Учебное пособие Краснодар, 2000. Печатается по решению редакционно-издательского совета Кубанской государственной академии физической культуры Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор С.

ПАМЯТКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУКОПАШНОГО БОЯ

СТИЛЯ А.А.КАДОЧНИКОВА

1. Занятие нужно строить так, чтобы оно проходило не как монолог, где «я один знаю и даю это вам», а как диалог, давая понять, что здесь думают все.

2. Оставляй конец работы, занятия или изучение конкретного движения незаконченным, переходя на другое движение или на теорию. Это оставляет деловую зацепку, хочется вернуться и делать ещё.

3. Применяй дробление целого материала на частности и рассмотрение каждой части в отдельности с привязкой к целому.

4. Старайся проходить за занятие как можно больше разнообразного мате­риала (разминка, ОРУ, специальные развивающие упражнения, психот­ренинг, игры, работа в парах, без оружия, с оружием и т.д.).

5. Работать надо по правилу: «Понял — иду дальше, не понял — тоже иду дальше, но вернусь к этому через некоторое время, может быть, через другие отправные точки или с другой стороны».

6. Не смущайся отрицательного отношения окружающих к избранной и решаемой по-своему поставленной тобой задачи в системе обучения — оно может явиться следствием опережения тобой своего времени. Их аргументы могут опираться на устаревшие знания.

7. Не огорчайся, когда результат долго не достигается, — условия для его реализации не всегда готовы. Уточнение условий, постановок и методов — это тоже значимый результат.

8. Наберись терпения, если продвигаешься вперёд слишком медленно. Кончилась проторенная дорога, проложенная другими. Теперь ты — первопроходец, а горная дорога — это не шоссе. Системы, подобной преподаваемой тобой, раньше не было.

9. Учись ставить себе и другим многочисленные острые и неожиданные вопросы, они заставят тебя посмотреть на двигательную задачу новым взглядом.

10. Разнообразь, трансформируй формулировку двигательной задачи. Каж­дая новая форма знаменует иной ракурс её рассмотрения. Каждая новая позиция образа вовлекает в процесс решения свежую информацию.

11. Не упускай из виду вероятность профессиональной и возрастной деформации. Эти изменения ведут к предвзятости, шаблонности рассуждения. С годами силы человека убывают, поэтому он всё с меньшей готовностью относится к возможности коррекции своих представлений о мире, появляется тенденция к стереотипу поведения и мышления, нарушается реакция на новизну — психика костенеет.

12. Положительно относись к необходимости принимать решения в ситуации неопределённости. Там, где есть определённость, там нет места для творчества.

13. Культура во всём её многообразии должна стать основным строительным материалом в осознании таких технологических систем, которые помогли бы мыслить и оставить на втором плане проблему запоминания.

14. Система учит творчеству, лёгкости, «удобности», красоте. Если мы не творим на занятиях, мы не учим.

15. Имей острый глаз и крепкую руку. Ты один на один с учеником, мни его, шлифуй, оттачивай грани таланта, словом создай его и как человека, и как личность.

16. Не жди лёгкой победы. Как правило, такая победа завоёвана другими…

17. Будь крылатым и в помыслах, и в действиях. Мала цель, мал результат.

18. При проверке на прочность цепь разрывается в самом слабом месте. Техника, тактика, физическая и психологическая подготовка стоят в одном ряду. Выпадение из ряда хотя бы одного из этих компонентов приведёт к разрыву цепи, т.е. к поражению…

19. 0дин из критериев успеха преподавателя — интуитивное ощущение перспективы. Перспективы на час, на день, на год, на десятилетия.

20. Ключи преподавателя к ученику — особые ключи. Преподаватель в глазах ученика кумир, и остаться таковым на протяжении многих лет непросто. Наука побеждать — сложная наука, но наука обучать победе ещё сложнее.

21. Поражение убивает слабого, а мужественному прибавляет силы. Поражение помогает сильному раскрыть запасные кладовые духа и проводить анализ прожитого.

