Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Издание 2-е, дополненное и переработанное

11 способов, помогающих найти новый смысл в работе

Члены даже самой эффективной команды иногда могут испытывать неудовлетворенность, усталость от работы, поэтому очень важно помочь им обрести новое видение того дела, которым они занимаются.

1. Знания. Образование необходимо продолжать, новые знания вдохновляют, заставляют нас иначе смотреть на жизнь, новая информация может полностью перевернуть наше представление о работе, показав нам неиспользованные возможности самореализации и саморазвития.

2. Признание. Каждый заслуживает того, чтобы его усилия были оценены по достоинству. Постарайтесь добиться одобрения: ставьте перед собой новые задачи и добивайтесь успеха!

3. Стимулы. Выполняя однообразную работу в течение долгого времени, многие люди начинают относиться к ней без всякого интереса. Если это случилось с вами, найдите в себе силы увидеть новые перспективы; возможно, вам удастся расширить сферу вашей деятельности, внести в нее элементы творчества, а это прекрасный стимул, чтобы сделать вашу работу интересной для вас самих.

4. Сила. Чувствовать себя сильным в хорошем смысле этого слова означает быть уверенным в себе, ощущать себя ценным и полезным человеком. Один из лучших способов ощутить себя сильным – помогать людям. Если работа наскучила и вам необходимо восстановить интерес к ней, попробуйте найти людей, которым вы могли бы передать знания и навыки. Предложите помощь новым сотрудникам или коллегам, у которых возникли трудности.

5. Независимость. Многие люди видят в своей работе только обязанности. К сожалению, когда мы концентрируем внимание только на обязанностях, то теряем ощущение независимости, которое дает работа. Измените фокус вашего зрения и сконцентрируйтесь на тех возможностях чувствовать себя независимым, которые предоставляет вам ваша работа.

6. Удовлетворенность выполненной работой. Удовлетворенность много значит и является мощным стимулом. Если вы чувствуете, что не получаете удовлетворения в работе, постарайтесь определить для себя, чего вы хотите добиться. Для того, чтобы найти область, где вы сможете получить удовлетворение, выберите то, что вас интересует – это может быть список необходимых дел, рабочие обязанности или другие занятия.

7. Взаимоотношения. Так же, как и в семье, отношения на работе очень важны. Мы обнаруживаем, что любим, ненавидим, сомневаемся в людях, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни. Эти отношения многому учат нас и прибавляют опыта. Мы находим на работе замечательных друзей
и видим примеры того, как надо трудиться. Старайтесь находить удовольствие, общаясь с коллегами.

8. Творчество. Творческие способности могут проявляться самым различным образом, независимо от того, чем вы занимаетесь. Как только вы начинаете проявлять свои творческие способности, не только работа становится интересной, но и возрастает ваша уверенность в себе.

9. Преданность. Верность – это прекрасное качество, усиливающее чувство собственного достоинства. Если мы преданы организации, в которой работаем, человеку или идее, мы испытываем гордость, потому что верность предполагает обязательства, трудолюбие и честность. Многие люди по-новому стали относиться к работе или компании после того, как стали проявлять свою преданность им.

10. Удовольствие. Многие из нас забывают или не осознают, что работа может быть источником удовольствия, радости и оптимизма. Это очень важно, потому что мы проводим большую часть своей жизни на работе. Конечно, было бы прекрасно, если бы мы испытывали удовольствие от всего, что делаем,
но это удается немногим. Как правило, большинству что-то нравится в работе,
а что-то нет. И, наконец, есть люди, которых в ней все раздражает. В этом случае кардинальным решением проблем является полная перемена работы. Однако в любом деле можно найти приятные стороны, и только от нас зависит – сумеем ли мы сделать интересным, значительным и приятным то, что мы делаем.

11. Самоуважение. Нам приятно, когда нас уважают, но не менее важно, чтобы мы сами уважали себя. Работа помогает нам уважать себя – как уникального специалиста, как самого опытного, самого исполнительного, самого инициативного и т. д.

