Информационный бюллетень 13 июня 2012 года

Мы серьезно обеспокоены ростом активности международных террористических и экстремистских сетей в Сирии. Говоря о применении единых стандартов, о справедливости в отношении той или иной ситуации, напомню, что для оправдания необходимости внешнего вмешательства сейчас все чаще указывают на проблему беженцев из Сирии. Если посмотреть на статистику, по данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), количество покинувших Сирию сейчас достигает 80 тыс. чел. Из них около 28 тыс. чел. в Ливане, 5 тыс. чел. – в Иране, 21,5 тыс. чел. – в Иордании и порядка 25 тыс. чел. – в Турции. Эти люди, конечно, нуждаются в поддержке. Мы рассчитываем, что ко всем лагерям беженцев будет обеспечен доступ специалистов из УВКБ ООН, но, наверное, цифра 80 тыс. чел. будет увеличиваться. Ее, тем не менее, нужно соотносить с другими параметрами. Например, с количеством беженцев в самой Сирии. По оценкам, которые в целом подтверждаются из разных источников, в САР проживает около одного миллиона беженцев из Ирака и порядка полумиллиона переселенцев из Палестины. Кто-нибудь когда-нибудь думал о них? Я не слышал о такой заботе.

Я уже приводил пример Югославии. Кто-нибудь вспоминает о сотнях тысяч сербских беженцев из Косово и Восточной Славонии? Это самая крупная этническая группа беженцев в Европе, но о них вообще никто не говорит.

Мы были удовлетворены тем, что ценой немалых усилий удалось создать международный инструмент для содействия продвижению к мирному урегулированию в Сирии – это план К.Аннана и Миссия наблюдателей ООН. Они работают, но, тем не менее, план урегулирования стал серьезно пробуксовывать. Об этом в последние дни с тревогой говорилось на Генеральной Ассамблее ООН и в Совете Безопасности ООН. Не видим альтернативы выполнению этого плана в качестве пути к мирному урегулированию. Подчеркиваю, к мирному урегулированию, а не к насильственной смене режима через масштабную конфронтацию с массовыми жертвами среди мирного населения.

Мы не можем допустить насилия против мирных людей и должны сделать все, чтобы в качестве приоритетнейшей задачи остановить это насилие. План К.Аннана дает такую возможность. Самое важное – чтобы он выполнялся в полной мере и всеми без исключения, включая внешних игроков. Благодаря этому плану 12 апреля с.г. было достигнуто перемирие. Да, оно нарушается, но в первое время уровень насилия пошел на спад, появились признаки стабилизации обстановки, тысячи людей, которые ранее взялись за оружие, сложили его, воспользовались объявленной властями амнистией. Несколько сотен политзаключенных и лиц, которые были задержаны за участие в антиправительственных демонстрациях, были освобождены, хотя имеют место и новые аресты.

Правительству Сирии удалось договориться с ооновцами о допуске целого ряда гуманитарных организаций в наиболее пострадавшие провинции САР с целью реализации Плана чрезвычайного гуманитарного реагирования ООН, принятого Дамаском. Были достигнуты серьезные подвижки в расширении доступа журналистам и количества СМИ, которые работают сейчас в САР, а также создан механизм наблюдения «на местности».

Но первые обнадеживающие признаки, которые стали проявляться после 12 апреля с.г., видимо, не вписывались в логику тех, кто действовал по принципу «чем хуже – тем лучше», тем скорее, мол, международное сообщество окончательно возмутится и вмешается в сирийские дела. Именно в этом я усматриваю главную причину того, что план К.Аннана сейчас начал пробуксовывать. Мы не хотим такого допустить. Хотим честно и откровенно переговорить со всеми, кто так или иначе «завязан» на сирийский кризис, о реальных причинах сбоя и торможения в выполнении положений плана спецпосланника ООН/ЛАГ. Во многом эти сбои коренятся в нескоординированности шагов внешних игроков. Важно только понять, вызвана ли эта нескоординированность отсутствием площадки для диалога или является результатом намеренной линии на срыв плана.

