Отчет о результатах самообследования Исторического факультета по состоянию на 01. 06. 2008 года

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Исторический факультет

ОТЧЕТ

о результатах самообследования

Исторического факультета

по состоянию на 01.06.2008 года

Утвержден Советом факультета 20 марта 2008.

Протокол №6

Декан исторического факультета

_________________________

01.06.2008.

Петрозаводск 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ФАКУЛЬТЕТЕ ……………………………………………….. ..5

    1. 1.1 Введение…………………………………………………………………………………5

    2. 1.2 Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности…………...8

  2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТОМ …………………………………………10

    1. 2.1.Соответствие уставным требованиям………………………………………………...10

    2. 2.2 Организационно-распорядительная деятельность…………………………………..10

    3. 2.3 Структура факультета…………………………………………………………………12

    4. 2.4 Организация взаимодействия факультета

с другими структурными подразделениями ПетрГУ…………………………13

  1. СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ И КОНТИНГЕНТ СТУДЕНТОВ………………............15

    1. 3.1 Изменение структуры подготовки специалистов

за последние пять лет и ее ориентация на региональные потребности……………….15

3.1.1 Бюджетный прием…………………………………………………………………..15

3.1.2 Внебюджетный прием………………………………………………………………15

    1. 3.2 Структура подготовки…………………………………………………………………17

    2. 3.3 Структура выпуска…………………………………………………………………….18

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ……………………………........... 20

    1. 4.1 Анализ соответствия основной образовательной программы (ООП)

и учебно-методической документации требованиям ГОСа…………………………….20

    1. 4.2 Обеспеченность источниками учебно-методической информации

по дисциплинам учебного плана………………………………………………………….27

    1. 4.3 Управление учебно-методической деятельностью………………………………….38

    2. 4.4 Организация учебного процесса……………………………………………………...42

    3. 4.5 Использование инновационных педагогических технологий,

новых форм и методов обучения…………………………………………………………44

    1. 4.6 Организация самостоятельной работы студентов…………………………………...47

    2. 4.7 Организация научно-исследовательской работы студентов………………………..50

    3. 4.8 Воспитательная работа и внеучебная работа со студентами……………………….53

    4. 4.9 Учебно-лабораторная база факультета……………………………………………….56

4.10 Взаимодействие с научной библиотекой ПетрГУ………………………………....59

4.11 Издательская деятельность. Собственные учебно-методические

материалы за последние пять лет…………………………………………………….61

4.12 Участие студентов и преподавателей университета

в образовательных программах и проектах

5 КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ …………………………………......... 70

