Учебно-методический комплекс дисциплины сурдопсихология для студентов психологического факультета

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Психологический факультет

Кафедра клинической и специальной психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СУРДОПСИХОЛОГИЯ

Для студентов психологического факультета

Специальность 031900, квалификация специальный психолог

Курс 4 очной формы обучения (7-8 семестр)

Курс 4 заочной формы обучения (9семестр)

Москва 2008

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на

заседании кафедры клинической и специальной психологии

(Протокол № 9 , от 13.03.2008 г.)

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании Ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 9 , от 27.03.2008 г.)

Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

Автор-составитель:

Старший преподаватель кафедры клинической и специальной психологии

М.В. Журавлева

Заведующий кафедрой:

Доктор биологический наук, профессор Б.М. Коган

СОДЕРЖАНИЕ

Часть I Программа учебной дисциплины

Часть II Методические рекомендации и план освоения

учебной дисциплины

Методические материалы для самостоятельной работы

студентов

Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

«СУРДОПСИХОЛОГИЯ»

Программа курса «Сурдопсихология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Специальная психология», утвержденного в 2000 г. Общее количество часов – 100.

Данный курс рассчитан на студентов, владеющих необходимыми знаниями в области общей и возрастной психологии; физиологии высшей и нервной деятельности; а также основными принципами и методами общей педагогики.

Курс «Психология детей с нарушениями слуха» опирается на следующие изученные дисциплины: «Анатомия центральной нервной системы», «Физиология центральной нервной деятельности», «Физиология человека», «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогика».

В настоящее время наблюдается тенденция к некоторому увеличению количества детей с нарушениями слуха, которые проявляются в самостоятельном виде, или входят как составная часть в сложные нарушения развития.

В учебно-методическом комплексе по каждой теме имеются: краткое содержание темы, контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, задания для самостоятельной работы, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы.

Цели и задачи курса

Целью курса является овладение углубленными знаниями по особенностям психического развития детей с нарушениями слуха, необходимыми для диагностической и коррекционной психологической практики.

Задачи курса: а) изучение закономерностей и особенностей психического развития лиц с недостатками слуха для оказания им психолого-педагогической поддержки; б) подготовка будущего специалиста к практическому решению задач дифференциальной диагностики и психологической коррекции данного отклонения в развитии

Результаты освоения дисциплины востребованы в следующих видах профессиональной деятельности будущего специалиста:

в области диагностико-аналитической деятельности:

  • формирование умения проводить психологическое обследование детей с нарушениями слуха с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;

  • дифференциальная диагностика для определения степени нарушений развития;

  • формирование психологического заключения;

в области коррекционно-развивающей деятельности:

  • психологическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с нарушениями слуха;

  • реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей с нарушениями слуха;

  • использование адекватных приемов и методов психокоррекционной работы;

  • владение методами консультирования родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения детей и подростков;

в области психопрофилактической деятельности:

  • владение методами психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении;

  • оказание психологической помощи семьям;

в области социально-педагогической деятельности:

  • проведение профориентационной работы;

  • оказание помощи в социализации учащихся;

в области просветительской деятельности:

  • формирование общей и психологической культуры учащихся;

  • оказание психологической помощи педагогам, работающим с детьми с нарушениями слуха

По окончании курса студент должен:

знать

предмет, задачи, основные направления развития психологии лиц с нарушениями слуха, ее место и роль в системе психологических знаний о человеке;

теоретические взгляды и основы научных исследований, принятые в психологии лиц с нарушениями слуха;

природу и сущность изучаемых нарушений;

специфику диагностической и коррекционной работы с данной категорией детей;

особенности индивидуального подхода к детям, имеющим нарушения слуха;

уметь:

самостоятельно анализировать научную информацию из библиографических источников;

проводить психолого-педагогическую диагностику данных нарушений;

использовать на практике приемы коррекционной работы;

владеть:

знаниями и умениями проведения квалифицированного диагностического обследования с целью выявления психологических особенностей у детей с нарушениями слуха разного возраста;

основными приемами первичной и дифференциальной диагностики;

знаниями и умениями проведения психологической коррекции и профилактике вторичных личностно-социальных последствий в их развитии.

необходимыми знаниями и умениями для обеспечения психологического сопровождения детей с нарушениями слуха в образовательный процесс.

