Ю. В. Чайковский Наука о развитии жизни

Ю.В. Чайковский

Наука о развитии жизни

Опыт теории эволюции

В память о жертвах нелепого и

страшного террора начала XXI века

тысячах убитых, замученных,

искалеченных и обездоленных

Товарищество научных изданий КМК
Москва 2006

УДК 575.8

ББК 28.02

Ч 151

Чайковский Ю.В. Наука о развитии жизни. Опыт теории эволюции. Москва: Т-во научных изданий КМК. 2006. 712 с.

Цель книги показать, что для сохранения жизни и культуры нам нужны не только призывы жить лучше, нам нужна еще и новая теория эволюции. В последние годы стали обычны заявления о подходе с «эволюционных» позиций к проблемам космологии, экологии, экономики и техники, к развитию нервной системы и рака. Появились термины «нервный дарвинизм», «экономический дарвинизм» и даже «литературный дарвинизм». В них нет ссылок на эволюционные труды авторам хватает смутной школьной памяти, что эволюция идет «по Дарвину». На самом деле все 4 главных тезиса дарвинизма (непрерывность и ненаправленность изменений, естественный отбор и расхождение от единого предка) оказались не общими законами, а либо частными правилами с исключениями, либо не действуют вовсе. И, главное, они обеспечивают лишь изменчивость в пределах близких видов, но не эволюцию. Книга рассказывает о появлении и развитии жизни, о развитии взглядов учёных на этот процесс. При необходимости даются параллели с идеями эволюции в других науках (космологии, геологии, лингвистике, экономике и др.) и в различных религиях. Автор исходит из той идеи, что новая теория может быть полезна для практики не объяснениями происшедшего и не предсказанием будущего хода эволюции (это мало кому важно), а конкретными рекомендациями например, по охране природы и культуры, по медицине и систематике. От читателя требуется знание школьного курса биологии и, вдобавок, любой популярной книжки по иммунологии. Книга рассчитана на студентов старших курсов и аспирантов биологических специальностей, но ряд мест (особенно п. 52 и глава 11) требует некоторого навыка чтения теоретической литературы. Книга может быть полезна учителям и старшеклассникам школ биологического профиля, но также должна быть интересна и всем специалистам, кому по роду их занятий надо знать новые эволюционные идеи биологам, медикам, психологам, экологам, инженерам, экономистам и обществоведам. Рисунков 92. Литература: 147 названий (рекомендуемый список) и более 200 иных названий, упомянутых в тексте.

НА ОБЛОЖКЕ — «живые ископаемые» из книги:

Г. Крумбигель, X. Вальтер. Ископаемые. Пер. с немецкого. М., Мир, 1980.

Все изображенные на верхней строчке обеих таблиц животные и растения живут

ныне, но ископаемых предков имеют далеко не все: штриховые линии показывают,

что ближайшие их "предки" жили сотни миллионов лет назад. Почему так? Можно

ли считать их настоящими предками? См. параграф 9-14, «Лазаревы таксоны»

ISBN 5-87317-342-7

© Ю.В. Чайковский, текст, иллюстрации. 2006

© Т-во научных изданий КМК издание, 2006

3

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие................................................................................................................. 11

ЧАСТЬ 1. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭВОЛЮЦИИ 13

Глава 1. Творение или развитие?13

1-1. Зачем эта книга.................................................................................................... 14

1-1 * Дарвинизм и эволюция 15

1-2. Что такое эволюция............................................................................................. 17

1-3. Начало идей эволюции- в религии.................................................................. 19

1-3* Библия: мир и человек сотворены дважды 21

1-4. Религия и наука о рождении мира................................................................... 23

1-5. Эволюция у первых натуралистов................................................................... 24

1-5* Пифагорйцы, Гераклит и Эмпедокл 27

1-6. От софистов до Аристотеля.............................................................................. 29