Надеемся, что причина заключается в том, что мы мало откровенно между собой говорим. Безусловно, существует Совет Безопасности ООН, но за его пределами остаются другие очень важные игроки – ЛАГ, Турция, Иран, соседние с Сирией страны – Ливан, Иордания и Ирак. Необходимо всем собраться вместе и на основе плана К.Аннана и резолюций СБ ООН, которые его одобрили и санкционировали Миссию ооновских наблюдателей, поддержать эти важнейшие документы. Нам надо честно и откровенно, глядя друг друга в глаза, договориться о том, что, если на словах мы все приветствовали план К.Аннана и одобрили его консенсусом в Совете Безопасности ООН, то нужно на деле активно воздействовать на всех без исключения сирийцев, чтобы заставить их прекратить воевать и сесть за стол переговоров.

Убежден, если в этом направлении будет проявлена солидарная воля всех основных внешних игроков, то результат будет достигнут. А затем можно будет сразу переходить к началу политического диалога, конечно же, на основе плана К.Аннана, который предполагает необходимость оппозиции объединиться на платформе готовности к такому диалогу, а также начало переговоров между правительством и всеми сирийскими оппозиционными группами.

Исходя из таких оценок и соображений, мы предлагаем срочно начать работу над подготовкой международной конференции по Сирии. Речь идет о компактной группе участников. Повторю, цель конференции – оказать содействие реализации плана К.Аннана и резолюциям СБ ООН и собрать всех, кто повседневно влияет на ситуацию в Сирии. По нашему мнению, в форуме должны принять участие пять постоянных членов СБ ООН, соседи Сирии – Ирак, Ливан, Иордания, Турция и представители ЛАГ. Кстати, Ирак сейчас председательствует в ЛАГ. Необходимо пригласить также Катар, председательствующий в Комитете ЛАГ по Сирии. Было бы важно пригласить за стол переговоров Саудовскую Аравию как крупнейшую страну Персидского залива, Иран. Полагаем, что мероприятие должно проходить под «зонтиком» ООН. Среди участников я видел бы также и Европейский союз, который проявляет живой интерес к происходящему в Сирии и хочет преодолеть нынешний кризис, как подтвердилось в наших беседах во время прошедшего 3-4 июня саммита Россия-ЕС в Санкт-Петербурге.

Мы хотим, чтобы на конференции состоялся откровенный разговор, в ходе которого стало бы ясно, насколько реально договориться о скоординированных, солидарных, бьющих, как говориться, «в одну точку» действиях по отношению как к правительству САР, так и ко всем группам оппозиции.

Что касается сроков созыва конференции – чем скорее, тем лучше. Конечно, нельзя просто собираться, не проговорив все аспекты с упомянутыми странами. Наверняка, потребуются также экспертные встречи. Мы активно работаем со всеми нашими коллегами и считаем, что сейчас принципиально важно создать информационный фон, располагающий к поиску путей скорейшего прекращения насилия и началу политического диалога. Если ежедневно будут звучать призывы к скорейшему вмешательству вооруженным путем в сирийские дела, обвинения без предъявления каких-либо фактов в адрес режима Б.Асада, а наши коллеги не будут дожидаться результатов расследования, которые проводят наблюдатели ООН и гуманитарные агентства, в том числе и Совет по правам человека, если будут каждый день говорить, что «стоит только России приказать Б.Асаду, и все встанет на свои места», то мы не достигнем необходимого результата.

Поэтому ответственность, ответственность и еще раз ответственность. Безответственные же заявления могут привести к таким пожарам, которые мы потом не сможем потушить. Нельзя посылать сигналы, которые ежедневно углубляют убежденность оппозиции в том, что ей вот-вот помогут, как помогли в Ливии.

Вопрос: Сергей Викторович, можно ли сейчас говорить о том, что разные силы умышленно толкают план К.Аннана к провалу? Не обречены ли такие попытки на успех в силу того, что кроме Сирии и России больше никто не предпринимает шагов по его выполнению?

С.В.Лавров: В своем вступительном слове я уже сказал о впечатлении, что есть очень влиятельные силы, которые хотели бы сорвать план К.Аннана с целью доказать неспособность сирийского руководства сотрудничать в реализации этого документа и тем самым оправдать силовое вмешательство в кризис. Эти попытки видны «невооруженным глазом», и даже неискушенным людям понятно, о чем идет речь и что стоит за теми или иными призывами, заявлениями и обвинениями.

