Программа дисциплины История христианства Специальности: Экономика и Социология для бакалавриата Санкт-Петербург 2010 пояснительная записка

Министерство

экономического развития и торговли

Российской Федерации

Министерство

образования

Российской Федерации


Государственный университет

- Высшая Школа Экономики

Санкт-Петербургский филиал

У

Одобрена на заседании

кафедры ________________

зав. кафедрой

______________________

Протокол № от “___”20 г.

тверждена УМС

Секция_________

Председатель

________________

“___”________20 г.

Программа дисциплины

История христианства

Специальности: Экономика и Социология

для бакалавриата

Санкт-Петербург

2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(методические указания)

Учебная программа составлена на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальностям: Экономика и Социология.

Автор программы

к.э.н., доцент Скоробогатов Александр Сергеевич

Требования к студентам

Курс «История христианства» предназначен для студентов дневного отделения бакалавриата и является предметом по выбору. Для усвоения данной дисциплины было бы полезно, если бы студенты держали в памяти основные сведения из общих курсов по истории и философии.

Краткая характеристика данной дисциплины.

Дисциплина является историко-теоретической и предлагается в качестве факультатива. Основными видами занятий по данной дисциплине являются лекции и семинары. В ходе лекций преподаватель, пользуясь заранее подготовленными презентациями, дает учащимся общее представление о важнейших вехах истории христианства и соответствующих им явлениях культуры и особенностях общественной жизни. На семинарах учащиеся выполняют аналитические задания, обсуждают ключевые вехи истории христианства и концепции, необходимые для их правильного понимания, а также делают доклады.

Данная дисциплина может занимать важное место в системе общего образования, наряду с другими дисциплинами, посвященными истории Отечества, экономической истории, истории науки, философии и пр., основное назначение которых состоит в том, чтобы дать учащимся общее представление об историко-культурных основах современной цивилизации, породившей также и экономическую науку в том виде, как она изучается в экономических вузах. Усвоение данного курса может помочь учащимся лучше понять такие дисциплины как Институциональная экономика и История экономических учений, тесно связанные с общим культурным контекстом, в котором формируются и важнейшие институты, порождаемое ими экономическое поведение и экономическая наука.

Учебная задача дисциплины заключается в том, чтобы дать студентам представление о важнейших вехах истории христианства и его культурном наследии, продолжающем оказывать существенное влияние на современное общество. После прохождения курса студент должен иметь представление об истоках христианства, его разновидностях и их исторических и культурных различиях. Также результатом изучения курса должно стать знание учащимися основных этапов в истории христианства, ключевых элементов его вероучения, этики и культуры, а также важнейших конфессий внутри христианства. Полученные в ходе изучения дисциплины навыки должны помочь студенту позднее идентифицировать то или иное явление культуры, включая экономические идеи и институты, путем выявления его исторических корней.

Профессиональная направленность дисциплины

Основным элементом профессиональной направленности курса является увязка культурного наследия европейской цивилизации с характерными для нее институтами и строением общества и хозяйственным укладом. Эти знания могут пригодиться студентам в их исследовательской деятельности в рамках проектов, посвященных анализу культурных и социальных предпосылок тех или иных экономических институтов. Также эти знания могут быть востребованы в рамках междисциплинарных исследовательских проектов.

Практические занятия

Программа предусматривает проведение семинарских занятий, основной формой которых должна стать работа студентов в группах, в которых они должны работать над аналитическими заданиями с их последующей презентацией. Примерный перечень занятий приводится в конце программы.

Домашние задания и контрольные работы

Программа предусматривает выполнение студентами домашних заданий в форме раскрытия какой-либо из изучаемых тем на материале предложенного преподавателем первоисточника; написание контрольных работ в форме тестов; а также по желанию студентов написание эссе на тему, вызвавшую наибольший интерес студента и открывающей возможность для последующих исследований в этой или близкой области.

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студента включает в себя освоение теоретического материала, излагаемого на лекциях и в виде презентаций, а также в предложенной литературе. В самостоятельную работу также входит подготовка к семинарским занятиям, контрольным работам, выполнение домашних заданий и написание эссе.

Формы контроля

В процессе работы учащиеся накапливают баллы и их относительная величина обеспечивает льготы на экзамене. Льготами на экзамене является сокращение вопросов, необходимых для получения той или иной итоговой оценки.

В качестве ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ выступает зачет, который проводится в письменной форме и включает в себя закрытые и открытые вопросы, а также аналитические задания.

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ осуществляется в конце модуля и выступает в виде письменной контрольной работы в виде теста.

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ, фактически, проводится на каждом семинаре, на котором студенты получают задания для выполнения в классе, и работа каждого студента на каждом семинаре оценивается по 10-ти балльной шкале.