22. Длинна цепь обучения, кропотлива и нелегка, но преподаватель — в действии, преподаватель — в работе. Конечная цель обучения — победа, а она, как известно, приходит не всегда. Но если все-таки приходит, приносит преподавателю удовлетворение.

23. Преподаватель должен обладать чувством новизны. Такое чувство присуще тем, кто смело делает шаг в неведомое, в нераскрытое настоящее и будущее. Если не интриговать учеников всё новыми творческими находками, чувство новизны исчезнет.

24. Раскрывай возможности каждого своего ученика. Выращивай из слабого сильного!

25. Нельзя требовать от ученика того, что ты ему не дал.

26. 3а отсутствие врагов надо платить отсутствием успехов.

Раздел 5

КОДЕКС ОПТИМАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

УЧЕНИКА РУКОПАШНОГО БОЯ СТИЛЯ А.А.КАДОЧНИКОВА

1. Чтобы предвидеть опасность, нужно сначала досконально познать себя, а через себя — других людей и общие законы развития мира.

2. Предусмотрительность, основанная на твёрдых знаниях, и особая чувствительность, развитая на тренировочных занятиях по самозащите, позволят быть в нужном месте в нужное время.

3. Чтобы предупредить (предвидеть) опасность, научись обуздывать свои эмоции разумом, развивай навыки и умения. Если этого нет, то нормальной реакцией на опасность будет напряжённость. Если ты хозяин своих эмоций, то реакция на опасность — расслабленность и спокойствие.

4. Если нет возможности избежать опасности — действуй. Знание законов развития мира, техники и тактики самозащиты даст тебе уверенность в своих силах и в победе.

5. На систематических занятиях совершенствуй тело и разум — для отражения возможной опасности. Элементы физической и психологической самозащиты соединяют в себе огромные возможности тела и духа.

6. Сосредоточься полностью на своей цели и действиях, не позволяй разуму отклониться от намеченного.

7. Расширяй свой кругозор — необходимые тебе идеи и сведения могут быть найдены в сферах, далёких от строгих научных подходов к явлениям мира.

8. Не всегда можно победить, но всегда можно сделать себя непобеждённым. Победа зависит от противника, непобедимость — от тебя самого.

9. Не пугайся проклятий, не стремись к восхвалениям, ничего нового они тебе не принесут.

10. Не торопи события, позволь процессу развернуться самому.

11. Познай свои собственные глубины, и ты сможешь разговаривать с глубинами другого.

12. Знай, где ты стоишь, и знай, за что ты стоишь. Это твоя основа.

13. Проясни свою цель, тогда ты сможешь достичь её без суеты. Если знаешь свою цель, то удачи и неудачи равно продвигают тебя вперёд.

14. Учись быть ведомым — для того, чтобы научиться вести других.

15. Навыки и умения, приобретённые на занятиях по системе, предназначены для того, чтобы стать слугами твоих намерений. Используй их (своё оружие) осмотрительно, применяя лишь в меру необходимости.

16. Направленность внимания, абсолютный покой сознания, уверенность и доброжелательность — черты, характерные для состояния в работе партнёром.

17. При выполнении каких-либо приёмов сохраняй центр тяжести так низко, как это возможно в каждом из них.

18. При осуществлении какого-либо движения сохраняй свое тело расслабленным, прилагая усилия в самую последнюю секунду.

19. Не сосредоточивай свою силу в плечах или в верхней части туловища, выполняя какое-либо действие.

20. Используй каждое свободное мгновение, чтобы обогатить свои знания и совершенствовать умения и навыки.

21. Цель занятия — не запомнить несколько действенных приёмов, а раскрыть особенности твоего ума и тела.

22. Внуши себе, что не можешь жить без постоянной тренировки ума и тела.

23. Главная и основная ошибка человека в поведении с другими — это личностный подход в общении. Личность — это представление другого, но мир не является таким, каким он представляется нам. Каждый из нас — часть мира, следовательно, каждый из нас явно не тот, каким он видится другим. Всегда играй свою игру, не позволяй вовлекать себя в личностные отношения.

