Программа социально-экономического развития Саратовской области

Приложение к закону

Саратовской области «Об утверждении Программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу

(2009-2011 годы)»

Программа

социально-экономического развития

Саратовской области

на среднесрочную перспективу

(2009-2011 годы)

Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа социально-экономического развития Саратовской области
на среднесрочную перспективу (2009-2011 годы) (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Саратовской области
«О прогнозировании и программах социально-экономического развития
в Саратовской области»;

окончание действия Программы

социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)

Государственный

заказчик Программы

Правительство Саратовской области

Основные разработчики

Программы

Министерство экономического развития и торговли области, органы исполнительной власти области

Цель Программы

Создание условий для достойного уровня жизни населения, возможностей для самореализации граждан на основе устойчивого роста экономики, ориентированной на инновации

Срок реализации Программы

2009-2011 годы

Исполнители основных задач и целевых ориентиров

Органы исполнительной власти области

Ожидаемые результаты реализации Программы

Выполнение основных положений Программы позволит:

увеличить валовой региональный продукт области в 1,5 раза;

обеспечить соотношение инвестиций
в основной капитал к ВРП на уровне 22 процентов;

увеличить среднемесячную заработную плату в 2,2 раза и достичь уровня более
20 тыс. рублей;

сократить уровень бедности в 1,3 раза;

увеличить бюджетную обеспеченность
с учетом паритета покупательной способности в 1,6 раза;

достичь ожидаемой продолжительности жизни населения области – 68,2 лет.

Система организации контроля за исполнением Программы

Ежегодное обобщение сведений и отчет Правительству области о ходе исполнения Программы.

Ежеквартальный мониторинг социально-экономического развития области
в соответствии с установленными Программой целевыми ориентирами
на 2009-2011 годы

Содержание

1.2. Характеристика основных проблем социально-экономического развития Саратовской области 15

2. Цель Программы социально-экономического развития Саратовской области 19

2.1. Цель Программы и основные приоритеты социально-экономической политики Саратовской области 19

2.2. Основные параметры реализации задач Программы социально-экономического развития Саратовской области 22

3. Основные факторы и условия развития Саратовской области 23

3.1. Демография 23

3.2. Трудовые ресурсы 23

3.3. Наука, инновации 24

3.4. Транспортная инфраструктура 27

3.5. Финансовый потенциал 29

3.6. Инфляция, цены и тарифы 32

32

4. Развитие человеческого капитала Саратовской области 33

4.1. Уровень жизни 33

4.2. Трудовые отношения, занятость населения 34

4.3. Миграционная политика на территории области 36

Ожидаемые результаты: 36

4.4. Образование 37

4.5. Здравоохранение 39

4.6. Социальная поддержка населения области 40

4.8. Культура 42

5. Экономическое развитие Саратовской области 46

5.1. Промышленное производство 46

5.3. Транспортный комплекс 58

5.4. Дорожное хозяйство 59

Ожидаемые результаты: 60

5.5. Связь 60

Ожидаемые результаты: 60

5.6. Строительство 61

5.7. Рынок жилья 61

5.8. Жилищно-коммунальное хозяйство 63

5.9. Потребительский рынок 64

5.10. Развитие малого бизнеса 65

5.12. Развитие инфраструктуры рынка 67

5.13. Внешнеэкономическая деятельность 69

5.14. Управление государственной собственностью. Рынок недвижимости. Развитие рынка земли 70

5.15. Лесное хозяйство 72

5.16. Охотничье и рыбное хозяйство 73

6. Совершенствование государственного управления 75

6.1. Гражданское общество 75

6.2. Информационная политика 76

6.3. Реформа местного самоуправления 77

6.4. Административная реформа, разработка и контроль за реализацией мероприятий в сфере информатизации 78

6.5. Налоговая политика 80

6.6. Бюджетная политика, межбюджетные отношения 80

1. Социально-экономическое положение Саратовской области

1.1. Выполнение показателей Программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)

Программа социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) была разработана в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и на период до 2008 года.