Содержание дисциплины

Тема 1 Основные этапы развития сурдопсихологии как науки

Жизнь глухих людей в Древнем мире. Юридический статус глухих людей в Древнем Риме и в Древней Греции. Представления Аристотеля на природу глухоты. Жизнь глухих в эпохи Средневековья и Возрождения. Д. Кардано – создатель первой классификации глухих. Труд Х. Пабло Боннета по первоначальному обучению глухих людей. Создание первого учреждения для глухих детей Мимический и устный методы в обучении глухих. Обучение глухих людей в России. Роль отечественных ученых в становлении психологии лиц с нарушениями слуха как науки

Тема 2 Психология лиц с нарушениями слуха как наука

Психология лиц с нарушениями слуха – отрасль специальной психологии. Место в системе психологических и педагогических наук. Значение медицинских и биологических наук. Задачи на современном этапе. Значение трудов Л.С. Выготского для психологии лиц с нарушениями слуха.

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Общие и специфические закономерности ребенка с нарушенным слухом.

Методы психологического изучения лиц с нарушениями слуха. Характеристика методов: наблюдение, психологический эксперимент (лабораторный, естественный, обучающий), анализ продуктов деятельности, беседа, социометрии.

Тема 3 Классификации детей с нарушениями слуха

Медицинская классификация Л. В. Неймана. Классификация детей по остаткам слуха Ф. Рау-Гартмана. Педагогическая классификация Р. М .Боскис

Тема 4 Сложная структура дефекта при нарушенном слухе

Л.С.Выготский о сложной структуре дефекта. Роль второго блока мозга при нарушенном слухе. Первичный дефект и вторичные отклонения в развитии

Тема 5 Проблема компенсации глухоты

Общее понятие компенсации. Виды компенсации. Компенсация и «сверхкомпенсация» дефекта. Теории компенсации глухоты. Роль компенсации в психическом развитии личности глухого. Параметры дизонтогенеза по В. В. Лебединскому

Тема 6 Особенности восприятия

Скорость зрительного восприятия у глухих и слышащих. Процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии предметов. Восприятие изображений. Развитие зрительного восприятия Узнавание предметов при осязании. Особенности осязательного восприятия.

Тема 7 Кожная чувствительность

Вибрационные ощущения и восприятия. Их познавательное значение. Развитие тактильно-вибрационной чувствительности. Восприятие музыки глухими при помощи тактильно-вибрационной чувствительности. Значение тактильной и температурной чувствительности.

Тема 8 Формирование и развитие личности.

Особенности различных видов деятельности. Развитие интересов у глухих школьников Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка. Отношение глухих школьников к профессиям. Психологические особенности слабослышащих детей. Межличностные отношения детей и подростков с нарушениями слуха. Роль семьи в развитии личности детей с нарушениями слуха. Психологические проблемы интеграции детей с недостатками слуха в массовой школе Проблемы социализации детей, имеющих недостатки слуха

Тема 9. Особенности памяти у глухих

Непреднамеренное запоминание зрительно воспринимаемых объектов. Преднамеренное запоминание зрительно воспринимаемого материала. Особенности образной памяти глухих детей. Формирование словесной памяти у глухих детей. Особенности запоминания слов. Различия в запоминании слов и мимико-жестовых обозначений. Запоминание предложений и текстов. Стадии запоминания по И.М.Соловьеву. Пути совершенствования памяти и воображения у детей с нарушениями слуха в условиях школьного обучения и воспитания.

Тема 10. Речь

Роль устной речи. Особенности устной речи. Формирование устной речи у нормально слышащего ребенка. Возможность овладения устной речью при нарушенном слухе. Комплексное использование анализаторов. Методы формирования устной речи у детей. Специальные методы исследования речи глухих. Характеристика методов: изучение слуха речью, аудиометрические исследования. Специфика применения данных методов при изучении ребенка с нарушенным слухом.

Своеобразие формирования письменной речи у глухого ребенка. Понимание письменной речи. Мимико-жестовая речь глухих. Дактильная форма речи. Ее взаимосвязь с устной и письменной речью. Усвоение словарного состава языка и формирование понятий у глухих детей

Тема 11. Воображение

Особенности воссоздающего воображения у глухих детей. Творческая реконструкция басни глухими школьниками. Особенности творческих описаний картин.

