Учебное пособие Краснодар, 2000. Печатается по решению редакционно-издательского совета Кубанской государственной академии физической культуры Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор С.

А.А.Кадочников, Ар.А.Кадочников, В.Н.Завгородний, А.Г.Ахромова. Психолого-педагогические основы подготовки специалистов по рукопашному бою стиля А.А.Кадочникова: Учебное пособие. — Краснодар: Издательство Кубанской ГАФК, 2000

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ТУРИЗМУ

КУБАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

«ШКОЛА А.А.КАДОЧНИКОВА»

А.А.Кадочников, Ар.А.Кадочников, В.Н.Завгородний, А.Г.Ахромова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ РУКОПАШНОГО БОЯ СТИЛЯ А.А.КАДОЧНИКОВА

Учебное пособие

Краснодар, 2000

.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Кубанской государственной академии физической культуры

Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор С.А.Локтев, доктор медицинских наук, профессор В.А.Якобашвили

А.А.Кадочников, Ар.А.Кадочников, В.Н.Завгородний, А.Г.Ахромова. Психолого-педагогические основы подготовки специалистов по рукопашному бою стиля А.А.Кадочникова: Учебное пособие. — Краснодар: Издательство Кубанской ГАФК, 2000. — 52 с.

Учебное пособие посвящено психологическим и педагогическим основам рукопашного боя стиля А.А.Кадочникова, освоение которого позволяет человеку приобрести ряд физических и психологических качеств, необходимых для адаптации в конкретных условиях проживания, а также развить внутреннюю готовность к экстремальным и чрезвычайным ситуациям.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 521900 «Физическая культура», 022300 «Физическая культура и спорт», 033300 «Безопасность жизнедеятельности», а также для тренеров, преподавателей физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности в учреждениях народного образования.

.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел 1. Основы педагогического мастерства преподавателя «Школы А.А.Кадочникова»

Раздел 2. Методические особенности подхода в педагогическом воспитании учащихся на занятиях рукопашным боем стиля А.А.Кадочникова

Раздел 3. Памятка ученика, занимающегося рукопашным боем стиля А.А.Кадочникова

Раздел 4. Памятка преподавателя рукопашного боя стиля А.А.Кадочникова

Раздел 5. Кодекс оптимального поведения ученика рукопашного боя стиля А.А.Кадочникова

Раздел 6. Кодекс оптимального поведения тренера рукопашного боя стиля А.А.Кадочникова

Раздел 7. Общие организационно-методические указания по проведению занятий РБ стиля А.А.Кадочникова

Раздел 8. Физическая подготовка детей и юношей, проходящих обучение системе РБ стиля А.А.Кадочникова

Раздел 9. Приёмы регулирования физической нагрузки и плотности занятий РБ стиля А.А.Кадочникова

Литература

ВВЕДЕНИЕ

«Знать, чтобы предвидеть

предвидеть, чтобы избежать,

действовать, чтобы выжить»

В последние годы в области физической культуры и спорта интенсивно идёт процесс выработки и внедрения в практику физкультурно-оздоровительной работы с населением различных технологий, способных обеспечить каждому человеку индивидуализированный подход к проблеме его личного здоровья и безопасности.

В настоящее время имеется достаточно большой ассортимент видов, форм, методов и средств физической подготовки. Значительную долю в них занимают занятия нетрадиционными видами спорта, в частности восточными единоборствами. Расширение контактов со странами Азиатского континента в сочетании с достижениями научно-технического прогресса сделали доступной для широких масс, в том числе и для молодёжи, информацию о ранее неизвестных видах боевых искусств, издавна практикуемых у различных народов мира.

Однако установлено, что занятия восточными единоборствами не соответствуют анатомо-физиологическим и психологическим особенностям европейцев, не учитывают мотивационно-потребительскую сферу обучающихся, а также национальные, климатические и другие особенно­сти конкретных регионов.

Важная прикладная задача воспитания человека, хорошо подготовленного к преодолению физических и психологических нагрузок, особенно в экстремальных ситуациях, может быть решена с помощью системы рукопашного боя стиля А.А.Кадочникова.