Результирующая оценка складывается следующим образом: результаты текущего контроля дают 35% оценки, результаты рубежного контроля – 30%, результаты итогового контроля – 35%.

Долгосрочные цели курса

Данный курс, помимо ближайших целей дать студентам знания основ истории христианства, преследует также цель помочь наиболее мотивированным и заинтересованным студентам сформировать задел для последующих междисциплинарных исследований. Последние в будущем могут проводиться на стыке экономики и социологии, экономики и истории, экономики и культурологи или экономики и религиоведения, что вполне вписывается в современные исследовательские стандарты наиболее престижных международных университетов. Первоначальной формой проведения и презентации этих исследований могут быть курсовые работы, которые в дальнейшем могут быть представлены в виде доклада на семинаре научно-учебной лаборатории институционального анализа или на одной из конференций ГУ ВШЭ.

Содержание курса

Тема 1. Основные элементы христианского мировоззрения и этики

Лекции

Основной вопрос христианского богословия: кто есть Христос и в чем смысл Его миссии?

Богословие (в узком смысле, т. е. триадология): основной вопрос — как Бог одновременно един и множествен? Апофатический и пути богопознания; две крайности: савеллианство и арианство; различие сущности и ипостаси

Христология: Кто есть Христос в Его человеческом воплощении и в чем смысл Его миссии? Различие личности и природы – они могут не совпадать по «количеству»; Христос – Личность, обладающая двумя природами: Совершенный Бог и Совершенный Человек; смысл Боговоплощения - развитие творческой деятельности: от сотворения к обожению

Антропология: учение о Святой Троице – откровение не только о Боге, но и о человеке; задача человека – обожение (собственное приобщение к Божественной жизни) и священство (приобщение к Божественной жизни всей твари) - восполнение природного единства личностным

Пневматология и экклезиология: Домостроительство Сына – преображение природы; Домостроительство Духа – усвоение этого преображения отдельными личностями; Церковь и Домостроительство Духа; Церковь как Тело Христово; Благодать и обожение

Две формы Божественного бытия: в сущности и в энергиях; пример солнца; энергии и творение; почитание материи – икон, мощей

Своеобразие христианских заповедей: неписанный характер; образ Христа; отношение к миру – «не от мира, но ради мира»; понимание цели хозяйственной жизни - потребитель и священник; хозяйственная жизнь в economics; «ветхим человеком» и «новый человек»; экономический и церковный человек в истории; Церковь и культура; Церковь и экономика

Вопросы для контроля знаний:

  1. В чем заключается важнейший парадокс, содержащийся в библейском учении о Боге?

  2. Что такое богословие в узком и широком смыслах?

  3. Чем различаются апофатический и катафатический пути познания

  4. Какова связь между догматическим учением и практической жизнью?

Тема 2. Введение в историю христианства

Лекции

Происхождение христианства

Многообразие версий возникновения христианских общин: христианская версия; иудейская версия; версии, предлагавшиеся в рамках либерального богословия и атеизма; отношение со стороны других мировых религий; предполагаемая роль Павла как подлинного основателя христианства

Источники по проблеме: канонические и апокрифические евангелия; апостольские деяния и послания; произведения ранних христианских учителей и историков; труды античных историков, мыслителей и критиков христианства – Иосифа Флавия, Тацита, Светония, Плиния Младшего и др.; вещественные и археологические данные – монеты, надписи, сооружения и постройки; Туринская плащаница

Споры по поводу Воскресения Христа: его признание как первичный критерий христианства и его непризнание как признак антихристианства; многообразие промежуточных версий – докетизм, гностицизм, арианство и т. д.

Происхождение Церкви: возможности нецерковного развития христианства; пророческий характер первоначальной Церкви; Иерусалимская община; общины в Греко-римском мире; формирование иерархической структуры

Различные подходы к изучению истории христианства: православный, католический, протестантский, либеральный, материалистический

Периодизация истории христианства: ее опосредованность избранным подходом; история как магистральная дорога и постепенное накопление множества ответвлений; сравнительное единство христианской истории в рамках Римской империи; Запад и германский мир, Византия и славянский мир – два расходящихся пути истории христианства; периодизация в рамках курса по критерию выделения наиболее значимых вех в формировании мировоззрения, культуры и жизни

Вопросы для контроля знаний:

  1. Что относится к раннехристианской письменности?

  2. Какова связь между Воскресением и христианской верой?

  3. Как связано изучение истории с избранным подходом?

  4. Чем различаются христианское и нехристианское видение церковной истории?

