Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Издание 2-е, дополненное и переработанное

Примерная структура корпоративного кодекса:

  1. Миссия.

  2. Культура управления:

  • структра управления;

  • внутрифирменные коммуникации;

  • кадровая политика;

  • аттестация, стимулирование, социальные гарантии;

  • система служебного роста;

  • система обучения.

  1. Культура поведения:

  • стиль управления;

  • система ценностей;

  • фирменный стиль;

  • мифы, легенды, герои;

  • ритуалы.

  1. Процедуры внедрения принятых правил поведения и управления (каналы коммуникаций, мероприятия, обучение, закрепление правил и т. д.).

  2. Система контроля за исполнением принятых правил поведения и управление (поощрения, наказания, процедуры разрешения конфликтов).

  3. Заключение.

Для достижения же успеха во внедрении корпоративной культуры необходимо выполнение трех основных условий:

              1. Руководитель/руководство является генератором основополагающей идеи, лежащей в основе всех программ преобразования.

              2. Руководство использует корпоративную культуру как средство целенаправленного и систематичного формирования новых ценностей и принципов поведения, а не относится к ней как к очередному «модному веянию».

Руководство занимает активнуюпозицию по отношению к происходящему, оно участвует во всех «культурных» программах и оказывает им необходимую поддержку.

6. К каким последствиям для фирмы приводит невнимание ее руководящего звена к вопросам корпоративной культуры?

Главное, что нельзя делать – пускать все на самотек. Потому что корпоративная культура может быть как положительной, так и отрицательной. «Тыкать» подчиненным, работать по принципу «я начальник – ты дурак…», делать все авральным методом, постоянно перерабатывать – все это тоже корпоративная культура. Очень часто она оказывается весьма стойкой, и для ее преодоления требуются значительные усилия и длительное время. Необходимо понять, от кого исходит эта отрицательная корпоративная культура. Если это неформальный лидер, можно попробовать повлиять на него, заменить его другим специалистом или изменить степень его влияния. Если это традиции, их надо медленно, с учетом особенностей «кривой отношения к инновациям», менять, постепенно вводя новые.

7. Что обозначает понятие «миссия» в бизнесе?

Миссия, как и многие базовые понятия современного менеджмента, не имеет единого общепризнанного определения. Существует достаточно много толкований этого понятия [9; 14; 21]. Вот некоторые из них:

  • «Миссия – стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл существования, общепризнанное предназначение организации. Это роль, которую предприятие хочет играть в обществе» (Л. Гительман «Преобразующий менеджмент»).

  • «Миссия (предназначение) организации – ответ на вопрос, в чем заключается деятельность компании, и чем она намерена заниматься» (И. Мазур, А. Шапиро «Реструктуризация предприятий и компаний»).

  • «В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения» (О. Виханский, А. Наумов «Менеджмент»).

  • «Миссия = предвидение + кредо». (Х. Виссема «Стратегический менеджмент и предпринимательство»).

Миссия – это смысл существования компании, ее роль в мире и значение для общества. Именно миссия позиционирует компанию в обществе, а отношение к миссии заинтересованных групп (и прежде всего персонала) является индикатором здоровья корпоративной культуры. Таким образом, смысл бизнеса – в миссии.

Миссия выполняет две важнейшие функции – внешнюю и внутреннюю.

Внешняя функция миссии заключается в предоставлении субъектам внешней среды объективной информации о философии и предназначении организации; средствах, которые она использует в своей деятельности; ресурсах, которыми располагает; имидже, который формирует; нравственности, которой придерживается; коммуникативных средствах, с помощью которых взаимодействует с партнерами, конкурентами и потребителями.

Внутренняя функция миссии – способствовать единению и сплоченности внутри организации, сопряжению целей предприятия и целей работника, идентификации сотрудников с организацией, формированию благоприятного внутриорганизованного климата, расширению мотивации, обеспечению преемственности целей при выработке стратегии и тактики предприятия. Еще Т. Питерс и Р. Уотерсон утверждали, что хорошие менеджеры не только делают деньги, но и создают смысл существования для людей. Вот почему столь важно правильно расставить приоритеты при разработке стратегии любой организации.

