Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория автоматического управления (название)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

УТВЕРЖДЕНО:

Проректором по учебно-методической работе – директором РОАТ

«_29_»_____10____ 2010 г.

Кафедра____Железнодорожная автоматика, телемеханика и связь__________

(название кафедры)

Автор____________Боровков Юрий Геннадьевич________________________

(ф.и.о.)

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Теория автоматического управления

(название)

_____________________________________________________________________

Специальность/направление 220201.65 Управление и информатика (код, наименование специальности / направления)

_________в технических системах ______

Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии РОАТ

Протокол №____1_____

«__26__» ______10_______ 2010 г.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №____2___

«_19_» __октября_________ 2010 г.

Москва 2010 г.

БОРОВКОВ ЮРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ

канд. техн. наук, доцент, профессор кафедры ЖАТС

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория автоматического управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по специальности/направлению

220201.65 Управление и информатика в технических системах (зУИ)/ ______

Автоматизация_и управление ________________________________________

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин специализации и является обязательной для изучения.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДЕНО:

Выпускающая кафедра ____ЖАТС_____

Проректором по учебно-методической работе – директором РОАТ

«_29_»_____10_____ 2010 г.

Кафедра__Железнодорожная автоматика, телемеханика_и связь___________

(название кафедры)

Автор __Боровков Юрий Геннадьевич, к.т.н., доцент_____________________

(ф.и.о., ученая степень, ученое звание)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Теория автоматического управления

(название)

_____________________________________________________________________

Специальность/направление 220201.65 Управление и информатика (код, наименование специальности / направления)

_______втехническихсистемах(зУИ)/Автоматизация_иуправление

Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии института

Протокол №____1____

«__26__» _____10______ 2010 г.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №_______

«___» _____________ 2010 г.

Москва 2010 г.

Разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальностям 220201.65 «Управление и информатика в технических системах (зУИ)».

Составители – кандидат технических наук, проф. Ю.Г. Боровков,

кандидат технических наук, доц. О.П. Ермакова

Рецензент – кандидат технических наук, доцент Орлов А.В.

Московский государственный технический университет путей сообщения. Российская открытая академия транспорта, 2009

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель преподавания дисциплины состоит в изложении основных положений теории автоматического управления и принципов построения на ее основе систем автоматического управления, методов анализа и синтеза технических систем, использующих автоматическое управление при решении задач железнодорожного транспорта.

Во время обучения студенты должны получить теоретические знания и практические навыки по расчету динамических и частотных характеристик систем автоматического управления (САУ), ознакомиться с современными методами оценки и коррекции основных показателей качества САУ. С помощью лекций, практических занятий в лабораториях с использованием современных методов и технических средств обучения, выполнения контрольной работы и курсового проекта, включая самоподготовку, студент получает знания в объеме, достаточном для их успешного практического применения, грамотной эксплуатации и постановки задач по проектированию и модернизации систем управления в различных отраслях железнодорожного транспорта.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучив дисциплину, студент должен;

2.1. Знать

- основные положения теории автоматического управления, принципы и методы построения моделей систем автоматического управления (САУ);

- методы анализа и синтеза САУ;

- методы расчета и оптимизации САУ при детерминированных и случайных воздействиях.

2.2. Уметь

- применять принципы и методы построения моделей, методы анализа и синтеза САУ при создании, исследовании и эксплуатации технических систем и средств автоматизации и управления;

- производить расчет и применять на практике различные методы коррекции динамических характеристик САУ с целью их оптимизации.

2.3. Иметь представление

- о правилах построения АФЧХ (годографов) и логарифмических АЧХ, ФЧХ передаточных функций динамических звеньев различной сложности систем автоматического управления:

- об основных показателях качества САУ и методах их коррекции;

- о современных методах исследования и тенденциях развития теории автоматического управления;

- об областях применения теории автоматического управления.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Количество часов

Всего по

уч. плану

В т. ч. по семестрам

1

2

3

4

Аудиторные занятия

52

16

36

Лекции

24

8

16

Практические занятия

16

4

12

Лабораторный практикум

12

4

8

Индивидуальные занятия

60

20

40

Самостоятельная работа

248

80

168

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

360

16

100

36

208

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля)

Контр. раб., 1

Курс.

пр.

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет)

Зачет,

экзамен

Зачет,

экзамен

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

4.1. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения заочная

Название разделов и тем

Всего часов

по учебному плану

Виды учебных занятий

Индив. занятия

Самостоят. работа

Аудиторные занятия, в том числе

лекции

Практ.

занятия,

семинары

Лаб. Работы

(практикумы)

Раздел 1. Основные понятия и определения

1.1. Основные понятия теории управления

1.1.1. Назначение и задачи теории автоматического управления.

1.1.2. Виды управления.

1.1.3.Классификация САУ.

1..1.4. Функциональ-ные схемы САУ.

1

1

Раздел 2. Математическое описание автоматических систем управления

2.1. Динамические и частотные характеристики САУ.

