Учебное пособие Краснодар, 2000. Печатается по решению редакционно-издательского совета Кубанской государственной академии физической культуры Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор С.

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ РБ СТИЛЯ А.А.КАДОЧНИКОВА

В процессе обучения РБ стиля Кадочникова инструктор должен добиваться от занимающегося сознательного усвоения материала, дающегося на занятии, активного и целеустремлённого участия всей группы в занятиях. Всё это достигается разъяснением сущности изучаемых упражнений и действий, их влияния на организм.

Активность при обучении достигается умелой организацией, проведением занятий с применением состязательного метода, оценкой и поощрением занимающихся, предоставлением им времени для самостоятельного выполнения упражнения.

Быстрому усвоению изучаемого материала способствует не только образцовый и доходчивый рассказ и показ того или иного упражнения или действия, но и использование на занятиях учебных кинограмм, кинофильмов, плакатов, диапозитивов, схем и других наглядных пособий, в сочетании с доходчивым и образным объяснением.

Систематичность при обучении достигается правильным распределением учебного материала по занятиям и регулярным их проведением, не реже 2-3 раз в неделю.

Последовательность расположения материала должна быть такой, чтобы предыдущие упражнения являлись подводящими для последующих, а последующие — закрепляли и развивали уже достигнутые результаты.

Постепенное усложнение учебного материала и его доступность для занимающихся позволяет лучше усваивать физические действия. Исходя из этого, нужно соблюдать последовательный переход от лёгких и простых упражнений к более сложным и трудным.

Обучение следует проводить с учётом индивидуальных особенностей и с постепенным повышением физической нагрузки.

Систематическое проведение занятий, многократное, разностороннее повторение изучаемых действий в различных сочетаниях и разнообразной обстановке способствует прочности приобретённых навыков и воспитанию у занимающихся физических и морально-волевых качеств.

Обучение физическим упражнениям осуществляется в следующем порядке: ознакомление, разучивание, совершенствование. На всех этапах процесса обучения происходит биомеханический анализ движения и оценка усвоения, а также исправление ошибок.

В зависимости от подготовленности занимающегося и сложности движения разучивание осуществляется в целом или по частям, с помощью подготовительных, подводящих упражнений. Простые и лёгкие упражнения и движения достаточно показать в целом и кратно разъяснить, сложные упражнения следует показывать в целом, а затем — по частям, с одновременным пояснением техники исполнения.

Интерес занимающихся к занятиям в значительной мере зависит от правильного подбора разнообразных упражнений и движений, умелого их чередования, материальной обеспеченности занятия, обстановки, в которой проходит занятие и т.д.

При занятиях с детьми целесообразно проводить импровизированные соревнования на скорость, точность, количество повторений, качество выполнения движения, с обязательным объявлением победителя или оценки за выполнение.

В процессе обучения инструктор должен вовремя подмечать ошибки и помогать занимающимся устранять их. Вначале устраняются более существенные и общие для большинства занимающихся ошибки, затем — индивидуальные, путём персональных указаний.

Учебное занятие состоит из 3 частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть проводится с целью подготовки организма к предстоящей более напряжённой работе в основной части занятия и включает: построение, проверку занимающихся по списку группы, объяснение содержания и задач занятия. Это дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание, нацеливает на осмысленное отношение к изучаемым упражнениям и действиям.

В подготовительной части выполняются повороты на месте и в движении, ходьба и бег различными способами, упражнения на внимание, различные способы преодоления естественных и искусственных препятствий, обще- и специально-развивающие упражнения, несложные, но разнообразные по воздействию на организм.

Подготовительная часть проводится в составе всей учебной группы, её длительность в одночасовом занятии приблизительно 7-10 минут, а в двухчасовом — 10-25 минут.

Основная часть предусматривает формирование и совершенствование у занимающихся двигательных навыков, развитие физических и волевых качеств, развитие психологической устойчивости в стрессовых и экстремальных ситуациях, тренировку применения приобретённых навыков в усложнённой обстановке.

Для этой цели применяются обще развивающие и специально развивающие упражнения и действия сложной структуры, игры, эстафеты, соревнования, комплексные тренировки.

В зависимости от целей, основная часть занятий может проводиться как в составе всей учебной группы, так и по подгруппам.