Тема 3. Период до обращения Константина Великого

Лекции

Апостольский период - хронологические рамки: Пятидесятница – смерть последнего апостола; с чего началась Церковь

Иерусалимская община: концентрация первоначальной христианской жизни в еврейской среде; особенности первых иудео-христианских общин; предпосылки для распространения христианства за пределы еврейства – обращения самарян, иудейских прозелитов и язычников

Греко-римские общины: миссионерские путешествия апостола Павла; значение других апостолов и их сподвижников в обращении язычников; Иерусалимский собор и его последствия

Характер первых гонений: противостояние христианства и иудейства – мученичество Стефана, Иакова Зеведеева и Иакова Праведного; первые гонения со стороны имперской власти – Нерон и Домициан

Формирование христианской письменности: задачи составления Евангелий; характер посланий; суть последующих споров по поводу формирования канона христианской Библии

Общая характеристика положения Церкви в последующий двухвековой период: гонения как основной мотив отношения внешнего мира к христианству; формирование первых богословских систем; складывание первоначальной иерархической структуры Церкви

Этапы в истории гонений: рескрипт Траяна и роль языческого окружения; постепенное угасание враждебности народа и переход инициативы гонений к государству; характер гонений при Марке Аврелии, Септимии Севере, Декии и Диоклетиане

Интеллектуальные вызовы и вероучение: Игнатий Антиохийский, Юстин Философ, Ириней Лионский, Тертуллиан, Ориген

Первые ереси и разделения: гностики, савелианство, монтанизм

Внутренняя структура Церкви: возвышение епископов; прочие иерархические звенья

Вопросы для контроля знаний:

  1. Что является «днем рождения» Церкви?

  2. Что отличает апостольский период от последующих эпохи

  3. Что называют «революцией в церкви II века»?

  4. Как изменялись относительные роли римской власти и простого народа в инициировании гонений?

Тема 4. Возникновение монашества и его роль в последующей истории христианства

Лекции

Укорененность монашества в изначальной ветхозаветной и христианской традиции: древние Патриархи, Моисей, Илия, прочие пророки; Иоанн Креститель, Иисус

Основные виды монашества: отшельничество, общежитие и промежуточные типы

Мотивы первых монахов-отшельников: Павел Фивейский и Антоний Великий

Мотивы возникновения общежительных монастырей: обмирщение Церкви после обращения империи; стремление к первоначальной чистоте христианских общин

Отношения между монашеством и христианским миром: первоначальный антагонизм; постепенное «приручение» монашества церковными иерархами; слияние монашества и епископата; возвращение монахов в христианский мир в качестве его лидеров

Вопросы для контроля знаний:

  1. Как связаны между собой ветхозаветная и христианская традиции отшельничества?

  2. Какова связь между общежительными монастырями и апостольской организацией общин?

  3. Как складывались отношения между монахами и иерархами при зарождении монашеского движения?

Тема 5. Эпоха вселенских соборов

Лекции

Хронологические рамки: 325-842; общий смысл этого периода

Религиозные задачи обращенной империи: миротворческая роль Константина; преемственность этой линии у всех последующих римских и византийских императоров

Понятие Вселенского Собора; его отличие от Поместного собора, критерии истинности собора, православное и католическое понимание вселенских соборов

  1. Профиль биология аннотация к программам дисциплин (модулей)

    Программа
    Дисциплина «Иностранный язык» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Иностранный язык», относятся знания, умения и виды деятельности,
  2. План научной работы на 2010 год (темы, аннотации тем, публикации, конференции, семинары, диссертации)

    Документ
    План научной работы Филологического факультета и факультета искусств на 2010 год представляет собой освещение запланированной научной деятельности по 52 структурным подразделениям и образовательным программам факультетов.
  3. Программа элективного курса «Профессиональная педагогическая ориентация II часть» для учащихся 8-х классов основной общеобразовательной школы Тамбов, 2010 г

    Программа
    Программа учебной дисциплины «Профессиональная педагогическая ориентация» предназначена для реализации в педагогических классах основной общеобразовательной школы.
  4. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    УМК-МПИ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2010-2011 и 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор.
  5. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс объясняет цели и задачи магистерской программы «Правовая информатика», приведены программы учебных курсов, концепция методологического семинара, тематика и рекомендации по написанию магистерских диссертаций,
  6. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (3)

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс объясняет цели и задачи магистерской программы «Правовая информатика», приведены программы учебных курсов, концепция методологического семинара, тематика и рекомендации по написанию магистерских диссертаций,
  7. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (6)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс объясняет цели и задачи магистерской программы «Правовая информатика», приведены программы учебных курсов, концепция методологического семинара, тематика и рекомендации по написанию магистерских диссертаций,
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100. 62 «Экономика» (1)

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриата, реализуемая в ЧГУ по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» и профилю подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» для программ бакалавриата представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100. 62 «Экономика» (4)

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриата, реализуемая в ЧГУ по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» и профилю подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» для программ бакалавриата представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную

Другие похожие документы..