5.1 Состояние систем управления качеством на факультете…………………………….70

5.2 Работа с потенциальными абитуриентами,

вступительные испытания и конкурсный отбор……………………………………...71

5.3 Уровень подготовки выпускников…………………………………………………….73

5.3.1 Анализ учебных планов……………………………………………………………….73

5.3.2 Организация учебного процесса в семестре…………………………………………75

5.3.3 Семестровые экзамены………………………………………………………………..76

5.3.4 Системы контроля базовых знаний…………………………………………………..77

5.3.5 Практики………………………………………………………………………………..78

5.3.6 Государственные экзамены и квалификационные работы………………………….83

5.3.7 Анализ отчетов председателей ГАК………………………………………………….89

5.4 Участие в Интернет-тестировании…………………………………………………...91

5.5 Результаты опросов общественного мнения студентов,

преподавателей, потенциальных работодателей о качестве

предоставляемых образовательных услуг, организации

учебного процесса, уровне подготовки………………………………………………93

5.6 Востребованность выпускников………………………………………………………96

6 КАДРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ………………….98

6.1 Структура и динамика научно-педагогических кадров факультета………………..98

6.2 Повышение квалификации научно-педагогического состава факультета………..101

7 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ……………106

7.1 Организация и руководство научно-исследовательской

и инновационной работой…………………………………………………………….106

7.2 Структурные научно-исследовательские и инновационные подразделения……...108

7.3 Научные школы и направления………………………………………………………109

7.4 Участие в научных и инновационных программах и проектах…………………….111

7.5 Объемы научных исследований……………………………………………………...112

7.6 Эффективность научно-исследовательской работы

(издание монографий и статей, участие в конференциях,

семинарах, выставках)…………………………………………………………………... 114

7.7 Подготовка кадров высшей квалификации………………………………………….121

7.7.1. Научное руководство аспирантами и докторантами…………………………… 121

7.7.2. Защита кандидатских диссертаций сотрудниками факультета…………………..125

7.7.3. Защита докторских диссертаций учеными факультета…………………………...125

7.7.4. Доктора наук, работающие на факультете в возрасте до 50 лет……………….....126

7.8 Научные конференции и семинары………………………………………………….126

7.9 Патентная работа……………………………………………………………………...131

7.10 Основные результаты научно-исследовательской

и инновационной деятельности……………………………………………………...131

8 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И УПРАВЛЕНИИ ФАКУЛЬТЕТОМ …………………………………………………………………………… 134

8.1 Информационные технологии в управлении факультетом………………………..134

8.2 Использование информационных технологий в научном

и образовательном процессах………………………………………………………..134

8.3 Развитие локальной сети факультета

(как сегмента корпоративной сети университета)………………………………….136

8.4 Парк вычислительной техники факультета…………………………………………136

8.5 Программное обеспечение,

наличие лицензированных программных продуктов………………………………138

8.6 Развитие дистанционного обучения и образовательных WEB-ресурсов…………139

8.7 Повышение квалификации преподавателей факультета

в области информационных технологий……………………………………………143

9 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО …………………………………………….146

9.1 Обмен студентами, обучение иностранных студентов…………………………….146

9.2 Участие в международных научных, образовательных

и инновационных проектах и программах………………………………………….146

9.3 Повышение квалификации научно-педагогических кадров за рубежом…………146

10 СОСТОЯНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ФАКУЛЬТЕТА ……….. 147

10.1 Состояние учебных и лабораторных площадей……………………………………147

10.2 Уровень оснащения современным, в том числе,

автоматизированным оборудованием, приборами и вычислительной техникой

10.3 Наличие учебно-научных и производственных баз……………………………….148

11 СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ЖИЗНИ ФАКУЛЬТЕТА …………………………………….149

12 ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФАКУЛЬТЕТА ………………………………….. 150

13 УСТРАНЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ ПРЕДЫДУЩЕЙ

АТТЕСТАЦИИ ……………………………………………………………………........ 151

13.1 Основные замечания экспертов-членов комиссии по аттестации…………………..151

13.2 Общая характеристика мероприятий факультета

по устранению недостатков, отмеченных по итогам аттестации в 2003 году……..152

13.3 Перспективы и проблемы развития исторического факультета…………………….152

1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ФАКУЛЬТЕТЕ

1.1 Введение

Исторический факультет является одним из старейших факультетов ПетрГУ. В 1940 году, в год основания университета, он был представлен лишь одной кафедрой истории, входившей в состав историко-филологического факультета. Первый выпуск студентов-историков состоялся в военном 1943 году и составил 3 человека.

Сегодня на очном и заочном отделениях исторического факультета обучается 700 студентов (на дневном отделении – 452, заочном – 148), работают пять кафедр, три исследовательские лаборатории и два научно-образовательных центра, которые ведут подготовку специалистов по двум специальностям – «история» и «историко-архивоведение» – и пяти специализациям.

На факультете работают высококвалифицированные специалисты – из 53 штатных преподавателей 43 имеют ученые степени и звания.

Все сотрудники факультета помимо преподавательской ведут большую научную работу. Результаты научных исследований публикуются в отечественных и зарубежных изданиях, докладываются на самых представительных международных научных форумах. Труды, написанные учеными-историками ПетрГУ широко известны как в России, так и за рубежом.

В последние годы постоянной практикой стало участие ученых факультета в международных исследовательских проектах.

В настоящее время исторический факультет ПетрГУ – единственное в республике Карелия учреждение, осуществляющее подготовку историков широкого университетского профиля. Этим обстоятельством определяются важнейшие функции факультета – готовить преподавательские кадры для учебных заведений, вести подготовку историков высшей квалификации, способных к научно-исследовательской деятельности. Факультет, кроме того, объективно является крупнейшим научным центром Республики Карелия, осуществляющим исследования в области истории, культуры, археологии и этнологии Европейского Севера России, а также сопредельных стран Северной Европы.