Тематика рефератов /тем научно-исследовательской работы

для студентов по курсу

«Психологические основы кадрового менеджмента»

1. Понятие «человеческого фактора» в менеджменте.

2. Функции менеджера по персоналу в современных корпорациях.

3. Психологические основы работы с персоналом: общая характеристика.

4. Методы и практика отбора кадров.

5. Психологические аспекты проведения отборочного интервью.

6. Психологическая оценка и использование человеческих ресурсов организации.

7. Психодиагностика в работе менеджера по персоналу.

8. Персонал: от диагностики к прогнозу эффективности.

9. Личностные факторы, способствующие успеху в деятельности.

10. Индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на карьеру.

11. Методы диагностики профессиональных способностей.

12. Прием на работу и кадровый аудит.

13. Психологические факторы, влияющие на эффективность собеседования.

14. Профессиональная ориентация персонала.

15. Механизмы адаптации новых сотрудников в организации.

16. Личность руководителя и стиль руководства.

17. Ролевой репертуар современного руководителя.

18. Феномен лидерства и диагностика лидерского стиля.

19. Психологические характеристики эффективного лидера.

20. Виды и формы влияния руководителя на подчиненных.

21. Гендерный фактор в менеджменте.

22. Психологические особенности женщины-руководителя.

23. Психологические особенности мужчины-руководителя.

24. Проблемы взаимодействия власти, влияния, лидерства и руководства.

25. Профессиональная диагностика деловых и личностных качеств руководителей.

26. Роль корпоративной культуры в кадровом менеджменте.

27. Пути формирования корпоративной культуры.

28. Проблемы анализа корпоративной культуры организации.

29. Фокус-группы как качественный метод в исследованиях корпоративной культуры.

30. Методы социально-психологической диагностики организации.

31. Имидж и корпоративная культура организации.

32. Пути формирования позитивного имиджа организации.

33. Личный и профессиональный имидж: психотехнологии создания.

34. Социально-психологический климат организации.

35. Теории мотивации персонала.

36. Потребности, стимулы и мотивы деятельности персонала.

37. Психологические аспекты стимулирования персонала.

38. Мотивация персонала: гендерный аспект.

39. Мотивационно-потребностная сфера личности.

40. Мотивация сотрудников и удовлетворенность работой.

41. Роль менеджера по персоналу в разработке системы нематериального стимулирования.

42. Методы разрешения межличностных конфликтов в организациях.

43. Механизмы психологической защиты в деловых конфликтах.

44. Проведение корпоративного обучения: социально-психологический аспект.

45. Тренинги как форма внутрифирменного обучения.

46. Тренинги личностного роста в организациях.

47. Методы и процедуры сбора информации в организации.

48. Понятие «команды» в организациях.

49. Команды в организациях: условия эффективности и современные технологии формирования.

50. Ролевая дифференциация в команде.

51. Корпоративные тренинги как средство сплочения команды.

52. Типы командных работников.

53. «Трудные люди» в организациях: пути коррекции.

54. Влияние группы на поведение и мотивацию ее членов.

55. Поведение членов команды в условиях изменений.

56. Психологическое консультирование в организациях.

57. Ролевые игры в управлении персоналом.

58. Коучинг – новая технология развития менеджерского потенциала.

59. НЛП – технологии развития персонала.

60. Актуальные направления работы с персоналом: отечественный и зарубежный опыт.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Адаптация социальная (от лат. аdapto – приспособляю и socialis – общественный) – 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к социальной среде; 2) результат этого процесса. Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности.

Аудит персонала (кадровый) (англ. audit – проверка или ревизия отчетности) – своеобразный инструмент управления кадровыми процессами, в какой-то мере подобный финансовому или бухгалтерскому аудиту. Сущность аудита персонала – оценка соответствия кадрового потенциала организации ее целям стратегии развития; диагностика причин возникновения проблем по вине персонала, а также оценка их важности и возможности разрешения; формулирование конкретных рекомендаций для руководства и службы управления персоналом по их устранению. Предметом аудита персонала являются практически все составляющие процесса управления персоналом.