Я уже упомянул, что Совет Безопасности ООН не санкционирует вооруженное вмешательство. Этого не произойдет не потому, что мы защищаем Б.Асада или его режим, а потому, что знаем, насколько сложным является межконфессиональный состав сирийского государства. Мы также понимаем, что некоторые из требующих военного вмешательства в САР хотят сломать существующий межконфессиональный состав и, по большому счету, сделать Сирию полигоном войны за первенство внутри исламского мира. Это опаснейшая тенденция. Россия будет делать все, чтобы предотвратить подобный сценарий.

Когда призывают Совбез ООН санкционировать действия по Главе VII Устава, предусматривающей принудительные меры вплоть до применения вооруженной силы, мы не можем абстрагироваться от того, что произошло в Ливии, когда одна резолюция была принята консенсусом, а вторая не получила ни российского, ни китайского вето, и когда обе резолюции были нарушены грубейшим образом в практических действиях НАТО, вызвавшейся их выполнять. Консенсусное решение о введение оружейного эмбарго никто из стран,поддерживающих повстанцев, не выполнял.

Наши коллеги из ряда арабских и европейских государств открыто и даже с какой-то гордостью говорили, что они поставляли оружие противникам режима М.Каддафи. Тогда зачем предлагать оружейное эмбарго?

Еще раз подчеркну, мы защищаем не режим, а шансы на стабильность в этом регионе, шансы на устойчивость в исламском мире и международное право. То, как разрешится сирийский кризис съиграет огромную роль в том, каким будет дальнейшее мироустройство – будет ли оно опираться на Устав ООН или рассматриваться как место, где действует «право сильного».

Вопрос: Есть ли у России доказательства, которые позволяют предположить, что военная операция сирийской оппозиции проходит под контролем или командованием внешних сил?

С.В.Лавров: Существует достаточно данных о снабжении вооруженной оппозиции оружием и другими средствами поддержания боеспособности, а также информационной поддержке, оказываемой «Сирийской свободной армии» (ССА). Есть также информация, кто руководит этой «армией» и кто командует различными группами, так или иначе в нее входящими. Некоторые из них подчиняются жесткой дисциплине, другие действуют менее скоординированно. Имеются также сведения о местонахождении штаба ССА и о том, какие страны помогают деньгами. Наши саудовские и катарские коллеги, кстати, открыто об этом говорят.

Вчера (8 июня) в Стамбуле состоялся съезд сирийских бизнесменов, на котором было объявлено о создании фонда для финансирования ССА. Убежден, что по линии специальных служб имеется больше, чем достаточно информации. В том числе и у британских ведомств, имеющих одну из самых высоких репутаций на этом поприще. Вся информация доступна также европейским странам и НАТО. Мы это знаем. В частных беседах, без журналистов, наши иностранные коллеги проявляют великолепную осведомленность о том, что реально происходит в Сирии.

Вопрос: Обсуждали ли Россия и США возможность «йеменского» сценария, по которому Б.Асад покинет свой пост и уедет из Сирии?

С.В.Лавров: Что касается «йеменского» сценария, то не хочется все сводить к упрощенным схемам. В Йемене, кстати, далеко не все еще успокоилось и не все так просто, несмотря на реализацию плана выхода из кризиса, который заключался как раз в том, о чем мы говорим. Йеменские стороны сами сели за стол и договорились. Там не было предварительных условий подобно изначальному обязательному уходу президента в отставку. Мирный план стал результатом договоренности. Если об этом же договорятся сами сирийцы, мы будет только рады поддержать такую развязку, как, я убежден, и многие другие государства. Но по принципиальным причинам мы считаем неприемлемым навязывать условия диалога извне. Это не путь к устойчивому решению проблемы. Сирийцы сами должны определять свою судьбу и договариваться между собой через всенародное волеизъявление.

Конференция, которую мы предлагаем, как раз и задумана, чтобы создать для этого условия и чтобы внешние игроки не мешали такому процессу. Сейчас же они мешают процессу урегулирования, «подзуживая» одну сторону к продолжению так называемой «освободительной борьбы» до тех пор, пока мировое сообщество не вмешается и не осуществит военную интервенцию. Я цитирую и.о.руководителя «Сирийского национального совета» Б.Гальюна, который буквально заявил – «продолжайте освободительную борьбу до тех пор, пока не начнется внешняя интервенция».

