Учебное пособие Краснодар, 2000. Печатается по решению редакционно-издательского совета Кубанской государственной академии физической культуры Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор С.

Одним словом, преподаваемые науки перерабатываются в сознании педагога-мастера в интересах педагогического процесса с целью лучшей подготовки слушателей. Такой же переработке подвергается и соответствующая практическая деятельность. При этом между теорией и практикой устанавливается связь, которая определяет профессиональную направленность преподавания, где теория — это система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительное однородное целостное явление (систему или её элементы, функции), а практика — реально-научная, материальная, целеполагающая деятельность человека.

Основными средствами педагогического воздействия преподавателя в учебно-воспитательной деятельности являются:

— страстное, убедительное и требовательное слово;

— ясность, чёткость и культура речи;

— различные элементы и приёмы педагогической техники;

— разнообразные знания, которые педагог передаёт слушателям;

— сформированные навыки и умения.

Педагогическая техника охватывает всё содержание педагогической деятельности преподавателя и оказывает непосредственное влияние на решение любой задачи. Она проявляется в умении тесно и тонко увязывать учебный материал с жизнью своего народа, своей Родины. При этом мастер-педагог, анализируя факты, умело показывает через них тенденции развития того или иного явления, прививает слушателям любовь к теории, показывает, как превращать идеи в рабочий инструмент деятельности нового поколения.

Специфическими средствами воздействия на слушателей являются личностные качества преподавательского состава, и в первую очередь, нравственная зрелость, общая и профессиональная эрудиция, внутренняя и внешняя культура, личная воспитанность. «Орудиями труда» педагога служат и различные виды деятельности. Поэтому очень важно для преподавателя уметь своевременно и эффективно организовать слушателей, «включить» их в конкретный вид деятельности, вызвать с их стороны «встречное движение».

Существенные особенности педагогической деятельности заключены в специфике её результатов, в тех сложностях и трудностях, которые содержатся в учёте и оценке итогов этого труда. Практика показывает, более или менее полно и объективно оцениваются такие виды преподавания, как чтение лекций, проведение практических занятий, семинаров и зачётов. При этом за критерии оценки берется обычно содержательная, методическая и организационная сторона занятий, проводимых преподавателем, и уровень развития его личностных качеств.

Объём проведённой учебно-воспитательной работы не всегда адекватен качеству и эффективности педагогического воздействия. В практике встречаются факты, когда преподаватель проводит больший объём работы по обучению и воспитанию слушателей, а достигает незначительных положительных результатов.

Педагогический процесс — процесс двусторонний, и оценка педагогической деятельности преподавателя состоит из двух основных слагаемых: из оценки обученности (воспитанности) слушателей и из оценки личной научно педагогической подготовленности, качества деятельности преподавателя. Следовательно, и уровень педагогического мастерства оценивается комплексно.

Педагогический труд — это сложная по своей сущности и структуре умственная деятельность. Он требует от преподавателя умения найти и сконцентрировать соответствующий учебный материал, логически стройно и выразительно его изложить, донести до сознания обучаемых основные идеи, установить и поддерживать правильные взаимоотношения со слушателями, вызвать у них желание и стремление самостоятельно приобретать знания, развивать профессиональные навыки и умения, оказывать влияние и направлять их повседневную учебно-познавательную и практическую деятельность.

Всё это и есть слагаемые педагогического мастерства. Педагогическое мастерство невозможно без развитого чувства сосредоточенности, непрерывных поисков информации, действенных путей, методов и средств обучения и воспитания, без творческого, эмоционально и насыщенного труда, глубоких личных убеждений, целеустремлённости, больших волевых усилий, любви к профессии и людям, высоконравственного поведения, высокой и всесторонней общей психолого-педагогической культуры.