Беседа (в психологии) – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Восприятие межличностное – восприятие, понимание и оценка человека человеком. Специфика межличностного восприятия по сравнению с восприятием неодушевленных предметов заключается в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных (познавательных) и эмоциональных компонентов, в более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Важнейшие из изученных механизмов межличностного восприятия следующие: 1) идентификация – понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним; 2) социально-психологическая рефлексия – понимание другого путем размышления за него; 3) эмпатия – понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания; 4) стереотипизация – восприятие и оценка человека путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др.

Деловая этика – совокупность принципов и норм, которыми должна руководствоваться организация и ее члены в сфере управления и предпринимательства. Включает явления различного порядка: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом, моральные принципы членов организации, моральный климат в организации, нормы делового этикета – ритуализированные внешние нормы поведения.

Климат социально-психологический (от греч. klima (klimatos) – наклон) – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива.

Команда – это маленький коллектив единомышленников, осуществляющих какую-то миссию, который характеризуется не только психологической совместимостью, но и высоким уровнем сплоченности. Это единая общность,
в которой задействован групповой потенциал; сочетаются преимущества формальных и неформальных групп при отсутствии их недостатков; обеспечивается наиболее эффективное достижение результатов организации и удовлетворение личных и социальных потребностей членов команды.

Корпоративная (организационная) культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действия. Эти ценностные ориентации передаются членам организации через символические средства духовного и материального окружения организации.

Лидерство (в менеджменте) – существенный компонент деятельности менеджера, связанный с оказанием целенаправленного влияния на поведение отдельных лиц или целой рабочей группы; инструментами такого влияния выступают навыки общения и личностные качества менеджера, отвечающие внешним и внутренним потребностям группы.

Менеджер наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах (структурах) управления предприятия, фирмы, учреждения (любой формы собственности), наделенный субъектом собственности (нанимателем) определенными полномочиями, в том числе правом принимать решения в пределах своей компетенции. Первоначально означало человека, умеющего объезжать лошадей и править ими; происходит от латинского слова «манус» – рука.

Миссия – смысл существования компании, ее роль в мире и значение для общества. Миссия позиционирует компанию в обществе, а отношение к миссии заинтересованных групп (и прежде всего персонала) является индикатором здоровья корпоративной культуры.

Мотивация – понятие, используемое для объяснения последовательности поведенческих действий, направленных на конкретную цель, которая может меняться в зависимости от различных обстоятельств, ситуаций. В понятие «мотивация» входят элементы активации, управления и реализация целенаправленного поведения человека.

Мотивация отрицательная связана с применением осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном, но и психологическом смысле.

Мотивация положительная – это стремление добиться успехов в своей деятельности. Она предполагает проявление сознательной активности; связана
с проявлением положительных эмоций и чувств, например, с одобрением тех,
с кем трудится данный человек.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностямив совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях
и чертах человека, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности.

Отбор персонала идентификация требований, предъявляемых организацией к качествам человека; система мероприятий, обеспечивающая формирование такого состава персонала, количественные и качественные характеристики которого отвечали бы целям и задачам организации; процесс, посредством которого предприятие выбирает из списка претендентов одного, наилучшим образом соответствующего вакантному месту. При отборе человек подыскивается под требования должности.

Отбор психологический – принятие решения о пригодности кандидатов к учебной или профессиональной деятельности с учетом результатов психологических и психофизических испытаний. Ему предоставляется определение совокупности требований к кандидатам на основе психологического анализа предстоящей им деятельности, а затем подбор соответствующих этим требованиям диагностических методик.

Персонал организации совокупность физических лиц, состоящая с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма, и обладающих определенными качественными характеристиками, позволяющими обеспечить достижение целей организации.

Привлечение персонала  совокупность мероприятий, обеспечивающая покрытие потребности в персонале в количественном и качественном отношении с учетом факторов места и времени возникновения данной потребности. Различают внутреннее (сверхурочные, перераспределение работ, перемещения) и внешнее (дополнительный наем, лизинг персонала).