По своей сути она является логическим продолжением системы подготовки древних воинов, позволявшей им успешно преодолевать экстремальные ситуации военного времени. Основываясь на целостном восприятии мира и человека, как частицы этого мира, знании законов биомеханики, анатомии, физиологии, психологии, а также на трудах Н.А.Бернштейна по экономизации движений, система позволяет добиваться максимального результата в каждой двигательной задаче при минимальных затратах энергии.

Ограничивая число степеней свободы, прикладывая к человеку как к биомеханической конструкции систему сил и управляя ею, можно вывести человека из состояния равновесия.

Стиль АА.Кадочникова отличается от других стилей методикой подготовки, особенностью применения и способами восстановления своей деятельности. Он может применяться при возникновении различных ситуаций, сохраняя при этом совокупность вариативно-устойчивых компонентов — структуру стиля. Рукопашный бой по системе А.А.Кадочникова с успехом может использоваться как военными, так и гражданскими лицами.

Цели, решаемые в ходе систематических теоретических и практических тренировочных занятий, многоплановы. Прежде всего, это закрепление у слушателей убеждения в том, что эффективность деятельности человека в любой ситуации, в том числе и экстремальной, в большой степени зависит не только от физического здоровья и уровня развития таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота, ловкость, координация и др., но и от психологического состояния человека.

Занятия по системе А.А.Кадочникова позволяют сформировать и закрепить у обучаемых умения грамотно действовать при возникновении экстремальных ситуаций. В ходе обучения человек осваивает разнообразные навыки, которые позволяют ему оценивать особенности физического развития организма и уровень развития основных физических качеств. При этом особое внимание обращается на выявление и развитие двигательных качеств, слабо развитых у данного человека, но необходимых ему для успешных действий в экстремальных условиях.

Освоение стиля АА.Кадочникова вооружает слушателя знаниями теории и методики поддержания, а в случае необходимости — восстановления физического здоровья и оптимального состояния организма как в обычных условиях, так и при возникновении угрозы жизни и здоровью человека. Индивидуализация обучения предусматривает обучение слушателей таким способам ведения рукопашного боя, которые наиболее приемлемы для них с учётом возрастных, половых и конституциональных особенностей.

Практические занятия дают возможность освоить приёмы самостраховки, защиты от ударов руками, ногами, корпусом, головой, подручными предметами, защиты от холодного оружия и при угрозе огнестрельным оружием, освобождение от захватов за различные части тела и одежду, тактику ведения поединка как в индивидуальном, так и в групповом рукопашном бою.

Изучение РБ стиля А.А.Кадочникова позволяет приобрести ряд физических и психологических качеств, необходимых для адаптации в конкретных условиях проживания человека, а также развить внутреннюю готовность к наиболее вероятным экстремальным и чрезвычайным ситуациям.

Раздел 1

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ «ШКОЛЫ А.А.КАДОЧНИКОВА»

Будущее страны в значительной степени зависит от качества воспитания подрастающего поколения. В российской педагогике имеется ряд болезненных проблем, на части из которых мы хотим остановиться.

Плохая успеваемость учащихся — из-за чрезмерных требований, не соответствующих функциональным, интеллектуальным, психологическим и другим способностям учеников.

Различного рода нарушения поведения учащихся.

Низкая мотивация у педагогов к качественной работе, причинами которой являются низкая, не вовремя выплачиваемая зарплата, приверженность к старым догмам и т.д. Самые прогрессивные педагоги, похоже, потеряли большую часть оптимизма, так как не видят возможности коренных изменений в деле воспитания и образования.

В результате всё больше учащихся бросают учебные заведения, а педагоги уходят из школ и вузов на более высокооплачиваемую, пусть даже и менее квалифицированную работу.

Никогда, пожалуй, не предпринималось столько попыток реформы среднего и высшего образования, как сегодня. Однако в центре внимания по-прежнему находятся общие аспекты и недостаточно учитываются методы воспитания. Благодаря приобретённым знаниям ученик, в лучшем случае, будет подготовлен профессионально, но значительно меньше при этом подготовлен к жизни.