Старейшими факультетскими кафедрами являются кафедры Отечественной истории (заведующий – профессор М.И. Шумилов) и всеобщей истории (заведующий – доцент А.Ф. Юсупов). С 1945 г. преподаватели этих кафедр читают лекции по базовым историческим дисциплинам, таким как отечественная и зарубежная история, история и методология исторической науки, источниковедение и др.

В последние 15 лет факультет активно развивается, открывая подготовку по новым специальностям и специализациям, востребованным современным обществом рынком труда. Начали работать новые кафедры. В 1991 г. была образована кафедра истории дореволюционной России (заведующий – доцент А.М. Пашков), в 2003 и 2004 гг. на базе уже имеющихся специализаций создаются кафедры истории стран Северной Европы (заведующая – доцент И.Т. Такала) и архивоведения и специальных исторических дисциплин (заведующий – доцент А.А. Кожанов).

Для научно-методического обеспечения специализаций и координации исследовательской работы в 1992 – 2006 гг. на факультете созданы научно-исследовательская лаборатория по проблемам Скандинавских стран и Финляндии (руководитель – доцент И.М. Соломещ), научный исследовательский центр «Русский Север» (руководитель – доцент А.М. Пашков), Международный научно-образовательный центр по истории и культуре Европейского Севера (директор – декан, доцент С.Г. Веригин), лаборатория музееведения и историко-культурного туризма (руководитель – доцент Т.В. Никулина), исследовательская лаборатория локальной и микроистории Карелии (руководитель – доцент И.А.Чернякова), центр устной истории (руководитель – старший преподаватель кафедры истории стран Северной Европы – А.В.Голубев), научная лаборатория по визуальной истории (руководитель – проф. А.В.Антощенко).

Специальности и специализации:

Специальность «История»

Студенты, обучающиеся по специальности «История», углубленно изучают самые различные проблемы истории России, Карелии, стран Западной Европы, США, Азии и Африки, историю и методологию исторической науки, источниковедение и т.д.

Помимо основной квалификации «историк», выпускники специальности получают дополнительную квалификацию «преподаватель истории» с правом работать в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, колледжах, техникумах и вузах, и могут работать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, техникумах и вузах, в музеях и архивах, в библиотеках и редакциях газет и журналов, в академических научных учреждениях, в органах государственной власти и управления.

Специализация «История Финляндии и Скандинавских стран»

Уже много лет в Петрозаводском университете существует научная школа по изучению истории Карелии и стран Северной Европы. Сегодня ПетрГУ является единственным в России высшим учебным заведением, в котором на историческом факультете существует специализация по изучению истории Финляндии и Скандинавских стран. В апреле 1999 г. Министерством Образования РФ специализации присвоен кодификационный номер 020713 (“История Финляндии и Скандинавских стран”, специально для ПетрГУ).

Студенты специализации углубленно изучают историю и культуру народов и стран Северной Европы, отдельные проблемы международных отношений на севере Европы. Большое внимание уделяется языковой подготовке студентов, они изучают финский, шведский, английский, а также, факультативно, норвежский и датский языки. Выпускники специализации, помимо квалификаций «историк, преподаватель истории», получают дополнительную квалификацию «преподаватель финского языка».

Хорошая профессиональная и языковая подготовка позволяет выпускникам специализации успешно работать в учреждениях и организациях образования, науки, культуры, туризма, государственного и муниципального управления, бизнеса как в России, так и за рубежом.

Дополнительная квалификация «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций»

С 1970-х гг. на факультете велась подготовка специалистов-историков с углубленным изучением английского языка. В 2001 г. была открыта специализация, на которой студенты могут получить дополнительную квалификацию «переводчик в сфере профессиональных коммуникаций (английский язык)», что позволяет выпускникам работать профессиональными переводчиками. Студенты получили возможность углубленно изучать основы профессионального перевода с английского языка на русский язык и с русского на английский.