Её продолжительность при одночасовом занятии приблизительно 35-40 минут, а при двухчасовом занятии — 65-85 минут.

В содержание заключительной части занятия, предполагающей приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние, включается ходьба, упражнения на глубокое дыхание и расслабление мышц в движении и на месте.

При подведении итогов даётся оценка занятия и дисциплины на нём, отмечаются успехи и недостатки отдельных лиц группы занимающихся, даются индивидуальные задания и приводится в порядок место занятия и инвентарь.

Заключительная часть проводится в составе учебной группы, на неё отводится в одночасовом занятии приблизительно 3-5 минут, а в двухчасовом — 5-10 минут.

Соотношение отдельных частей занятия по времени может изменяться в зависимости от уровня подготовленности занимающихся, их состояния, метеорологических условий, раздела и темы занятий и других факторов.

Обучение РБ стиля Кадочникова ведется групповым методом в парах (пары должны постоянно меняться) в последовательности, представленной в таблице 1.

Таблица 1

Последовательность разучивания приёмов РБ стиля А.А.Кадочникова

Цель упражнения

Способ проведения, поведение партнёра, инвентарь

Усвоение общей схемы выполнения какого-либо действия во всех 3 фазах его выполнения (начало, середина и конец движения)

На несопротивляющемся партнёре

Правильная концентрация мышечных усилий во второй фазе

Партнёр оказывает ограниченное сопротивление (20-30 % от мак­симума), но не работает сам в контратаке

Отработка приёма в целом, с нанесе­нием (обозначением) ударов и бро­сков во 2 и 3 фазах

На мешке с опилками, на чучеле, на тренажёрах, на партнёре

Выполнение приёма в полной коор­динации во всех 3 фазах

С партнёром, в условиях, прибли­женных к естественным, в дина­мике движения, когда партнёр не только сопротивляется, но и сам работает в контратаке

.

План-конспект учебного занятия по РБ

Задачи:

1. Совершенствование физических качеств: ловкости, координации, взрывной силы, выносливости.

2. Психологическая подготовка к преодолению страха.

3. Изучение защиты от ударов палкой сверху.

4. Изучение обезоруживания противника при угрозе пистолетом спереди.

5. Совершенствование освобождения от захватов за руки и одежду спереди.

Место проведения — зал.

Время — 2 часа.

Материальное обеспечение: теннисные мячи, набивные мячи, гимнастические палки, макеты пистолетов.

п/п

Содержание учебных вопросов

Время

мин

Организационно-методические указания

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (10-15 мин)

1.

Проверка присутствующих по списку, постановка задач

1

Общеразвивающие упражнения

2.

Ходьба по периметру зала на носках, пятках, внешней и внутренней стороне стопы

1-2

Обращать внимание на постановку ног, ноги в коленях не сгибать

3.

Бег по периметру зала, обычный, спиной вперёд, правым и левым боком приставными шагами

2-3

Плечевой пояс расслаблен, руки в локтях не гнуть, минимизировать колебания центра тяжести тела, удерживать его на одной высоте над полом, уменьшать фазу полёта

4.

Движения по залу «гусиным» шагом: лицом вперёд, спиной вперёд, кругами

2

Правильная работа коленей и бёдер, корпус перпендикулярен полу, руки за спиной

5.

Общеразвивающие упражнения для различных групп мышц

6

Выполнить 4-6 упражнений для рук, пресса, спины, корпуса, ног

Специально-развивающие упражнения

6.

Кувырки вперед с колен че­рез правое и левое плечо

2

Следить за правильной постановкой рук и ног на начальной и конечной фазе кувырка

7.

Упражнение «крокодил»

2

Следить за тем, чтобы грудь не поднималась выше 15 см над полом, руки расставлены как можно шире, за правиль­ной работой колен

8.

Отжимание в упоре лёжа с хлопком под грудью

4

Максимальное количество отжиманий в подходе, 2 подхода. Как можно резче и вы­ше выпрыгивать от пола, не прогибаться в пояснице

9.

Лёжа спиной на полу, расслабить максимально все мыш­цы и привести дыхание в норму

3

Голос инструктора, даюшего указания, должен быть ровный, монотонный, успокаи­вающий

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (65-85 мин)

1.

