Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 07 Маркетинг (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

ВЫБОР ТЕМЫ.

Выбор темы определяется интересами студента к той или иной проблеме, научной специализации кафедры и ее преподавателей.

При выборе темы следует руководствоваться актуальностью проблемы, возможностью получения конкретных статистических данных, наличием специальной научной литературы.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.

Введение

Раздел 1. Теоретические основы изучаемой проблемы.

Раздел 2 Анализ фактического состояния дел организации

Раздел 3. разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы.

Заключение

Список используемой литературы.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ РАБОТЫ.

Введение. Это вступительная часть, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, обосновывается актуальность темы, формируются цель и задачи работы.

Раздел 1. Теоретическая часть. Целесообразно сделать небольшой исторический экскурс, по возможности, изучить степень изученности исследуемой проблемы. Рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по –разному освещаемые в научной литературе и обязательно высказать собственную точку зрения.

Раздел 2. Анализ фактического состояния проблемы. Анализируется состояние проблемы в выбранной организации. Выявляются достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны. Анализируются причины возникновения слабых сторон и возможные пути их преодоления.

Раздел 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы.

Опираясь на результаты анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основе анализа, выявления недостатков и возможностей решения проблемы, студент приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации.

Заключение. В заключении следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования.

Курсовые работы оцениваются по пятибалльной системе. Оценка выставляется после устной защиты курсовой работы во время зачетной недели (для дневного отделения) и экзаменационной сессии (для заочного отделения). Выставляемая оценка зависит от полноты изложения темы, последовательности и аргументированности исследования, глубины понимания ключевых вопросов, корректности приводимых примеров, самостоятельности выводов и суждений автора, правильности освещения вопросов, степени использования литературы и законодательства по теме. Оценку «удовлетворительно» получают работы, в которых на основе первоисточников правильно и достаточно полно освещаются основные вопросы темы; оценку «хорошо» - работы, выполненные на высоком теоретическом уровне, полно и всесторонне освещающие работы темы, отличающиеся глубиной изложения материала; «отлично» - работы, в которых на основе глубоких знаний первоисточников дается самостоятельный анализ фактического материала, творческое исследование темы, делаются самостоятельные правильные выводы и интересные предложения. Кроме того, оценка выставляется с учетом грамотности и качества оформления работы, а также уровня устной защиты.

Преподаватель обращает внимание не только на представленный в письменном виде вариант курсовой работы, но и на умение студента защитить собственное мнение, отстоять те или иные позиции по выбранной для исследования проблеме. Защита курсовых работ проходит в установленный учебным планом и расписанием срок.

К типичным, наиболее часто встречающимся в курсовых работах студентов ошибкам можно отнести следующие:

- явное несоответствие формулировки темы и содержания исследования;

- нарушение логики рассмотрения проблемы, последовательности изложения материала, неясные формулировки определений (либо вообще отсутствие последних), повторение аналогичных мыслей (авторских либо цитируемых);

- отсутствие собственных выводов, размышлений, обобщений автора.

Если студент желает написать курсовую работу на тему, которая не нашла отражение в предложенном списке, то он вправе после согласования с преподавателем названия темы и содержания работы приступить к ее подготовке. Более того, возможно «конструирование» и так называемых эксклюзивных тем, учитывающих индивидуальные желания студента, его желание самостоятельно исследовать именно данную проблему государства и права. Хорошо, если подобные темы будут рассматривать те или иные малоразработанные в литературе вопросы юридической науки.

Лучшие курсовые работы могут участвовать в конкурсах научных студенческих работ по общественным наукам, служить основой для докладов научных студенческих конференций.

Положительно оцененная и защищенная курсовая работа сдается в архив.

Темы курсовых работ для специальности «Менеджмент организации»

1. Маркетинг как система. Элементы системы. Взаимосвязь между элементами.

2. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинга.

3. Социально-экономическая сущность и содержание маркетинга.

4. Основные принципы маркетинга.

5. Социально-этический маркетинг.

6. Функции маркетинга

7. Цели, объекты и методы маркетинговых исследований.

8. Исследование товарных рынков.

9. Сегментация рынка

10. Изучение потребителей - прогнозирование спроса.

11. Исследование фирменной структуры рынка.

12. Исследование внутренней среды предприятия.

13. Товар в системе маркетинга.

14. Товарная политика.

15. Новые товары в рыночной стратегии.

16. Обеспечение качества и конкурентоспособности товаров.

17. Сервис в системе товарной политики.

18. Каналы распределения и товародвижение.