Программа предусматривала решение задач по повышению качества жизни населения и формированию благоприятной социальной среды на основе динамичного роста экономики и реализации органами исполнительной власти области отраслевых и региональных программ развития.

По итогам 2006-2007 годов и оценке 2008 года намеченные значения основных макроэкономических показателей Программы достигнуты.

В 2008 году Министерством регионального развития Российской Федерации Саратовская область была отнесена к категории региона с развитым обрабатывающим производством и переработкой природных ресурсов, по территории которого проходит Международный Евроазиатский транспортный коридор. Приволжские территории Саратовской области - Саратов и Балаково - становятся зоной опережающего развития юго-запада Приволжского федерального округа со специализацией в машиностроении, химии, обеспечении транспортного транзита и агропромышленном комплексе.

Валовой региональный продукт области в 2008 году составил
296,7 млрд. рублей, среднегодовой прирост за три года составил более
7 процентов.

Индекс промышленного производства в 2006 году достиг своего планового уровня, в 2007 году опередил его на 6,5 пунктов, по оценке - в 2008 году также превысит программное значение. В 2006-2008 годах темпы развития промышленности стабильно превышали общероссийские.

Область занимает 10 место в Российской Федерации по производству минеральных удобрений, 7 место – по производству электроэнергии, 5 место - по производству масла растительного, 4 место – по производству холодильников и морозильников.

Определяющую роль в положительной динамике сыграли высокотехнологичные обрабатывающие производства и, в первую очередь, машиностроение. За 3 года объем производства по видам экономической деятельности, характеризующим машиностроительный комплекс, увеличится в 1,6 раза. В значительной степени это обусловлено увеличением гособоронзаказа, а также интеграцией большинства саратовских предприятий оборонно-промышленного комплекса в государственные корпорации.

Среди позитивных процессов развития экономики об­ласти необходимо отметить такую тенденцию как модернизация и структурная перестройка
хо­зяйственного комплекса. На техническое переоснащение и реконструкцию производства предприятиями оборонно-промышленного комплекса и машиностроения направлены значительные финансовые средства. Наиболее крупные инвестиции в основной капитал осуществили предприятия ФГУП «Базальт», ООО «СЭПО-ЗЭМ», ОАО НПП «Контакт», ОАО «Электроисточник» и ФГУП «Саратовский агрегатный завод».

Высокими темпами (ежегодно в среднем на 9-10 процентов) развивалась промышленность строительных материалов. Предприятия стройиндустрии области сегодня полностью удовлетворяют потребности региона в основных строительных материалах. По объему производства цемента и кирпича Саратовская область занимает 10 место в Российской Федерации.

Построены предприятия по производству строительных и отделочных материалов, введен в строй «Саратовский трубный завод» в г.Энгельсе по производству высококачественных полимерных труб, организовано производство гибких полимерных упаковочных материалов ОАО «Саратовская фабрика полимерных изделий» в г.Саратове, запущен в действие производственный комплекс «Ртищевский песчаный карьер», открыта третья очередь дробильно-сортировочного завода «Новосельский мехкарьер» в Ершовском районе.

Наличие необходимых мощностей промышленности строительных материалов позволило за последние три года в 1,7 раза увеличить объемы жилищного строительства.

За три года темпы роста пищевой и перерабатывающей промышленности составляют от 105 до 113 процентов. Стабильное развитие пищевой и перерабатывающей промышленности обусловлено техническим перевооружением производств, строительством новых цехов, выпуском новых видов продукции. Наиболее крупные инвестиционные проекты реализованы на предприятиях ООО Мясокомбинат «Дубки», ООО «Регионэкопродукт», ООО «Агротек», ОАО «Энгельсский молочный комбинат», ОАО «Саратовский молочный комбинат», ОАО «Жировой комбинат», ООО «Балашовский сахарный комбинат».

Качество продукции саратовских товаропроизводителей отмечено на выставках, ярмарках, различных конкурсах («100 Лучших товаров» и др.). По итогам конкурсов продукция предприятий неоднократно награждалась золотыми и серебряными медалями.

Более динамично по сравнению с плановыми показателями Программы на 2006-2008 годы развивалось сельское хозяйство области. При планируемом среднегодовом темпе роста валовой продукции 2,9 процента фактический рост составил 3,7 процента.