Тема 12. Мышление

Некоторые вопросы наглядно-действенного мышления у глухих детей. Особенности формирования и развития мыслительных операций у глухих детей. Процессы мышления при решении задач. Обучаемость - как условие и показатель умственного развития детей с нарушениями слуха

Тема 13. Особенности диагностики детей с нарушениями слуха

Психодиагностическое обследование ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом. Психодиагностическое обследование ребенка школьного возраста. Схема психологического заключения. Методики обследования познавательной сферы детей с нарушениями слуха.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.,2002

2 Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963

3 Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: Программы для специальных дошкольных учреждений. М., 1991

4 Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: Программы для специальных дошкольных учреждений. М., 1991

5 Зайцева Г.Л.Жестовая речь глухих. – М.,2000

6 Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М., 1976

7 Основы специальной психологии: учебное пособие для студ.сред.пед.учебн.завед.ений /под.ред.В.И.Лубовского/. - , М.,2002

8 Психология глухих детей/ под редакцией И.Соловьева и др. М., 1979

9 Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления у глухих детей. – М.,1978

10 Специальная психология: учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. завед. /под. ред. В.И. Лубовского/. – М.. 2003

11 Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха, М., 1991

Дополнительная:

1 Алишаускас А. Исследование словесной памяти глухих школьников //Дефектология. – 1980. - №6

  1. Бассам А. Особенности наглядно-образного мышления слабослышащих детей: Автореф.дис. канд псих. наук. – М., 1992

  2. Выготская Г.Л. Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих дошкольников. – М.. 1964

4 Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. М., 1977

5 Коровин К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку. М., 1983

  1. Коровин К.Г. Усвоение основных грамматических понятий учащимися старших классов школы слабослышащих. М., 1982

7 Марциновская Е.Н. Основы предметно-практического обучения глухих школьников. М., 1985

  1. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969

  2. Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. М., 1983

10 Носкова Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. М., 1987

11 Развитие логического мышления и усвоение основ наук слабослышащими школьниками/под ред. И.М. Гилевич и К.Г. Коровина/. М., 1986

12 Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения/под ред. Т.В. Розановой

13 Рау М.Ю. Изобразительная деятельность учащихся 4-6 классов с нарушениями слуха. М.,1992

14. Розанова Т.В., Тигранова Л.И., Яшкова Н.В. Развитие мышления у детей с нарушения слуха. М.,1983

15 Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. М., 1978

16 Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М., 1968

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (72)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология лиц с нарушениями слуха [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.А. Студеникина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины оценка биологических компетенций и способы повышения качества её результатов у лиц с нарушениями слуха факультет Дефектологический

    Учебно-методический комплекс
    Современные технологии и методы оценки и повышения качества биологических компетенций лиц с нарушениями слуха. Современные развивающие теории, системы обучения и возможности их использования в обучении биологии студентов с нарушениями слуха.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Детская психология Специальность 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология

    Учебно-методический комплекс
    Предмет, задачи и методы детской психологии. Психологические особенности младенчества. Общая характеристика периода новорожденности. Основные закономерности развития психики младенцев.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Развитие творческих способностей лиц с нарушением слуха юношеского возраста (1)

    Учебно-методический комплекс
    Особенности развития познавательной сферы, воображения психосоциального развития при сохранном и нарушенном слухе. Модели диагностики одаренности и творческих способностей.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Развитие творческих способностей лиц с нарушением слуха юношеского возраста (2)

    Учебно-методический комплекс
    Технологии развития творческих способностей. Развитие творчества и одаренности у лиц с нарушением слуха в процессе учебной деятельности на разных возрастных этапах.
  7. Учебно-методический комплекс раздел Организационно-педагогическое описание дисциплины. Программа учебной дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» пред­назначена для студентов 1 курса психолого-педагогического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Программа учебной дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» пред­назначена для студентов 1 курса психолого-педагогического факультета.
  8. Учебное пособие Для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений 2-е издание, исправленное

    Учебное пособие
    Г. В. Розанова — гл. 4; Л. И. Солнцева — гл. 5 (5.1, 5.2, 5.3 — совм. с Р.А. Курбано-вым; 5.4 совм. с В.А.Лониной; 5.6, 5.9, 5.12—5.16); В.А.Лонина — гл.
  9. Учебно-методический комплекс по специальностям 050301 (032900) «Русский язык и литература» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Основы специальной педагогики и психологии :Основы специальной педагогики и психологии Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии.

Другие похожие документы..