Профессиональная ориентация (от франц. оrientation – установка) – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями, с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.

Профессиональный отбор – разновидность отбора психологического. Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности выполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции.

Резюме краткое описание биографии потенциального работника, где указывается его образование, опыт, интересы и иная информация.

Роль (в социальной психологии) (от франц. role) – социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Стереотипы восприятия (от греч. Stereos – твердый и typos – отпечаток) – относительно устойчивые и упрощенные образы социального объекта (группы, человека, события, явления и т. д.), складывающиеся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и
нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Содержательно родственен стереотипам восприятия ряд явлений, имеющих место в процессе межличностного восприятия – эффекты ореола, первичности, новизны, феномен имплицитной теории личности и т. д. – отражающих определенную тенденцию к восприятию индивидом социального объекта максимально однородным и
непротиворечивым.

Стиль руководства проявление наиболее типичных для должностного лица характерологических и индивидуально-психологических черт в его поведении по отношению к подчиненным.

Стресс (от англ. Stress – давление, напряжение) – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса.

Тестирование процесс диагностического исследования, использующий стандартизованные вопросы и задачи (тесты). Тестирование применяется при решении широкого круга проблем в таких областях, как обучение (оценка эффективности разных форм обучения, уровня подготовленности учащихся, оценка их способностей и пр.); подбор и расстановка кадров на промышленных предприятиях и других организациях (перевод на новое место работы, аттестация кадров, прием на работу и пр.); психологическое консультирование (оказание индивидуальной помощи в кризисных ситуациях, ситуациях делового общения, диагностика профессиональных способностей и др.). В отличие от других психологических методов, тестирование позволяет получить количественные и качественные оценки измеряемых характеристик.

Установка социальная – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта
и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. В социальной психологии социальная установка используется при изучении отношений личности как члена группы к тем или иным социальным объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения, процесса социализации и изменения социальной установки, а также при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях.

Человеческий фактор обобщенное понятие, которым охватывается совокупность всех возможных проявлений деятельностной сущности человека, его социальной, творческой активности и всех возможных последствий человеческой деятельности как на уровне личности, так и на уровне трудовых и любых других коллективов.

Эмоциональный интеллект – способность эффективно управлять собой и своими отношениями с другими людьми; определяется четырьмя фундаментальными способностями: к самоанализу, самоуправлению, социальной приспособляемости и налаживанию социальных связей.

1 Так как подавляющее большинство авторов употребляют эти термины как синонимы, в дальнейшем будет использоваться тот вариант, который идет в авторском тексте.

  1. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Издание 2-е, дополненное и переработанное (1)

    Учебное пособие
    Г 61 Психологические основы кадрового менеджмента: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / И. В. Головнева; Нар. укр. акад. – 2-е изд., доп.
  2. Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080111 «Маркетинг» Москва • 2007

    Список учебников
    Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080 «Маркетинг»
  3. Учебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

    Учебное пособие
    Написано в соответствии с государственным стандартом по философии. Раскрыта сущность философии, ее основные проблемы и функции. Большое внимание уделено положению человека в мире культуры.
  4. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва «Прометей» 2001

    Реферат
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  5. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

    Список учебников
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  6. Н. В. Шишовой Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва • «Логос» • 2000

    Документ
    Раскрываются становление культурно-исторического подхода к изучению общественного развития и воззрения его ведущих представителей. Представлены основные этапы и закономерности мирового культурно-исторического процесса от доисторического
  7. Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений

    Документ
    доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Московского государственного психолого-педагогического института Т. М. Марютина
  8. Учебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений 2-е издание, переработанное и дополненное

    Учебное пособие
    Настоящее издание представляет собой учебное пособие, содержание ко­торого полностью соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по учебной дисциплине “Эконо­мика”.
  9. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений

    Учебное пособие
    ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998.

Другие похожие документы..