Совершенно не ясно, как профессиональная система образования и воспитания может стимулировать внутреннюю зрелость и развитие личности подрастающего поколения, воспитывать в нем патриотизм и любовь к Родине.

Главной целью воспитания является развитие личности, её самореализация, однако многие методы обучения в настоящее время не затрагивают сознание отдельной личности.

Окончательно социальное восприятие и представление самого себя формируется в раннем юношеском возрасте, к этому времени складываются основные черты характера, комплексы привычек, круг и формы общения с окружающими.

Этот процесс во многом происходит стихийно. В характере человека закладывается присущая сегодняшнему российскому обществу хроническая неудовлетворённость и бессмысленное стремление к непрерывному повышению своего материального благополучия, в том числе и преступными способами, в ущерб развитию полноценной личности.

В связи во всем вышеуказанным всё острее встаёт проблема формирования основ педагогического мастерства у преподавателя новой школы — «школы выживания». Важным фактором и условием, определяющим подготовку слушателей нашей школы сегодня, в полном соответствии с современными требованиями, является высокий уровень педагогического мастерства преподавателя.

Проблема педагогического мастерства является одной из центральных в педагогической теории и практике. От её решения в значительной мере зависит эффективность и качество учебно-воспитательного процесса любой школы.

Педагогическое мастерство есть способность преподавателя использовать различные средства и приёмы воздействия в интересах достижения той или иной педагогической цели — педагогическая технология, а основной путь достижения мастерства есть овладение техникой педагогического воздействия.

Отсюда видно, что педагогическое мастерство — это синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков и умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности педагога позволяют ему эффективно и качественно решать учебно-­воспитательные задачи. Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество.

Это определение раскрывается профессионально-педагогической деятельностью преподавателя школы, спецификой и многообразием целей и задач, которые ему приходится решать, особенностями самого педагогического процесса школы.

Деятельность преподавателя направлена на достижение общей двуединой цели, всесторонней подготовки сознательного и активного члена общества и воспитание высоких морально-профессиональных качеств, необходимых человеку XXI века, через свой предмет и систему научных знаний. Он формирует профессиональную направленность особой ролью и местом преподавателя в учебно-воспитательном процессе школы.

Раскрывая суть учебной дисциплины, преподаватель активно воздействует на слушателей, формирует у них определённые взгляды и способы мышления, готовит их к жизни, к профессиональной деятельности.

Педагог несёт личную ответственность за научный и методический уровень проводимых занятий по предмету обучения, за воспитание, психологическую подготовленность слушателя, за качество и эффективность проводимой работы. На занятиях он является педагогом, и его деятельность реализуется требованиями программы. Строгая регламентация современной жизни, системы взаимоотношений требует от преподавателя специфических знаний, навыков и умений сочетания неукоснительной исполнительности и творческого подхода к изысканию мер педагогического воздействия, направленных на выполнение учебной программы и решение воспитательных задач.

Педагогическое мастерство преподавателя зависит и от глубины психолого-педагогических знаний педагога. Они являются своеобразным компасом в практической деятельности преподавателя. Но знания — не самоцель. Важно, чтобы на базе усвоенных знаний формировались необходимые навыки и умения.

Из всего многообразия навыков и умений, характеризующих высокий уровень педагогического мастерства преподавателя, можно и нужно выделить следующие:

— умение изучать каждого слушателя и коллектив в целом, замечать те изменения, которые происходят в них;

— умение быстро и правильно анализировать и оценивать педагогические ситуации;

— умение добиваться прочной связи знаний с практическими действиями, формировать на этой основе необходимые профессиональные качества;

— умение использовать разнообразные приёмы активизации внимания и познавательной деятельности слушателей;

— умение устанавливать и постоянно поддерживать контакт с аудиторией, своевременно и педагогически целесообразно влиять на поведение слушателей;

— умение комплексно решать педагогические задачи как на занятиях, так и во внеурочное время,

— умение педагогически грамотно использовать методы воспитания, сочетать единство слова и дела;

— умение объективно оценивать работу слушателей.