2.1.1. Математичес-кие модели и

свойства статических и астатических САУ.

2.1 2. Формы записи линейных дифференциальных уравнений.

2.1.3. Передаточные функции.

2.1.4. Временные характеристики.

2.1.5. Частотные характеристики.

2.1.6. Элементарные звенья и их характеристики.

2.1.6. Электрические и механические аналоги типовых

динамических звеньев САУ и их параметры.

5

2

2

1

Раздел 3. Устойчивость линейных САУ

3.1. Условия и критерии устойчивости САУ.

3.1.1. Переходные процессы в САУ.

3.1.2. Понятие устойчивости.

3.1.3. Условия устойчивости линейных САУ.

3.1.4. Алгебраичес- кие критерии устойчивости.

3.1.5. Частотные критерии устойчивости.

3.1.6. Анализ устойчивости по логарифмическим частотным характеристикам.

4

2

1

1

Раздел 4. Качество регулирования САУ

4.1. Методы оценки качества регулирования линейных САУ

4.1.1. Показатели качества регулирования.

4.1.2. Оценка качества регулирования в установившемся режиме.

4.1.3. Оценка качества переходного процесса при воздействии

ступенчатой функции.

4.1.4. Оценка качества регулирования при гармонических воздействиях.

4.1.5. Корневые методы оценки качества регулирования.

4.1.6. Частотные методы оценки качества регулирования.

4

2

2

Раздел 5. Синтез систем автоматического управления

5.1. Обеспечение устойчивости и повышение качества регулирования линейных САУ.

5.1.1. Последователь- ные и параллельные корректирующие

устройства САУ.

5.1.2. Повышение точности в установившихся режимах.

5.1.3. Обеспечение устойчивости и повышение запаса устойчивости.

5.1.4. Синтез корректирующих устройств по ЛАЧХ.

5.1.5. Математические модели автоматических систем и особенности реализации их на ЭВМ

1

1

Раздел 6. Дискретные системы управления

6.1. Обшие сведения о дискретных системах управления

6.1.1. Классификация

дискретных систем управления.

6.1.2. Понятия об импульсных и цифровых системах управления.

6.1.3. Линейные модели дискретных систем управления.

8

4

2

2

Раздел 7. Импульсные системы управления

7.1Анализ импульсных систем управления.

7.1.1. Математическое описание идеального импульсного элемента.

7.1.2. Уравнения и импульсная передаточная функция разомкнутой импульсной системы управления.

7.1.3. Частотные характеристики импульсных систем.

7.1.4. Передаточные функции замкнутых импульсных систем.

7.1.5. Устойчивость импульсных систем.

7.2. Синтез импульсных систем

управления.

7.2.1. Общие сведения о синтезе импульсных систем.

7.2.2. Способы коррекции показателей качества импульсных систем.

7.2.3. Синтез корректирующих устройств.

5

5

2

2

2

2

1

1

Раздел 8. Нелинейные модели САУ

8.1. Нелинейные элементы САУ.

8.1.1. Понятие о нелинейных моделях.

8.1.2. Безынерцион-ные нелинейные элементы.

8.1.3. Динамические нелинейные элементы.

8.1.4. Методы линеаризации нелинейных моделей.

8.2. Устойчивость положений равновесия САУ.

8.2.1. Понятие об устойчивости невозмущенного движения.

8.2.2. Методы Ляпунова для исследования устойчивости.

8.2.3. Необходимое и достаточное условия абсолютной устойчивости.

6

6

2

2

2

2

2

2

Раздел 9. Современные методы управления

9.1. Методы теории оптимального управления.

9.1.1. Постановка задачи оптимального управления.

9.1.2. Критерии оптимальности.

9.1.3. Методы оптимального управления.

9.2. Методы адаптивного управления.

9.2.1. Алгоритмы адаптивного управления.

9.2.2. Содержание этапов синтеза адаптивных систем управления.

3

2

1

ИТОГО:

52

24

16

12

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и конструкция локомотивов» (название)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 190301 Локомотивы
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы автоматического управления» (название)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 190303 Электрический транспорт железных дорог (ЭПС)
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конструирование и расчет вагонов» (название)

    Учебно-методический комплекс
    Программа разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженеров по специальности 190302 Вагоны
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Организация ЭВМ и систем (название)

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 220100 (ЭВМ).
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная геометрия и графика (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «электронная и преобразовательная техника» (название)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина имеет существенное значение в общеинженерной подготовке студентов по специальности «Локомотивы» и «Электрический транспорт железных дорог».
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Географические информационные системы (гис) (название) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Направление: Гидрометорология (020600.62, 020601.65), Прикладная математика (010200.62), Природопользование (020802.65), Экология (020801.65), Биология (020201.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Географические информационные системы (гис) (название) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Географические информационные системы (ГИС)» составлен в соответствии с требованиями Основной образовательной программой понаправлению Гидрометорология (020600.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория дискретных устройств автоматики и телемеханики (название) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория дискретных устройств автоматики и телемеханики составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной

Другие похожие документы..