1-6* После Сократа 31

1-6** Существенное и побочное (сущность и акциденция) 34

1-7. Изменчивость, отбор и законы познания...................................................... 34

1-7* Ранние стоики 37

1-8. Рождение идеи предначертанной эволюции................................................. 38

1-9. Богословы, мореплаватели и эволюция......................................................... 40

1-10. Хэйл, основатель эволюционизма................................................................. 44

1-11. Человек - модель эволюции............................................................................ 46

1-12. Дорожки от Хэйла к Дарвину......................................................................... 47

1-13. ... и мимо.............................................................................................................. 50

1-14. Лейбниц и Мопертюи. Эволюционная философия.................................. 52

1-15. Морфология и законы эволюции.................................................................. 55

1-15* Эволюция и катастрофы 58

1-16. Эразм Дарвин и принцип активности........................................................... 59

1-17. Ламарк и идея прогресса................................................................................. 62

Глава 2. Победа эволюционной идеи65

2-1. Научная революция............................................................................................. 65

2-2. Немцы выходят на эволюционную сцену...................................................... 68

2-3. Параллелизмы и связь всего со всем. Биосфера........................................... 69

2-4. Эволюция романтическая. Окен....................................................................... 72

2-5. Развитие зародышей и эволюция. Жоффруа Сент-Илер............................ 75

2-6. Знаменитый спор................................................................................................. 77

2-7. Что такое жоффруизм......................................................................................... 79

4

2-7* Гомология 82

2-7** Карл Нэгели и развитие жоффруизма 83

2-8. Молодой Дарвин................................................................................................... 84

2-9. И острый галльский смысл, и сумрачный германский гений.................... 88

2-10. Пока Дарвин писал «Длинную рукопись».................................................... 90

2-10* Множественный параллелизм 93

2-10** Проблема вида 93

2-11. Первые успехи и неудачи дарвинизма........................................................... 95

2-11* Метод Дарвина и случайность 97

2-12. Дарвинизм без отбора........................................................................................ 99

2-13. Дарвин без Мальтуса....................................................................................... 100

Глава 3. Наследие Дарвина102

3-1. Две истории науки.............................................................................................. 102

3-2. Поздний Дарвин.................................................................................................. 104

3-2* Вынужденные добавления к учению 106

3-3. Зачем половой отбор? И есть ли он в природе?.......................................... 108

3-4. «Кошмар Дженкина»......................................................................................... 111

3-5. Законы наследования. Дарвинизм по Уоллесу............................................ 113

3-6. Принцип смены функций. Дарвинизм по Дорну....................................... 115

3-7. Диалектика отбора. Дарвинизм по Дарвину................................................ 117

3-7* Насекомые опровергают идею отбора 120

3-7** Тезис Витгенштейна 122

3-8. Активность и морфология. Дарвинизм по Геккелю.................................. 124

3-9. Презумпции наследования. Дарвинизм по Вейсману............................... 129

3-10. Происхождение родов идет не так, как происхождение видов. Дарвинизм

по Копу............................................................................................................. 132

3-10* Параллельные ряды 133

3-11. Борьба как взаимопомощь. Дарвинизм по Кропоткину......................... 135

3-12. Рождение генетики. Дарвинизм по де-Фризу и Мензбиру..................... 137

3-13. Российский эволюционизм: мир как целое................................................ 141

3-13* Симбиогенез 142

3-13** Мир гак географическое целое 145

3-14. Мир как целое у Ганса Дриша. Энтелехия 146

Глава 4. Вокруг советской биологии148

4-1. Исходные посылки.............................................................................................. 148

4-2. Московская школа эволюционной генетики. Четвериков........................ 151

4-3. Системное понимание отбора......................................................................... 153

4-4. Эволюция и политика......................................................................................... 155

4-5. Ученики Четверикова: мутации без отбора.................................................. 158

4-6. Ученики Четверикова: творческая роль отбора - что такое?.................... 159