Классификация миссий организации в зависимости от их содержания может быть следующей:

  1. Миссия – «общечеловеческое предназначение»: служить человечеству, объединять людей, делать их жизнь лучше, удобнее, комфортнее, заботиться о процветании общества.

  2. Миссия – главная стратегическая цель: быть лучшими в мире, завоевать рынок, создать высшие ценности для наших клиентов и персонала, иметь лучшие результаты.

  3. Миссия – «национальная идея», «народный автомобиль», в каждом доме – компьютер, каждой семье – отдельная квартира, каждому – сотовый телефон.

  4. Миссия – «рекламная акция»: мы выпускаем лучшие изделия, главное – забота о потребителе, наши клиенты уверены в будущем, этика бизнеса (PR-агентство) и т. п.

Очень интересна Эшриджская модель миссии [21].

Авторы этой модели – основатель и руководитель Эшриджского центра стратегического менеджмента Э. Кемпбелл и его коллеги – рассматривают миссию компании по четырем параметрам (см. рис. 1.3).

Цель

Стратегия Миссия Ценности

Стандарты

Рис. 1.3. Эшриджская модель миссии

Я. Юркевич предлагает расматривать цели, стратегию, ценности и стандарты поведения как факторы миссии (именно поэтому на рисунке отношения между ними показано стрелками, а миссия размещена в центре квадрата, поскольку во многом является результирующей этих отношений).

Н. Ничепорук вводит три понятия, характеризующие отношения к миссии в организации: «теневая миссия», «декларативная миссия» (миссия, существующая лишь в качестве декларации) и «органичная миссия» [9]. Последнее понятие характеризует корпоративную культуру, в которой отсутствует теневая миссия, а декларируемая не является ни догмой, ни формальностью и разделяется практически всеми членами коллектива (см. таблицу 1.2).

Таблица 1.2

Основные характеристики теневой, декларативной

и органичной миссии

Характеристика

Теневая миссия

Декларативная миссия

Органичная миссия

Уровень (сфера)

функционирования.

Ориентация

Топ-менеджмент.

Эзотерическая

Маркетинговые коммуникации.

Эзотерическая

Интегрирует все сферы деятельности и уровни менеджмента компании

Форма

Индивидуальное или групповое видение узкого круга лиц, обладающих реальной властью

в организации

Декларация

о миссии

Декларация

о миссии

Сфера корпоративной культуры

Неформальная

Формальная

Объединяет формальную и неформальную сферы

Динамика

Экстенсивное развитие

Статичная

Интенсивное развитие, соответствующее ритму жизни

и потребностям коллектива

Стратегические ориентиры менеджеров высшего

и среднего звена

Власть, удовлетворение личных интересов

Прибыль и сбыт

Сильная корпоративная культура, обучающаяся организация

8. Для чего нам нужно заниматься разработкой и внедрением миссии?

В условиях стратегического управления фирмой разработка миссии необходима по следующим мотивам:

– выбор миссии-предназначения диктуется главным образом стремлением достичь устойчивого роста прибыли в размерах, достаточных для наращивания стратегического потенциала фирмы;

– миссия способствует формированию или закреплению определенного желаемого имиджа фирмы в представлениях субъектов внешней среды;

– миссия способствует единению внутри организации, развитию корпоративного духа за счет того, что:

а) делает ясными для сотрудников общую цель (в виде качественной формулировки), предназначение существования фирмы;

б) способствует созданию на фирме благоприятного климата, поскольку выражает философию, принципы, ценностные ориентиры фирмы, принимаемые как руководством, так и остальными сотрудниками;

в) сотрудники легче осознают свое место на фирме, быстрее и четче определяют свою роль, концентрируют свои усилия в согласии с целями фирмы;

– миссия дает возможность организовать более действенное управление, поскольку:

а) является базой разработки целей, устанавливая направленность развития и допустимые границы маневрирования, что обеспечивает непротиворечивость набора целей;

б) обеспечивает стандарты (на уровне подходов) для распределения ресурсов и создает базу для оценки использования ресурсов в деятельности фирмы;

в) определяет для сотрудников смысл и содержание их деятельности, что позволяет последним более полно проявить свои способности.