19. Оптовая и розничная торговля.

20. Формы и методы реализации товаров.

21. Прямой маркетинг, личные продажи, торговый персонал.

22. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций.

23. Информационные системы маркетинга.

24. Ярмарки и выставки.

25. Цены в условиях рынка.

26. Установление цены на товары.

27. Планирование маркетинга.

28. Организация маркетинга.

29. Контроль в маркетинге.

30. Управление маркетинговыми программами.

31. Принятие решений в маркетинге.

32. Управление персоналом.

33. Внешний рынок и маркетинг.

34. Целесообразность выхода на внешний рынок.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «МАРКЕТИНГ»

Преподаватель в ВУЗе должен содействовать усвоению студентами новых знаний, глубоко и доступно излагая программный материал, обеспечивая его всеми необходимыми методическими рекомендациями по организации самостоятельной деятельности и т.п.

В обеспечении качества обучения и воспитания студентов, подготовки в конечном итоге нужного специалиста многое зависит от того, как организован образовательный процесс, как он оснащен материально-технически, информационно-технологически, учебно-методически; каков сам ВУЗ, его имидж, опыт и традиции; каков потенциал профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала, какова морально-психологическая и деловая атмосфера в нем, какие педагогические устои здесь выработаны. Среди отмеченных условий и предпосылок, необходимых для качественной подготовки специалиста-экономиста, как и всякого иного специалиста высшей квалификации, решающее значение принадлежит научно-педагогическому составу ВУЗа в целом и каждому преподавателю в отдельности, т.е. тем, кому дано не только учить, но и оценивать, аттестовывать студента по всем параметрам учебы и практики, тем самым оценивать и самого себя.

Грамотное и продуманное учебно-методическое обеспечение процесса преподавания является важным компонентом успешного изучения любой учебной дисциплины на экономическом факультете, и, безусловно, сказанное в полной мере относится и к дисциплине «Маркетинг».

Методические рекомендации преподавателю по подготовке и проведению лекций.

Традиционно подготовка вузовской лекции предполагает определение цели изучения материала по данной теме; составление плана изложения материала; - определение основных понятий темы; подбор основной литературы к теме.

При подготовке лекции важно временное планирование, определение четко по времени каждой структурной часть лекции и строгое выполнение этого времени в аудитории. Чтобы загруженность материалов вопросов плана лекции была более-менее равномерной, необходимо уже при этой работе определять места с отсылкой к самостоятельному изучению студентами части материала или повторения проблемы, вынесенной в лекцию.

При планировании лекционных вопросов необходимо хорошо продумать и четко обозначить связки между располагаемым в них материалом, чтобы лекция получилась логически выстроенной и органичной. Часть материала рационально давать через схемы, начерченные (лучше заранее) на доске.

При этом нужно помнить, что схема несет большую смысловую нагрузку и выстраивать ее необходимо продуманно и четко. В идеале, разумеется, необходимо использовать современные технические средства обучения, там, где позволяет оборудованная аудитория. На доску целесообразно вынести основные термины и понятия темы.

Читая лекцию, желательно разделять в тексте вопросы плана, чтобы у студентов в конспекте выстроилась четкая структура материала, чтобы легче было ориентироваться в конспекте при подготовке к семинару и экзамену. Содержание вынесенных на доску основных терминов и понятий по ходу лекции необходимо обязательно раскрыть.

Основные положения и выводы лекции рекомендуется повторять, ибо они и есть каркас любого конспекта. Интонации голоса лектора должны быть рассчитаны на помещение и акустику лекционной аудитории, дикция четкая, размеренная.

В лекционном материале должна быть связь с жизнью, особенно с современностью. Во время лекции необходимо приводить практические примеры реальных организаций как зарубежных, так и российских.

Закончить лекцию необходимо хорошо продуманным четким выводом.

Методические рекомендации преподавателю по проведению тестирования.

В современном образовании тестирование используется в качестве наиболее эффективной формы контроля и самоконтроля полученных знаний по соответствующим темам учебного курса. Несомненно, тестирование способствует формированию профессионального мышления будущих экономистов, повышению понятийной культуры специалистов.

Тестовые задания предназначены для усвоения основных положений общей теории маркетинга, для закрепления знаний, полученных в процессе лекционного курса, семинарской и самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой.

Проведение тестирования по маркетингу целесообразно и на дневном и на заочном обучении. На дневном отделении тестирование, как правило, используется для оперативного и рубежного контроля студентов во время аудиторных занятий, на консультациях, а также с применением обучающих информационных технологий (компьютерных программ).

