего среднего образования

5.1 Основным ориентиром в определении цели общего среднего образования является общая цель, которая заключается в содействии гармоничному становлению личности и нравственному осмыслению жизни обучающимися посредством развития основ базовых компетенций, представленных в виде жизненных ролей:

  • доброжелательный человек;

  • заботливый член семьи;

  • творческая индивидуальность;

  • ответственный гражданин;

  • здоровая и совершенствующаяся личность.

5.2 Основанием для определения назначения общего среднего образования служит цель среднего образования, которая призвана обеспечить развитие у обучающихся способностей к познанию, к творческому использованию приобретенных знаний в учебной и жизненной ситуации, к саморазвитию и самоуправлению посредством формирования ключевых и предметных компетенций.

5.3 Цель общего среднего образования заключается в обеспечении условий для развития у старшеклассников способности к самостоятельной деятельности, готовности к ценностному осмыслению ситуаций, происходящих событий, к самостоятельному выбору необходимой информации и способа решения возникших проблем на основе нравственных норм, к социальному и профессиональному самоопределению.

5.4 Общее среднее образование призвано предоставить обучающимся возможности для завершения общеобразовательной подготовки в условиях различных типов и видов образовательных учреждений на основе самостоятельного определения своих образовательных потребностей и интересов в рамках действующих направлений профиля, а также для развития у них готовности к обучению на протяжении жизни и к выбору профессии.

5.5 Цель общего среднего образования является ориентиром для определения ожидаемых результатов, устанавливаемых путем интеграции ключевых и предметных компетенций по каждой образовательной области, а также базового содержания образования.

5.6 Ключевые компетенции как способности междисциплинарного характера первоначально формируются и развиваются средствами учебных дисциплин соответственно назначению каждой образовательной области.

К ключевым компетенциям относятся:

- информационная компетенция;

- коммуникативная компетенция;

- компетенция разрешения проблем;

5.7 Предметные компетенции определяют смысл и назначение образовательных областей; являются результатами межпредметного характера в рамках данной образовательной области; служат ориентиром в определении цели и задач учебных дисциплин.

5.8 Предметные компетенции являются деятельностями широкого спектра и описывают итоги достижения обучающимися следующих результатов по каждой образовательной области:

  • имеет навыки общения на казахском языке как государственном языке, на русском языке как языке межнационального общения, на иностранном языке; мотивирован к общению на родном языке; понимает ценностную значимость литературного наследия и пользуется им в нужном контексте

  • владеет математической грамотностью в широком спектре, в том числе умеет пользоваться новыми информационными и коммуникационными технологиями;

  • понимает научную картину мира через осмысление роли и места человека в природе;

  • знает историческое прошлое своего народа, выражает личное отношение к системе общечеловеческих, социокультурных ценностей при выполнении социальных ролей в семье, сообществе и сотрудничестве с другими людьми;

  • понимает и ценит культуру казахского народа, народов Казахстана и культурное многообразие мира;

  • умеет быть мотивированным к самоопределению и профессиональному росту с целью повышения своей конкурентоспособности;

  • умеет вести здоровый образ жизни для поддержания физического здоровья, умственной работоспособности и укрепления общей жизнедеятельности.

6.Ожидаемые результаты общего среднего образования

6.1 Ожидаемые результаты общего среднего образования - это система краткосрочных целей образования продолжительностью в 2 года, установленных для каждого цикла обучения, которые обозначены как уровни учебных достижений общего среднего образования.

6.2 В общем среднем образовании представлен один цикл обучения и соответственно один уровень учебных достижений обучающихся: 6-й цикл представляет 11 - 12 классы – 6-й уровень учебных достижений.

Конкретизация ожидаемых результатов в рамках образовательных областей осуществляется в образовательных программах учебных предметов.

6.3 Критериями учебных достижений обучающихся является уровневая система ожидаемых результатов общего среднего образования.

6.4 Ожидаемые результаты отражают слияние в единое целое ключевых и предметных компетенций.

6.4.1 Обучающийся по окончании уровня общего среднего образования в рамках образовательной области «Язык и литература» должен достигнуть следующих ожидаемых результатов:

  • знает способы использования речевой деятельности – слушания, говорения, чтения и письма – для получения информации;

  • понимает и различает виды речевой деятельности для отбора необходимой информации;

  • выбирает и использует соответственно обстановке разные типы текстов в устной и письменной формах для передачи и восприятия информации в любом контексте;

  • умеет использовать устную и письменную речь для выражения своего эмоционально ценностного состояния от переработанной информации;

  • знает способы использования речевой деятельности для общения как в устной, так и в письменной формах;

  • понимает ценностную значимость родного, государственного и других языков как средства познания мира и других людей;

  • применяет свои речевые навыки для общения в различных ситуациях (в учебной и повседневной деятельности);

  • умеет пользоваться языковыми знаниями и речевыми навыками для совместной работы в группе, команде, для расширения своего кругозора;

  • знает способы использования навыков речевой деятельности для решения поставленных задач, ситуаций, для достижения намеченных целей;

  • понимает необходимость выбора стилей и типов речи в устной и письменной формах для анализа, оценки и решения любой ситуации;

  • применяет речевые навыки в устной и письменной форме для разрешения проблем в различных ситуациях;

  • умеет пользоваться языковыми знаниями и речевыми навыками в зависимости от ситуации и намеченных целей для разрешения проблем.

6.4.2 Обучающийся по окончании уровня общего среднего образования в рамках образовательной области «Человек и общество» должен достигнуть следующих ожидаемых результатов:

  • понимает значимость общечеловеческих, нравственно-духовных ценностей жизни; умеет распознавать и оценивать человеческие взаимоотношения;

  • знает о важности гармоничных отношений с окружающим миром; умеет строить позитивные отношения с окружающими людьми, трудиться в команде; умеет идентифицировать свой статус в группе, коллективе;

  • умеет творчески и продуктивно использовать информационные и коммуникационные технологии для самосовершенствования; находить необходимую общественную и правовую информацию (текстовую, графическую, художественную и др.) и работать с ней;

  • понимает, умеет анализировать и объяснять сущность актуальных общественных событий, процессов и явлений;

  • умеет объективно воспринимать, анализировать и оценивать полученную информацию; умеет свободно и аргументировано выражать и обосновывать свои взгляды и суждения;

  1. Государственный общеобязательный стандарт (1)

    Документ
    РАЗРАБОТАН согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан «О порядке разработки, утверждения и сроках действия государственных общеобязательных стандартов», 02.
  2. Етодическое письмо об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях республики казахстан на 2010-2011 учебный год астана 2010

    Документ
    Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан
  3. Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011 2015 годы

    Документ
    В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемый Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан
  4. Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011-2015 годы. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2011 года и подлежит официальному опубликованию

    Документ
    Миссия: формирование и реализация государственной политики в области образования и науки, обеспечивающей конкурентоспособность и устойчивый социально-экономический рост.
  5. Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан
  6. Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2010-2014 годы. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2010 года и подлежит официальному опубликованию

    Документ
    В целях реализации Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
  7. Города алматы (2)

    Документ
    1. Утвердить прилагаемый Перечень гуманитарных специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов по профессиональным учебным программам послесреднего образования.
  8. Инструктивно-методическое (1)

    Реферат
    Подготовлено в НИИ дошкольного и среднего образования НАО им.Ы.Алтынсарина под руководством С.Д.Мукановой, А.Т.Дуйсебека, К.Л.Кабдоловой, Ш.Ш.Карбаевой, Г.
  9. Инструктивно-методическое (2)

    Реферат
    Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан

Другие похожие документы..