24. Отступив, ты продвигаешься вперёд, а твой оппонент, бравирующий своей силой, остаётся на месте.

25. Тот, кто настроен против тебя враждебно, в действительности упирается не в тебя, а в себя.

26. Человек с достаточно гибкой психикой может воспринимать новые идеи и перестраиваться, сохраняясь адекватно изменяющейся среде. Он отдаёт себе отчёт в том, что мир меняется, и он должен меняться вместе с ним, — нет вечных и неизменяемых позиций, они определяются и координируются жизнью. Постоянно происходит переоценка ценностей и упорядочение иерархии идеалов.

27. В бою критерием является жизнь и правил нет, рефери не остановит и никто не поможет.

28. Учись на своих ошибках — не погружайся в них.

Раздел 6

КОДЕКС ОПТИМАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ТРЕНЕРА РУКОПАШНОГО БОЯ СТИЛЯ А.А.КАДОЧНИКОВА

1. Практическая опора на психологические знания в разрешении сложных вопросов, которыми изобилует жизнь (стрессы, угрозы, нападения и т.д.), очень актуальна в системе самозащиты. Особенно это важно в процессе педагогической деятельности при занятиях по самозащите в группах.

2. Психологизация в обучении и воспитании ставит задачу вооружения минимумом знаний по психологии не только преподавателя системы, но и обучаемых для более быстрого и полного обучения технике самосовершенствования и самокоррекции.

3. Педагог, не знающий и не умеющий снимать психологическую напряжённость (стресс), которая неизбежно сопровождает его профессиональную деятельность, неизбежно переносит её на обучаемых, что в свою очередь проявляется в разрушительных последствиях для интеллектуального, физического и психологического развития обучаемых. Интересны данные английских психологов, разработавших 10-балльную шкалу стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности, согласно которой профессия преподавателя получила 6,2 балла, пропустив вперёд только шахтёра, полицейского, военного, лётчика и водителя такси. С другой стороны, по данным ВОЗ, невротизация за годы обучения в школе возрастает у детей примерно в 10 раз.

4. Преподаватель системы должен успешно развивать поддерживающие отношения во взаимоотношении с учениками, их родителями, коллегами и т.д. Он не столько вооружает ученика необходимыми знаниями, умениями, навыками на занятиях по самозащите, сколько помогает стать ему тем, кем он может и хочет стать.

5. Чтобы успешно осуществлять свою деятельность, преподавателю системы необходимо значительно расширять свои личностные возможности, научиться понимать и чувствовать в первую очередь себя, а следовательно, и других, т.е. обучаемых.

6. В период радикальных перемен в стране, обществе, культуре, системе ценностей преподавателю системы необходимо обладать гибким мышлением, уверенностью в себе, активностью в самореализации. В связи с этим ему нужны новые стратегии и методы обучения и воспитания, прежде всею ориентированные на человека как высшую ценность на земле и предполагающие переход от авторитарного воздействия на обучаемых к эффективному взаимодействию с ними.

7. Преподаватель системы не источник информации, а живой пример эффективности учения.

8. «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» (К.Д.Ушинский).

9. Преподаватель системы должен обладать особого рода психолого-педагогической компетентностью, уметь чувствовать занимающихся в группах как самого себя, понимать закономерности функционирования сознательных и бессознательных психических процессов, разбираться в природе групповых отношений, владеть игровыми методиками обучения и воспитания. Он должен обладать без предубеждения ясным восприятием реальности, очищенным от социальной общественной лжи и её табу.

10. Педагогический профессионализм преподавателя системы зависит от его индивидуального жизненного опыта,, его умения понимать собственные чувства, преодолевая свои психологические барьеры.

11. Преподаватель системы в процессе занятий не только формирует ученика, стараясь «отлить его в форму», заранее задуманную, а помогает ему найти в себе те положительные качества и задатки, которые в нём уже есть, заложены природой, но, возможно, искажены семьей, школой, обществом, забыты (эйдетическая память), спрятаны, так как доброта, честность, любовь к Родине в настоящее время не востребованы обществом.