В условиях заочной формы получения высшего образования тестирование может оказать существенную помощь как преподавателю для организации промежуточного или итогового контроля знаний студентов, так и самим обучающимся, которые могут использовать предлагаемые вопросы для самоконтроля. Последнее позволяет реально оценить свои знания по курсу перед экзаменом или зачетом и тем самым обратить внимание на имеющиеся пробелы в усвоении учебного материала.

Тестирование имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, при его использовании существенно экономится учебное время аудиторных занятий. Во-вторых, данным способом можно опросить достаточно большое количество студентов за ограниченный временной интервал. В-третьих, данная форма контроля, как правило, дает достаточно надежный результат, поскольку опрос проводится по большому числу вопросов и «элемент угадывания» не имеет существенного значения.

В то же время, думается, что полностью переходить на тестовый контроль знаний студентов по экономическим дисциплинам, в том числе по маркетингу, не совсем целесообразно. Как будущие экономисты, студенты должны не только получать определенный набор знаний по специальности, но и приобретать определенные навыки, важнейшим из которых является навык анализа ситуации на предприятии и выработка рекомендаций и стратегий на основе проведенного анализа. Поэтому проведение итоговых экзаменов представляется более целесообразным в традиционной устной в форме, так как тесты не позволяют оценить такие важные качества будущих экономисток, как умение грамотно излагать свои мысли, отстаивать определенные точки зрения, аргументировать их, проводить анализ ситуации, разрешать сложные кейсы и пр.

Кроме того, далеко не по каждой теме курса маркетинг могут быть сформулированы корректные вопросы для тестовых заданий. Это объясняется тем обстоятельством, что по многим разделам дисциплины «Маркетинг» необходим творческий подход к разрешению задач, ознакомление с практическими ситуациями и историей крупнейших корпораций мира. Поэтому только общение со студентом в устной форме позволит выявить его уровень подготовки по тем или иным темам и аспектам маркетинга.

Методические рекомендации преподавателю по проведению экзамена как формы итогового контроля.

Преподавателю следует четко продумать организационное начало экзамена, а также обеспечить наличие и заполнение экзаменационной документации (ведомости, зачетных книжек присутствующих на экзаменах студентов).

На предэкзаменационной консультации студентов обязательно следует ознакомить с требованиями, предъявляемыми к периоду подготовки ответа (20 мин, тезисный ответ в письменном виде) и непосредственно ответа (10 мин, полное содержание вопроса, раскрытие его, т.е. знание основных терминов, понятий и наличие выводов, творческий подход к разрешению определенных ситуаций), а также с критериями оценки ответа. Последние могут быть сформулированы следующим образом:

Отлично: раскрытый вопрос, четкая логика изложения, доказательность, исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы, эрудиция, культура речи;

Хорошо: не совсем полный ответ, не в полной мере доказательный, но четкие ответы на дополнительные вопросы, культура речи;

Удовлетворительно: слабый ответ, недостаточное знание материала, мало необходимых выводов, нечеткое знание терминологии;

Неудовлетворительно: незнание материала, содержания терминов и понятий, отсутствие логики изложения, связанного рассказа, а также отказ отвечать на вопросы билета.

Важно, чтобы преподаватель мог создать на экзамене атмосферу высокой требовательности и одновременно доброжелательности. Поставленные оценки необходимо комментировать, чтобы студент знал просчеты своего ответа и мог учесть ошибки в дальнейшей работе.

12. Вопросы к зачету, экзамену

Раздел 1. Роль маркетинга в экономическом развитии страны.

  1. Что такое маркетинг?

  2. Сфера применения маркетинга.

  3. Основные этапы развития маркетинга

  4. Факторы маркетинговой макросреды.

  5. Факторы маркетинговой микросреды предприятия (фирмы) и их состояние применительно к российским предприятиям.

Раздел 2. Товар в маркетинговой деятельности.

  1. Маркетинговые инструменты товарной политики.

  2. Классификация товаров.

  3. Модели представления коммерческих характеристик товара.

  4. Жизненный цикл товара.

  5. Ассортимент и номенклатура.

  6. Разработка комплекса маркетинга.

  7. Позиционирование товара на рынке.

Раздел 3. Комплексное исследование товарного рынка.

  1. Определение маркетинговой информационной системы, её основное назначение.

  2. Система внешней маркетинговой информации.

  3. Система внутренней маркетинговой информации.

  4. Система маркетинговых исследований.

  5. Методы сбора маркетинговой информации.

