«Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-лет­ней школе»

Лекция №1

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Основные направления развития профильного обучения, сфор­мулированы в базовых государственных документах: Национальной доктрине обра­зования; «Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-лет­ней школе»; Постановлении Правительства от 23.03.2001 г. № 224 «О прове­дении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»; решениях коллегии МО РФ oт 10.01 2001 г. 1/1-2 «Об экспери­ментальном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ»; «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.»; «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», принятой Министерством образования РФ от 18.07.02 № 2783.

В декабре 2002 года в «Вестнике образования» была опубликована утвер­жденная Концепция, а также комментарии к концепции профильного обуче­ния, издание, кроме того, содержало разделы «Отечественный опыт профиль­ного обучения», «Профильное обучение в зарубежных странах», «Основы формирования содержания образования и базисного учебного плана для про­фильной школы».

Нормативными документами, определяющими проведение экспери­мента по введению профильного обучения учащихся в общеобразователь­ных учреждениях, яв­ляются:

□ Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения уча­щихся в общеобра­зовательных учреждениях, реализующих программы сред­него (полного) общего обра­зования».


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июня 2003 г. №334

0 проведении эксперимента по введению профильного обучения уча­щихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования

В целях развития системы профильного обучения учащихся в общеобразо­вательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Принять предложение Министерства образования Российской Федерации, согласо­ванное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, о проведении в 2003/04, 2004/05 и 2005/06 учебных годах эксперимента по вве­дению профильного обучения учащихся в общеоб­разовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования (далее име­нуется - эксперимент), для создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) учащихся в старших классах общеобразовательной школы апробации нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда
и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии

2. Возложить на Министерство образования Российской Федерации и Рос­сийскую ака­демию образования научно-методическое обеспечение проведения эксперимента

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления ежегодно предусматривать в бюджетах субъектов Россий­ской Федерации и местных бюджетах необходи­мые средства для финансирования проводимых в подведомственных общеоб­разовательных учреждениях мероприятий, связанных с их участи­ем в экспе­рименте

4 Министерству образования Российской Федерации ежегодно, по оконча­нии учебного года, представлять в Правительство Российской Федерации док­лад о ходе эксперимента

Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов

М


□ Приказ Минобразования России от 17.04.2003 №1652 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, участвующих в экс­перименте по профильному обучению в 2003/2004 учебном году».

□ Приказ Министерства образования России от 26.06.2003 №2757 «Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации ра­ботников образования в условиях введения профильного обучения», где определены основные направления эксперимента на 2003/2004 учебный грд.

□ Письмо Министерства образования Российской Федерации от 09.07.2003 г. № 13-51-144/13 «О проекте базисного учебного плана для среднего (полного) общего образо­вания».

Также Министерство образования Российской Федерации разработало рекомен­дации по организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рам­ках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразователь­ных учреждениях на 2003/2004 учебный год от 20.08.2003 №ОЗ-51-157ин/13-ОЗ.

МО РФ и ИОСО РАО подготовлены научно-методические рекомендации «Экс­перимент совершенствование структуры и содержания общего образования. Профиль­ное обучение»; «Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе»; «Школьные перемены и научные подходы к обновлению общего среднего образования»; «На пути к профильному обучению в 12-летней школе» и др.

Кроме этих документов, авторы использовали материалы альтернативной «Кон­цепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования (проект)», «Концепции эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования» ИОСО РАО.

Часть I. ПЕДАГОГИКА ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Образовательная политика, отражая общенациональные интересы в сфере обра­зования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тен­денции мирового развития.Одним из направлений образовательной политики госу­дарства является модернизация системы образования

Возрастает роль образования также в модернизации экономики. Располагая первоначально очень ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия должна вы­брать образовательный сектор в качестве приоритета - одной из «национальных точек роста». Инвестиции в повышение качества «человеческого капитала» являются усло­вием развития всех секторов российской экономики. На перспективные потребности экономики, которые заявят о себе через 5-15 лет, система образования должна реаги­ровать уже сейчас.

В среднесрочной перспективе (2005-2010 гг) решающим становится уровень общей образованности населения. Качество «человеческого капитала» будет одним из самых главных препятствий экономического развития в долгосрочном плане.

Приоритетами образования для модернизации общества должны быть2.

  1. Облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей -ответственность за собственное благосостояние и за состояние общества через освое­ние молодыми поколениями основных социальных практических умений в области экономических и социальных отношений

  2. Противодействие негативным социальным процессам, таким как распростра­нение алкоголизма, наркомании и криминала в молодежной среде, вытеснение асоци­ального поведения, борьба с беспризорностью

  3. Обеспечение социальной мобильности в обществе наиболее талантливых и ак­тивных молодых людей независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ро­лей, в том числе через развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья

4. Поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образования должна занять центральное место работа по развитию коммуникативности через освоение информа­тики, иностранных языков, через межкультурное обучение.

5 Образование должно реализовать ресурс свободы, расширять поле выбора для каждого человека, получающего образование, инвестирующего в себя. Социальный за­каз на образование не должен быть только по преимуществу заказом со стороны госу­дарства, а должен представлять сумму частных интересов семей и предприятий.