Изучение защиты двумя и одной рукой от ударов пал­кой сверху

10-15

При разучивании приёмов обращать внимание: на медленную работу; на правиль­ность приёма палки на паль­цы кисти; на супинацию и пронацию предплечья принимающей руки; на присед с выдохом и одновременным разворотом влево — правосто­роннюю стойку, на шаг с подшагом во время приёма палки

2.

Совершенствование освобождения от захватов за 2 руки в районе локтей

10-15

При отработке приёма обра­щать внимание: на несопротивляющемся партнёре — на не изменение высоты захвата; на ограниченно сопротив­ляющемся партнёре — на то, где в момент сопротивления находится ЦТ противника; на правильность распределе­ния векторов сил

3.

Совершенствование освобождения от захватов руки двумя руками противника

10-15

При отработке обращать внимание: при уходе наружу — правильность расположения рук в верхней рамке, на шаг с подшагом к противнику и от него; при уходе внутрь — обозначать удар свободной рукой в горло или солнечное сплетение

4.

Изучение обезоруживания противника при угрозе пистолетом спереди

10-15

При отработке обращать внимание: на важность оценки дистан­ции, на уход с линии возможного выстрела, на кон­троль невыбитого оружия, на расслабленное состояние ру­ки, выбивающей пистолет

5.

Совершенствование освобождения от захвата за отворо­ты куртка

10-15

При отработке обращать внимание на удержание од­ной из точек захвата, на пра­вильность применения пары сил, на присед в развороте с выдохом.

6.

Отработка всего материала занятия

10-15

При отработке обращать внимание: на наиболее общие ошибки в группе, всей группе на при­мере одной из пар объяснять и показывать пути исправле­ния их, медленный темп ра­боты в тех движениях, кото­рые ещё слабо разучены

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (5-10 мин)

1.

Спокойная ходьба, упражне­ния на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыха­нием

5-10

Указать на качество усвоения материала, отметить лучших, дать задание на самоподго­товку, ответить на вопросы по теме занятия

  1. К. Д. Чермит, В. Г. Левченко

    Документ
    В монографии предпринята попытка, с позиций системного подхода рассмотреть сложный комплекс разнообразных проблем современного высшего образования в России.
  2. Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний

    Ученые записки
    Сборник включает в себя работы, в которых рассматриваются проблемы экономической теории и менеджмента, социологии, политологии, языкознания, а также педагогики высшей школы и развития регионального туризма.
  3. Научно-практическое пособие Екатеринбург 2010 ббк 86. 2 С904

    Документ
    Религиозная ситуация и основные религиозные направления на территории Уральского региона: научно-практическое пособие / П. Е. Суслонов, Е. С. Губина. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2010.
  4. Учебное пособие Выпуск второй Советская классика. Новый взгляд Введение

    Учебное пособие
    Человек и окружающий мир в произведениях Горького«Несвоевременные мысли»Горький и революцияРассказы 1922-1924гг.Рассказ о необыкновенном«Дело Артамоновых»: от замысла к воплощениюРоман об Артамоновых и «Фома Гордеев»
  5. Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей и средней школы, аспирантам, студентам и широкой общественности

    Книга
    0 26 ОБЫДЕННОЕ МЕТАЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. Ч.1: Коллективная монография / Отв. ред. Н. Д. Голев. – Кемерово; Барнаул, 2009.
  6. Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия

    Документ
    Человек. Религия. Право. Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.
  7. А. А. Парпара высказал обеспокоенность некорректными выпадами и клеветой в адрес библиотеки со стороны отдельных сми и интернетных борзописцев-недоброжелателей, которые сублимируют личные обиды и комплексы в распро

    Документ
    Он проявил заинтересованность состоянием дел в Библиотеке, которая, на его взгляд, занимает важное место в ознакомлении россиян с культурой, историей, изящной словесностью Украины и служит реальным, одним из немногих сегодня, каналом
  8. Монография таганрог (3)

    Монография
    В обширном приложении содержатся: основные даты развития медиаобразования в России; краткий словарь медиаобразовательных терминов; текст программы спецкурса «История и теория медиаобразования в России»; самые полные на сегодняшний
  9. Монография написана при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (ргнф), грант №01-06-00027а

    Монография
    В обширном приложении содержатся: основные даты развития медиаобразования в России; краткий словарь медиаобразовательных терминов; текст программы спецкурса «История и теория медиаобразования в России»; самые полные на сегодняшний

Другие похожие документы..