  6. Кабинетные методы сбора информации.

  7. Полевые методы сбора информации: наблюдение.

  8. Полевые методы сбора информации: эксперимент.

  9. Полевые методы сбора информации: опрос.

  10. Качественные методы опроса.

  11. Способы организации маркетинговых исследований.

  12. Постановка задач маркетингового исследования.

  13. Планирование программы исследования.

Раздел 4. Сегментация рынка.

  1. Признаки сегментирования рынка.

  2. Методы и основные этапы сегментирования рынка.

Раздел 5. Формирование товарной политики и рыночной стратегии.

  1. Задачи товарной политики и пути их решения.

  2. Марка и марочная политика.

  3. Подкрепление товара.

  4. Управление жизненным циклом товара. Создание инновационных товаров.

  5. Создание модифицированного товара.

  6. Управление ассортиментом товаров.

  7. Методы анализа ассортимента.

Раздел 6. Разработка ценовой политики

  1. Классификация видов цен, применяемых в экономике.

  2. Структура цен.

  3. Задачи ценовой политики и факторы, влияющие на ценовое предложение производителя.

  4. Ценовая политика, ценовая стратегия и ценовая тактика предприятия.

  5. Ценовая политика в контексте общей стратегии маркетинга.

  6. Постановка целей ценообразования.

  7. Анализ затрат.

  8. Анализ спроса в процессе ценообразования.

  9. Анализ конкуренции.

  10. Оценка государственной политики в области ценообразования.

  11. Формирование стратегии ценообразования.

  12. Выбор метода ценообразования и установление базовой цены.

  13. Методы расчета цены на основе затрат.

  14. Методы расчета цены на основе ориентации на потребителя.

  15. Методы расчета цены на основе ориентации на конкуренцию.

  16. Тактические ценовые решения.

Раздел 7. формирование спроса и стимулирование сбыта.

  1. Маркетинговые инструменты коммуникационной политики.

  2. Реклама, её основные характеристики и задачи.

  3. Средства рекламы.

  4. Каналы распространения рекламы.

  5. Стимулирование сбыта.

  6. Персональная продажа.

  7. Паблик рилейшнз.

  8. Содержание коммуникационной политики.

  9. . Характеристики канала распределения.

  10. Типы торговых посредников.

  11. Оптовая и розничная торговля как основные методы распространения товара.

  12. Функции оптовых посредников.

  13. Задачи сбытовой политики.

  14. Сбытовая политика в контексте общей стратегии маркетинга.

Раздел 8. Организация деятельности маркетинговой службы.

  1. Назначение и область применения маркетинга в деятельности предприятия.

  2. Маркетинговая деятельность на предприятиях различных типов.

  3. Причины многообразия маркетинговых функций и структур.

  4. Интегрированный маркетинг.

1 Заполняется по всем выпускающим кафедрам, для ООП которых ведется данная дисциплина

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 05 Мировая экономика (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Соответствие ГОС(для федеральных дисциплин) или соответствия требованиям ООП (для региональных и вузовских)-указание на недостаточно отраженные в учебнике разделы
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 02 Инвестиционный менеджмент (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Инвестиционный менеджмент - одна из наиболее сложных учебных дисциплин, изучаемых старших курсах экономического факультета. Инвестиционный менеджмент – наука, имеющая методологическое значение для всех отраслей экономического знания.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. Р 07 Теория организации (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 07 Инновационный менеджмент (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта по специальности (080507.65) Менеджмент организации, утвержденного 17 марта 2 г.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Этика и культура управления (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями,
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины (ЕН. В. 01) Программный туризм (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Программа учебной дисциплины «Программный туризм» предусматривает для студентов дневного отделения 51час аудиторных занятий ( из них 10 часов семинарских занятий и 7 –практических)и 33 час самостоятельной работы студентов.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 02 Маркетинговые исследования (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Методические рекомендации преподавателю по организации аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов при изучении курса «Маркетингового исследования»
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 01 Стратегический менеджмент (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Стратегический менеджмент» раскрывает вопросы стратегического управления предприятием, фирмой, опирающегося на человеческий потенциал, как на основу организации; ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей;
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 04 Антикризисное управление (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Необходимость изучения данной дисциплины вызвана тем, что вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных производителей поставили многие российские организации в сложное финансовое
  10. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Р. 01 Антикризисное управление (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Антикризисное управление» является одной из базовых дисциплин в подготовке менеджеров, входит в федеральный компонент раздела СД (специальные дисциплины, СД.

Другие похожие документы..