Педагогический труд современного преподавателя характеризуется спецификой объекта воздействия, который одновременно является и субъектом педагогической деятельности. Объект воздействия — слушатель, человек, взрослеющий от занятия к занятию, накапливающий необходимый жизненный опыт и готовящийся к работе в XXI веке.

Вместе с тем это — молодые люди, которым присуще всё, что характеризует данный возраст: высокая активность и жизнедеятельность, любознательность и крайняя критичность, романтичность и неустойчивость взглядов, поведения и т.д.

Мастерство преподавателя проявляется в стремлении и умении учесть в практической деятельности социально-психологические явления, которые имеют место в молодёжном коллективе, уровень развития взаимоотношений, общественного мнения, авторитет руководителя и т.д.

Успех педагогического труда зависит не только от отношения преподавателя к слушателям, но и от отношения последних к нему, т.е. от их взаимных отношений. Ум, чувства, воля, знания, умения, действия и поступки педагога — всё подвергается постоянному критическому анализу со стороны слушателей. Если профессиональный и нравственный облик тренерско-преподавательского состава отвечает требованиям нашей морали и представлениям слушателей, является для них авторитетом, тогда они стремятся поддержать его.

Педагогическая деятельность преподавателей нашей школы характеризуется многообразием «орудий труда» — средств педагогического воздействия. Самым главным средством педагогического воздействия являются глубокие знания читаемой дисциплины, причём это знание специфично. Оно включает не только знание соответствующей науки (где наука есть умение пользоваться знанием), её логики, основных законов, понятий, определений, но и того, как те или другие разделы предмета воспринимаются, понимаются и усваиваются слушателями; что затрудняет их работу в понимании; что ими изучается легко и с интересом.

  1. К. Д. Чермит, В. Г. Левченко

    Документ
    В монографии предпринята попытка, с позиций системного подхода рассмотреть сложный комплекс разнообразных проблем современного высшего образования в России.
  2. Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний

    Ученые записки
    Сборник включает в себя работы, в которых рассматриваются проблемы экономической теории и менеджмента, социологии, политологии, языкознания, а также педагогики высшей школы и развития регионального туризма.
  3. Научно-практическое пособие Екатеринбург 2010 ббк 86. 2 С904

    Документ
    Религиозная ситуация и основные религиозные направления на территории Уральского региона: научно-практическое пособие / П. Е. Суслонов, Е. С. Губина. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2010.
  4. Учебное пособие Выпуск второй Советская классика. Новый взгляд Введение

    Учебное пособие
    Человек и окружающий мир в произведениях Горького«Несвоевременные мысли»Горький и революцияРассказы 1922-1924гг.Рассказ о необыкновенном«Дело Артамоновых»: от замысла к воплощениюРоман об Артамоновых и «Фома Гордеев»
  5. Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей и средней школы, аспирантам, студентам и широкой общественности

    Книга
    0 26 ОБЫДЕННОЕ МЕТАЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. Ч.1: Коллективная монография / Отв. ред. Н. Д. Голев. – Кемерово; Барнаул, 2009.
  6. Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия

    Документ
    Человек. Религия. Право. Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.
  7. А. А. Парпара высказал обеспокоенность некорректными выпадами и клеветой в адрес библиотеки со стороны отдельных сми и интернетных борзописцев-недоброжелателей, которые сублимируют личные обиды и комплексы в распро

    Документ
    Он проявил заинтересованность состоянием дел в Библиотеке, которая, на его взгляд, занимает важное место в ознакомлении россиян с культурой, историей, изящной словесностью Украины и служит реальным, одним из немногих сегодня, каналом
  8. Монография таганрог (3)

    Монография
    В обширном приложении содержатся: основные даты развития медиаобразования в России; краткий словарь медиаобразовательных терминов; текст программы спецкурса «История и теория медиаобразования в России»; самые полные на сегодняшний
  9. Монография написана при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (ргнф), грант №01-06-00027а

    Монография
    В обширном приложении содержатся: основные даты развития медиаобразования в России; краткий словарь медиаобразовательных терминов; текст программы спецкурса «История и теория медиаобразования в России»; самые полные на сегодняшний

Другие похожие документы..