В 2007 году область вошла в восьмерку ведущих регионов России по развитию сельскохозяйственного производства, а среди регионов Приволжского федерального округа стабильно занимает 3-е место.

Значительные позитивные изменения отмечены в транспортной системе области. Коммерческий грузооборот предприятий транспортного комплекса вырос в 1,3 раза по сравнению с уровнем 2005 года. Улучшено качественное состояние дорожной сети, сохранено и продолжено развитие её опорной составляющей, обеспечено бесперебойное и безопасное движение автомобильного транспорта.

За 2006-2008 годы сумма средств областного бюджета, направленных на государственную поддержку хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты на территории области, составила 380,8 млн. руб. Наиболее эффективной формой государственной поддержки является компенсация части процентной ставки по привлеченным банковским кредитам и части лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным хозяйствующими субъектами в рамках реализации инвестиционных проектов. Применение на территории области механизма государственной поддержки в 2006-2007 годах позволило привлечь в экономику области более 3 млрд. руб. средств из внебюджетных источников и создать 2600 рабочих мест.

Выполнение ряда показателей программы обеспечено и за счет реализации приоритетных национальных проектов. Объемы государственной поддержки за три года составили 14,2 млрд. руб., в т.ч.:
из федерального бюджета и внебюджетных фондов – 8,1 млрд. руб.;
из областного бюджета - 6,1 млрд. руб.

Из общего объема финансирования 40,3 процента направлено на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное
и комфортное жилье – гражданам России»; 32 процента на «Здоровье»;
14,4 процента - на «Развитие АПК» и 13,3 процента – на «Образование».

Значительное внимание уделялось решению таких задач как повышение уровня жизни населения, уровня занятости, создание безопасных условий труда, снижение безработицы, развитие кадрового потенциала.

Денежные доходы населения в 2008 году по оценке составят 9400 рублей и увеличатся по отношению к 2005 году в 1,9 раза. Реальные среднедушевые денежные доходы населения области вырастут в 2008 году в 1,4 раза к уровню 2005 года.

Уровень бедности в 2008 году сократиться до 21 процента от общей численности населения области против 24,9 процента в 2005 году.

Среднемесячная заработная плата в 2007 году составила 9108,3 рубля и увеличилась на 29,9 процента. В 2008 году поставлена задача по достижению среднего размера заработной платы до 13000 рублей.

С начала 2008 года отсутствует просроченная задолженность по выплате заработной платы на предприятиях области. Во всех муниципальных районах области удалось достичь уровня средней заработной платы выше величины прожиточного минимума.

В 2007 году принят Закон Саратовской области «О ветеранах труда Саратовской области», который устанавливает условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Саратовской области, а также правовые гарантии социальной защиты данной категории населения в целях создания условий, обеспечивающих принцип социальной справедливости для пенсионеров, имеющих длительный стаж работы, но не имеющих необходимых наград. Звание уже присвоено более 89 тысячам ветеранам.

В 2008 году завершена подготовка к переходу на отраслевую систему оплаты труда работников социальной сферы по отраслевому принципу.

В сфере здравоохранения особое значение придается развитию высокотехнологичных видов медицинской помощи. С 2007 года введен в эксплуатацию онкологический корпус с линейным ускорителем, продолжается строительство кардиохирургического корпуса, решен вопрос о строительстве в г.Саратове перинатального и диализного центров.

Мероприятия, проведенные в рамках Года здоровья в 2007 году, позволили достичь улучшения демографических показателей. Естественная убыль населения области снизилась на 21,5 процента и составила 15,6 человек на тысячу населения, против 15,3 человек на тысячу населения в 2006 году и 16,8 человек на тысячу населения в 2005 году. Показатель рождаемости вырос на 12,1 процента и составил 10,2 человека на 1000 жителей, против 9,1 в 2006 году и 9,0 в 2005 году. Уровень смертности сократился на 2 процента и составил 15,3 человек на 1000 жителей, против 15,6 в 2006 году и 16,8 в 2005 году.

