Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Издание 2-е, дополненное и переработанное

позиция 65

Те, кто придерживается 65

такой позиции 65

Результат 65

Я в порядке– 65

Ты в порядке 65

Уверены в себе 65

Отзывчивы 65

Поддерживают добрые отношения с окружающими 65

Вызывают доверие 65

Мыслят позитивно 65

Спокойны 65

Отзывчивы к изменению ситуации 65

ПРИВОДИТ 65

КЭФФЕКТИВНОСТИ 65

Я в порядке– 65

Ты не в порядке 65

Имеют раздутое самомнение 65

Трудны в общении 65

Выглядят надменными 65

Подавляют других 65

Преувеличивают свою роль в работе 65

ПРИВОДИТ 65

К АГРЕССИИ 65

И ПАРАНОЙЕ 65

Я не в порядке– 65

Ты в порядке 65

Недостаточно уверены в себе 65

Склоны к отступлению 65

Не имеют достаточной убежденности 65

Не способны взять на себя инициативу 65

Недооценивают свою роль в работе 66

Поддаются стрессам 66

ПРИВОДИТ 65

К ДЕПРЕССИИ, 65

СУИЦИДУ, БЕГСТВУ ОТ РЕШЕНИЯ 65

ПРОБЛЕМ 66

Я не в порядке– 66

Ты не в порядке 66

Недостаточно энергичны 66

Склонны к подавленности 66

Не способны проявлять настойчивость 66

Свыклись с неудачами 66

Недостаточно творчески относятся к работе 66

Провоцируют отрицательные взаимоотношения 66

ПРИВОДИТ 66

К ТУПИКОВЫМ 66

СИТУАЦИЯМ 66

3. Демократическая структура характера. А. Маслоу говорит о демократичности именно как о черте характера, а не о стиле руководства. Поэтому он включает в это понятие, кроме традиционных черт, демократичного поведения (дружелюбие с каждым, вне зависимости от социального статуса, образования, политических убеждений, цвета кожи), еще и скромность, рассматриваемую как желание учиться у любого, кем бы он ни был – лишь бы ему было чему учиться. Общеизвестен факт, что демократический стиль руководства является в настоящее время наиболее универсальным и эффективным. А демократический характер позволяет руководителю стать действительным лидером в своей группе, т. к. такой тип поведения способствует благоприятному психологическому климату, а желание и способность учиться у каждого делает такого человека еще и интеллектуальным лидером. 66

Исследования психологов показывают, что руководители сегодняшнего и завтрашнего дня должны обладать развитой способностью к стратегическому планированию, основывающемуся не на эмпирических представлениях, а на теоретических понятиях, более глубоких, полных и точных по своему содержанию. По мнению М. Бауэра – одного из ведущих специалистов в области управленческого консультирования – вся история послевоенного развития Америки показала, что неумелое принятие решений, неправильные стратегические решения, провалы в планировании всегда были связаны не с недостатком времени или другими трудностями, а, прежде всего, с отсутствием у многих ведущих руководителей бизнеса умения стратегически мыслить. 66

С другой стороны, заслуживают внимания данные эмпирических исследований, показывающие, что развитые способности абстрактного анализа и стратегического планирования – наиболее характерные качества руководителей высшей квалификации. 66

Необходимым условием принятия ответственных, стратегических решений является уверенность в себе, независимость во мнениях и ориентация на цель. Успешный руководитель, менеджер не останавливается на половине дела, не боится ситуаций, в которых ему необходимо брать на себя и нести бремя ответственности. 66

Значимость этих качеств личности руководителей особенно высока сейчас, когда в мире возникает все больше нештатных ситуаций. Исследуя политические, социальные, экономические и психологические силы, действующие в современном мире, и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие посты, авторы книги «Раскрепощенный менеджер» М. Вудкок и Д. Френсис [7] пришли к убеждению, что содержание работы руководителей меняется. Их исследование позволило предсказать те способности и умения, которые требуются от умелого менеджера в настоящее время и в будущем, и выделить одиннадцать факторов, которые, очевидно, будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие десятилетия. 66

Стрессы, давление и неопределенность все в большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем. 67

Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности. 67

Имеется широкая возможность выбора. Поэтому от менеджеров требуется четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели. 67

Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие. 67

Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения – зачастую ограниченны. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной чертой управленческих навыков. 67

Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменения ситуации. 67

Традиционные иерархические отношения затрудняются. Поэтому эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам. 67

Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают запросам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных. 67

Большие затраты и трудности связаны с использованием наемных работников. Поэтому от каждого руководителя требуется более умелое использование людских ресурсов. 67

Возрастающие масштабы изменений требуют развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного «устаревания». Поэтому менеджерам требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков. 67

Сложность проблем все в большей мере требует объединения усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе. 67

В перечисленных факторах также отчетливо прослеживается, если так можно выразиться, психологическая линия. Все более значимыми становятся для управленца любого уровня личностные качества, помогающие психологически грамотно строить отношения с людьми, все в большей степени эффективность деятельности определяется теми нематериальными межличностными отношениями, которые умелый руководитель создает в своей команде. 68