Для российской системы общего среднего образования характерны противоре­чия между.

  • содержанием общего среднего образования, практически сложившегося в иную социально-экономическую эпоху, и потребностями принципиального изменения каче­ства трудовых ресурсов страны в условиях ее включения в мировое разделение труда и жесткой экономической конкуренции,

  • образовательными потребностями молодых людей и их родителей и сущест­вующим спектром учебных предметов и уровнем овладения ими в общеобразователь­ных школах,

  • многообразием склонностей и способностей учащихся и единообразием требо­ваний проектов единого образовательного стандарта,

  • требованиями системы высшего образования к качеству подготовки абитуриен­тов и итоговой подготовкой выпускников учреждений общего среднего образования

Одним из приоритетных направлений решения этих противоречий в условиях мо­дернизации общего среднего образования является введение профильного обучения на старшей ступени школы. Профильное обучение обусловлено личностно-ориентированным подходом как новой парадигмой образования, когда школьник при­знается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи.

Правительство Российской Федерация в конце 2001 года утвердило «Концеп­цию модернизации российского образования на период до 2010 года». «Отечественная система образования, — отмечается в Концепции, — является важным фактором со­хранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования». В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готов­ность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответст­венность как за собственное благополучие, так и благополучие общества Важными целями образования должны стать

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации,

  • умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой куль­туры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства),

•готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной де­
ятельности,

• толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и на­ходить содержательные компромиссы.

Поэтому в число главных приоритетов образовательной политики правительства на этом этапе включаются:

  1. Сохранение лучших традиций отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования, использование в этих целях богатей­шего опыта российской и советской школ.

  2. Формирование у школьников целостной системы знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания об­разования.

  3. Ориентация деятельности всей системы образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, ее познавательных и созидательных способностей.

Успешному практическому осуществлению этих глобальных задач призвано спо­собствовать и введение в классах старшей ступени обучения профильной дифферен­циации (фуркации) образования, то есть организации в общеобразовательных школах обучения учащихся старшей ступени по разделенным учебным планам (уклонам: гума­нитарному, физико-математическому и др.), предусматривающим право и возможность старшеклассникам самостоятельно выбирать различные профили обучения с учетом индивидуальных интересов, склонностей и способностей и позволяющим им сосредо­точивать преимущественное внимание на углубленном изучении блока дисциплин, со­ответствующих избранному профилю образования.

Такая форма образования старшеклассников позволяет им получить по избранно­му профилю более глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания, умения и прочные практические навыки исследовательского характера, подготовить себя к успешному продолжению образования в среднем (высшем) профессиональном учебном заведении соответствующего направления или к труду в сфере материального производства. Из сказанного следует, что профильное образование по своим целям и содержанию занимает промежуточное положение между общим средним и профессио­нальным образованием.

1.1. Профильное обучение старших школьников зарубежом и в дореволюционной России5

Зарубежный опыт профильного обучения

Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. И важная роль в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Фин­ляндии, Норвегии. Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной обще­образовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-му году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: «ака­демический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, и «про­фессиональный», в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию, то есть в основной школе.

  1. Краткая аннотация Программы развития 2 Глава Анализ актуального состояния школы 5

    Документ
    Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения Красносельская средняя общеобразовательная школа на 2010 – 2015 годы представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся
  2. Программа обсуждена и принята на педагогическом совете моу «Средняя общеобразовательная школа №12» протокол № (1)

    Программа
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» открыта в 1991 году. Здание построено по типовому проекту и рассчитано на 690 посадочных мест, общая площадь школы составляет 6860,5 м².
  3. Программа обсуждена и принята на педагогическом совете моу «Средняя общеобразовательная школа №12» протокол № (2)

    Программа
    Коллектив школы имеет опыт экспериментальной работы. В 1993 г. школа учреждена как Реальная Сибирская школа. Экспериментальная работа была обусловлена стремлением педагогического коллектива обновить и качественно усовершенствовать
  4. Образовательная программа государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы

    Образовательная программа
    Каждый ребенок имеет равные возможности во всем: в обучении, в раскрытии своих творческих способностей, независимо от материального положения и социального статуса семьи.
  5. Государственный общеобязательный стандарт образования республики казахстан общее среднее образование госо рк 003. 1 2008 Издание официальное астана 2009

    Документ
    Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства образования и науки Республики Казахстан.
  6. Учебное пособие для вузов в. А. Сластенин > И. Ф. Исаев > Е. Н. Шиянов общая

    Учебное пособие
    С47 Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 1.
  7. Адаптация старшеклассников в образовательном пространстве школы (теоретический аспект)

    Диссертация
  8. «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Горно-Алтайска»

    Реферат
    Выполнила учитель начальных классов Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 г.Горно-Алтайска» Антонова Валентина Викторовна
  9. Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках литературного чтения (1)

    Урок
    Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий реализацию личных планов на основе духовно-нравственных ценностей общества для

Другие похожие документы..