Творческое начало и высокоразвитые личностные качества в деятельности преподавателя лежат в основе его профессионального мастерства. И поэтому не случайно многие авторы отождествляют деятельность педагога с искусством актёра, художника, подчёркивая тем самым большую роль в его работе вдохновения, интуиции и импровизации.

Педагогическое мастерство формируется и совершенствуется в процессе педагогической деятельности. Процесс формирования и совершенствования педагогического мастерства преподавателя школы является длительным, сложным, внутренне противоречивым и обусловлен многочисленными факторами объективного и субъективного характера. Основы мастерства у любого педагога закладываются в период обучения в школе, совершенствуются при дальнейшей работе, учёбе, особенно в процессе целеустремлённой и систематической работы по самообразованию и самовоспитанию.

Жизнь не стоит на месте. Она выдвигает перед преподавателем школы всё новые и новые требования. И только тот преподаватель оказывается на высоте, идёт в ногу с жизнью, который постоянно работает над собой, углубляет педагогические и специальные знания, совершенствует своё профессиональное мастерство.

Раздел 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ РУКОПАШНЫМ БОЕМ СТИЛЯ А.А.КАДОЧНИКОВА

Становление мастерства учащегося во время занятий РБ стиля А.А.Кадочникова — это непрерывный процесс разностороннего воспитания неординарной личности человека, избравшего этот вид единоборства.

В процессе обучения системе не надо добиваться от обучаемых запоминания и точного повторения каких-либо действий и движений, нужно развивать у них способность к воображению, ведь именно это качество и отличает человека от животного, которое можно выдрессировать, огромное количество раз повторяя то или иное действие. Воображение способно помочь человеку не только в успешном усвоении системы, но и излечении от многих заболеваний, а также в запоминании огромных объёмов информации, без которой нет мастерства в любой сфере человеческой деятельности.

Не секрет, что знания механики, биомеханики, физиологии, нейрофизиологии, биологии, психобиологии и других современных наук способны дать невероятное количество материала, которое можно и нужно использовать сегодня при подготовке специалиста в любой области и при становлении мастерства РБ стиля Кадочникова. Устаревшими педагогическими приёмами и методами, которыми пользуются в других системах, научить человека оперировать этим огромным объёмом знаний (информации) невозможно.

В процессе обучения необходимо добиваться от занимающихся того, чтобы они постоянно задавались вопросами: «Для чего я сюда пришёл?», «Для чего я хочу это знать?», «Могу ли я распорядиться знаниями, дающимися мне?». Такие вопросы, как правило, не возникают у «поверхностных» людей. Если Ваш ученик начнёт задавать себе их, то он уже находится на половине пути к интроспекции, к интроспективно-психологическим находкам.

Интроспективная психология, занимающаяся миром представлений, очень слабо развита у народов Европы и в России, в частности как и у людей с тотально-рациональным типом мышления. На Западе это уже поня­ли, и в педагогических приёмах обучения широко используют нейролингвистическое программирование (НЛП).

Принцип образности и новизны в полной мере используется на занятиях РБ стиля Кадочникова. Попытка заниматься каким-либо предметом, не понимая, что в процессе занятий необходимо пользоваться собой, глядя на предметы, действия, на самого себя как бы со стороны и под различными углами зрения, в трёхплоскостном измерении мира, в котором мы живём, — может создать и создаёт в других системах ситуацию, когда человек отчуждает себя от того богатства знаний, которыми обладает человечество, и уходит в совершенно другие пределы, оставаясь на витальном, организменном уровне, не привлекая самое главное, что есть у человека — культуру.

Человек, занимающийся русским РБ, по определению, в первую очередь, носитель культуры своего народа. Мастер РБ стиля Кадочникова — не просто человек, владеющий набором каких-либо приёмов боя, а носитель богатейшего философского наследия своего народа, где рукопашный бой занимает своё, но не главенствующее положение.