В современых условиях, так как менеджер стоит в центре коммуникационных процессов организации, коммуникативная компетентность занимает ведущее место в структуре профессионализма управленческих кадров 21. 68

Составляющими коммуникативной компетентности являются: 68

1)умение вступать в контакт с другими людьми (коммуникабельность), постоянно поддерживать с ними нужные контакты, что предполагает готовность личности к общению и в плане развития соответствующих ценностей, установок и адекватных умений; 68

2)владение и умение оперировать этой смысловой информацией, которая характеризует как общую, так и профессиональную эрудицию управленца вне зависимости от сферы его деятельности. 68

Многие вышеперечисленные особенности и качества личности успешного руководителя концентрируются в понятии «эмоциональный интеллект» 8. 68

Высокий уровень эмоционального интеллекта является предпосылкой успеха практически в любой сфере деятельности, а если же речь идет о руководителе, то его эмоциональный интеллект является важнейшим фактором формирования благоприятного психологического климата в подразделении (а если речь идет о руководителе высшего звена – то и во всей организации в целом) и одним из компонентов корпоративной культуры. 70

Положительное межличностное взаимодействие между руководителем и подчиненными является стимулирующим фактором в работе каждого сотрудника фирмы. И здесь ярко проявляются различия руководителей по половому признаку. 70

Результаты зарубежных и отечественных эмпирических исследований показывают, что есть одно существенное различие между мужчинами-менеджерами и женщинами-менеджерами. Различие это заключается в большом интересе женщин к отношениям между людьми, что рассматривается, как мы уже убедились, как обязательная составляющая эффективного руководства. Женщины превосходят мужчин в мягкости, демократичности руководства, а, следовательно, и в степени ориентации на собственно человеческие отношения [27]. О значимости человеческих отношений между управляющим и сотрудниками очень выразительно сказали в «Искусстве управления» С. Паркинсон и М. Рустомжи: «Человеческие взаимоотношения – это та область умения ориентироваться, в которой вы не можете делегировать полномочия никому другому. Представьте себе хотя бы на секунду, что человеческими взаимоотношениями заведует отдел кадров! Нет, это ваша работа: не выполняя ее, вы не добьетесь эффективного производства» [15, с. 15]. 70

В целом, подводя итог рассмотрению вопроса о психологических качествах личности успешного менеджера, можно выделить ряд слагаемых, которые являются, действительно, наиболее значимыми в современных условиях. 70

Для достижения успеха в управленческой деятельности необходимы: 70

а) комплекс специальных знаний в области менеджмента, психологии и социологии управления; 70

б) комплекс личностных характеристик, обеспечивающих возможность реализации этих знаний в практике управления на высоком качественном уровне. 70

Набор этих характеристик достаточно широк, но хотелось бы выделить, как наиболее важные, следующие: 70

1.Способность к самоактуализации, которая обеспечивает сильную внутреннюю мотивацию к развитию и к достижению успеха и становится основой для поддержания психологического здоровья личности. 70

2.Комплекс коммуникативных качеств личности, включающий широкий спектр способностей и умений взаимодействовать с другими людьми, оказывать на них целенаправленное воздействие как стимулирующего, так и регулирующего плана. Высокому уровню развития коммуникативной компетентности руководителя способствует социальная одаренность и эмоциональный интеллект. 71

3.Творческие способности, обеспечивающие возможность решения нестандартных проблем, возникающих в процессе управления, быстро и эффективно. 71

К сожалению, многие управленцы еще и сейчас находятся в плену старых, традиционных установок, которые сейчас уже являются тормозом в профессиональном становлении менеджеров, не соответствуют реалиям сегодняшнего дня и ожиданиям сотрудников. 71

Противоречивость сложившейся ситуации ярко демонстрирует содержащаяся в литературе по вопросам практического менеджмента информация о степени значимости профессиональных и личностных качеств руководителя с точки зрения различных участников трудового процесса [3, 5, 9, 20, 24, 31]. 71

Сами руководители выше всего ценят в себе профессиональные и деловые качества. Оценка своих личностных качеств отступает на второй план, а самокритика занимает последнее место. 71

Если говорить об оценке руководителя со стороны подчиненных, то картина резко меняется. В такой оценке на первое место выходят личностные качества, которые в ситуациях общения показывают отношение руководителя к людям («общительный», «отзывчивый», «внушающий доверие», «понятный в общении» и т. д.) 71

Подтверждение этой информации мы находим и у такого известного топ-менеджера, как Ли Якокка: «Очень важно разговаривать с людьми на их языке. Если вам это удастся, они непременно скажут: «Черт возьми, да он просто сказал то, о чем я сам давно думаю!» А если они проникнутся к вам уважением, то пойдут за вами хоть на смерть. И пойдут не потому, что вам присуща некая таинственная аура вождя, но потому, что вы угадали их чаяния. Со своими подчиненными я стараюсь быть прямым и откровенным, насколько возможно» 31]. 71

Д. Трейси в «Менеджменте с точки зрения здравого смысла» 25] говорит, что для того, чтобы стать хорошим менеджером, надо быть психологом, организатором, другом, учителем, экспертом в постановке задач, лидером, человеком, умеющим слушать других, … и это только для начала». 71

