Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

В. Н. Карандашев

МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ

ПСИХОЛОГИИ

Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому

университетскому образованию в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по направлению и специальностям психологии

Издательская программа

300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород • Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара • Новосибирск

Киев ■ Харьков • Минск

2006

ББК 88я7 УДК 159.9(075) К21

Рецензенты:

В. Л. Ситников, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии

и педагогики Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина;

кафедра психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного

педагогического образования.

Карандашев В. Н.

К21 Методика преподавания психологии: Учебное пособие. — СПб.: Пи­тер, 2006. — 250 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»),

ISBN5-94723-371-1

Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по дисциплине «Методика преподавания психологии», в котором охватываются все основные темы курса. Целью данного издания является изложение теоретических и методических вопросов пре­подавания психологии в средних и высших учебных заведениях. Приводятся материалы по истории преподавания психологии, описывается современное психологическое образо­вание в России и за рубежом, разбираются основные правовые и нормативные документы, которые должен знать преподаватель психологии. Центральное место в книге занимают вопросы технологии разработки учебного курса по психологии. Подробно рассматрива­ются методические проблемы лекций, семинарских, лабораторных и практических заня­тий, уроков по психологии, особенности их подготовки и проведения, даются рекомендации по методическому руководству самостоятельной работой студентов. Характеризуются ме­тоды и приемы обучения психологии, а также способы проверки и оценки знаний.

ББК 88я7 УДК 159.9(075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-94723-371-1© ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

Оглавление

Введение 6

Глава 1. История преподавания психологии в высшей школе 11

  1. Преподавание психологии в XVIII-XIX веках 11

  2. Преподавание психологии в первой половине XX века 17

  3. Преподавание психологии во второй половине XX века 23

Контрольные вопросы 26

Глава 2. История преподавания психологии в средней школе27

  1. Преподавание психологии в XIX веке 27

  2. Преподавание психологии в начале XX века 30

  3. Преподавание психологии во второй половине XX века 37

Контрольные вопросы 40

Глава 3. Современное психологическое образование 42

3.1. Основные тенденции современного психологического

образования в мире 42

  1. Базовое психологическое образование 46

  2. Преподавание психологии студентам других специальностей 54

  3. Последипломное психологическое образование 56

  4. Обучение психологии в средних учебных заведениях 60

Контрольные вопросы 63

Глава 4. Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы

обучения психологии в разных типах учебных заведений65

  1. Общеобразовательные программы и преподавание психологии 65

  2. Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии 68

  3. Учебный план и программы преподавания психологии 71

  4. Цели преподавания психологии 74

4.5. Принципы обучения психологии 81

Контрольные вопросы 84

Глава 5. Содержание психологического образования 86

  1. Психология как научная и учебная дисциплина 86

  2. Отрасли психологии как научной дисциплины 89

  3. Учебные дисциплины по психологии 93

4 Оглавление

5.4. Основные тенденции развития психологии в мире

и психологическое образование 99

Контрольные вопросы 103

Глава 6. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии ... 105

  1. Организация учебных занятий по психологии в высших и средних учебных заведениях 105

  2. Лекции по психологии 111

  3. Семинарские занятия по психологии 116

  4. Практические и лабораторные занятия по психологии 121

  5. Урок по психологии 125

  6. Самостоятельное изучение литературы, подготовка студентов

к занятиям по психологии 131

  1. Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии ... 136

  2. Практика студентов по психологии 139

  3. Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная

работа в вузе 141

Контрольные вопросы 144

Глава 7. Методы обучения психологии146

  1. Таксономия учебных задач при изучении психологии 146

  2. Словесные методы обучения психологии 148

  3. Наглядные методы обучения психологии 153

  4. Практические методы обучения психологии 156

  5. Характеристика познавательной деятельности студентов

и учащихся на занятиях по психологии 158

  1. Дистанционное обучение 161

  2. Методы закрепления изученного материала 162

Контрольные вопросы 163

Глава 8. Проверка и оценка знаний по психологии 164

  1. Организация проверки и оценивания при обучении психологии .... 164

  2. Виды проверки знаний при обучении психологии 169

  3. Формы проверки знаний при обучении психологии 172

Контрольные вопросы 180

Глава 9. Разработка учебного курса по психологии 181

9.1. Знания научной и практической психологии как основа

учебного курса 181

  1. Место и роль житейских психологических знаний, психологии искусства, иррациональной психологии в учебном курсе 185

  2. Печатные и электронные источники знаний для преподавания психологии 193

9.4. Технология разработки учебного курса 199

Контрольные вопросы212

Оглавление 5

Глава 10. Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя

психологии213

  1. Подготовка преподавателей психологии 213

  2. Функции преподавателя психологии и его роли 217

  3. Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя психологии 221

Контрольные вопросы 229

Литература 231

Предметный указатель 247

Посвящается моим учителям профессорами. М. Веккеру, В. А. Ганзену, А. И. Щербакову, а также всем, кто прямо или косвенно участвовал в моем психологическом образовании

Введение

Как известно, выделяются три основные цели психологии как дисциплины и дея­тельности психологов:

  1. Поиск новых психологических знаний.

  2. Применение психологических знаний для решения практических проблем.

  3. Передача психологических знаний.