Младенческая смертность стабильно держится на уровне ниже среднероссийского, показатель снизится с 9,1 промилле в 2005 году до 8,7 промилле в 2007 году. В течение последних лет область относится к регионам с показателем материнской смертности ниже среднероссийского значения.

Ожидаемая продолжительность жизни составила в 2007 году 68 лет против 65,9 лет в 2005 году.

Прошедшие три года шло активное реформирование системы государственного управления. Деятельность органов власти в этой сфере была сосредоточена на повышении качества и доступности государственных услуг, проведении эффективной антикоррупционной политики, внедрении элементов «электронного правительства».

С целью повышения качества государственных услуг в области были разработаны и утверждены 120 административных регламентов, в первую очередь в сферах социальной поддержки населения и регистрации земельно-имущественных отношений. Эти документы предусматривают четкое закрепление порядков взаимодействия органов власти и населения, обеспечение стандартов комфортности предоставления государственных услуг.

В Балаковском муниципальном районе реализован проект по созданию многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. Он ориентирован на предоставление услуг при регистрации земельно-имущественных отношений в режиме «одного окна». Центр оснащен современными электронными технологиями: цифровыми табло, системой электронной очереди, электронным документооборотом между участниками.

Особое внимание по-прежнему уделялось вопросам противодействия коррупции. Для предотвращения возможности проявления коррупции в сфере размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в области внедряется автоматизированная информационная система «Госзакупки». В декабре 2007 года был проведен первый электронный аукцион. Потенциальный экономический эффект автоматизации процесса в масштабах области оценивается в размере от 10 до 15 процентов от годового объема государственных закупок.

Обязательную антикоррупционную и общественную экспертизу на сегодняшний день проходят все административные регламенты, принимаемые органами исполнительной власти, нормативные документы, касающиеся распределения бюджетных средств, затрагивающие интересы граждан и субъектов хозяйственной деятельности.

  1. Об итогах социально-экономического развития саратовской области в 2007 году

    Документ
    В 2007 году в Саратовской области экономический рост обеспечивался ускоренным ростом промышленного производства, обрабатывающих производств, сельского хозяйства.
  2. 1. Современные тенденции и потенциал социально-экономического развития Саратовской области 7

    Реферат
    3.2.3. Обеспечение высоких и устойчивых темпов развития индустриального и агропромышленного комплексов области на основе их масштабной модернизации. 120
  3. Программа социально-экономического развития муниципального образования (1)

    Программа
     Осуществляется администрацией МО «Краснознаменский муниципальный район», администрациями муниципальных образований, входящих в состав муниципального района,
  4. Закон Волгоградской области от 21 ноября 2008 года N 1778-од «о стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года»

    Закон
    Статья 2. Стратегия обеспечивает новые подходы государственной экономической политики на территории Волгоградской области до 2025 года и является основополагающим документом для корректировки среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического
  5. Концепция и структура Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года Концепция Стратегии социально-экономического развития

    Статья
    Статья 2. Стратегия обеспечивает новые подходы государственной экономической политики на территории Волгоградской области до 2025 года и является основополагающим документом для корректировки среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического
  6. Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010−2014 годы

    Программа
    Приложение 6. «Приоритеты в строительстве объектов социальной сферы по городам и районам Удмуртской Республики на 2010−2014 годы и на период до 2019 года»
  7. 1. Социально – экономический портрет Тамбовской области

    Документ
    В нынешних границах Тамбовская область образована в 1937 году. Территория составляет свыше 34 тыс. кв. км. Область входит в состав Центрально-Черноземного района и Центрального Федерального округа Российской Федерации.
  8. Доклад Общественной палаты Саратовской области «О состоянии гражданского общества в Саратовской области в 2008 году» (1)

    Доклад
    «О состоянии гражданского общества в Саратовской области в 2008 году» (принят на пленарном заседании Общественной палаты Саратовской области 26 декабря 2008 года)
  9. Доклад Общественной палаты Саратовской области «О состоянии гражданского общества в Саратовской области в 2008 году» (2)

    Доклад

Другие похожие документы..