Огромные запасы знаний, умений, информации, заложенные в культурах народов мира, должны быть использованы при подготовке специалиста РБ стиля Кадочникова. Для этого нужно научить занимающегося мыслить по-новому, как бы оставляя на втором плане проблему запоминания и заучивания движений. Этот принцип «незаучивания техники» неукоснительно соблюдается в методике подготовки специалиста РБ стиля Кадочникова.

Учёные давно отказались от традиционной формулировки памяти. Её нет в том виде, в котором её представляют в старых учебниках и догмах. Память существует лишь как компонент мышления. Множество понятий, связанных в педагогике с памятью, требуют пересмотра, исходя из реалий сегодняшнего развития науки и представлений о преподавании чего-либо. Освобождая занимающегося от запоминания, т.е. снимая проблему памяти как таковую, система РБ осуществляет освобождение сознания занимающегося и главным образом подсознания, что влечёт за собой духовное и физическое раскрепощение, т.е. происходит устранение условных рамок, мешающих обучению.

Концепция РБ стиля Кадочникова состоит в том, чтобы не тренировать память (в данном случае речь идёт о двигательной памяти), как атлет тренирует тело и запоминает движения, а правильно организовать процесс мышления.

Когда же процесс мышления эффективен? Когда обучаемому интересно! Это есть педагогика и процесс обучения РБ стиля Кадочникова. Она строится на том, чтобы всегда делать интересным то, что преподаётся на занятии, в отличие о других систем, где натаскивают на количество повторяемых движений, тем самым убивая интерес скукой и монотонностью.

Система подготовки РБ стиля Кадочникова даёт возможность обучаемому чувствовать себя свободным человеком, мыслить, запоминая, и понимать, что нужное обязательно запомнишь, так как тебе это интересно. Необходимо распоряжаться собой в соответствии со своим врождённым рефлексом свободы и индивидуальностью, ведь человек рождён свободным, никому ничего не должным. Об этом рефлексе свободы многие педагоги, в силу тотального рационализма, забыли, но о нём всё чаще напоминают психиатры.

Так что же такое интерес? Это, прежде всего, то, к чему человек приходит сам как к желаемому, а это уже предмет какой-то предлюбви или хотя бы симпатии. Поддержание этого интереса, этой симпатии к предмету, к вам, как носителю информации о нём, и есть мастерство преподавателя РБ стиля Кадочникова.

Раздел 3

ПАМЯТКА УЧЕНИКА, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ РУКОПАШНЫМ БОЕМ

СТИЛЯ А.А.КАДОЧНИКОВА

1. Понимание процесса выше знания как такового.

2. Настойчивость — ключ к тайнам мастерства.

3. Для победы в схватке одной силы мало, необходимы знания, умения, навыки и сообразительность.

4. Если враг застал тебя врасплох, и ты ещё жив — он в твоих руках.

5. Чем проигрышней ситуация, тем она выигрышнее.

6. Уступай, чтобы ослабить сопротивление.

7. Не стремись быть сильнее соперника, а ищи, где соперник слабее тебя.

8. Всё выполняй с минимальными затратами усилий. Слишком много силы приводит к обратному результату.

9. Помни сокровенную мудрость: «Отдай, чтобы достичь».

10. Ускользнуть, не теряя контакта — цель твоей борьбы.

11. На занятиях не бойся показаться смешным и неуклюжим.

12. Страх и злость уместны и необходимы. Страх не должен полностью исчезать.

13. Расслабляйся, постарайся расслабляться максимально.

14. Всё должно выполняться осознанно.

15. 3апрещённых приёмов в самозащите не бывает.

16. Каким способом побеждать? Любым!

17. Без защиты нет нападения.

18. Ни в коем случае не вступай в схватку, если есть другие варианты развития событий.

19. В схватке не стремись к эффекту, стремись к эффективности.

20. Не щади противника, если он реально угрожает твоему здоровью и жизни.

21. В схватке никогда не надейся на один единственный удар или действие.

22. Не бойся мелких травм, старайся избегать крупных.