12. Эффективность педагогического взаимодействия на занятиях системой предполагает личностные, на уровне интимности общения преподавателя и обучаемого, когда последний может широко пользоваться помощью преподавателя на всех уровнях взаимодействия. Это создаёт особые условия для психофизического развития обучаемого.

13. Преподаватель системы должен при эффективном взаимодействии быть рядом с обучаемым, возможно чуть впереди, не подавляя его своим авторитетом и знаниями, а предостерегая и обнажая проблемы. Он предоставляет право находить выход или правильное движение в двигательной задаче самому ученику, вырабатывая таким образом собственный стиль обучаемого. При этом находки и открытия учеников необходимо отмечать, воодушевляя и возвышая его в творчестве, пробуждая и поддерживая естественное желание и стремление ученика быть хорошим, первым и т.д

14. Преподаватель системы должен быть отнюдь не главным на замятиях, а первым среди равных ему, ведущим и ведомым одновременно. Это важно потому, что, во-первых, на занятиях по системе открывается много неожиданного, любопытного и нередко содержательнее того, что было предусмотрено планом занятия; во-вторых, инициатива ведущего ученика чём-то сильнее воздействует на обучаемых и настойчивее зовёт их к мыслительной деятельности; в-третьих, обучаемые неохотно задают вопросы, возражают педагогу, когда он в чём-то не прав, иногда вообще отмалчиваются, а если не прав первый ученик — полемики хоть отбавляй, а это уже не монолог, а диалог, т.е. творчество на занятии!

Раздел 7

  1. К. Д. Чермит, В. Г. Левченко

    Документ
    В монографии предпринята попытка, с позиций системного подхода рассмотреть сложный комплекс разнообразных проблем современного высшего образования в России.
  2. Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний

    Ученые записки
    Сборник включает в себя работы, в которых рассматриваются проблемы экономической теории и менеджмента, социологии, политологии, языкознания, а также педагогики высшей школы и развития регионального туризма.
  3. Научно-практическое пособие Екатеринбург 2010 ббк 86. 2 С904

    Документ
    Религиозная ситуация и основные религиозные направления на территории Уральского региона: научно-практическое пособие / П. Е. Суслонов, Е. С. Губина. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2010.
  4. Учебное пособие Выпуск второй Советская классика. Новый взгляд Введение

    Учебное пособие
    Человек и окружающий мир в произведениях Горького«Несвоевременные мысли»Горький и революцияРассказы 1922-1924гг.Рассказ о необыкновенном«Дело Артамоновых»: от замысла к воплощениюРоман об Артамоновых и «Фома Гордеев»
  5. Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей и средней школы, аспирантам, студентам и широкой общественности

    Книга
    0 26 ОБЫДЕННОЕ МЕТАЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. Ч.1: Коллективная монография / Отв. ред. Н. Д. Голев. – Кемерово; Барнаул, 2009.
  6. Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия

    Документ
    Человек. Религия. Право. Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.
  7. А. А. Парпара высказал обеспокоенность некорректными выпадами и клеветой в адрес библиотеки со стороны отдельных сми и интернетных борзописцев-недоброжелателей, которые сублимируют личные обиды и комплексы в распро

    Документ
    Он проявил заинтересованность состоянием дел в Библиотеке, которая, на его взгляд, занимает важное место в ознакомлении россиян с культурой, историей, изящной словесностью Украины и служит реальным, одним из немногих сегодня, каналом
  8. Монография таганрог (3)

    Монография
    В обширном приложении содержатся: основные даты развития медиаобразования в России; краткий словарь медиаобразовательных терминов; текст программы спецкурса «История и теория медиаобразования в России»; самые полные на сегодняшний
  9. Монография написана при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (ргнф), грант №01-06-00027а

    Монография
    В обширном приложении содержатся: основные даты развития медиаобразования в России; краткий словарь медиаобразовательных терминов; текст программы спецкурса «История и теория медиаобразования в России»; самые полные на сегодняшний

Другие похожие документы..