Предлагаемая нами конференция, в случае поддержки идеи ее проведения, наверняка, должна пройти не в один этап, и даже с возможным созданием рабочих механизмов. Она призвана устранить негативное вмешательство внешних игроков в нынешний конфликт и перенаправить волю, энергию и возможности всех внешних сил на содействие прекращению кровопролития и запуску общесирийского диалога. Мы должны создать такие условия, а договариваться – самим сирийцам.

Вопрос: В западных СМИ и экспертных кругах все чаще прямо или косвенно раскручивается тема поставок российского оружия Сирии. Она постоянно вплетается в канву многочисленных публикаций, например британских, создавая впечатление, что именно из российского оружия якобы убивают мирных сирийских граждан.

Не могли бы Вы привести аргументы, которые позволили бы прекратить или хотя бы минимизировать спекуляции на эту тему?

С.В.Лавров: Или опровергнуть эту ложь.

Россия не поставляет сирийскому правительству никаких вооружений, которые даже при самой большой фантазии могут использоваться против мирных демонстрантов. Мы завершаем выполнение контрактов, которые были давно подписаны и оплачены на поставку средств противовоздушной обороны. Эти средства можно использовать исключительно, если Сирия подвергнется нападению извне. Больше мы ничего не поставляем. Когда в Сирии начались волнения, мы приняли специальное решение, что в случае обращений не будем экспортировать ни стрелковое оружие и ничего, что может быть так или иначе использовано при подавлении внутренних акций.

В некоторые страны Персидского залива наши американские коллеги поставляют вооружения, которые как раз можно применять против мирных демонстрантов. Совсем недавно бы заключен очередной подобный контракт.

Как вы помните, в ходе ливийского конфликта было объявлено оружейное эмбарго. И что? Правительству в Триполи никто ничего не продавал, а оппозицию просто «накачали» оружием, на ливийской территории вместе с повстанцами работал европейский спецназ.

Это еще один пример того, что нужно быть честными. Это пригодится в будущем.

Вопрос: Сергей Викторович, Вы уже отметили, что вооруженные террористические группировки в последнее время активизировали свои действия. К счастью, последние преступления обошлись без жертв и пострадавших среди семей российских специалистов. Вчера в окрестностях Дамаска был взорван трансформатор. Тем не менее, некоторые внешние игроки говорят, что хотят выполнить план К.Аннана. В связи с этим последнее время много спекуляций, разных слухов о том, что российская позиция может измениться. Можно ли рассматривать последнюю инициативу России о проведении международной конференции, которую К.Аннан называет «контактной группой», как изменение российской позиции в отношении плана спецпосланника ООН/ЛАГ?

  1. Информационный бюллетень 7 июня 2012 года

    Информационный бюллетень
    Подписан закон о заявлении России в связи с Протоколом по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования
  2. Информационный бюллетень 20 июня 2012 года

    Информационный бюллетень
    О встрече специального представителя Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку, заместителя Министра иностранных дел России М.Л.Богданова с помощником Президента Сирии Б.
  3. Информационный бюллетень 6 июня 2012 года

    Информационный бюллетень
    О встрече специального представителя Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку, заместителя Министра иностранных дел России М.Л.Богданова с Временным поверенным в делах КНР в Москве Чжан Хайчжоу
  4. Информационный бюллетень 21 июня 2012 года

    Информационный бюллетень
    Председатель Правительства России Д.А.Медведев прибыл с рабочим визитом в Федеративную Республику Бразилия, где примет участие в третьей сессии Конференции ООН по устойчивому развитию «РИО + 20»
  5. Информационный бюллетень 18 июня 2012 года

    Информационный бюллетень
  6. Информационный бюллетень 27 июня 2012 года

    Информационный бюллетень
    Выступление заместителя Министра иностранных дел России А.В.Грушко на Ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности (ЕКОБ-2012),
  7. Информационный бюллетень 8 июня 2012 года

    Информационный бюллетень
    Протокол о внесении изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года
  8. Информационный бюллетень 13 июля 2012 года

    Информационный бюллетень
    О телефонном разговоре статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина с первым заместителем Министра иностранных дел Белоруссии И.
  9. Информационный бюллетень 13 марта 2012 года

    Информационный бюллетень
    Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на заседании Совета Безопасности ООН по проблематике«Положение на Ближнем Востоке: вызовы и возможности»,

Другие похожие документы..