Наряду с общими историческими дисциплинами и английским языком, студенты углубленно изучают историю и культуру Великобритании, США и некоторых других англоязычных стран.

Специализация «Историко-культурный туризм»

В 2001 г. в рамках специальности «история» была открыта специализация «историческое краеведение и музееведение», преобразованная в 2005 г. в специализацию «историко-культурный туризм». Студенты получают подготовку по широкому кругу обще профессиональных дисциплин, таких как история туризма, музееведение, история мировой художественной культуры, история музеев мира, историческое краеведение, основы деятельности турагенств и туроператоров в историко-культурном туризме, менеджмент и маркетинг в сфере культуры, экономика и правовые основы туризма и др.

Система подготовки включает обязательные практики на базе музея-заповедника «Кижи» и других музейных учреждений России и Карелии.

Выпускники данной специализации могут не только заниматься преподавательской деятельностью, но и работать в туристических фирмах, музеях, учреждениях культуры, рекламных агентствах, экскурсионных бюро.

Специальность «Историко-архивоведение»

С 2001 г. на историческом факультете ведется подготовка студентов по специальности «историко-архивоведение», созданной на базе специализации «Делопроизводство и ведомственные архивы».

Кроме базовых исторических курсов студенты этой специальности изучают дисциплины по архивоведению и документоведению. Большое внимание уделяется истории архивного дела, технологии современного делопроизводства, правовым дисциплинам, деловому английскому языку, современным компьютерным технологиям.

Система подготовки включает обязательные практики на базе Национального архива Республики Карелия, муниципальных и ведомственных архивов, служб ДОУ учреждений и организаций.

Уровень теоретической и практической подготовки выпускников специальности гарантирует им широкий выбор при трудоустройстве. Сегодня они работают в Национальном архиве Республики Карелия, архивах различных ведомств, в государственных учреждениях, в администрации города Петрозаводска и других органах муниципального управления, в Конституционном и Арбитражном судах Республики Карелия, в кадровой службе крупнейших предприятий города и республики, в различных фирмах.

Студенты всех специальностей и специализаций факультета уже во время учебы имеют возможность включаться в научно-практическую работу, принимать участие в отечественных и международных исследовательских проектах, поддерживаемых российскими и зарубежными научными фондами.

На факультете ведётся подготовка аспирантов по отечественной и зарубежной истории, выпускники имеют возможность проходить стажировки и продолжать обучение в высших школах России (Москва, Санкт-Петербург), Финляндии, Норвегии, Швеции.

  1. Отчет о результатах самообследования филологического факультета по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Содержательный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования филологического факультета, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.
  2. Отчет о результатах самообследования агротехнического факультета по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Содержательный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования Агротехнического факультета, проводившегося в течение 2007 – 2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.
  3. Отчет о результатах самообследования Лесоинженерного факультета по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Содержательный отчет
    5.5 Результаты опросом общественного мнения студентов, преподавателей, потенциальных работодателей о качестве предоставляемых образовательных услуг, организации учебного процесса,
  4. Отчет о результатах самообследования кафедры туризма по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Содержательный отчет
    Отчет выполнен по результатам самоаттестации кафедры туризма, проводившейся в течение 2007–2008 учебного года. Анализировались все основные направления деятельности кафедры туризма.
  5. Отчет о результатах самообследования строительного факультета 2008

    Содержательный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования Строительного факультета, проводившегося в течение 2007 – 2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.
  6. Отчет о результатах самообследования факультета политических и социальных наук по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Содержательный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета политических и социальных наук, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.
  7. Отчет Орезультатах самообследования Приладожского филиала гоу впо петргу по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Содержательный отчет
    5.5 Результаты опросов общественного мнения студентов, преподавателей, потенциальных работодателей о качестве предоставляемых образовательных услуг, организации учебного процесса,
  8. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01. 06. 2008 года Утвержден Ученым Советом университета 09. 04. 2008

    Содержательный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета ПФФиК, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.
  9. Отчет о результатах самообследования Беломорского филиала Петргу по состоянию на 01. 05. 2008

    Содержательный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования Беломорского филиала ГОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», проводившегося в течение 2007-2008 учебного года.

Другие похожие документы..