На достижение первой цели направлена научная психология, второй — при­кладная и практическая психология, третьей — методика преподавания психо­логии.

Научная психология как самостоятельная наука сформировалась во второй половине XIX в. и в течение XX в. проделала огромный путь развития. Она стала одной из признанных отраслей научного знания; психологические кафедры и ла­боратории заняли достойное место в университетской науке многих стран.

Практическая психология как сфера профессиональной деятельности начала формироваться в 60-е гг. XX в. в США, в 70-е гг. — в Европе, в 80-е гг. — в Совет­ском Союзе. Несмотря на трудности первоначального развития и утверждения собственного статуса, она постепенно стала признанной областью профессио­нальной деятельности. Устойчивое положение психологических служб во многих сферах здравоохранения и образования является подтверждением этому.

Методика преподавания психологии во многих странах находится только в начальном периоде своего становления, несмотря на то, что само преподавание психологии имеет столь же долгую историю, как и сама психология. Работы по методике преподавания психологии публиковались на протяжении всего XX в., но появлялись они достаточно редко и касались лишь отдельных аспектов данной сферы деятельности.

Периоды, когда психология вводилась в качестве учебного предмета в средних учебных заведениях (в начале и в середине XX в.), знаменовались активизацией методической работы в области преподавания психологии (Самарин, 1950: Пани-братцева, 1971).

Интерес к психологии как науке и сфере практической деятельности явно пре­обладал в течение всего XX в., хотя большинству психологов волей или неволей приходилось работать в качестве преподавателей психологии. При этом предпо­лагалось, что для успешного преподавания психологических дисциплин вполне достаточно глубоких знаний научной и прикладной психологии Однако в послед­нее время все большее количество специалистов осознает тот факт, что психоло­гия как учебный предмет и психология как наука — не тождественные понятия. Курс психологии имеет свои дидактические задачи, поэтому для успешного пре­подавания недостаточно только психологических знаний, необходимо и умение преподавать.

Введение 7

Работы, посвященные методике преподавания психологии в высших учебных заведениях, стали появляться у нас в стране и за рубежом только в последнее вре­мя (Боярчук, 1982, Гинецинский, 1983; Ляудис, 1989, Бадмаев, 1998; Карандашев, 2001, 2002; Benjamin, Daniel, Brewer, 1985; Hartley, McKeachie, 1990; Sternberg, 1997; Peterson, 1997; Perlman, McCann, McFadden, 1999; Karandashev, 2000). Кро­ме того, организуются специальные конференции или секции в рамках других конференций, посвященные вопросам методики преподавания психологии в раз­ных типах учебных заведений (Актуальные проблемы преподавания психологии, 1990; Развивающаяся психология..., 1998; International Conference on Psychology Education, 2002). Интерес психологов к преподавательской деятельности растет.

Методика преподавания психологии изучается в качестве обязательного пред­мета студентами, обучающимися по специальности «020400 — психология». По окончании вуза им присваивается квалификация «Психолог. Преподаватель пси­хологии». Таким образом, данный учебный курс выполняет важную функцию подготовки студентов к преподавательской деятельности.

Предполагается, что в соответствии с полученными знаниями, умениями и на­выками специалист должен быть готов к участию «в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, соци­альной помощи населению». При этом он должен уметь осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

  • диагностическую и коррекционную деятельность;

  • экспертную и консультативную;

  • учебно-воспитательную;

  • научно-исследовательскую;

  • культурно-просветительную.

Обратите внимание на то, что два вида деятельности из перечисленных вы­ше — учебно-воспитательная и культурно-просветительная — непосредственно связаны с теми или иными формами преподавательской деятельности. Именно этим обусловлено значение курса методики преподавания психологии при подго­товке психологов.

  1. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (1)

    Программа
    И. В. Дубровина, докт. психол. наук, профессор: от редактора; ч. I, ч. Ill; заключение А. Д. Андреева, канд. психол. наук — ч. II разд. 1 Н. И. Гуткина, канд.
  2. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (3)

    Программа
    Данное издание— первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования, впервые опубликованный в 1997 году и ставший основным для преподавателей и студентов, обучающихся но специальности 031 (педагогика и психология).
  3. Программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь

    Программа
    Первый в СНГ учебник по психологической диагностике написан одним из известных и ведущих не только сегодня, но и в доперестроечное время специалистов в этой области.
  4. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

    Программа
    Учебное пособие представляет собой систематизированное изложение опыта современ­ной теории и практики группового тренинга. В книге отражен разнообразный опыт зарубежных и отечественных специалистов, позволяющий представить себе целостную
  5. Социально-экономических и политических процессов

    Список учебников
    Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника по специальности 061 «Государственное и муниципальное управление»
  6. Гендерная (1)

    Документ
    В. А. Аверин, профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой общей и клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии;
  7. Гендерная (2)

    Документ
    Л. Н. Ожигова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (зав. кафедрой — 3.
  8. Гендерная (3)

    Документ
  9. Психолого-педагогические науки и спортивные дисциплины (4)

    Документ
    Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья [Текст] : [метод. пособие по первич. специфич. и неспецифич. профилактике] / В.А.Ананьев. - СПб.: Речь, 2007.

Другие похожие документы..