23. Будь всегда готов к неожиданному захвату или нападению.

24. Повторяя движения — повторяй его по-новому.

25. Медленный повтор даёт возможность аналитической деятельности, которая связана с тем, что ты хочешь получить и твоим желанием расширить кругозор.

26. Дух системы — дух победы, вне зависимости от вида оружия, так как побеждать можно любым способом.

27. В рукопашной схватке состояние твоего духа не должно отличаться от повседневного. И в схватке, и в повседневной жизни ты должен быть целеустремлен, но спокоен.

28. Познание смысла системы во всей её широте даёт возможность видеть применение системы во всех областях жизни человека.

29. У тебя не должно быть любимого оружия или приёма. Не копируя других, действуй по ситуации.

30. Свой личный стиль можно иметь только тогда, когда ты знаешь оптимум стилей.

31. Тренировка — часть твоей жизни, укрепляющая твой дух.

32. Трудно понять себя, не имея представления о других.

33. Периодически отстраняйся от двигательной задачи в пространстве и времени, это позволит увидеть её в другом масштабе и воспринять целостно. Ряд логических шагов при этом сплавляется и позволяет совершить скачок в решении.

34. Меняй цену, значение отдельных элементов двигательной задачи. Изменение ценностных критериев трансформирует логический анализ и позволяет построить иную цепь рассуждений.

35. Недопустимы любые оправдания твоей пассивности и лени.

Раздел 4

  1. К. Д. Чермит, В. Г. Левченко

    Документ
    В монографии предпринята попытка, с позиций системного подхода рассмотреть сложный комплекс разнообразных проблем современного высшего образования в России.
  2. Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний

    Ученые записки
    Сборник включает в себя работы, в которых рассматриваются проблемы экономической теории и менеджмента, социологии, политологии, языкознания, а также педагогики высшей школы и развития регионального туризма.
  3. Научно-практическое пособие Екатеринбург 2010 ббк 86. 2 С904

    Документ
    Религиозная ситуация и основные религиозные направления на территории Уральского региона: научно-практическое пособие / П. Е. Суслонов, Е. С. Губина. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2010.
  4. Учебное пособие Выпуск второй Советская классика. Новый взгляд Введение

    Учебное пособие
    Человек и окружающий мир в произведениях Горького«Несвоевременные мысли»Горький и революцияРассказы 1922-1924гг.Рассказ о необыкновенном«Дело Артамоновых»: от замысла к воплощениюРоман об Артамоновых и «Фома Гордеев»
  5. Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей и средней школы, аспирантам, студентам и широкой общественности

    Книга
    0 26 ОБЫДЕННОЕ МЕТАЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. Ч.1: Коллективная монография / Отв. ред. Н. Д. Голев. – Кемерово; Барнаул, 2009.
  6. Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия

    Документ
    Человек. Религия. Право. Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.
  7. А. А. Парпара высказал обеспокоенность некорректными выпадами и клеветой в адрес библиотеки со стороны отдельных сми и интернетных борзописцев-недоброжелателей, которые сублимируют личные обиды и комплексы в распро

    Документ
    Он проявил заинтересованность состоянием дел в Библиотеке, которая, на его взгляд, занимает важное место в ознакомлении россиян с культурой, историей, изящной словесностью Украины и служит реальным, одним из немногих сегодня, каналом
  8. Монография таганрог (3)

    Монография
    В обширном приложении содержатся: основные даты развития медиаобразования в России; краткий словарь медиаобразовательных терминов; текст программы спецкурса «История и теория медиаобразования в России»; самые полные на сегодняшний
  9. Монография написана при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (ргнф), грант №01-06-00027а

    Монография
    В обширном приложении содержатся: основные даты развития медиаобразования в России; краткий словарь медиаобразовательных терминов; текст программы спецкурса «История и теория медиаобразования в России»; самые полные на сегодняшний

Другие похожие документы..