Формирование миссии является важнейшим элементом (целью) экономической стратегии. Формулировка миссии должна содержать следующие элементы:

  1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или товаров, ее основных рынков и основных технологий. Миссия отвечает на вопрос, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма.

  2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы, задавая ей набор ограничений и условий функционирования.

  3. Корпоративная культура фирмы. То есть ответы на вопросы, какого типа рабочий климат существует внутри фирмы, какого типа людей привлекает этот климат. Иначе говоря, культура – это имидж фирмы, ее положение, представление о ней в общественном сознании.

Для успешной деятельности фирмы в условиях рынка недостаточно ответить на простые вопросы – что и для кого производить. Важнее определить зачем или во имя чего существует организация, то есть, какова ее миссия. Если руководители фирм точно знают ответы на вопросы – что, для кого и по какой цене, то вопрос зачем, во имя чего кажется им уже лишним. Чтобы убедиться, что в современном деловом мире миссии придают большое значение, познакомьтесь с примерами миссий различных фирм (см. таблицу 1.3).

Таблица 1.3

Фирма

Формулировка миссии фирмы

Сони

1. Осуществляя прогресс, служить всему человечеству.

2. Всегда стремиться к неизведанному

Мацусита-Деньи

1. Посвящение себя дальнейшему развитию мировой цивилизации.

2. Служение нации путем совершенствования производства

IBM

1. Ориентация на действие, на достижение успеха (экспериментируй первым).

2. Лицом к потребителю. «Стыдно, если хорошее обслуживание является исключением»

Тойота

Строим автомобиль «Тойота» для изменяющейся эпохи

American Red Cross

Наша миссия – улучшать условия жизни людей, заботиться о людях, помогать им избегать критических ситуаций и справляться с ними

Ericsson

Понять возможности и потребности потребителей
и предоставить им коммуникационные решения лучше, чем у конкурентов

RPG Itochu Finance Ltd., дочерняя структура японского концерна Itochu, работающего в сфере Hi-Tech

Развитие через превосходство в сервисе

Canon, свою миссию формулирует в терминах национальной философии Киосэй

Совместная работа и жизнь для всеобщего блага

Британская телерадиовещательная корпорация ВВС

Благодаря ВВС народ будет говорить с народом языком мира. (Эта формулировка отражает основные принципы, на которых базируется каждая передача из Лондона. Она должна быть максимально объективна, взвешена, исключать идеологическую пропаганду, всякий экстремизм)

Если же глобальная цель миссии не сформулирована, то последствия могут быть плачевными для организации (см. рис. 1.4) 23.

  1. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Издание 2-е, дополненное и переработанное (1)

    Учебное пособие
    Г 61 Психологические основы кадрового менеджмента: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / И. В. Головнева; Нар. укр. акад. – 2-е изд., доп.
  2. Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080111 «Маркетинг» Москва • 2007

    Список учебников
    Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080 «Маркетинг»
  3. Учебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

    Учебное пособие
    Написано в соответствии с государственным стандартом по философии. Раскрыта сущность философии, ее основные проблемы и функции. Большое внимание уделено положению человека в мире культуры.
  4. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва «Прометей» 2001

    Реферат
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  5. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

    Список учебников
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  6. Н. В. Шишовой Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва • «Логос» • 2000

    Документ
    Раскрываются становление культурно-исторического подхода к изучению общественного развития и воззрения его ведущих представителей. Представлены основные этапы и закономерности мирового культурно-исторического процесса от доисторического
  7. Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений

    Документ
    доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Московского государственного психолого-педагогического института Т. М. Марютина
  8. Учебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений 2-е издание, переработанное и дополненное

    Учебное пособие
    Настоящее издание представляет собой учебное пособие, содержание ко­торого полностью соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по учебной дисциплине “Эконо­мика”.
  9. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений

    Учебное пособие
    ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998.

Другие похожие документы..