5

4-7. Ученики Четверикова: Балкашина и гомеозис........................................... 160

4-8. Ученики Четверикова: Николай Беляев и генетика чудес........................ 162

4-9. Ряды и номогенез. Вклад Вавилова............................................................... 165

4-10. Берг и рождение номогенеза........................................................................ 168

4-10* Не ко времени 171

4-11. Номогенетики-дарвинисты........................................................................... 173

4-12. Соболев и его «историческая биогенетика»............................................. 175

4-12* Действительно - синтез учений 179

4-13. Новый жоффруизм и винт эволюции......................................................... 181

4-13* Перемещение жоффруизма на Запад 184

4-14. Дарвинизмы бывают разные........................................................................ 185

4-14* Адаптация ламаркизма к дарвинизму 188

4-14** Крайние варианты, в том числе лысенковщина 189

4-15. Эффект группы................................................................................................ 191

4-15* Национальная наука 195

4-16. Биологическое поле........................................................................................ 196

4-17. Феномен Любищева....................................................................................... 199

4-17* Процесс приспособления — не главный 202

4-17** Связавший несвязанное 205

4-18. Злосчастный опыт Шапошникова............................................................... 208

4-19. Одомашнивание............................................................................................... 210

4-20. Закончим с темой отбора.............................................................................. 211

ЧАСТЬ 2. МЕХАНИЗМЫ ЭВОЛЮЦИИ214

  1. Науки о жизни и образование. Фундаментальные проблемы интеграции: Матер конф. Мгу. М.: Макс пресс, 2009. С. 191-195

    Документ
    Проблемы развития биосферы и человечества в условиях глобализации могут быть решены только на основе объективных знаний об эволюции мира. Следовательно, необходима адекватная эволюционная теория, которая могла бы служить методологической
  2. Список книг (1)

    Документ
    Карты:01 Late Precambrian Supercontinent and Ice House World.jpg02 Cambrian the beginning of the Paleozoic Era jpg03 Ancient Oceans Separate the Continents.
  3. Программа и планы по философии науки для аспирантов и соискателей краснодар, 2009

    Программа
    Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначена для аспирантов и соискателей ученых степеней всех специальностей.
  4. Наука философия религия

    Книга
    В книге использованы современные научные знания и богатый эзотерический и религиозный опыт человечества. На этой основе предложена информационно-энергетическая модель витальности (IEV) Универсума.
  5. Наука прошла большой и сложный путь развития от египетских и вавилонских памятников до атомных электростанций, лазеров и космических полетов. Человечество про (1)

    Документ
    Бора и т.д. В общем, такое утверждение верно. По существу каждый исследователь должен быть осведомлен о том, что сделано до него в изучаемом им вопросе, критически оценить результаты, полученные его предшественниками.
  6. Наука прошла большой и сложный путь развития от египетских и вавилонских памятников до атомных электростанций, лазеров и космических полетов. Человечество про (2)

    Документ
    Мало того, что он начал помогать считать отцу уже в три года. Поразительно, что Гаусс в юности, не имея доступа к математической литературе, самостоятельно воспроизвел большинство результатов своих великих
  7. Развитие идеи и свободе человека как субъекта образовательного процесса

    Документ
    Вторая половина XIX — начало XX веков представляется плодотворным этапом научной разработки идеи свободного воспитания, характеризуется нарастанием тенденций общественно-педагогического движения к ее реализации.
  8. П. И. Чайковский и становление композиторского образования в России

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 15 декабря 2009 г. в 15 ч. на заседании диссертационного совета Д 210.012.01 при Российской академии музыки им. Гнесиных (121069, Москва, ул.
  9. Н. В. Медведев кандидат философских наук, профессор

    Книга
    В сборнике материалов Международной научной конференции «Этика и история философии», посвященной 60-летию кафедры философии Тамбовского Государственного Университета им.

Другие похожие документы..