Это высказывание еще раз подтверждает очень важную истину – добиться успеха в делах руководитель может только тогда, когда он сумеет эффективно работать с персоналом. А это предполагает серьезную работу над совершенствованием своей личности, тех ее качеств, которые являются необходимым базисом успешности. 71

2.2. Руководитель как лидер современной организации 72

2.3. Психологические и социальные проблемы руководства 85

Любая сфера профессиональной деятельности может приводить к серьезным личностным деформациям, но особенно вероятность личностных деформаций возрастает тогда, когда работа связана с ситуациями попадания в непосредственную зависимость от профессионализма других людей в процессе выполнения этим профессионалом своих должностных функций. Такая зависимость есть всегда в отношениях «начальник – подчиненный». Избежать серьезных личностных деформаций, проявляющихся в отношениях к другим людям могут только психологически здоровые личности. Способность к самоактуализации обеспечивает возможность поддержания психологического здоровья, что также способствует достижению высоких показателей в работе. Кроме того, экономическая нестабильность, являющаяся реальностью жизни большинства населения Украины, представляет собой фактор, негативно влияющий на психологическое здоровье личности. Для управленца же эта ситуация усугубляется постоянным нахождением в центре зачастую очень сложного клубка межличностных отношений, складывающихся в коллективе сотрудников, бременем ответственности за принятые решения и т. д. 88

1.Андерсон Р. «Акулы» и «Дельфины» (Психология и тика российско-американского делового общения) / Р. Андерсон, П. Н. Шихерев. – М., 1994. 89

2.Артемьев В. Руководитель, воспитай лидера… / В. Артемьев // Справ. кадровика. – 2003. – № 1. – С. 57–59. 89

3.Бандурка А. М. Психология управления / А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская. – Х.: ООО «Фортуна-пресс», 1998. 89

4.Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – М., 2003. 89

5.Блинов А. О. Искусство управления персоналом / А. О. Блинов, О. В. Василевская. – М.: ГЕЛАН, 2001. 89

6.Бринькова Н. Ценности руководителя – успех компании / Н. Бринькова // Отдел кадров. – 2002. – № 16. – С. 8–9. 89

7.Вудкок М. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика / М. Вудкок, Д. Френсис; Пер. с англ. – М.: Дело, 1991. 90

8.Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 301 с. 90

9.Дорошева М. В. Подбор руководителя для конкретного коллектива / М. В. Дорошева // Психология в бизнесе. – М., июль–дек. 1997. – С. 68–81. 90

10.Иванов М. А. Организация как Ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса / М. А. Иванов, Д. М. Шустерман. – М., 2003. 90

11.Колпаков В. Лидерство – фактор общественного развития: Проблемы формирования управленцев-лидеров / В. Колпаков, О. Анасимов // Персонал. – 2005. – № 4. – С. 68–73. 90

12.Комаров И. Искушение властью / И. Комаров // Менеджмент и менеджер. – 2001. – № 1. – С. 25–31. 90

13.Максвелл Д. Воспитай в себе лидера / Д. Максвелл. – Минск.: «Попури», 2002. – С. 224. 90

14.Маслоу А. Самоактуализирующиеся люди: исследование психического здоровья / А. Маслоу // Курс практической психологии: Для высш. управлен. персонала. – Ижевск: Изд-во ун-та, 1995. – С. 135–168. 90

15.Паркинсон С. Искусство управления / С. Н. Парукинсон, М. К. Растомже // Пер. с англ. – М.: Агенство «ФАИР», 1998. 90

16.Петренко А. Всепоглощающий аппарат. Власть руководителя и проблема профессиональной деформации личности / А. Петренко // Персонал. – 1998. – № 2. – С. 46–53. 90

  1. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Издание 2-е, дополненное и переработанное (1)

    Учебное пособие
    Г 61 Психологические основы кадрового менеджмента: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / И. В. Головнева; Нар. укр. акад. – 2-е изд., доп.
  2. Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080111 «Маркетинг» Москва • 2007

    Список учебников
    Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080 «Маркетинг»
  3. Учебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

    Учебное пособие
    Написано в соответствии с государственным стандартом по философии. Раскрыта сущность философии, ее основные проблемы и функции. Большое внимание уделено положению человека в мире культуры.
  4. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва «Прометей» 2001

    Реферат
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  5. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

    Список учебников
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  6. Н. В. Шишовой Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва • «Логос» • 2000

    Документ
    Раскрываются становление культурно-исторического подхода к изучению общественного развития и воззрения его ведущих представителей. Представлены основные этапы и закономерности мирового культурно-исторического процесса от доисторического
  7. Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений

    Документ
    доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Московского государственного психолого-педагогического института Т. М. Марютина
  8. Учебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений 2-е издание, переработанное и дополненное

    Учебное пособие
    Настоящее издание представляет собой учебное пособие, содержание ко­торого полностью соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по учебной дисциплине “Эконо­мика”.
  9. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений

    Учебное пособие
    ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998.

Другие похожие документы..